Файл: 5 Общие закономерности развития младшего школьника.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
двигательной установки и, других следовых процессах, интенсифицирующих по­следующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы. Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередо­ваний обычного, утяжеленного и облегченного вариантов упражнения.

3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).

Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик» даже у специализирующихся в видах деятельности скоро­стного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообраз­но выполнять в состояний утомления, связанном с падением скорости движений, интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.

2.4. Роль легкоатлетических упражнений для развития быстроты

у младших школьников

Из вышеизложенного следует, что наиболее соответствующими возрастным особенностям средствами, для развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста будут являться упражнения комплексного воздействия. А основными методами в данном возрасте, дающими наибольший эффект будут - игровой и соревновательный методы.

Так как у детей от семи до десяти лет преобладает предметно-образное мышление: они склонны к драматизации, воспроизведению в движениях того, что слышат, видят, наблюда­ют. Многие игры детей строятся на непосредственном подражании явле­ниям, действиям из окружающей жизни. Но замысел, тематика этих игр по срав­нению с играми дошкольников становятся богаче. Действующие в играх персонаж наделяются дополнительными, подмеченными детьми нравами и чертами (напри­мер, это видно из довольно сложной по сюжету игры «Зайцы, сторож и Жучка»).

Восприятие детей вначале недостаточно организованно, неустойчиво. Они еще не способны целенаправленно выслушивать объяснения игры, отделять глав­ные игровые действия от второстепенных. Поэтому стройный ход игры нередко нарушается. По мере накопления опыта в играх такие явления постепенно сглажи­ваются, устраняются. Внимание детей 7-9 лет непроизвольно; они не могут подол­гу сосредоточиваться на одном действии, на выполнении какой-либо одной дви­гательной задачи. Тем самым обусловливается характерная для игр маленьких школьников непродолжительность игровых эпизодов, сменяемость одних игровых заданий другими. Примерами могут служить игра «Волк во рву», состоящая из коротких повторных эпизодов (перебежек), или игра «Альпинисты», содержащая ряд последовательно выполняемых различных двигательных задач. Естественные способности памяти у детей этого возраста достаточно велики. Но дети лучше запечатлевают то, что интересно. Например, они хорошо запоминают удачные приемы движений из определенной игровой ситуации и творчески вос­производят эти приемы в сходных ситуациях; сохраняют в памяти наглядно-образные объяснения игры учителем, речитативы, а также правила игр, в которые они научились играть. Дети надолго запечатлевают эмоциональные переживания при выполнении удачных и неудачных игровых действий. Формирование навыков общественного поведения, возрастание общественных интересов повышает заин­тересованность детей в играх с действиями сообща. Такие игры строятся на про­стейших взаимоотношениях между участниками. Совместные, общие для всего коллектива действия по преодолению препятствий доставляют участникам игр большое удовлетворение.


В играх без водящих играющие борются сообща за свое место и за общий порядок в играющем коллективе («Конники-спортсмены»). Среди подвижных игр детей 7—9 лет встречаются немногочисленные простейшие игры с разделением на команды без вступления в непосредственное соприкосновение с противником («Метко в цель», «Команда быстроногих»).

Недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми воле­выми качествами детей этого возраста объясняются простота и лаконичность пра­вил игр, стремление детей сразу включаться в активные игровые действия, выяс­нять результаты игры в кратчайшие сроки Развитие активности и самостоятельно­сти в действиях при недостаточности волевых качеств нередко сводится к стрем­лению играть за себя и для себя (добиваться наиболее интересных ролей в игре, не уступая товарищам, нарочно подолгу водить и т. п.).

Возрастные особенности маленьких школьников не допускают применения игр с переноской, передачей, перебрасыванием тяжелых предметов (набивных мя­чей и т. п.) и перетягиванием. Не рекомендуются в этом возрасте игры, связанные с однообразными движениями и длительным сохранением статических положений тела. Полезны игры, укрепляющие крупные мышечные группы («Альпинисты», а также различные эстафеты с лазаньем).

Несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются. Это происхо­дит вследствие неэкономной недостаточно совершенных функций центральной нервной системы, неразвитой координации движений. Однако многие подвижные игры позволяют детям проявлять все более высокую точность движений, мы­шечное чувство, чувства пространства и времени (например, «Мяч среднему», «Лиса и куры»). Привлекательны и доступны для детей 7-9 лет игры, требующие незамедлительных переходов от одного действия к другому в условиях из­меняющихся игровых ситуаций (варианты «Салок», «Охотники и утки»).

У детей данного возраста улучшаются способности к ответным движениям на различ­ные внешние раздражители. В то же время способность к быстроте передвижения тела в пространстве формируется медленнее. Поэтому для них доступнее подвиж­ные игры, требующие не столько предельно быстрого перемещения тела в прост­ранстве («Команда быстроногих»), сколько быстроты выполнения отдельных (одиночных) движений и двигательных реакций: игра с быстрой передачей мяча



(«Гонка мячей»), с дополнительными заданиями на внезапные остановки, возоб­новление и. изменение направления передвижения («Салки»).

Специфические закономерности развития скоростных способностей обязы­вают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных со­отношениях. Дело в том, что относительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью способствует стабилизации скорости на достигнутом уровне, возникновению «скоростного барьера». Поэтому в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оптимального сочетания мето­дов, включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнений

Выводы
1. В результате изучения научно-методической литературы по исследуемой теме, мы обнаружили достаточное количество материалов по интересующей нас проблеме. Из источников видно, что наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от семи до десяти лет. К четырнадцати – пятнадцати годам наступает стабилизация результатов в показаниях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Процесс физического воспитания младшего школьника очень сложен. Лишь при глубоком осмысливании всех составных частей этого процесса можно эффективно и правильно использовать имеющиеся в шкале возможности для успешной работы учащимися. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания.

2. В результате проведенного исследования мы выяснили, что для младшего школьного возраста ведущим средством развития быстроты, являются упражнения, выполняемые с предельно, либо околопредельной скоростью( т.е скоростные упражнения ) к которым относятся подвижные игры разнопланового характера и эстафеты.

3. Таким образом, для более эффективной сформированности скоростных способностей у младшего школьного возраста, целесообразно шире использовать упражнения комплексного характера, которые способствуют развитию различных систем организма и подвижные игры. Роль подвижных игр в развитии быстроты у детей младшего школьного возраста очень велика, так как они способствуют повышению уровня скоростных способностей и влияют на развитие физических качеств младшего школьника.


Список литературы.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физиче­

ском воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей

ин­ститутов физ.культуры).- М.: Физическая культура и спорт,1978.- 223 с.

2. Богданов Г.П. Школьникам - здоровый образ жизни (Внеурочные занятия

с учащимися по физической культуре.). -М.: ФиС, 1989.- 192 с.

3. Верхлин В.Н. Технические средства обучения на уроках физической

культу­ры. - М.: Просвещение. - 1990. - 79 с.

4. Воспитательная работа в детской спортивной школе / Под. ред.

Белорусовой В.В., Решетень И.Н. - Москва.: Просвещение, 1964. - 68с.

5. Володина В.С Основы, теории и методы физического воспитания.-

Минск., 1991 г.

6. Выдрин В.М. Введение в специальность: Учеб. пособие для институтов

фи­зической культуры. - 2-е изд. переработанное. - М.: Физкультура и

спорт. -1980.- 119с.

7. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и

спор-та:Учеб. Пособие дня студентов высш.под. учеб. Заведений. —

М.:Академия, 2000.-288 с.

8. Гужаловский А.Л. Развитие двигательных качеств у школьников.-

Минск .,1978 г.

9. Гужаловский А.А Основы теории и методики физического

воспитания., - М., 1986 г.

10. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера.- М.:

Физкуль­тура и спорт, 1981.- 375 с.

11. Изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью профориента-

ции: Метод, реком. для студентов и классных рук. / Сост. Донсков А.А.. -

Вол­гоград: Перемена. - 63 с.
12. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. Для студ пед вузов. – М.:

«Академия», 2004.-160с.

13. Каджаспиров Ю.Г. Физкульт-ура! Ура! Ура! Учеб пособ.М.: 2002.- 202 с.

14. Кениман А.В Детские подвижные игры народов СССР., Москва., 1989 г.

15. Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение

учащих­ся.- Минск. Народная асвета, 1976. - 128 с.

16. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. В двух томах: Акаде­

мия педагогических наук РСФСР. - Москва, 1951.- 333с.

17. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и

методики развития.- М.: Терра-Спорт, 2000.- 192 с.

18. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Пер. с нем. / Под

ред. Виленского М.Я. и. Метлушко О.С. - М.: Аспект Пресс, 1995. -318 с.

19. Макаров Н.А., Степанов А.А. _ Лекции по курсу физического воспитания.,

- М., 1996

20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для

инсти­тутов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.-543 с.

21. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для инсти­


тутов физической культуры. М.:ФиС, 1977.- 271 с.

22. Методика психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студ. пед.

институтов по спец. «Физическое воспитание» / Под. общ. ред. Марищук

В.Л, Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А.,. Серова Л.К. - М.: Просвещение,

1984. - 191 с.

23. Набатникова Н.Ю. Управление подготовкой юных спортсменов._ М., 1989

24. Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога: Учебно-метод. пособ. –

Минск.: Университэцкае, 1999. - 216 с.

25. Новосельский В.Ф. Физическое воспитание., - М., 1980