Файл: Семинарскопрактическое занятие 5 по темам Ощущение и восприятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 918

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


определенные волевые усилия.
Объем кратковременной памяти индивидуален и характеризуетсяприродной памятью человека; он сохраняется, чаще всего, в течение всей жизни. Это способность механически, без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.Благодаря кратковременной памяти перерабатывается большой объем информации, отсеивается ненужная и остается необходимая, вследствие чего не происходит перегрузки долговременной памяти. Кроме того, кратковременная память имеет большое значение для организации мышления, в чем похожа на оперативную память.

III. Кратко раскройте суть исследований памяти (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):

1. Исследования Г. Эббингауза.

2. Исследования П.И. Зинченко.

3. Исследования А.А. Смирнова.

Ответ:

Исследования П.И.Зинченко

Зинченко Петр Иванович (1903-1969) – советский психолог, представитель Харьковской школы, с середины 1930-х гг. разрабатывал теоретически и экспериментально деятельностный подход в психологии памяти; в 1960г. основал и возглавлял до своей кончины кафедру психологии в Харьковском университете.

Наиболее крупные достижения Зинченко П.И. связаны с изучением возрастного развития непроизвольной и произвольной памяти. Первые экспериментальные работы (1939) концептуально основывались на теории деятельности и предшествовали первым публикациям А.Н. Леонтьева (1941, 1944 и др.), в которых излагались основные понятия и положения психологического анализа деятельности.

На основе теории деятельности Зинченко П.И. открыл и тщательно исследовал целый ряд мнемических эффектов: эффект интерференции мнемической и «познавательной» задач; структурно-деятельностный эффект (материал, составляющий цель действия, запоминается более эффективно, чем аналогичный материал, относящийся к условиям достижения цели); негативный эффект возраста (превосходство первоклассников над более старшими возрастными группами в непроизвольном запоминании чисел при решении арифметических задач); а также эффект, который открыли амер. когнитивные психологи Н. Сламека и П. Граф (1978), давшие ему название «эффект генерации» (лучше запоминается материал, который испытуемые сами придумывают, по сравнению с аналогичным материалом, который им предъявляется). Последний можно рассматривать как вариант структурно-деятельностного эффекта. 

Как указывает П.И. Зинченко, широкие возможности для плодотворных исследований процессов памяти длительное время ограничивались серьезными ошибками в понимании учения Павлова о высшей нервной деятельности. В этих условиях не мог быть полностью преодолен ни классический ассоциационизм, ни идеализм в трактовке сущности памяти и ее развития. Ошибки того и другого порядка продолжали сохраняться в утвердившемся в отечественной психологии положении о том, что основу процессов памяти составляют два рода связей - ассоциативные и смысловые; ассоциативные связи считались механическими, не смысловыми, а смысловые - не ассоциативными.

Ассоциативные и смысловые связи противопоставлялись со стороны своего психологического содержания. Ассоциации трактовались как чисто внешние, механические связи. Считалось, что их образование не зависит ни от содержания связываемых объектов, ни от значения, смысла для субъекта. Низшая форма памяти лишалась осмысленности. Осмысленный характер память приобретала якобы только на высших ступенях своего развития благодаря участию в ней развернутых процессов понимания, мышления. Это привело к противопоставлению низших и высших форм памяти со стороны развития ее осмысленности.

П.И. Зинченко указывает, что отечественные психологи правильно связывали память с активной деятельностью человека, с ее целями, мотивами и способами. Однако и в трактовке активности субъекта в процессах памяти допускались серьезные ошибки, вытекавшие из признания двух видов связей - ассоциативных и смысловых. В характеристике условий образования ассоциаций подчеркивалась только необходимость совпадения или последовательного во времени действия объектов. Игнорировалась определяющая роль условий жизни, отношения субъекта к этим условиям, а в связи с этим, и его активность в образовании связей. Такая трактовка процессов образования ассоциаций была связана с неправильной оценкой условно-рефлекторной деятельности как механической деятельности. Деление связей на ассоциативные и смысловые было одной из причин недооценки теоретического и практического значения непроизвольного запоминания. Непроизвольную память обычно сопоставляли с ассоциативными связями, произвольную - со смысловыми. Так как ассоциативные связи понимались как не смысловые, случайные, не требовавшие активности субъекта, а основанные только на смежности во времени действующих раздражителей, то и непроизвольная память получала характеристику как память пассивная и случайная. Между тем, непроизвольная память, являющаяся единственной формой у животных и не теряющая своего значения у человека на всех этапах его исторического и онтогенетического развития, не может быть случайной. Она не может быть и пассивной, так как образование временных связей включено в активную жизнедеятельность субъекта.



Главное внимание исследователей было направлено на изучение высших форм памяти. Однако это изучение не могло быть до конца плодотворным по той простой причине, что высшее, более сложное нельзя как следует понять, не разобравшись в низшем, более простом. Смысловая, логическая память надстраивалась над механической.

Все связи, которыми оперирует память на всех этапах своего развития, являются ассоциативными, условно-рефлекторными по своей природе и условиям образования и вместе с тем смысловыми по своему содержанию и жизненному значению.

IV. Практическое задание.

1. Прочитайте книгу А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти». Напишите свое впечатление в виде эссе.

Ответ:

«Маленькая книжка о большой памяти»

Эта книга посвящена одному человеку, который обладает феноменальной памятью, ее сверхразвитие приводит к удивительным особенностям его личности. Автор будет стремиться как можно полнее описать наблюдавшиеся им в течение длительного срока особенности этого человека и не будет выходить в ней за пределы того, что дали ему наблюдения над этим выдающимся "экспериментом природы".

Книжка стала образцом классического исследования в клинической литературе о нарушениях памяти и сыграла большую роль при понимании и изучении функции памяти в целом, В этом вообще-то не было ничего неожиданного, так как А. Р. Лурия уже в те годы был известен как один из наиболее талантливых исследователей влияния неврологических нарушений на протекание психических процессов человека. С тех пор он занял свое, так сказать, достойное место в ряду великих исследователей.

Понять в полной мере психологическую значимость исследований и открытий А. Р. Лурия мы можем лишь сегодня, так как современный уровень наших знаний о памяти и ее механизмах позволяет нам осознать, что для своего времени А. Р. Лурия был пришельцем из будущего.

Но имеется и еще один, возможно, более интересный смысл, в котором эта книга стала классической. Можно сказать, что она ознаменовала собой появление нового жанра, не столько научного, сколько литературного. Дело в том, что успех книги А. Р. Лурия связан не просто с глубиной исследований, но с особым состраданием автора к человеческой судьбе и состоянию своего пациента. Это не холодное клиническое описание случая из практики, а гуманистический рассказ о том, что это значит — жить с психикой, которая, с одной стороны, педантично регистрирует мельчайшие подробности бытия, а с другой — оказывается не способной, так сказать, извлечь из всего этого значение, смысл.


За это время был собран большой материал, позволяющий не только изучить основные формы и приемы этой памяти, которая практически не имела границ. Проведенные наблюдения позволили вместе с тем автору описать основные особенности личности этого замечательного человека.

"Маленькая книжка о большой памяти" - рассказ о выдающемся мнемонисте Шерешевском. Шерешевский работал корреспондентом в газете, когда редактор дал задание посетить большой список адресов, чтобы получить комментарий. Он не стал записывать адреса, на что редактор разозлился, но вскоре убедился, что Шерешевский прекрасно воспроизводит список по памяти. Так благодаря случайности, он оказался однажды в лаборатории Лурия, что послужило началом, как к долгим плодотворным исследованиям, так и, прямо по "Касабланке", долгой дружбе. 
Лурия изучает мир, личность и самоопределение Шерешевский с азартом, радуется, как ребенок, предлагает тест за тестом, ведет долгие беседы. Самое замечательное в книге это то, как Шерешевский постепенно открывается сам для себя, анализирует и рационально познает механизм своей удивительной памяти. Его выдающаяся память питается силой (а может служит основой) его синестезии. Он видит звуки, ощущает их на вкус, может учуять. Благодаря такому уникальному миру образов, механизм запоминания Шерешевского походят на удивительный многомерный шифр, наблюдать за составление которого сравни присутствию на магическом сеансе. 
"Весь его мир не такой, как у нас. Здесь нет границ цветов и звуков, ощущений на вкус и на ощупь... Гладкие холодные звуки и шершавые цвета, соленые краски и яркие светлые и колючие запахи...все это переплетается, смешивается, и уже трудно отделить одно от другого..." Лурия откровенно восторгается тем "механизмом", который ему посчастливилось исследовать. И в этом восхищение, что самое приятное, нет скупой кощейской радости над сокровищем, принадлежащим ему одному. Нет. Лурия до всех, и до читателя, посредством книги, доносит эту удивительную сильную радостную эмоцию - посмотрите, как прекрасно! 
Автор будет стремиться как можно полнее описать наблюдавшиеся им в течение длительного срока особенности этого человека и не выходить за пределы того, что дали ему наблюдения над этим выдающимся
«экспериментом природы».