Файл: Международное сотрудничество в сфере оперативнорозыскной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 453

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Понятие и цели международного сотрудничества



Основу для российских оперативно-розыскных органов составляет система международно-правовых источников национальной ОРД.

С учетом того что международные договоры России могут заключаться от имени России (межгосударственные договоры), Правительства РФ (межправительственные договоры) и федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры), система международно-правовых источников ОРД включает в себя соглашения (договоры) различного уровня и юридической силы. Межгосударственные договоры:

– универсального характера.

Международный пакт о гражданских и политических правах Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Венская конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств» 1988 г., Международные конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.) и о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией ГА ООН от 9 декабря 1999 г. № 54/109), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и др6.;

– регионального значения.

Европейские конвенции о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г.), о взаимной правовой помощи по уголовным делам EST № 030 (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) и о пресечении терроризма ETS № 090 (Страсбург, 27 января 1977 г.), конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. (Страсбург), Конвенция государств - участников СНГ от 22 января 1993 г. «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Минск), Соглашение между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре (Санкт-Петербург, 7 июня 2002 г.) и др7.;

– двусторонние.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 27 июля 1995 г. «О сотрудничестве в борьбе с преступностью», Договор между Россией и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 июня 1999 г. и др.


Возможны межведомственные договоры, как между отдельными органами, так и в рамках региональных соглашений.

Соглашение между МВД России и МВД Туркменистана о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 18 мая 1995 г., Соглашения о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с преступностью на транспорте (Ереван, 25 октября 1995 г), о сотрудничестве между МВД России и МВД Латвийской Республики от 26 апреля 1996 г. и о сотрудничестве в сфере специального сопровождения ОРД (принято Советом Министров внутренних дел государств - участников СНГ, Астана, 4-5 июня 1999 г.)

Кроме того, основополагающим документом для всех российских оперативно-розыскных органов в международном сыскном сотрудничестве выступает Конституция. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России согласно ч. 4 ст. 15 являются составной частью ее правовой системы. Частью правовой системы России являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Россия продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР. В силу этих принципиальных положений международное соглашение (договор) может выступать в качестве правового источника ОРД на территории России.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона о международных договорах России положения официально опубликованных международных договоров России, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров России принимаются соответствующие правовые акты. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 определено, что к признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора России, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств8.

В ОРД непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства РФ или в Бюллетене международных договоров Международные договоры России межведомственного характера публикуются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых они заключены, в официальных изданиях этих органов



Международные договоры СССР, обязательные для России как государства - продолжателя Союза ССР, опубликованы в официальных изданиях Совета Министров (Кабинета Министров) СССР.

Международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов преступлений, не могут применяться непосредственно.

Таким образом, в международном сыскном сотрудничестве в России непосредственно применяется такой международный договор, который вступил в силу и стал обязательным для России и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч. 4 ст. 15 Конституции, ч. 1 и 3 ст. 5 Федерального закона о международных договорах России, п. 2 ст. 7 ГК)9.


1.3 Субъекты, осуществляющие международное сотрудничество



В качестве субъектов международного сотрудничества как на национальном, так и на международном уровне выступают не только субъекты уголовного судопроизводства, но и уполномоченные на то различные органы государства, межгосударственные организации и их должностные лица, другие участники.

Среди ученых процессуалистов нет единого мнения относительно понятия и круга субъектов, осуществляющих международное сотрудничество по уголовным делам.

Так, по мнению В.В. Щербакова, субъектом международного сотрудничества по уголовным делам являются сами государства. «Именно Российская Федерация обладает правами и обязанностями, которые установлены межгосударственными договорами».

Однако такое утверждение носит противоречивый характер. Как, например, органы предварительного расследования разных стран могут взаимодействовать друг с другом и при этом не сотрудничать или не применять международные договоры, если в ч. 3 ст. 1УПК РФ прямо закреплено, что "...международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство..."? Именно в лице своих компетентных органов государство реализует взятые на себя обязательства по международным договорам. От взаимной, основанной на международном и внутригосударственном законодательстве, деятельности соответствующих компетентных органов договаривающихся государств зависит конечный результат такого сотрудничества.

В результате международного сотрудничества у государств возникают обязанности, выполнение которых невозможно без адекватных уголовно-процессуальных отношений.

Аналогичное мнение было высказано Р.С. Тамаевым, который указал, что «субъектами международной правовой помощи в сфере уголовного процесса являются предусмотренные законом государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, а также принимающие в нем участие физические и юридические лица, наделенные соответствующими правами и обязанностями, вступающие в уголовно-процессуальные отношения»
10.

Процессуальное положение, компетенция, права и обязанности различных субъектов международного сотрудничества по уголовным делам неравнозначны. Одни осуществляют уголовное судопроизводство по делу, другие участвуют в нем на протяжении всего процесса или в отдельной стадии или лишь в некоторых следственных и/или иных процессуальных действиях. Далеко не все участники имеют свой личный или представляемый интерес в деле. Субъектами международного сотрудничества по уголовным делам выступают и лица, только содействующие соответствующим органам в осуществлении уголовно-процессуальных действий. Таким образом, степень, цель участия, особенности в характере и направлении деятельности каждого из участников процесса служат основанием для их соответствующей классификации.

Первую группу составляют государственные органы и должностные лица, уполномоченные на производство уголовно-процессуальной деятельности и, соответственно, на оказание правовой помощи физическим и юридическим лицам в случае нарушения их прав и свобод. К ним относятся: суд, судья, прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель, консул.

Вторая группа субъектов включает лиц, заинтересованных в исходе дела и отстаивающих охраняемые законом собственные, защищаемые или представляемые интересы (обвиняемый, подозреваемый, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители и защитник).

К третьей группе субъектов международной правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства относятся лица, привлекаемые к участию в следственных и судебных действиях в связи с процессом доказывания или выполнением различных вспомогательных задач (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятые и др.).

1. Субъекты, уполномоченные на осуществление международного сотрудничества по уголовным делам:

а) субъекты, осуществляющие международное сотрудничество по уголовным делам.

В данную группу входят государственные органы и должностные лица, которые осуществляют производство по делу. Это относится и к компетентным органам и должностным лицам иностранного государства, которые обладают соответствующими полномочиями. Они участвуют в уголовном процессе от имени государства и принимают решения о начале, направлении и судьбе уголовного дела. Уголовно-процессуальное законодательство наделяет эти органы широкими властными полномочиями, возлагает на них выполнение соответствующих процессуальных функций