Файл: Лекция 21. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Ответственность за нарушение трудового законодательства Аннотация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6 трудовой сфере. ТК РФ вступил в силу 30 декабря 2001, заменив собой КЗОТ
РСФСР.
В ТК определены основные цели трудового законодательства:

государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан;

создание благоприятных условий труда;

защита прав и интересов работников и работодателей и др.
В ТК определяются основные задачи трудового законодательства, направленные на создание правовых условий необходимых для достижения максимального согласования интересов работника, работодателя и государства.
Определены основные принципы правового регулирования трудовых отношений:

свобода труда, включая право на труд;

запрет принудительного труда и дискриминации в трудовой сфере;

защита от безработицы;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы и др.
Структура Трудового Кодекса Российской Федерации представляет собой 6 частей, 14 разделов, 62 главы и 424 статьи:
1. Первая часть включает в себя 2 главы, в которых раскрываются основные понятия, принципы, цели и задачи трудового законодательства и трудовых отношений; определены стороны трудовых отношений и основания для их возникновения.
2. Вторая часть состоит из 7 глав, которые посвящены социальному партнѐрству в сфере труда. Здесь определены: понятие, основные принципы, стороны, уровни, представители, органы и формы социального партнерства.
Уделено особое внимание коллективным переговорам, договорам и

7 соглашениям, устанавливается ответственность сторон социального партнерства и ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора.
3. Треть часть Трудового Кодекса содержит 5 глав, в них отражены основные положения, понятие, стороны, сроки и содержание трудового договора. Также определяются условия заключения, изменения и прекращения трудовых договоров. Уделено внимание таким понятиям как: рабочее время; время отдыха; оплата и нормирование труда; гарантии и компенсации; трудовая дисциплина; трудовой распорядок; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников и охрана труда, определена материальная ответственность работника и работодателя.
4. В четвѐртой части размещены 15 глав, которые определят особенности регулирования труда отдельных категорий работников: женщин; лиц с семейными обязанностями; лиц не достигших 18 лет; лиц работающих по совместительству; лиц работающих вахтовым методом и др.
5. В пятой части 8 глав посвящены защите трудовых прав и свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров, ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
6. Шестая часть - это заключительные положения Трудового Кодекса, сроки и порядок введения его в действие.


1
ПРУП_Лекция
3_
Международное
регулирование
трудовых отношений
Всеобщая декларация прав человека
Международный пакт об экономических социальных культурных правах
Международный пакт о гражданских и политических правах
Международная организация труда (МОТ)
Европейская социальная хартия
Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств
(
многосторонних или двусторонних договоров) и других международно- правовых средств отношений связанных с применением труда, улучшением его условий, охраны труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.
В основе международного регулирования труда лежат нормы, закреплённые в актах Организаций Объединённых Наций (ООН), выражающие основные права человека, которые как общепринятые принципы и нормы международного права должны содержаться в правовой системе национального законодательства любой цивилизованной страны.
Согласно статье 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы, и международные договоры РФ имеют приоритет перед внутренним законодательством России.
Рассмотрим основные из этих международных актов ООН.
Прежде всего, следует отметить Всеобщую декларацию прав человека и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Всеобщая декларация прав человека одобрена резолюцией
Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948г. Она не имеет обязательного

2 характера, но в силу высокого авторитета ООН внесла большой вклад в международную защиту прав и свобод человека.
Во Всеобщей декларации прав человека выделен и сформулирован перечень основных неотъемлемых и неотчуждаемых трудовых прав человека, а именно:

право на труд;

свободный выбор работы;

на защиту от безработицы;

справедливые благоприятные условия труда;

равную плату за равный труд без какой-либо дискриминации;

справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи;

средствами социального обеспечения;

на создание профессиональных союзов, вступления в них для защиты своих интересов;

досуг и отдых, включая право на разумные ограничения рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
Международный
пакт
об
экономических,
социальных,
культурных правах принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря
1966
г., является многосторонним международным договором, ратифицированным государствами - членами ООН, в том числе и СССР, и, следовательно, обязательным для Российской Федерации.
Основные трудовые права:

право на труд;

справедливые благоприятные условия труда, включая справедливой заработной платы без дискриминации;

удовлетворительные условия существования работников и их семей;


3

безопасные и здоровые условия труда;

одинаковые для всех возможности продвижения по работе исключительно на основе трудового стажа и уровня квалификации;

отдых;

профсоюзную организацию;

забастовки;

особую охрану труда женщин – матерей, детей и подростков.
Также в 1966-м году ООН приняла другой пакт - Международный
пакт о гражданских и политических правах. Этот пакт был ратифицирован, в нём содержатся: запрет принудительного труда и свободное осуществление права на ассоциацию, включая право на создание профсоюзов. Указанный пакт предусматривает в случае его нарушения возможность обжалования в Комитет по правам человека.
Необходимо отметить некоторые различия в рассмотренных международных пактах. Так, в Декларации в понятие права на труд входит:

свобода труда;

защита от безработицы;

право на справедливые и благоприятные условия труда.
В Пакте об экономических, социальных и культурных правах право на труд определяется как право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается
В двух указанных актах ООН право на труд определено как несовместимое с принудительным трудом, а в Международном пакте о гражданских и политических правах принудительный (обязательный) труд категорически запрещен.
Во всех названных международных актах в той или иной форме, содержится положение о праве каждого человека на свободу ассоциации,

4 включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.
Для этих международных актов характерно также закрепление равенства в отношении осуществление прав и свобод человека, равенство всех перед законом и право каждого на равную защиту. Это касается и прав сфере труда.
В международном пакте об экономических, социальных и культурных правах подчёркивается равенство в отношении заработной платы. В нём закреплены очень важные нормы относительно труда несовершеннолетних и женщин – матерей, предусматривающие защиту детей и подростков от экономической и социальной эксплуатации, охрану труда женщин – матерей, включая предоставление оплачиваемого отпуска по беременности и родам.
Очень важную роль в международном правовом регулировании труда играют уставы и акты Международной организации труда (МОТ)– организации, созданной в качестве главного центра международно-правового регулирования труда.
Международная организация труда была создана в 1919 году первоначально как специализированное учреждение Лиги Наций - международной организации, образованной после окончания первой мировой войны. В настоящее время МОТ функционирует при ООН и в неё входит 182 государства, включая Россию.
Характерные особенности структуры МОТ - формирование почти всех ее органов на основе трёх сторон: представителей правительства, предпринимателей и работников.
Международная организация труда осуществляет свою деятельность на основании соглашения с ООН, которая признала МОТ основным специализированным учреждением, призванным решать задачи в области международных трудовых отношений и социальных проблем. К ним, прежде всего, относится формирование международных трудовых норм


5
(
стандартов). В этом отношении большое значение имеет Декларация МОТ
«Об основополагающих принципах и права в сфере труда» 1998 года.
В этой декларации принята попытка стимулировать согласованные усилия всех стран, направленные на то, чтобы экономический прогресс сопровождался прогрессом социальным, и при этом в полной мере учитывалось все разнообразие условий, возможностей и приоритетов каждой страны. Декларация закрепила следующие основополагающие принципы международно - правового регулирования труда:

свобода объединений;

право на ведение коллективных переговоров;

упразднение всех форм принудительного труда;

действительное запрещение детского труда;

недопущение дискриминации в области труда и занятий.
Одной из последних является принятая 10 июня 2008 года
Декларация МОТ «О социальной справедливости в целях справедливой
глобализации». В этой декларации, во-первых, нашли отражение принципы, заложенные в Декларации «Об основополагающих принципах и правах человека сфере труда», и, во вторых, она институционализирует концепцию достойного труда. Концепция разработана МОТ в период после 1999 г., используется в качестве основного элемента политики МОТ в решении уставных задач.
Устав МОТ определяет порядок международного контроля за соблюдением конвенции и рекомендаций. Механизм контроля включает в себя рассмотрение жалоб на нарушения государствами обязательств по соблюдению международных трудовых стандартов.
Предусмотрено несколько способов рассмотрения таких жалоб. Часть из них состоит в том, что профсоюз либо организация предпринимателей государств – членов
МОТ может направить представление на любое государство, входящее в
МОТ. Такое представление - это жалобы на государство связи с невыполнением им обязательств по ратифицированной конвенции.

6
Представление рассматривается в трёхстороннем комитете, сформированным
Административным советом МОТ. Заключение или рекомендации этого комитета могут быть опубликованы. В процессе рассмотрения жалоб и вообще контрольно-надзорной деятельности МОТ многие конвенции, рекомендации получили толкование, важное для национального правового регулирования труда.
Следует отметить, что применение актов МОТ в национальном праве осуществляется в разных странах по-разному:

прямое применение международных норм в случае ратификации государством конвенции МОТ. Это предусмотрено в России, Франции,
Нидерландах, Швеции, Бельгии, Люксембурге и Мексике;

изменения в законодательстве в связи с желанием ратифицировать международный договор и привести заранее внутреннее законодательство в соответствие с положениями договора;

учёт замечаний надзорных органов МОТ в связи с представлением правительствами периодических докладов о соблюдении ратифицированных и нератифицированных конвенций МОТ;

включение в текст национальных законов положений ратифицированных и нератифицированных договоров (конвенций МОТ);

использование положений международных актов по труду в процессе коллегиальных переговоров и в текстах коллективных договоров
Целью нормативной деятельности МОТ, согласно преамбуле её
Устава, является улучшение условий труда путём использования следующих методов:

регулирование часов работы, включая установление максимальных пределов рабочего дня и недели;

регулирование рынка труда;

предотвращение безработицы;

обеспечение достойного уровня заработной платы;


7

охрана труда детей, подростков и женщин; защиту работников- мигрантов;

признание принципа равной заработной платы за равный труд.
Важно отметить, что этот перечень не является исчерпывающим и не исключает применения других методов.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод
(Европейская конвенция о защите прав человека), заключённая 4 ноября
1950 года в Риме, ратифицирована в настоящее время почти всеми государствами членами Совета Европы, в том числе и Россией.
Трудовым правам в этой Конвенции посвящены две статьи.
Статья 4 запрещает принудительный труд. Конвенция МОТ №29 определяет принудительный труд как «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой наказания». По Европейской конвенции о защите прав человека под это понятие не подпадают:

какая бы то ни было работы, которая обычно должна выполняться в период лишения свободы или в период условного освобождения от заключения;

какая бы ты ни было служба военного характера или альтернативная служба;

какая бы ты ни было служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни и благополучию населения;

какая бы ты ни было работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности.
Статья 11 этой Конвенции закрепляет свободу ассоциации, включая право на создание профсоюзов и вступления в них для защиты своих интересов. Она также допускает введение законных ограничений на осуществление профсоюзных прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции и государственного управления. Допускаются также ограничение, которые необходимы в демократических обществах в

8 интересах государственной и общественной безопасности, для предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья, нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц, если они установлены законом
Обеспечивать соблюдение Европейской конвенции о защите прав человека призван Европейский суд по правам человека, которому подведомственны дела, связанные с выполнением и толкованием конвенции.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23