Файл: 5 Общие закономерности развития младшего школьника.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В отличие от подвижных игр спортивные игры требуют устойчивых условий проведения, твердых правил, точного числа участников с определенным уров­нем подготовленности. Чтобы совершенствоваться в избранной спортивной игре, надо соблюдать определенный режим тренировки. Специалист по физи­ческому воспитанию должен уметь ориентироваться в соответствии подвиж­ных игр закономерностям возрастного развития детей (младшего школьного возраста, 7-12 лет; среднего школьного, или подросткового возраста, 12-15 лет) и молодежи (старшего школьного, или юношеского возраста, 15-17 лет).

Важно предусматривать некоторые отличия в содержании и форме подвижных игр для детей разных возрастных групп, а также умело отбирать их, исходя из конкретных условий. В руках педагога они могут стать отличным средством со­вершенствования процессов роста, морфологического и функционального разви­тия организма, содействовать повышению уровня общей физической подготов­ленности занимающихся.

Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкрет­но направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совер­шенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревнова­тельным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).

Добиться значительного сокращения времени простой реакции — трудная задача. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период мно­голетней тренировки примерно 0,10-0,15 с. Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он бу­дет быстро реагировать на них и в других ситуациях. Сложные двигательные ре­акции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и вне­запной сменой ситуации действий (подвижные и спортивные игры, единоборства), Большинство сложных двигательных реакций в физического воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, в данной ситуации) и реакций на движущийся объект. Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избира­тельно направление воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для это необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются спе­циальные условия, способствующие сокращению вымени реакции. При воспита­нии быстроты реакции на движущийся объект, особое внимание уделяется со­кращению времени начала компонента реакции нахождения и фиксации объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появляется внезап­но и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего време­ни сложной двигательной реакции обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:


1) воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объектов поле зрения (например, когда занимающийся не впускает мяч из поля зрения, время у него само собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта;

2) направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту.

Время реакции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Учитывая это, при воспитании быстро­ты реакции выбора стремятся прежде всего научить занимающихся искусно поль­зоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую инфор­мацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготови­тельными действиями, общей манерой поведения. Применяя для совершенствова­ния реакции выбора специально подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора Число альтернатив, для чего постепенно увеличи­вают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых парт­неру так и число ответных действий. На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающегося, тип сигнала, сложность и осво­енность ответного движения.


2.3. Легкоатлетические упражнения направленные на развития

быстроты движений у детей младшего школьного возраста

Внешнее проявление быстроты движений выражается скоростью двигатель­ных актов и всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способ­ностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.).

Скоростные способности - это совокупность индивидуальных особенностей, обу­словливающих быстроту выполнения двигательных действий. К числу основных скоростных способностей относятся: быстрота простой и сложной двигательных реакций; быстрота отдельных движений, не отягощенных внешним сопротивлени­ем; быстрота, проявляемая в темпе (частоте) движений. Являясь формами проявления быстроты, скорость одиночного движения и частота движений обусловлены подвижностью нервных процессов, соотношением быст­рых и медленных мышечных волокон, владением техникой упражнения и уровнем динамической силы у конкретного спортсмена.

При подборе тренировочных упражнений для развития скорости движений необ­ходимо учитывать степень их освоения. В случае использования неосвоенных уп­ражнений внимание спортсмена будет сосредоточено не на быстроте выполнения упражнения, а на способе его выполнения. Планируя скорость выполнения уп­ражнения, следует помнить, что быстрое сокращение мышц в процессе движения сопровождается увеличением тонуса мышц-антагонистов, что вызывает тор­мозящий эффект, который носит охранительный характер. Это рефлекторное тор­можение устраняется кропотливой и длительной работой в конкретном движении, что ведет к совершенствованию межмышечной координации и снятию «тормо­зов». После этого постепенно необходимо выйти на уровень наиболее эффек­тивной интенсивности, равной 90—100% от максимальной. Длительность работы подбирается с таким расчетом, чтобы спортсмен был в со­стоянии поддерживать высокую скорость на протяжении всего времени выполнения упражнения. Продолжительность пауз между отдельными повторениями должна обеспечивать относительное восстановление. Следует учитывать, что мно­гократное выполнение скоростных упражнений с высокой интенсивностью даже при оптимальных паузах приводит к суммированию физико-химических сдвигов в организме и неизбежному снижению работоспособности. Увеличению объема способствует планирование упражнений по сериям (например, плавание 8-10 х12,5 м; 6-8 х25 м; 3-4 х50 м). Одновременно следует увеличить интервалы отды­ха между сериями. Основными методами совершенствования быстроты и частоты движений являются повторный, соревновательный, игровой.


При воспитании скоростных способностей в начале отдельного занятия подготав­ливают нервно-мышечный аппарат спортсмена и активизируют его психическое состояние. Содержание основной части занятия должно соответствовать следую­щим методическим требованиям:

- предлагаемые упражнения должны быть достаточно освоены занимающимися;

- длительность упражнений со скоростной направленностью должна обеспечивать проявление высокой интенсивности работы на всем ее протяжении;

- упражнения скоростного характера должны вызывать значительную мобилиза­цию функциональных систем, определяющих уровень скоростных возможностей (т. е. их интенсивность должна быть не ниже 88% от максимальной);

- продолжительность пауз отдыха выбирается такой, чтобы к началу следующего упражнения физико-химические сдвиги в значительной мере были нейтрализова­ны и возбудимость нервной системы была повышенной.

В условиях значительного утомления следует использовать активный отдых в форме низкоинтенсивной деятельности;

рационально сочетать упражнения общего, регионального и относительно локаль­ного воздействия, способствующие сохранению работоспособности и увеличению объема выполняемой работы.

В заключительной части занятий следует предусмотреть комплекс упражнений низкой интенсивности, направленных на восстановление дыхания и расслабление мышц.

Вместе с тем показана эффективность комплексного применения средств скоростной и силовой подготовки в одном занятии или в системе смежных заня­тий. Последовательное выполнение упражнений в комплексе с отягощением 30 и 90% от максимальных является наиболее действенным для развития «взрывной си­лы» и сопровождается адаптацией организма к нагрузке скоростно-силовой на­правленности.

Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью: 1) собственно скоро­стные упражнения; 2) обще-подготовительные упражнения; 3) специально подго­товительные упражнения.

В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физиче­ском воспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковое упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т.п.). При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать прави­ла структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким об­разом» чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой со­ревновательной. После достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее
улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Такая задержка в росте результатов определяется как «скоростной барьер». Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно рефлекторных связей между техникой упражнения и про­являющимися при этом усилиями, чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приемы.

1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных средств, ускоряю­щих движение.

Самый распространенный способ облегчения условий проявления быстроты в уп­ражнениях, отягощенных весом спортивного ряда или снаряжения, — уменьшение величины отягощения, позволяет выполнять движения о повышенной скоростью и в обычных условиях.

Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стремясь облегчить достижение повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в условиях, облегчающих увеличение темпа и частоты движений:

а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил, например, непосредственная помощь преподавателя (тренера) или партнера с при­менением подвесных лонж (в гимнастических и других упражнениях);

б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по рас­тру, плавание по течению и т.п.);

в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.);

г) применяют дозированно внешние силы, действующие в направлении пе­ремещения (например, механическую тягу в беге).

2. Использование эффекта «ускоряющего последействиям и варьирование отягче­нии.

Скорость движений может временно увеличиваться влиянием предыдущего вы­полнения движений с отягощениями (например, выныривание с грузом, прыжком в высоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении