Файл: Выпускной квалификационной работы Совершенствование организации безналичных расчетов на основе банковских карт в пао.pdf
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13 в сутки);
- организованная преступность (незаконная торговля оружием и наркотическими средствами и т. д.);
- бытовая преступность;
- терроризм;
- преступления коррупционного характера.
Помимо всего, на наш взгляд, очевидно, что уровень темпов экономического роста выше у той страны, где более развиты безналичные расчеты. Таким образом, в глобальном смысле, на уровне всей системы изменение модели расчетов востребовано и необходимо.
Несмотря на важную роль безналичные расчетов, они имеют как же и отрицательные стороны.
Развитие безналичных расчетов сопровождается снижением потребности в наличных деньгах, и чем крупные каждый отдельный перевод, тем ниже эта потребность, и сильнее проявляется снижение издержек, связанных с наличным обращением. Однако, если сумма расчетов не большая, то более экономично осуществлять ее наличными деньгами.
Установить точно грань, когда преимущества наличного платежа переходят в его недостатки, довольно трудно.
Стоит отметить такие недостатки безналичных денег, как определенная степень уязвимости электронных систем. Все данные о счетах хранятся на специальном сервере банка, и если его физически уничтожить, то вернуть средства просто невозможно.
Доступ к счету по индивидуальной карточке является залогом безопасности, но и создает определенные неудобства. Кроме того, какой бы надежной ни была система в ней всегда можно найти недостатки, которыми и пользуются мошенники. Наиболее распространенные фишинговые схемы отражены в приложении А.
Кроме того, существуют торговые точки, где нет терминалов, и требуется наличный расчет. Например, рынки, небольшие киоски и прочее.
14
Для малых предпринимателей возникает ряд неудобств, так как нужен систематический поток денежных средств, чтобы оплачивать услуги банка и выплачивать заработную плату [23, с. 49].
Мы считаем, что, не смотря на наличие недостатков, все же безналичный расчет имеет неоспоримые достоинства перед расчетом наличностью. Влияние отрицательных сторон можно сократить, основательно выбирая Банк, и не выходя за рамки действующего законодательства.
Министерство Финансов РФ разработало ряд мер, которые направлены на ограничение объема наличных платежей. Данные меры планировалось ввести с
2014 года, но данная инициатива не была поддержана в Правительстве [45].
Юров А.В. отмечает, что «в России наличная денежная масса соотносится с безналичной в пропорции примерно 1:4. При этом наличность по-прежнему находит широкое применение в розничном сегменте расчетов, где ее доля близка к 70%» [44, с. 41].
Наличные деньги являются осязаемым носителем номинальной покупательной способности денег. Расчеты наличными деньгами не требуют применения сложных технологий и доступны всем независимо от возраста и местонахождения. В настоящее время значительная часть мелких расходов населения по-прежнему оплачивается наличностью, к ним относятся покупка продуктов питания, расчеты за проезд и услуги салонов и т.д. [46, с. 37].
Тем не менее, это не означает, что Россия не стремится к развитию безналичных расчетов. Банк России прилагает большие усилия, достаточно посмотреть на прогресс в развитии национальной платежной системы.
Развитие системы безналичных расчетов хорошо отражают статистические данные ЦБ РФ. Динамика денежной массы М2 в безналичной форме имеет устойчивую положительную динамику, при том, доля денежной массы М2 в безналичной форме составляет 77-80% на протяжении всего периода (Рисунок 1.1) [38, с. 797].
Учитывая достоинства безналичных средств и недостатки наличных, можно предположить, что наличные деньги в ближайшем будущем потеряют
15 свою функцию универсального платежного средства и будут заменены электронными деньгами. Потребность в электронных деньгах будет возрастать с каждым годом.
Рисунок 1.1 – Состав и динамика денежной массы М2, 2013-2016 гг. [37]
Подводя итоги, отметим, что денежное обращение – сложная экономическая конструкция, представляющая собой движение денег во внутреннем обороте страны и в системе внешнеэкономических связей при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах.
Безналичные расчеты осуществляются без использования наличных денег, путем перевода денежных средств с одного банковского счета на другой.
Безналичное обращение имеет большое значение для экономики, так как способствуют концентрации денег в банковской системе. Свободные деньги клиенты чаще хранят на счетах в банке, и тратят их по мере необходимости, а ресурсы на счетах являются главным источником кредитования, и способствуют нормальному кругообороту средств в народном хозяйстве.
В современных условиях при избытке ресурсов в коммерческих банках безналичные расчеты должны способствовать вовлечению денежных средств в реальный сектор экономики, что позволит банкам увеличить прибыльность своих операций, а предприятиям развивать производство. Расширение сферы безналичных расчетов позволяет более точно определить размер эмиссии и изъятия наличных денег из обращения и приводит к экономии издержек обращения для банка.
0 10000 20000 30000 40000 2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Млр д.р уб.
В наличной форме
В безналичной форме
16 1.2 Виды безналичных операций с использованием пластиковых карт
Согласно Положению Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» перевод денежных средств осуществляется в рамках форм безналичных расчетов, отраженных на рисунке 1.2 [9].
Рисунок 1.2 – Формы безналичных расчетов
Выбор формы расчетов в основном определяется характером хозяйственных связей между контрагентами и местонахождением сторон сделки. В целях настоящей работы подробно остановимся на расчетах пластиковыми картами.
Российский рынок не так давно адаптировался к использованию банковских карт, что связано с историческими, экономическими и социальными факторами. Если проанализировать этапы становления рынка
Формы безналичных расчетов
Банковские формы расчетов
В электронной среде
С помощью электронных платежных поручений
С помощью пластиковых карт
Платежными требованиями
Инкассовыми поручениями
На бумажных носителях
Расчеты платежными поручениями
Расчеты по инкассо
Расчеты чеками
Расчеты по аккредитиву
Небанковские формы расчетов
Путем зачета взаимных требований
С использованием векселей
17 банковских карт в современных условиях, то очевидно, что карточный бизнес только начинает по настоящему реализовываться в России (Приложение Б) [24, с. 5].
В современных условиях пластиковые карты получают все большее распространение в повседневной жизни, вытесняя из нее наличные денежные средства. Несомненно, в России пластиковые карты еще далеки от максимальной точки своего развития, так как они, в настоящее время, только получают свое распространение как альтернативный способ оплаты товаров и услуг, в то время как в западных странах, уже практически отказались от использования наличных денег [14].
Сущность понятия пластиковых карт определяют по-разному, рассмотрим наиболее распространенные мнения.
С 10 апреля 2005 года вступило в силу положение Банка России «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» №266-П, регламентирующее расчеты на основе пластиковых карт.
В данном положении банковская карта определяется как вид платежных карт, как инструмент безналичных расчетов для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом, средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента.
Банковские карты – это инструмент безналичных расчетов, предназначенный для совершения держателями операций с денежными средствами, находящимися у эмитента (п. 1.4 № 266-П). Отсюда вывод: не все платежные карты – банковские. Но все банковские карты – платежные [19, с.
28].
Формой безналичных расчетов, не предусмотренной Гражданским кодексом РФ, но вполне допустимой, согласно норме его п. 1 ст. 862, являются безналичные расчеты, совершаемые посредством использования банковских
18 карт: «..именных денежных документов, выпущенных банковским или иным специализированным кредитным (торговым) учреждением, удостоверяющий наличие в соответствующем учреждении счета владельца»... «карточки и дающий право на приобретение товаров и услуг в розничной торговой сети без оплаты наличными деньгами» [2].
Обыкновенно, такие документы имеют вид пластиковых карточек с нанесенной на одну из сторон магнитной полосой, предназначенной для фиксации легитимационных признаков владельца карты.
Сорокина И. определяет карточный продукт как банковскую карту, характеризующуюся определенными условиями выдачи, обслуживания и использования [41, с. 3].
Так же из работ Юрова А.В. можно вынести следящую информацию [46, с. 5].
1) банковская карта позволяет держателю, в соответствии с условиями договора между эмитентом и клиентом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете, в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, оплачивать товары и услуги и (или) получать наличные денежные средства в банкоматах или в пунктах выдачи наличных денежных средств;
2) банковская карта рассматривается также как средство идентификации ее держателя; средство доступа к банковскому счету; средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента;
3) банковская карта является персонифицированным платежным средством, предназначенным для оплаты товаров и услуг, а также получения наличных денег в банковских учреждениях или в банкоматах на территории
Российской Федерации и по всему миру. Разрешение на операцию выдачи наличных средств может быть получено только в результате авторизации.
Маценова Е. определяет банковскую пластиковую карту как сложный банковский продукт, являющийся одновременно техническим средством доступа и титулом закрепленного за ней банковского счета, а также пакетом банковских услуг, предназначенных для осуществления безналичных
19 операций [34, с. 16].
Банковская карта предназначена для доступа к личному счету, открытому банком физическому или юридическому лицу, она позволяет оплачивать товары и услуги, а также получать наличные денежные средства в пределах остатка на личном счете или в пределах предоставленной банком кредитной линии или овердрафта.
Все карты, выпускаемые банком, имеют признаки принадлежности банку, логотипы международных платежных систем, а также предусмотренные правилами платежных систем защитные признаки [24, с. 5].
Таким образом, в экономической и законодательной литературе рассматриваются различные подходы к трактовкам банковских пластиковых карт. Следует отметить, что довольно сложно охарактеризовать такое многогранное понятие, в полной мере отразив все их особенности.
Султанова Н.А. отмечает, что в ходе развития пластиковых карт возникли разные виды пластиковых карточек, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками.
Основное сходство пластиковых карт – это их размер, определенный стандартом ISO 7810 ID-1: ширина – 85,6 мм., высота – 53,98 мм., толщина –
0,76 мм., радиус закругления – 3,18 мм., для всех характеристик стандартом предусмотрены небольшие погрешности.
Основным материалом для изготовления пластиковых карт служит поливинилхлорид (ПВХ). Он легко поддается обработке и нейтрален к краскам, что позволяет получать на готовых карточках очень чистые цвета [42, с. 3].
В приложении В приведена наиболее общая классификация пластиковых карт, предложенная Белотеловой Н.П. [12, с. 213].
Рассмотренная классификация не является исчерпывающий, пластиковые карты можно классифицировать по различным признакам, тем не менее, наиболее часто их классифицируют по функциональному назначению, данный признак делит карты на кредитные, дебетовые и предоплаченные.
Расчетная (дебетовая) карта предназначена для совершения операций ее
20 держателем в пределах установленной кредитной организацией-эмитентом суммы денежных средств (расходного лимита), расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого кредитной организацией- эмитентом клиенту в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств
(овердрафт) [16, с. 7].
Кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией-эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.
Предоплаченная карта предназначена для совершения ее держателем – физическим лицом, операций, расчеты по которым осуществляются кредитной организацией-эмитентом от своего имени за счет денежных средств, предоставленных держателем – физическим лицом, или денежных средств, поступивших в кредитную организацию-эмитент в пользу держателя, если возможность использования поступивших денежных средств от третьих лиц предусмотрена договором между держателем и кредитной организацией.
Предоплаченная карта удостоверяет право требования ее держателя к кредитной организации-эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств [22, с. 311].
Любимова Д.С. отмечает, что российские банки на базе стандартных карточных продуктов платежных систем создают свои стандартные продукты.
Для каждого из таких продуктов, как правило, утверждаются единые тарифы по выпуску и обслуживанию, разрабатываются стандартные клиентские договоры, схемы проводок по операциям и т.д.
Электронные банковские услуги являются динамично развивающимися инструментами банковской системы, поэтому ключевым элементом этой системы, могут и должны стать универсальные пластиковые карты, что
21 вызывает необходимость добавить новый классификационный признак в отношении пластиковых карт по функциональному назначению на стандартные и универсальные карты.
Стандартная карта – карта, по которой совершают дебетовые и/или кредитовые схемы расчетов, являющаяся носителем информации об одном банковском счете.
Универсальная банковская пластиковая карта – это электронное платежное средство, аналогичное стандартным, широко распространенным банковским картам, но позволяющее, в свою очередь, иметь несколько банковских счетов на одном физическом носителе.
Универсальные банковские пластиковые карты дают возможность пользователю карты идентифицироваться в инфраструктурных подразделениях различных действующих банков и совершать привычный набор операций с большим удобством и безопасностью (Рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 – Информационное содержание универсальной пластиковой карты
Универсальные пластиковые карты выполняют ряд функций, свойственных стандартным пластиковым картам, однако, вместе с этим дают ряд принципиально новых возможностей своим владельцам.
У
ни ве рс аль на я п ла ст ик ов ая ка рт а
Код доступа
Идентификация владельца карты
Информация о счете банка
Информация о счете банка II
Информация о счете банка III
22
Преимущества использования универсальной пластиковой карты заключается в том, что на ней накапливается информация нескольких банковских подразделений и счетов, а создание единого расчетного центра, в свою очередь, усовершенствует механизм обработки всей информации о счетах держателя [31, с. 151].
Банковские карты в своем использовании имеют массу преимуществ.
Потому пластиковые карты все шире и шире внедряют во все области финансовой деятельности человека и предприятий. Тем не менее, использование пластиковых карт имеет и отрицательные стороны.
Преимущества и недостатки пластиковых карт отражены в приложении Г
[54].
В настоящее время банковская карта стала значительно интереснее для потребителя, так как приобрела дополнительные функции. Владельцы карт многих банков имеют возможность круглосуточно управлять своим счетом, получать актуальную информацию посредством Интернета и мобильного телефона, пользоваться бонусами и скидками, предоставляемыми банками в сети торгово-сервисных предприятий, а также самостоятельно выбирать набор необходимых функций в зависимости от вида карты. Большой популярностью стали пользоваться карточные услуги, оказываемые посредством мобильного телефона.
Белотелова Н.П. считает, что банки занимаются картами, во-первых, с целью формирования полного пакета услуг и их предоставления корпоративной клиентуре банка. Во-вторых, для продвижения собственно розничной стратегии, карта рассматривается как финансовая услуга, как средство коммуникации с клиентом, как носитель имиджа [12, с. 205].
Количество выпущенных карт российскими банками с каждым годом увеличивается, что отражено на рисунке 1.4, при том количество кредитных карт в общем объеме за весь период не превышает 15%, и в конце 2017 года составляет 12,5% [37].