Файл: Уровень и качество жизни понятие, индикаторы, современное состояние в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1209

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от иерархического уровня показатели делят на макропоказатели (например, ВВП, ВНП или ЧНП; номинальные и реальные доходы населения; продолжительность рабочей недели; свободное время; уровень инфляции)  и микропоказатели (характеризуют удовлетворение основных потребностей на уровне индивида или семьи).

Исследования дают основание полагать, что экономическая категория «качество жизни населения» может быть определена как «сформировавшаяся в массовом сознании, обобщенная оценка совокупности характеристик условий жизни населения». Данные характеристики можно рассмотреть при помощи семи интегральных свойств качества жизни:

1. Качество населения, интегрирующее такие его свойства, как способность к воспроизводству (рождаемость, смертность, заболеваемость, инвалидность, ожидаемая продолжительность жизни и т.п.), способность образовывать и сохранять семьи (брачность, разводимость), уровень образования и квалификации (доля населения, охваченного обучением в соответствующих возрастных группах, достигнутый уровень образования и т.п.).

2. Благосостояние. Материальный аспект благосостояния характеризуют показатели доходов, текущего потребления и сбережений населения (величина доходов в реальном выражении, их распределение по направлениям использования и различным социально-экономическим группам населения, структура потребительских расходов населения, наличие в домашних хозяйствах потребительских товаров длительного пользования, накопление имущества и ценностей и др.), а также такие макроэкономические показатели, как ВВП на душу населения, фактическое  потребление домашних хозяйств,  индекс  потребительских цен, уровни безработицы и бедности.

3. Условия жизни населения. Понятие «условия жизни» включает в себя характеристики жилищных условий, обеспеченность населения мощностями здравоохранения, образования, культуры, использования свободного времени, социальной и географической мобильности и т.п.

4. Информированность населения, характеризующая доступность к средствам телекоммуникации  и информационных инфраструктур (операторы мобильной радиосвязи, информационные ресурсы, интернет-технологии и т.д.).

5. Социальная безопасность (или качество социальной сферы), отражающая условия труда, социальное обеспечение и социальную защиту, физическую и имущественную безопасность.


6. Качество окружающей среды (или качество экологической ниши), аккумулирующее данные о загрязнении воздушного пространства, воды, о качестве почвы, уровне биоразнообразия территории и т.п.

7. Природно-климатические условия, характеризующиеся климатическими условиями, частотой и спецификой форс-мажорных ситуаций (наводнений, землетрясений, ураганов и других стихийных бедствий).

Что касается уровней жизни населения, то социологи и экономисты выделяют четыре степени:

  1. Достаток – пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;

  2. Нормальный уровень – рациональное потребление, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;

  3. Бедность – потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы;

  4. Нищета – минимально допустимый набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддержать работоспособность человека.

Таким образом, существуют различные показатели и индикаторы, при помощи которых  можно подробно охарактеризовать качество жизни. Саму категорию «качество жизни» можно свести к  семи интегральным свойствам, которые  составляют среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения.

























2. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ


    1. Субъективные и объективные индикаторы

Индикаторы качества жизни (ИКЖ) населения играют важную роль в процессе управления социально-экономическим развитием. Сегодня ученые выделяют три основных типа индикаторов качества жизни: объективный, субъективный и интегральный (совмещение предыдущих).

Объективные ИКЖ наиболее распространенные. При таком подходе качество жизни определяют через параметры объективных условий и процессов жизнедеятельности. Объективные показатели делятся на 2 группы: природные (географическое положение, климат, экология, биологическая безопасность) и социальные (демографические, экономические, правовые, культуры, здравоохранения). При всех возможных вариантах среди объективных показателей в настоящее время обязательно присутствуют: средняя ожидаемая продолжительность жизни в стране, ВВП на душу населения (или производство продуктов питания и промышленных товаров на душу населения) и уровень загрязнения окружающей среды.

Субъективные ИКЖ строятся на субъективных оценках. Такой подход подразумевает определение качества жизни на основе социологических опросов.

В числе субъективных показателей  качества жизни выделяют: 
1. Когнитивные (рациональные), которые состоят из оценки общей удовлетворенности жизни и оценок удовлетворенности различными сферами жизни (здоровье, семейное положение и отношение к семье, работа, социальный статус, финансовое положение, жилищные условия, возможности получения образования и др.).

2. Эмоциональные, которые представляют собой соотношение величин позитивного и негативного аффектов. К позитивным аффектам относятся ощущение счастья, социальной поддержки и защищенности, личной компетенции и состоятельности и т.д. Негативные аффекты выражаются в ощущении депрессии, тревоги, безысходности, стресса и т.д..

Как подчеркивают Е.А. Неретина, Т.А. Салимова и М.Ш. Салимов, несмотря на то, что субъективная сущность является важной составляющей качества жизни, учет субъективных индикаторов в большинстве современных методик отсутствует. Это объясняется, по их мнению, прежде всего сложностью проведения необходимых социологических исследований и трудностями, возникающими при анализе полученной информации. Тем не менее, использование субъективных индикаторов – необходимое условие получения достоверной картины качества жизни населения.


Россошанский А.И. предлагает определять удовлетворенность человека качеством жизни по следующим направлениям: социальное положение, система безопасности региона, состояние здоровья, труд, образование, круг общения, семейные отношения.

Среди западных специалистов одной из первых методик определений качества жизни с субъективной точки зрения была анкета, разработанная Л.В. Портером, с помощью которой можно было определить степень удовлетворенности потребностей выживания, социальных потребностей, эго-потребностей и потребностей в самореализации. Исследования последних 20 лет, проведенные социологами США, раскрыли связь с качеством жизни личностного статуса и ценностей индивидов. В общем случае статусные индикаторы, имеющие отношение к качеству жизни, состоят в следующем:

    • Доход. По мнению одних ученых, доход положительно связан с субъективными и с объективными замерами качества жизни.

    • Характер работы. Исполнители и профессионалы дают самые высокие оценки субъективных компонент качества жизни. «Белые воротнички» счастливее людей в «синих воротничках», но люди из престижных категорий, подобных профессионалам-производственникам, менеджерам, собственникам, существенно не различаются в оценке субъективных компонентов.

    • Образование. Те же специалисты говорят, что образование прямо не связано с качеством жизни.

  • Возраст. По мнению Дж. Бреннана, молодые люди меньше удовлетворены жизнью, чем люди в возрасте, вне зависимости от места проживания. Как считают А. Кэмпбелл, А.Р. Херцог, В.Л. Роджерс и Дж. Вудворд уровни удовлетворенности всеми аспектами жизни, здоровья, растут вместе с возрастом. По мнению А.С. Мичелоса, оценки качества жизни пожилыми людьми зависят от состояния жилья и от здоровья.

  • Пол. Тендер Б., В. Брайант и Д. Верофф убеждены, что мужчины и женщины в процессе самооценки субъективных компонент качества жизни: несчастий, недостатка признания, чувств незащищенности, недостатка уверенности, неопределенности и стрессов, – используют одни и те же шесть базовых категорий оценки.

  • Брачный статус. Связан с общей оценкой счастья. По мнению Р. Инглхарта и Дж. Рабьера, данные показывают, что находящиеся в браке индивиды относятся к наиболее удовлетворенным жизнью группам населения, разведенные – к наименее довольным. При этом женщины в меньшей степени удовлетворены в браке, чем мужчины.

  • Национальность. По мнению Ф.М. Эндрюса и Р. Инглхарта, международные исследования показывают много общего в оценке степеней удовлетворенности жизнью в разных странах.

  • Место проживания (город-село). Как считают Р.М. Фернандес и Д.С. Кулик, горожане в среднем менее довольны жизнью, чем жители села.

  • Здоровье. Как считает А. Кэмпбелл, здоровье важно для пожилых и для тех, у кого с ним проблемы.

  • Внешность. Он же выдвигает тезис, что люди, оцениваемые как привлекательные, оценивают свою жизнь и самочувствие выше, но менее довольны жизнью.

  • Социальное окружение. Значение социального окружения существенно, но его не следует преувеличивать. Кемпбелл А., Конверс П. и Роджерс В. обнаружили весьма слабые связи между переменными социального окружения и параметрами удовлетворенности жизнью, а Ф.М. Эндрюс и С. Витни показали, что объединенные воздействия возраста, тендера, дохода, образования и занятости ответственны только за часть изменения общей степени удовлетворенности жизнью. Доказано, что персональные ценности, цели и перспективы, имеющие отношение к качеству жизни, включают: персональные нужды, внутренние состояния, материальные и постматериальные ценности, религиозные факторы, характеризующие членство в том или ином религиозном сообществе. Психологические подходы показали, что источник качества жизни – удовлетворенность личных потребностей.


Интегральный подход предполагает, что объективные и субъективные показатели необходимо рассматривать как равнозначные. При этом остается открытым вопрос о том, как вычислить интегральную оценку, то есть построить индекс, который объединил бы в себе и объективную и субъективную оценки. Многие авторы придерживаются мнения о том, что из-за сложностей вычисления и математического обоснования такого индекса его не нужно строить совсем, следует ограничиться только согласованием этих двух типов оценок.

2.2. Индекс развития человеческого потенциала

В рамках международных исследований качества жизни населения были предложены различные подходы и индикаторы его оценки. К числу наиболее часто используемых показателей качества жизни относится индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Индекс человеческого развития (ИЧР), до 2013 года «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 году группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе А.Сена. Индекс публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года.

Стоит отметить, что отчёты по ИРЧ запаздывают на 2 года. Так, официальная публикация последнего доклада состоялась 14 марта 2014 года в Мехико. Отчёт был составлен на основании статистических данных от 15 ноября 2012 года.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) состоит из трех равнозначных компонентов:

  • дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;

  • образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 7 до 24 лет (с весом в 1/3);

  • долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).