Файл: Лекция 21. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Ответственность за нарушение трудового законодательства Аннотация.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10 производства, структурная реорганизация производства, другие причины), условия трудового договора не могут быть сохранены.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ст. 77 ТК.
Работодатель, в соответствии со ст. 76 ТК, обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
1) появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
2) не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
3) не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр
(обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
4) при выявлении в соответствии с медицинским заключением, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
5) в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права), если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу;
6) по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
7) в других случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.
В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 23
4. Договор гражданско-правового характера, трудовой контракт
Гражданско-правовым договором согласно ст. 420 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - ГК РФ) признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные гл.
9 ГК РФ.
К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (ст. 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами гл. 27 ГК РФ и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ.
К договорам, заключаемым более чем двумя сторонами, общие положения о договоре применяются, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров.
11
При исполнении гражданско-правового договора необходимо учитывать объем работ и срок их выполнения, так как оплата осуществляется исходя из этих параметров, которые отражаются в двустороннем акте.
Существует много видов гражданско-правового договора, например договор подряда, договор поручения, договор аренды, договор возмездного оказания услуг, договор комиссии, договор авторского заказа. Отношения по гражданско-правовому договору регулируются гражданским законодательством.
Рассмотрим главные отличительные признаки трудового договора и гражданско- правового, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Отличия трудового договора и гражданско-правового договора
Понятие
Гражданско-правовой договор о выполнении работ (оказании услуг) с физлицом, не являющимся предпринимателем (гл. 37 и 39 ГК РФ)
Трудовой договор (ст. 56, 57 ТК
РФ,
Письмо
Минтруда от
05.12.2014 N 17-3/ООГ-990)
Названия
сторон Заказчик и подрядчик (исполнитель)
Работодатель и работник
Предмет
договора
Выполнение конкретной работы с определенным результатом (оказание конкретной услуги). Для выполнения работы подрядчик может привлечь третьих лиц, если это не запрещено договором
Личная работа человека на определенной должности, по определенной профессии или специальности.
Обязанности работников прописаны в трудовых договорах
(должностных инструкциях)
Подчинение
На подрядчика
(исполнителя) не распространяется действие локальных нормативных актов заказчика.
Подрядчик
(исполнитель) не подчиняется должностным лицам заказчика, и они не могут давать ему каких-либо обязательных к исполнению указаний
Работник обязан соблюдать требования локальных нормативных актов работодателя и выполнять указания работодателя
Обеспечение
условий
для
работы
Подрядчик (исполнитель) обязан сам обеспечить себя всем необходимым для выполнения работ
(оказания услуг). Инструменты и материалы предоставляются заказчиком, только если это прямо предусмотрено договором
Работодатель всегда обязан обеспечивать работника всем необходимым для работы
Срок
договора
В договоре подряда всегда указывают сроки начала и окончания работ. Без этого договор не считается заключенным и за невыполнение работ подрядчик отвечать не будет.
В договоре оказания услуг сроков может не быть, хотя их указание - в интересах заказчика
Договор может быть срочным только в случаях, прямо предусмотренных в ТК РФ.
Если договор срочный, в нем должен быть указан срок его действия. В остальных случаях договор считается бессрочным
Оплата
Цена определяется по соглашению сторон и может быть как твердой, так и приблизительной, т.е. окончательная цена может определяться по
Зарплата устанавливается в договоре в твердом размере и должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца.
12 выполнении работ (оказании услуг).
Если договором не предусмотрена предварительная или поэтапная оплата, то работы
(услуги) оплачиваются после их приемки заказчиком
Зарплата работника, отработавшего месячную норму рабочего времени, не может быть меньше МРОТ
Режим
работы
Подрядчик
(исполнитель) не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка заказчика и сам определяет режим работы.
Подрядчику
(исполнителю) не доплачивают за сверхурочную работу и работу в ночное время, а также в выходные и праздничные дни
Работник обязан исполнять свои обязанности только в рабочее время, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.
Работодатель ведет учет времени, отработанного работником.
Работник получает доплату за сверхурочную работу, работу в ночное время, а также в выходные и праздничные дни
Ответственность
за
ущерб
При причинении ущерба имуществу заказчика подрядчик должен возместить убытки полностью
В большинстве случаев размер ущерба, который можно взыскать с работника, ограничен размером его среднего месячного заработка
Материальная
ответственность
за
неисполнение
обязанностей
Может быть установлена договором в виде штрафа, пени или неустойки
Не может быть установлена. За материальный ущерб, причиненный работодателю, работник несет ответственность в размере, не превышающем установленный ТК
РФ
Приемка
работы Приемка выполненных работ
(оказанных услуг) производится по акту, из которого должно быть видно, какие именно работы
(услуги) выполнены (оказаны) и приняты.
Именно акт является основанием для оплаты работ (услуг)
Приемка работы, выполненной работником, не обязательна
Гарантии
Подрядчику
(исполнителю) не предоставляются гарантии, установленные ТК РФ
Работнику предоставляются все гарантии, установленные ТК РФ (в частности, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, выплачиваются пособия по больничным и другие пособия за счет ФСС)
Начисление
страховых
взносов
На сумму вознаграждения начисляются:
- взносы в ПФР и ФФОМС;
- взносы в ФСС на страхование от несчастных случаев, если это прямо предусмотрено договором
На сумму облагаемых выплат в пользу работника начисляются страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС
Исчисление
НДФЛ
С суммы вознаграждения при каждой его выплате исчисляется и удерживается НДФЛ
С суммы зарплаты исчисляется
НДФЛ.
Удержать всю сумму
НДФЛ можно при выплате зарплаты за вторую половину
13 месяца
Счета
бухучета,
на
которых
отражается
вознаграждение
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"
Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (ч. 2 ст. 15 ТК РФ).
Если государственная инспекция труда или суд установят, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, то есть гражданско-правовой договор может быть переквалифицирован в трудовой договор (ч. 4 ст. 11, ст. 19.1 ТК РФ; п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N
2).
В этом случае у исполнителя по гражданско-правовому договору меняется правовой статус - он признается работником, имеющим право на гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. В частности, у работника возникает право на ежегодный оплачиваемый отпуск, на получение пособия по временной нетрудоспособности и т.д.
Трудовой
контракт
ТК РФ не использует понятия «трудовой контракт» и не описывает правил заключения и регулирования трудовых отношений по трудовому контракту.
Трудовые контракты часто заключаются с лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации.. Такие контракты заключаются, например, с лицами, замещающими государственные должности Республики Башкортостан, Республики
Марий Эл, Омской области. Они помогают, с одной стороны, индивидуализировать условия прохождения службы по государственной должности субъектов Российской
Федерации и решить вопросы, не урегулированные в законодательстве, с другой стороны, не приравнивать указанных лиц к обычным работникам. Это, в свою очередь, позволяет четко определить приоритет конституционно-правового и административно-правового регулирования их статуса, не исключая, вместе с тем, применения к ним трудового законодательства по аналогии.
1
Лекция
5 Социальное партнерство в сфере труда. Понятие
и
формы
социального
партнерства. Коллективные переговоры. Коллективные договоры и
соглашения
. Ответственность сторон социального партнерства.
Преобладание в Трудовом праве договорного регулирования над централизованным государственным позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. Социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, являясь компромиссом их интересов, т. е. оно означает переход от «конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству»
Понятие и формы социального партнерства.
Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями
(представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст.23 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N
90-ФЗ)
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
В частности, согласно ч. 3 ст. 45 ТК (в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 55-ФЗ) соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления являются стороной соглашения, предусматривающего полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов.
Самого пристального внимания заслуживают принципы социального партнерства, под которыми необходимо понимать основные начала, исходные положения, которым в своей практической деятельности должны следовать участники социального партнерства.
О значении, которое придается этим принципам, свидетельствует тот факт, что они получили закрепление в ст. 24 ТК и нашли свое воплощение во многих нормах ТК, прежде всего в нормах части второй ТК.
К основным принципам социального партнерства, ст. 24 ТК относит: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ); полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
2
Система взаимоотношений между сторонами социального партнерства реализуется в различных формах с помощью различных органов и включает следующие уровни: а) федеральный; б) межрегиональный, региональный; в) отраслевой и межотраслевой; г) территориальный - устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда соответственно в Российской Федерации; в двух и более субъектах РФ, в субъекте РФ; в отрасли (отраслях); в муниципальном образовании; д) локальный уровень (уровень конкретного работодателя), на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Под формами социального партнерства следует понимать способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия субъектов социального партнерства в целях согласованного регулирования социально-трудовых отношений.
Ст. 27 ТК выделяет четыре формы социального партнерства:
1) коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров, соглашений;
2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
3) участие работников, их представителей в управлении организацией;
4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Стороны социального партнерства вступают в социально-партнерские отношения через своих представителей, действующих на основе законодательства о представителях работников и работодателей, в частности, на основании ст. 29-34 ТК.
На локальном уровне (на уровне работодателя - юридического лица, физического лица - индивидуального предпринимателя) представителями работников могут быть: первичная профсоюзная организация; иные представители работников, избранные на общем собрании (конференции) работников и наделенные соответствующими полномочиями.
ТК закрепляет за профсоюзами положение и права основного представителя работников и упоминает об иных представителях работников лишь тогда, когда на локальном уровне нет профсоюза либо профсоюзная организация объединяет менее половины работников и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.
Интересы работодателя на локальном уровне представляют руководитель организации, работодатель
- индивидуальный предприниматель
(лично) или уполномоченные ими лица.
Интересы работников на всех других уровнях социального партнерства представляют соответствующие профсоюзы, а интересы работодателей представляют объединения работодателей.
Представителями работодателей
- федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов
РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов как на локальном уровне, так и на других уровнях социального партнерства также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.