Файл: Лекция 21. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Ответственность за нарушение трудового законодательства Аннотация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8
Во-вторых, переговоры между сторонами - это своего рода торг, в результате которого представители работников должны учитывать финансовые возможности работодателя.
Согласно ст. 43 ТК коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.
Стороны имеют право продлить его действие на срок не более трех лет.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников данного работодателя, филиалов, представительств.
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом
(межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое
(межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Как и в коллективный договор, в соглашение не могут включаться условия, ограничивающие права или снижающие гарантии, установленные трудовым законодательством. Если же такие условия будут включены в соглашение, то они не могут применяться.
Соглашения могут быть как двусторонними, так и трехсторонними. То есть, стороной соглашения помимо представителей работников и работодателей являются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Соглашения, предусматривающее полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов всегда бывают трехсторонними.
Порядок разработки проекта соглашения и его заключения предусмотрен в ст. 47
ТК. Проект разрабатывается в ходе коллективных переговоров в рамках соответствующей комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок и сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяет сама комиссия. Соглашение подписывается представителями сторон и это означает его заключение. При этом содержание и структура любого соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включение в соглашение. В ст. 45 ТК даются краткие рекомендации по содержанию соглашений. В них могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда; условий и охраны труда; режима труда и отдыха, развития социального партнерства, иные вопросы, определенные сторонами. Изменения и дополнения соглашения должны производиться в том же порядке, что и его принятие.
Срок действия соглашения в пределах трех лет определяется сторонами. Они же вправе продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Распространение действия соглашения на работодателей зависит от их членства в объединении работодателей, заключивших это соглашение. Действие соглашения распространяется на всех работодателей, являющихся членами такого объединения.
Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением (ст. 48 ТК).
Нормы
ТК предусматривают процедуру уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения, которая осуществляется в соответствующих органах по труду. Обязанность направить в 7-дневный срок подписанный сторонами коллективный договор, соглашение возлагается на работодателя. Однако с этим не связывается вступление названных актов в юридическую силу. Такое значение имеет не


9 уведомительная регистрация, а подписание коллективного договора, соглашения его сторонами.
При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
4. Ответственность сторон социального партнерства
Статьями 54, 55 ТК установлено что:
1) представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения;
2) лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров;
3) лица, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением - подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.
Данная ответственность конкретизируется ст.ст. 5.28-5.31 КоАП. Ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения предусмотрена ст. 5.28 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Субъектом правонарушения по этой статье является работодатель или лицо его представляющее.
Ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения предусмотрена ст.
5.29
КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.
Ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения предусмотрена ст. 5.30 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее. Ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению предусмотрена ст. 5.31 и влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.
Следовательно, нормами ст. 5.28-5.31 КоАП установлена ответственность лишь для одной стороны социального партнерства - работодателя или его представителей и только при заключении и исполнении коллективного договора.
Кроме того, поскольку ни работодатель, ни лицо его представляющее, не являются непосредственными участниками коллективных переговоров о заключении соглашений, они не могут быть субъектами ответственности за отказ их заключить. Таким образом, объективная сторона данного проступка не охватывает посягательств на порядок заключения соглашений.


1
Лекция
4.
Регулирование
трудовых
отношений
Конституцией РФ и Гражданским Кодексом РФ. Общий обзор
Трудового Кодекса РФ.
Конституция РФ занимает высшую ступеньку в иерархии источников трудового права. Другие источники трудового права должны соответствовать конституционным требованиям.
Права каждого гражданина в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений закреплены во второй главе Конституции РФ в частности в статьях 17-19, 30, 37, 45, 46, 55, 62, а также в статьях 2,7,15 и других главы 1 Конституции РФ.
Рассмотрим подробнее влияние Конституции на трудовые отношения.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина должны стать высшей ценностью, охрана которых объявлена обязанностью государства. Данная конституционная норма позволяет применить предписания трудового законодательства, наиболее полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере труда. Причем обязанность обеспечить их реализацию возложена на полномочные государственные органы.
В ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровье людей. Государством, исходя из перечисленных требований, должен устанавливаться гарантированный минимальный размер оплаты труда. Названная конституционная норма применима во всех случаях оценки условий труда, их влияния на здоровье людей, а также при рассмотрении заявлений о величине минимальной заработной платы.
Включение в правовую систему Российской Федерации норм международно-правовой регламентации позволяет при каждом случае их

2 материализации в конкретные отношения делать ссылку и на ч. 4 ст. 15
Конституции РФ.
В ч. 3 ст. 15 Конституции РФ закреплено правило, согласно которому любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Данное требование применимо ко всем без исключения нормативным актам, направленным на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. В частности, локальные акты, в том числе приказы работодателя, имеющие нормативный характер, должны быть доведены до сведения работников организации. До момента ознакомления работников с ними они не должны применяться.
В ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина объявлены непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, они обеспечиваются правосудием. Из данной нормы следует, что само существование системы судов общей юрисдикции обусловлено обеспечением правосудием прав и свобод человека и гражданина. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления также должна быть подчинена обеспечению непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина. Поэтому каждое решение органов государственной власти и местного самоуправления, судов должно получать оценку с точки зрения защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере труда. С данных позиций следует оценивать прежде всего законность вынесенных решений, связанных с применением трудового законодательства.
В ст. 19 Конституции РФ провозглашены равенство всех перед законом и судом, недопустимость дискриминации по перечисленным в этой статье признакам. Рассматриваемая конституционная норма не позволяет устанавливать различные подходы к регламентации труда в зависимости от должностного положения. В частности, запрещено устанавливать различные


3 коэффициенты и надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в зависимости от должностного положения.
В ст. 37 Конституции РФ провозглашены свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на получение вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на отдых и запрещение принудительного труда. Содержание данной конституционной нормы позволяет применять ее непосредственно при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Например, никто не может ограничить право работника на свободу выбора места работы, а также на выражение добровольного волеизъявления при расторжении трудового договора по инициативе работника. Отсутствие подобного волеизъявления, подтвержденного письменным заявлением работника об увольнении, не позволяет работодателю ни при каких обстоятельствах издать приказ о расторжении трудового договора по инициативе работника, поскольку отсутствует свободное распоряжение им своими способностями к труду.
Часть 2 ст. 45 Конституции РФ каждому предоставлено право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В связи с чем следует признать, что данный в ст. 379 ТК РФ перечень форм защиты работниками трудовых прав и свобод не является исчерпывающим. С целью самозащиты трудовых прав и законных интересов работники могут использовать любые не запрещенные законом способы.
В ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется право на судебную защиту, в том числе и прав в сфере труда. Реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от должностного положения. При ограничении трудовых прав и свобод следует руководствоваться требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, позволяющей проводить такие ограничения лишь путем принятия федерального закона и только для

4 достижения перечисленных в этой конституционной норме целей, перечень которых является исчерпывающим.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

Регулирование трудовых отношений Гражданским кодексом РФ
В последнее десятилетие Гражданский кодекс значительно увеличил свое влияние на регулирование трудовых отношений.
С появлением понятия «договор оказания услуг» или «договор подряда», которым в Гражданском праве оформляются отношения оказания различного рода услуг или выполнению работ, происходит утверждение процесса выполнения трудовых операций в рамках Гражданского права, что сближает их с Трудовым.
Принципиальное отличие состоит в том, что договор возмездного оказания услуг имеет своим предметом не овеществленный результат труда, а труд как таковой, выражающийся в "совершении определенного действия" или "осуществлении определенной деятельности" (ст.779 ГК РФ), что сближает его с реализацией работником своей трудовой функции (ст.15, 56
ТК РФ).
Тесное взаимодействие договоров трудового и гражданского права в регламентации единого предмета - трудовой деятельности человека - наглядно проявляется в Федеральном законе от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В оформлении процедуры приглашения на работу и заключения с иностранным гражданином договора законодатель рассматривает и работодателя и заказчика как сторону возможных взаимоотношений по труду. Сторона, предлагающая работу, и иностранный гражданин в силу принципов свободы труда (ст.2 ТК РФ) и свободы договора (ст.421 ГК РФ) конкретизируют форму возникновения правовых связей и содержания трудовой деятельности на основании трудового или гражданско-правового договора.
Необходимым видится рассмотрение отличий трудового и гражданско-правового договора (таблица1).

5
Таблица 1 – Отличия трудового и гражданско-правового договоров
Сравнительные характеристики
Трудовые договор
Гражданско-правовые договор
Предмет договора процесс труда, то есть непосредственно процесс выполнения работником его обязанностей. достижение результата труда и порядок его передачи заказчику.
Характер работы
Работник выполняет определенную трудовым договором трудовую функцию.
Трудовая функция — то, что работник обязуется делать по распоряжению работодателя, вступая в трудовые отношения, его должностные обязанности.
Общий объем работы в трудовых отношениях не определен, определен только еѐ вид. Работа выполняется работником систематически.
Исполнитель выполняет определенную в гражданско-правовом договоре конкретную работу.
Объем работы, как правило, заранее определен, сроки еѐ выполнения устанавливаются в договоре. В пределах сроков исполнитель волен самостоятельно определять распорядок своего труда.
Подчинение
Работник обязан подчиняться руководителю
Стороны равны
Рабочее время
Определяется в соответствии с ТК
РФ, трудовым договором,
Правилами внутреннего трудового распорядка
Определяется договором
Ведение учета времени
Обязательно
Не обязательно
Время отдыха
Определяется в соответствии с ТК
РФ, трудовым договором,
Правилами внутреннего трудового распорядка
Исполнитель самостоятельно определяет время отдыха
Форма оплаты
Заработная плата
Оплата услуг (работ)
Социальная защита
Определена трудовым законодательством
Отсутствует
Окончание отношений
Определено ТК РФ и трудовым договором, оформляется приказом
Определено ГК РФ и договором, оформляется актом сдачи работ
Общий обзор Трудового Кодекса РФ.
Трудовой кодекс Российской Федерации - основной законодательный акт, основанный на общепризнанных принципах и нормах международного права и Конституции Российской Федерации, регулирующий отношения в