Файл: Ответ Литературный процесс эпохи Просвещения делится на 3 этапа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выдающуюся роль в развитии немецкого просвещения сыграл гениальный немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832). Решительному противнику клерикализма и схоластики Гёте чужд спекулятивный идеализм и агностицизм. Он высоко ценит философию Спинозы, хотя и не видит вытекающих из нее атеистических выводов. В своих философских воззрениях Гёте в основном материалист. Он указывает на всеобщность движения, изменения, развития в природе, которая, по его мнению, представляет собой не скопление мертвых тел, а органическую, многообразную взаимосвязь явлений, образующих единое, живое целое. Однако точка зрения материализма и диалектики не проводится Гёте последовательно.
Видными деятелями немецкого Просвещения были также писатели Ф. Шиллер, И. Г. Гердер, революционные демократы Г. Форстер, К. Шубарт, И. Зёйме.


12. Развитие романтизма в Германии.
В Германии романтизм начал формироваться в последние годы 18 века и очень скоро стал одним из важнейших направлений в литературе и искусстве.
Основные принципы теории романтизма сформулировал Фридрих Шлегель в работе «Фрагменты». Также важную роль в формировании романтической эстетики сыграли философы Фихте и Шеллинг. Эта группа писателей и поэтов работала в университетском городе Йена, в результате чего и получила название йенская школа. Это был первый этап немецкого романтизма.
Йенские романтики были врагами всего застывшего и традиционного, поэтому обращались к эстетическим ценностям прошлого и художественным открытиям других народов. Ф. Шлегель называет романтическую поэзию универсальной, а под универсальностью понимает способность поэта – романтика постигать мир в его целостности и многогранности, видеть одно и то же явление под разными углами зрения.
Оскар Уайльд писал: «Искусство – это зеркало, изображающее того, кто в нем смотрится, а вовсе не жизнь. Пусть критики расходятся во мнении, художник остается верен себе». Йенские романтики считают, что поэт наделен неограниченными возможностями, он все способен предвидеть.
Новалис: «Истинный поэт всеведущ: он действительно вселенная в малом преломлении».
Романтики утверждают исторический подход к литературе, то есть пытаются осмыслить литературные произведения с учетом исторических событий. Большой вклад в разработку жанров внесли братья Шлегели: Август большое внимание уделял драматургии, а Фридрих ведущим жанром современной эпохи объявил роман.

Важным вкладом в развитие романтической этики стала книга Ваккенродера «Сердечные излияния монаха, любителя искусств», посвященная живописи и музыке. Он отвергает современное немецкое искусство за то, что оно утратило величие и задушевность, и печалится, что современный человек перестал заслуживать внимания художника. С Ваккенродера начинается переоценка места и значения музыки в ряду других искусств. Если теоретики классицизма эталон искусства видели в античной скульптуре, то романтики больше подчеркивают принцип живописности, а самым романтическим искусством провозглашают музыку. Гофман в статье о Бетховене писал: «Лира Орфея отворила врата ада». Нужно отметить, что в немецком искусстве первой половины 19 века именно музыка завоюет мировую славу.
Вторым этапом немецкого романтизма стало творчество гейдельберских романтиков. Освободительная война против Наполеона сформировала новые идеи, резко отличающиеся от суждений и взглядов йенских романтиков. Теперь на первый план выдвигаются понятия нации, народности и исторического сознания. Это и приводит к возникновению нового романтического движения, своеобразным центром которого стал город Гейдельберг. Там сформировался кружок поэтов и прозаиков, которых привлекало все истинно немецкое (искусство, культура и история).
Романтики второго этапа разбудили интерес к национальной старине. Именно в эти годы публикуются и комментируются памятники средневековой немецкой литературы, романтики обращаются к народной песне (сборник песен А. фон Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика»). Высокого совершенства достигает лирическая поэзия. Ведущими прозаическими жанрами становятся фантастическая новелла и сказка («Детские и семейные сказки» братьев Гримм). Однако романтики предъявляют к сказке высокие требования. Гофман писал: «Целого арсенала нелепостей и чертовщины еще недостаточно, чтобы вдохнуть душу в сказку, если в ней не заложен глубокий замысел».

14. Тема денег и их тлетворного влияния в творчестве Бальзака («Шагреневая кожа»).
ОТВЕТ:
Тема любви в романе тесно связана с темой денег. Рафаэль де Валантен признаётся своему другу Эмилю в том, что в женщине он ценит не только её внешность, душу и титул, но ещё и богатство. Прелестная Полина привлекает его внимание не раньше, чем становится наследницей большого состояния. До этого момента Рафаэль глушит все чувства, которые вызывает у него юная ученица.



Графиня Феодора разжигает его страсть всем, что только у неё есть: красотой, богатством, неприступностью. Любовь к ней для героя сродни покорению Эвереста – чем больше трудностей встречается на пути Рафаэля, тем сильнее он хочет разгадать загадку Феодоры, оказавшуюся в итоге ничем иным как пустотой...

Русская графиня в своём жестокосердии не зря соотносится Бальзаком с великосветским обществом: последнее так же, как и Феодора, стремится только к довольству и наслаждениям. Растиньяк хочет выгодно жениться, его друг-литератор – прославиться за чужой счёт, молодая интеллигенция – если не нажиться, то хотя бы поесть в доме богатого мецената.

Истинные реалии жизни, такие как любовь, нищета, болезнь, отвергаются этим обществом как нечто чужеродное и заразное. Нет ничего удивительного в том, что как только Рафаэль начинает отдаляться от света, он тут же умирает: человек, познавший истинные ценности жизни, не может существовать внутри обмана и лжи.
15. Общая характеристика литературного процесса второй половины ХХ века.
Ответ:
Во всём многообразии литературных произведений, которые предлагает вторая половина XX века, можно выделить образцы «чистого» постмодернизма (романы А. Роб- Грийё и Н. Саррот) и смешанные; последних всё-таки большинство и именно они дают наиболее интересные художественные образцы.

Постмодернизм – явление в литературе второй половины ХХ века чрезвычайно пестрое и неординарное. В нем немало произведений «проходных», произведений-«однодневок»; очевидно, именно такие произведения и вызывают наибольшее количество нападок на направление в целом. Однако постмодернизм выдвинул и продолжает выдвигать действительно яркие, незаурядные образцы художественной прозы в литературе Германии, Швейцарии, Франции и Англии.
16.Английское Просвещение. Общая характеристика.
ОТВЕТ:
Общая характеристика:
Англия считается родиной культурного движения, названного Просвещением. Именно здесь, на фоне буржуазной революции, зародились те идеи, которые стали основными для всей этой эпохи. Противоречия, существовавшие в английском обществе, после революции и гражданской войны сгладились, укрепился парламентаризм, и политическое противостояние перешло в правовое поле. В силу того, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, то практически была идеалом веротерпимости. Англия считалась образцом прогресса.

Главным теоретиком выступал философ Джон Локк. Свои либеральные идеи он изложил в основном своем труде «Опыт о человеческом разумении». Философ считал, что у любого человека есть неотчуждаемые права – на жизнь, на свободу, на собственность.
Политэкономия и политические учения английского просвещения:
Основателем политической экономии считается Адам Смит, учение которого развивается в русле просветительских идей просвещения. Ученый был уверен в том, что рост благосостояния народных масс обусловлен развитием буржуазных отношений. Эта уверенность была следствием того, что он не видел противоречий буржуазного способа производства, считая, что порядок свободной конкуренции в обществе установлен самой природой.
Ученый развил начатую У. Петти теорию трудовой стоимости, по-новому взглянул на сущность денег, видя в них лишь средство обращения, называя их «великим колесом обмена». В его же работах можно обнаружить зачатки теории прибавочной стоимости.
Все политические учения английских просветителей так или иначе связаны со взглядами Д. Локка:
- государство есть результат общественного договора;
- монархия должна быть ограниченной;
- законодательная и исполнительная власти должны быть разделены.
Отметим:
- Ф. Хатчесона, рассматривающего государство в качестве добровольного союза, который связан с отказом части своих «естественных прав» каждого из его членов;
- Г. Болинброка, теория которого о разделении властей оказала влияние на многих философов;
- А. Фергюссона, считавшего, что при имущественном неравенстве в государстве только оно может обеспечить всем гражданам свободное развитие личности.
Литература и искусство английского просвещения:
Основным литературным жанром этого периода был роман. Одним из самых знаменитых произведений того времени является «Робинзон Крузо» Д. Дефо, который ввел в английскую литературу новый тип героя, представляющего собой среднего английского буржуа. Не менее известен и Дж. Свифт, написавший сатирический роман «Путешествие Гулливера», в котором высмеивает современную ему цивилизацию.
С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Смоллетт так же писатели-романисты. Ричардсон в своих произведениях уходит от широкой картины мира и ограничивается стенами одного дома, считая, что для этого вполне достаточно для изображения нравов целого общества. Его положительные героини добродетельны и не отступают от буржуазной морали. Герои же Филдинга – простые люди со своими слабостями, недостатками, ошибками. В романах Смоллетта вскрываются социальные контрасты общества того времени.


17. Эстетическая теория О. Уайльда и ее воплощение в романе «Портрет Дориана Грея».
Ответ:
Основные положения теории О. Уайльда органически объединены в предисловии к его единственному роману портрет Дориана Грея, а в самом романе они художественно реализуются.
О. Уайльд в предисловии утверждает, что искусство не отражает жизни, и оно совершенно бесполезно. Писатель использует романтический творческий метод. В его стремлении утвердить мысль о том, что искусство выше жизни проявляется абсолютизация творчества. Его независимости, что характерно романтизму. Положения романтической теории в эстетизме О. Уайльда выражаются в форме парадокса, приобретают полемическую заостренность. Как раз так звучит его положение о том, что не бывает нравственных или безнравственных книг, есть лишь книги, которые написаны хорошо или плохо. А свое понимание безнравственности искусства писатель выражает устами лорда Генри. Этот герой играет роль провозвестника идей самого О. Уайльда. Безнравственными он называет те книги, в которых показываются миру его недостатки и пороки.
В эстетической теории О. Уайльда подчеркивается, что понять произведение искусства по силам только человеку, тонко чувствующему прекрасное. Для такого человека не нужен моральный урок, так как он сам живет по законам красоты (лорд Генри). А для других искусство-что то недоступное, так как оно является зеркалом, отражающим того, кто смотрит в него , а не в жизнь
18. «Божественная комедия» Данте как философско-художественный синтез средневековой культуры и пролог к литературе нового времени.
ОТВЕТ:
«Божественная комедия» грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры. Эпитет Божественная в заглавии придуман не Данте, он появился в издании, вышедшем только в 1555 в Венеции. Данте назвал поэму Комедией, поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности). Считается, что идея поэмы появилась у ее создателя, после увиденного им в 1300 году сна, где он, вместе со своим проводником, классиком и литературным учителем, Вергилием, отправляется изучать загробный мир.
Поэма задумана как рассказ о путешествии по загробному миру, построенный на целой системе загадочных символов и образов, которым придан иносказательный смысл. Она делится на 3 большие части («кантики»), посвященные изображению 3-х частей загробного мира: ад, чистилище и рай. Каждый из 3-х кантик состоит из 33 песен, поэма написана трехстрочными строфами – терцинами. Данте оперирует материалом, взятом из жизни итальянской действительности, злободневным для первых читателей его поэмы. Господство в композиционной и смысловой структуре поэмы числа 3 восходит к христианской идее о троице и мистическом значении числа 3. На этом числе основана вся архитектоника загробного мира “Божественной комедии”. Кроме того каждая песнь заканчивается одним и тем же словом “звезды”, имя Христа рифмуется только с самим собой, в аду имя