Файл: 5 Общие закономерности развития младшего школьника.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) простейшие виды построений (в шеренгу колонну по од­ному, круг) и перестроений (по звеньям, по заранее установленным местам, из ко­лонны по одному в колонну по два/из одной шеренги в две и т.д.);

2) общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом/массой 1 кг);

3) уп­ражнения в лазаний стенке и канату, по наклонной скамейке в присев и стоя на коленях) и перелазании (через горку гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно, коня);

4) равновесии (стойка на одной ноге на полу и гимнастической стенке„ ходьба по гимнастической скамейке и бревну с выполнением различных заданий); 5) не­сложные акробатические упражнения (группировка, перекаты в группе, кувырок вперед, кувырок в сторону, кувырок назад, стойка на лопатках и др.);

6) танце­вальные упражнения;

7) упражнение на гимнастических снарядах (прыжки с мос­тика на козла высотой 100 см, ходьба по бревну с выполнением стоя и в седе по­воротов на 90 и 180е, виси на гимнастической стенке;

8) упражнения со скакалкой.

Легкоатлетические упражнения:

1) ходьба (обычная, на носках на пятках, в полуприседе, с различным положением рук );

2) бег с максимальной скоростью до 60 м;

3) бег в равномерно темпе до 10 мин;

4) челночный бег 3х5, 3х10 м;

5) прыжки с разбега с 7-9 шагов;

6) прыжки в высоту с прямого и разбега;

7) прыжки на одной и двух ногах на месте, с воротом на 90-360', с продвижением вперед на одной и двух ногах;

8) эстафеты с бегом на скорость и прыжками; 9) преодоление с помощью бега и прыжков полосы из 3-5 препятствий.

Подвижные игры. Их содержание составляют двигательные действия, которые хорошо освоены школьниками. Учебной программой предлагается определенное количество подвижных игр, направленных на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий. Простейшие единоборства: «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетяги­вание в парах», «Выталкивание из круга».


  1. 2. Особенности методики физического воспитания детей младшего школьного возраста


Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обуслов­ливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся.


1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совер­шенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, мета­ния, лазание и т.п.).

2. На одном уроке целесообразно решать не более 2-3 задач, связанных с усвое­нием или совершенствованием учебного материала.

3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц и формированию правильной осанки.

4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 7 –10 лет.

5. При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.

Способность к запоминанию движений у детей быстро растет от семи до двенадцати лет, а с тринадцати лет развитие двигательной памяти несколько замедляется. Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомога­тельное значение. При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ста­виться в конкретной форме: например, поймать, попасть в кольцо и т.д. В возрасте семь - десять лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развивающие частоту движений.

У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить зна­чительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (за­держка дыхания). Одним из направлений активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение различных упражнений движе­ний под дидактические рассказы. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а учени­ки сопровождают его рассказ соответствующими движениями, стремясь творчески воспроизвести все ситуации в действии. Желательно, чтобы эти рассказы имели те­матический (сюжетный) характер ,так как сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого уп­ражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий им самостоятельно имитировать движения. В данном случае упражнения приобретают форму игры. Все игры, включенные в данный урок, должны быть разнопланового характера, и должны ре­шать разные педагогические задачи.



1.3. Характеристика скоростных способностей детей

младшего школьного возраста
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспе­чивающие выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быст­рота реакции движения, частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы:

простые и сложные.

Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Приме­рами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п.

Быстрота простой реакции определяется по латентному (скрытому) периоду реакции — временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не пре­вышает 0,3 секунды.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единобор­ства, горнолыжный старт и т.д.).

Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации). В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявле­ния/скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупно­сти с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом слу­чае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним отно­сятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно под­держивать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее про­явления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими фак­торами, в частности техникой владения действием, координационными способно­стями мотивацией, волевыми качествами.


Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6 секунд. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скорост­ных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необхо­димо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

- состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата

человека;

- морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. соот­ношения быстрых и медленных волокон);

- силы мышц;

- способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в рас­слабленное;

- энергетических запасов в мышце;

- амплитуды движений;

- способности к координации движений при скоростной работе;

- биологического ритма жизнедеятельности организма;

- возраста и пола;

- скоростных природных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:

1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактиль­ном), участвующем в восприятии сигнала;

2) передачи возбуждения в нервную систему;

3) перехода сигнальной информации по нервным путями ее анализа и фор­мирования эфферентного сигнала;

4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;

5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности. Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигатель­ных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения обрат­но, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов. На быстроту, проявляе­мую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно мышечной импульсации; скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления; темп чередования этих фаз; степень включения в процесс движения быстро со­кращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способно­стей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от семи до десяти лет. Несколько в меньшем темпе рост различных быстроты продолжается с одиннадцати до четырнадцати -пятнадцати лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях бы­строты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия: разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся име­ют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжиться до 25 лет. Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий.

1.4. Задачи развития скоростных способностей у

детей младшего школьного возраста
Развитие скоростных способностей за время пребывания ребенка в школе выражено не так ярко, как развитие силы, и заканчивается раньше. За одиннадцать лет обучения, с семи до семнадцати лет, показатели, характеризующие скоростные проявления человека, улучшаются на 20-60% и более. (Лях В.И.)

Наиболее ускоренными темпами, как у мальчиков, так и у девочек улучшаются результаты в возрасте от 7 до 10-11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается еще с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта накладывают положительный отпечаток на скоростные способности.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.). Отдельные индивиды в любом школьном возрасте заметно опережают сверстников и даже более старших товарищей уже в раннем возрасте. Скорее всего, это результат высокой силы генетических влияний.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.

Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он может точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.

Получить точную информацию об уровне развития скоростных способностей можно с помощью соответствующих тестов (контрольных упражнений).

Задачи развития скоростных способностей решают в тесной связи с задачами развития координационных и скоростно-силовых способностей (особенно в младшем и среднем школьном возрасте), а также с задачами развития силовых способностей, скоростной, силовой и координационной выносливости (в старшем школьном возрасте).