Файл: 5 Общие закономерности развития младшего школьника.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Содержание




Введение ……………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Особенности физического и психического развития детей

младшего школьного возраста ................................................................. 5

1.1. Общие закономерности развития младшего школьника…………….... 5

1.2. Особенности методики физического воспитания детей

младшего школьного возраста ……..………………………………...… 10

1.3. Характеристика скоростных способностей детей младшего

школьного возраста……………………….…………………………...… 11

1.4. Задачи развития скоростных способностей у

детей младшего школьного возраста…..…………………..………...… 15
Заключения по первой главе ...…………………………………………………. 18
Глава 2. Комплекс легкоатлетических упражнений как средство

развития быстроты у младших школьников

на уроках физической культуры………………………...……...……….19
2.1. Диагностика уровня развития быстроты у младших школьников

МБОУ Горбуновской СОШ Куйбышевского района………………..... 19
2.2. Средства и методы развития быстроты у младших школьников на уроках физической культуры…........…………………………………... 27

2.3. Легкоатлетические упражнения направленные на развитие

быстроты движений у детей младшего школьного возраста ….…….. 35

2.4. Роль легкоатлетических упражнений для развития быстроты

у младших школьников ………………………………………………....40

Выводы ……………………………………………………………………………. …43

Список литературы……………………………………………………………….… 44

Приложения………………………………………………………………………..… 47

ВВЕДЕНИЕ



Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для разви­тия физических способностей: особенно скоростных и координационных спо­собности, а также длительно выполнять циклические действия в режиме умерен­ной и большой интенсивности.

Наиболее ускоренными темпами, как у мальчиков, так и у девочек улуч­шаются результаты в возрасте от семи до одиннадцати лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается еще до пятнадцати лет. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта наклады­вают положительный отпечаток на скоростные способности.


Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспи­тания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные в программу по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений, среди которых подвижные игры занимают доминирующее положение.

Основными задачами игр являются укрепление здоровья, содействие пра­вильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств.

Подвижные игры - одно из действенных средств разностороннего физиче­ского воспитания подрастающего поколения, непременный спутник счастливого детства. Младший школьный возраст - наиболее благоприятное время для вклю­чения подвижных игр в процессе воспитания. По мере развития школьника со­держание подвижных игр становится более богатым, игры приобретают все боль­ше вариантов, а усложняющиеся условия взаимодействия играющих начинают по­степенно приближаться к требованиям, характерным для спортивных игр.

Для игры характерно яркое проявление эмоций, творческих способностей, активности, инициативы. Играя, ребенок развивается, у него формируются услов­ные рефлексы, в тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем, при по­стоянном взаимодействии организма с окружающей средой и при решающем влиянии воспитания как организованного педагогического процесса.

Цель работы. Выявить роль подвижных игр в развитии быстроты в младшем школь­ном возрасте на уроках физической культуры.

Объект исследования. Учебно-воспитательный процесс на уроках физи­ческой культуры с детьми младшего школьного возраста

Предметом исследования является методика применения подвижных игр для развития быстроты у младшего школьника.

Гипотеза. Применение подвижных игр на уроках физической культуры бу­дет способствовать развитию быстроты движений у детей младшего школьного возраста.

Задачи :

  1. Рассмотреть психофизические особенности развития младшего школьника.

  2. Исследовать средства и методы развития быстроты у младших школьников.

  3. Выявить и экспериментально обосновать роль подвижных игр для развития быстроты у младшего школьника

Методы исследования :

  1. Изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы.

  2. Педагогическое наблюдение.

  3. Анкетирование, беседы, интервьюирование.

  4. Тестирование.

  5. Методы математической статистики.


Базой исследования является МБОУ Горбуновская СОШ Куйбышевского района Новосибирской области.

Глава 1. Особенности физического и психического развития детей младшего школьного возраста
1.1 Общие закономерности развития младшего школьника
Анатомо-физиологические особенности возраста. В возрасте от шести до двенадцати лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7см. в год. Средний рост шести летних детей составляет лишь 1,22 м, к подростковому возрасту, он увели­чивается до 1,52 м.

Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к девяти годам и немного обгоняя к десяти.

Вес в этом возрасте увеличивается в среднем на 2-2,7кг в год. За период от шести до двенадцати лет вес тела удваивается, увеличивается примерно от 18 до 36 кг.

В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90% веса мозга взрослого человека в пять лет и до 95% в десять лет. Продолжа­ется совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нерв­ными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К семи го­дам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закла­дывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка.

Рост костей особенно заметен. Это касается, в первую очередь, лице­вых, а также длинных костей рук и ног.

Однако, в костной системе детей по-прежнему меньше неорганических со­единений, больше воды и белковоподобных веществ, чем в костях взрослых. Дет­ские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединений больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время более чувствителен к давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чем взрослый.

До изменения рациона питания в начальных классах жировая ткань у детей обыч­но не меняется. Однако с переменой пищи происходит постепенное нарастание массы и силы мышц.

Несмотря на то, что мышцы в среднем детском возрасте становятся более силь­ными и прочными, все же у ребенка они функционируют не так, как у взрослого. Неловкость, некоординированность движений, неспособность долго сидеть спо­койно и быстрая утомляемость характерны для детей с незрелой, недостаточно развитой мышечной тканью. По мере того, как мышцы наливаются силой, дети испытывают все большую потребность в движении, физической активности.


С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутрен­не, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными ви­дами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конст­руирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться. Произвольное управление действиями, которое необходимо в учебной деятельно­сти, соблюдение правил, возможно, на первых порах, когда ребенку ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малым числом заданий. Длительное напряжение произвольного внимания к учебным действиям затрудня­ет и утомляет ребенка.

Попытки приспособить детей к учебной деятельности через игру, игровые формы, внося в занятия элементы сюжетных или дидактических игр, себя не оправдыва­ют. Такое "обучение" привлекательно для детей, но оно не содействует переходу к собственно учебной деятельности, не формирует у них ответственного отношения к выполнению учебных заданий, не развивает произвольных видов управления действиями.

В условиях учебной деятельности ребенка следует подводить к пониманию того, что это совсем иная деятельность, чем игра, и она предъявляет к нему настоящие, серьезные требования, чтобы он научился реально изменять самого себя, а не сим­волически, "понарошку".

Дети должны научиться различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание в отличие от игры обязательно, его необходимо выполнять независимо от того, хочет ребенок это сделать или не хочет. Игра сама по себе не должна устраняться из сферы активной жизни ребенка. Неправильно указывать ребенку на то, что он уже стал большим и заниматься игрушками "как маленький" теперь уже должно быть стыдно.

Игра - не только сугубо детская деятельность. Это и занятие, служащее для раз­влечения, для заполнения досуга людей всех возрастов. Обычно ребенок постепенно начинает понимать значение игры в условиях его но­вого места в системе социальных отношений людей, при этом неизменно и стра­стно любить играть.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. При свободном режиме в летнее время за су­тки дети от семи- десяти лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16—30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.


По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активности детей падает на 30—45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере — на 50 - 70%. В период учебных занятий двигательная актив­ность школьников не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности. В возрасте семь- десять лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных мо­торных проявлении, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ори­ентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимально­го пути физического совершенствования.

К задачам физического воспитания, решаемым в этом возрасте относятся:

1) Укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содей­ствие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к небла­гоприятным условиям внешней среды.

2) Овладение основами разнообразных жизненно важных движений.

3) Развитие физических качеств и способностей.

4) Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей.

5) Выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о техники безопасности во время занятий.

6) Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениям, подвиж­ными играми, использование их в свободное время на основе формирования инте­ресов к определенные видам двигательной активности и выявления предрасполо­женности к иным видам спорта.

7) Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товари­щам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упраж­нений; содействие развитию психических процессов (представления, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Наиболее полезными и эффективными средст­вами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные в программы по физическому воспитанию образова­тельных учреждений.
Гимнастические и акробатические упражнения. В программный материал I-IV классов входят: