Файл: Учебное пособие Рязань, 2016 3 содержание предисловие 5.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
85
Особенности алкогольной и наркотической зависимость
у детей и подростков
На протяжении последнего времени врачи всего мира все тре- вожнее заявляют об опасности, которая подстерегает детей, подрост- ков, молодежь. Речь идет о нарастающем употреблении спиртных напитков и наркотических веществ детьми и подростками. Эта про- блема очень актуальна для многих стран, она остается одной из са- мых социально значимых и для России. Это, несомненно, важная проблема, с которой, так или иначе, сталкивается практически любая семья. С учетом влияния друзей, телевидения, рекламы и кино, музы- ки, родителям часто кажется, что у них нет возможностей повлиять на выбор ребенка. Но на самом деле это не так. Ценности, прививае- мые детям в ходе воспитания, будут ведущими сдерживающим фак- тором от употребления алкоголя и наркотиков в будущем. Под- ростки и дети из семей с теплым психологическим и эмоциональным климатом, где родители в курсе сложностей, свойственных этому возрасту, уважают его права как личности, никогда не станут зависи- мыми.
Отсутствие интереса родителей к жизни подростка, поглощен- ность собственными проблемами, безнадзорность, напряженная об- становка в семье - все это способствует постепенному «отторжению» ребенка, ищущего пути самореализации, понимания, признания.
Взрослым нужно обратить внимание на своих детей, если они стано- вятся скрытными, если у них заметно падает успеваемость, исчезает
86 интерес к хобби, повышаются финансовые траты, а в доме исчезать деньги. Должны насторожить новые подозрительные друзья, ношение одежды с длинными рукавами, резкая смена настроения, поведение, которое напоминает состояние опьянения, но нет запаха спиртного.
Существует множество причин для первичного употребления алкоголя или наркотика. Однако наиболее часто встречаются следу- ющие.
1. Употребление из любопытства психо-активных веществ
(ПАВ). Человек, как существо, в принципе любопытен, но особенно любопытен подросток, который пытается познать мир и самого себя.
Именно в этот период жизни хочется неизведанных ощущений.
2. Употребление ПАВ ради удовольствия. Человеку свойственно желание испытать наслаждение, радость, восторг. Самый легкий спо- соб - это употребить ПАВ, чтобы изменить свои ощущения. Намного сложнее получить удовольствие от обыденной жизни. Существует мнение, что в жизни надо попробовать все. Самое главное - это полу- чить удовольствие и наслаждение, и не важно, какой ценой. Желания получать все новые удовольствия обычно сочетаются с отсутствием внутренних запретов.
3. Употребление ПАВ с целью быть признанным определенной группой. В переходном возрасте важную роль в поведении подростка играет социум. Ребенок боится быть изолированным в своем круге общения, и вынужден идти на поводу у большинства. Так, для при- мера, если в его круге общения имеются лидеры, употребляющие что-либо, то, скорее всего, по тому же пути пойдут и другие члены
87 группы, чтобы не выделяться на фоне остальных. В переходном воз- расте подросткам не хватает мудрости, чтобы осознать, что данный путь является не верным. Часто не хватает смелости, чтобы расстать- ся с плохой компанией. Подростки подражают своим лидерам.
4. Употребление ПАВ как протест против родителей. Вызов против родительских запретов и давления.
5. Употребление ПАВ для снятия напряжения. Сниженная само- оценка и неуверенность в собственных силах является ведущим фак- тором риска употребления ПАВ. В таком случае наркотик становится средством защиты от плохого настроения, унижения, чувства боли.
Сниженная самооценка способствует тому, что ребенок попадает под негативное влияние ровесников. «Делай, как мы, или ты не из нашей компании. У нас пьют все».
Большинство специалистов считают наркоманию «семейной бо- лезнью». Именно в семьях с неправильным воспитанием растут дети со сниженной самооценкой, отсутствием внутренних барьеров. Про- блемы в воспитании часто проявляются как гипер- или гипоопека.
1. Гиперопека. Повышенное внимание и контроль со стороны родителей, навязывающих свое мнение по любому вопросу, диктую- щих каждый шаг. В этом случае, сталкиваясь в реальной жизни с трудностями, подросток самостоятельно не способен преодолеть мо- ральные и психологические сложности и вынужден искать спасения в наркотике и алкоголе.
2. «Кумир семьи» (высшая степень гиперопеки). Ребенка вос- хваляют, развивая в нем чувство особенности и исключительности;
88 освобождают его от всех сложностей, выполняют все его прихоти, снимая ответственность за поступки.
3. Гипоопека. Воспитание характеризуется сниженным внима- нием со стороны взрослых, игнорированием воспитания. Ребенка по- стоянно унижают, противопоставляют другим детям, лишают всех удовольствий. Постоянное избиение ребенка, тираническое отноше- ние к нему, отсутствие тепла, сочувствия, поощрений. Подросток по- нимает, что искать их надо у кого-то или чего-то другого. Таким об- разом, возникает первичное стремление получить радость искус- ственным путем.
Портрет ребенка с высоким риском заболеть наркоманией или алкоголизмом характеризуется следующими чертами:
− пониженная способность переносить трудности повседневной жизни;
− стремление к новизне - «жизнь серая, ничего не происходит, а я хочу жить ярко и красочно»;
− неприспособленность к жизни, упреки окружающих способ- ствуют формированию скрытого комплекса неполноценности, внешне нередко проявляющегося в защитно-психологической реакции, состоящей в демонстрации превосходства над окружа- ющими. Дон-Жуан, нуждающийся в постоянных мужских побе- дах для подкрепления своей значимости, - из категории таких типажей;
− внешняя доброжелательность, сочетающаяся со страхом перед устойчивыми эмоциональными контактами (боязнь любви, бра-
89 ка). На самом деле, это действующее с детства «табу» на любовь окружающих;
− стремление перенести ответственность за принятие решений на других, стремление обвинять других, зная при этом, что они не- виновны;
− завистливость;
− тревожность.
Эти личностные особенности способствуют побегу от реально- сти в наркотическую или алкогольную зависимость. Исследование, проведенное в российских школах, показало, что 7% опрошенных впервые попробовали алкоголь до семи лет в семье. Обычно первым алкогольным напитком является шампанское. 33% опрошенных, упо- требили алкоголь впервые в 14 лет, 33% - в 13 лет, а 11% - в 15 лет.
Из цифр видно, что возраст 13-14 лет наиболее опасен для начала приема алкоголя.
Среди всех респондентов самым популярным напитком является пиво (62%), потом идут алкогольные коктейли (15%) и вино (10%).
Процент девочек, употребляющих вино и коктейли, выше. Неболь- шой процент юношей и девушек предпочитает водку, коньяк, спирт и т.д.
В процессе опроса выявлены мотивы употребления алкоголя:
− убежденность, что алкоголь повышает настроение, взбадривает, делает разговор более интересным и оживленным;
− во время праздников прием алкоголя традиционен;
− алкоголь помогает поддерживать отношения с компанией.
90
Полученные данные позволяют говорить о том, что алкогольная зависимость молодеет, родители не видит угрозы, когда подросток эпизодически принимает алкоголь, ведущий способ распространения алкоголизации молодежи идет из компании друзей.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Особенности употребления алкоголя подростками
Чаще всего, подростки приобщаются к алкоголю постепенно, проходя несколько стадий: начинается все с употребления в компа- нии друзей, «безобидных», легких напитков (например, коктейли, пи- во); затем происходит плавный переход к крепким напиткам (виски, водка, коньяк) и уже потом начинается частое, в больших дозах, упо- требление алкоголя. Для подростков характерно отсутствие стойких соматических последствий после приема алкоголя; наличие проблем с алкоголем отрицается; негативное отношение к предложению начать лечение.
Признаки заболевания алкоголизмом
Очень редко встречается ситуация, когда человек, попавший в зависимость от алкоголя, соглашается с наличием у него заболевания.
Для подростков это характерно в большей степени. О наличии зави- симости говорят скрытые и открытые признаки. К ним относятся: непреодолимое желание приема алкоголя; теряется контроль над объ- емом выпитого; употребляются все большие дозы (рост толерантно- сти); прием алкоголя имеет приоритет над другими занятиями.
Характерологические черты молодых алкоголиков
Лживость у подростков, как и у взрослых больных, эмоциональ- на и непоследовательна. Она проявляется стремлением скрыть разме-
91 ры, причины, факты употребления алкоголя. Так же характерны пе- репады настроения. Обращает на себя внимание невнимательность подростков к семье, к друзьям, подростки становятся замкнутыми, неискренними, холодными. Только в своем кругу, употребляя алко- голь, они чувствуют себя свободно и непринужденно. Да и вообще, они легко находят общий язык только с «друзьями по интересам».
Что касается внешних манер поведения, то больные подростки обычно ведут себя развязно, бесцеремонно, но в условиях контроля становятся подавленными, подчиняемыми и беспомощными. Таким образом, социальное поведение подростков, подверженных зависи- мости от алкоголя, меняется принципиально.
Переход от банального употребления к алкогольной зависимо- сти у взрослого человека занимает около десяти лет. У подростков же формирование алкоголизма занимает в три раза меньше времени.
Этот феномен объясняется тем, что ткань мозга у подростка богаче водой и беднее белками, поэтому накопление алкоголя идет активнее, а его концентрация - выше.
Кроме того, чем моложе организм, тем губительней для него прием алкоголя. Страдает печень, которая еще только формируется, а это вызывает нарушения белкового и углеводного обмена. Алкоголь угнетает и тормозит развитие всех систем и органов.
Ведущим фактором, который провоцирует прием алкоголя под- ростком, являются родители и прочие значимые люди, употребляю- щие алкоголь. Прием алкоголя не считается чем-то плохим и не вы- зывает беспокойства родственников долгое время.
92
Последствия подростковой алкогольной зависимости
У подростков, намного быстрее, чем у зрелых людей, при упо- треблении алкоголя наступает деградация. У таких подростков отста- ет интеллектуальное развитие, страдает память, возникает апатия. У многих развиваются анемии, гастриты, эндокринная патология. Про- гноз у подростков, страдающих от алкогольной зависимости, в ос- новном неблагоприятный. В большинстве случаев они не хотят ле- читься. Чаще, чем взрослые, они погибают от несчастных случаев, совершают суициды. Находясь в стационаре, они нарушают режим, при возможности употребляют спиртное, наркотические вещества.
Возрастные особенности формирования зависимого поведения
С 8 до 11 лет. Алкоголь, наркотик - запретный и неизвестный мир, вызывающий, как и все запретное, острый интерес. Как утвер- ждают многочисленные исследования, в этом возрасте дети ничего не слышали о последствиях приема ПАВ, а если и слышали, то не при- няли всерьез. Все знания о ПАВ получены от друзей. Единицы упо- требляли алкоголь или наркотики. Возрастных групп, объединенных приемом алкоголя или наркотика еще нет. Чаще всего встречается токсикомания.
С 11 до 13 лет. В этом возрасте наиболее часто происходит зна- комство с ПАВ. Возможность приема алкоголя и наркотиков вызыва- ет интерес из-за существующего заблуждения о безопасности «лег- ких» наркотиков. Многое о наркотиках детям знакомо, но так же из уст знакомых, поэтому достоверность такой информации вызывает сомнение. Недооценивается риск, связанный с употреблением ПАВ.
93
Как правило, первые эпизоды алкоголизации и наркотизации связаны с кризисными ситуациями в семье, школе, неорганизованным досу- гом, безнадзорностью. В таком возрасте, детям доступны бытовые и лекарственные средства, поэтому именно с них и начинается упо- требление ПАВ (клей, таблетки, бензин и пр.).
С 14 до 17 лет. Это наиболее опасный возраст для начала упо- требления ПАВ. Знакомство с алкоголем и наркотиками происходит на молодежных вечеринках, дискотеках, в компании друзей, то есть в тех местах, куда закрыт доступ взрослым. У многих имеется личный опыт приема алкоголя и наркотика, или опосредованный опыт от зна- комых и друзей. Родители, которые заподозрили у детей, наличие приобщения к ПАВ не должны паниковать, быть чрезмерно подозри- тельными. Следует разобраться в сложившейся ситуации, проанали- зировать ее и сделать все, чтобы помочь ребенку.
Помочь ребенку, у которого уже есть алкогольная или наркоти- ческая зависимость непросто и это могут сделать только врачи- наркологи, поэтому ведущая работа родителей, педагогов, специали- стов сферы охраны детства, школьных психологов должная быть направлена именно на профилактику детского алкоголизма и нарко- мании.