Файл: Кафедра педагогики и методики начального образования курсовая работа использование информационнокоммуникативных технологий в обучении младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду.

  1. Фрагмент урока литературного чтения по теме: «Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Цели: познакомить с рассказом Ю. Ермолаева, помочь осознать главную мысль, идею произведения; продолжить формирова­ние навыков составления плана и пересказа.

Этап урока: Эмоциональный настрой.

Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения, урок общения. (слайд) Всегда приятно общаться с весёлым, доброжелательным человеком. Поиграем в игру «Привет, сосед!»

Привет, сосед!

Улыбнись в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Посмотрите друг на друга, на гостей и подарите свои улыбки.

Этап урока: Речевая разминка.

Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро) (слайд)

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

  1. Фрагмент урока окружающего мира по теме: «Путешествие по родной стране».

Цели фрагмента: дать представление о географическом положении России; учить определять водные и сухопутные границы России, ориентироваться по карте России.

Этап урока: Создание эмоционального настроя.

А для того, чтобы это узнать все это, нам нужно совершить путешествие по России, побывать в разных ее уголках. А как же мы это сможем сделать? Помогут нам в этом Маша и Миша (учитель показывает фигурки детей). Вместе с ними мы облетим на самолете нашу страну с севере на юг. Итак, вы готовы совершить путешествие? Может кто-нибудь из вас боится высоты и откажется от полета?

  • Тогда в путь! Пристигните ремни. (Звучит музыка. Под музыку дети показывают как самолет набирает высоту)

Этап урока: знакомство с новым материалом

  • Есть в нашей стране и совсем теплые места. По берегам Каспийского и Черного моря есть небольшой участок земли, где почти не бывает зимы. Зима, конечно, есть, но она совсем теплая и короткая. Лето жаркое. Поэтому наши путешественники сменили свои курточки на одежду, в которой им не будет жарко.

(Рассказ ученика о природных условиях черноморского побережья. Рассказ сопровождается показом иллюстраций и слайдов).


    1. Динамика уровня сформированности познавательной активности младших школьников



Для проверки эффективности проделанной работы по формированию познавательной активности младшего школьника было проведено контрольное исследование.

Результаты контрольного определения уровня познавательной активности у учащихся 2 «К» и 2 «В» представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Результаты контрольного определения уровня познавательной активности у учащихся 2 «К» (экспериментального) и 2 «В» (контрольного) классов по методике В.С. Юркевича


Класс

Уровень познавательной активности

Низкий

Средний

Высокий

2 «К» (экспериментальный)

6 чел.

21%

15 чел.

53%

8 чел.

26%

2 «Г» (контрольный)

15 чел.

46%

16 чел.

47%

3 чел.

9%


В контрольной группе не произошло значительных изменений в уровне развития познавательной активности: количество детей с низким уровнем уменьшилось с 51% до 46%, количество детей со средним уровнем увеличилось с 40 % до 47%, количество детей с высоким уровнем развития осталось неизменным – 13%.

В экспериментальной группе произошли существенные изменения в уровне развития мотивационной сферы познавательной активности. Низкий уровень развития познавательной активности уменьшился 54% до 21%, в то же время средний уровень (с 33% до 53%) и высокий уровень развития познавательной активности вырос (с 12% до 26%).

На рисунке 3 показана динамика познавательной активности у учащихся экспериментального и контрольного классов по методике В.С. Юркевича.



Рисунок 3 – Динамика познавательной активности у учащихся экспериментального и контрольного классов по методике В.С. Юркевича

Результаты контрольного исследования познавательной активности учащихся 2 «К» (экспериментального) и 2 «В» (контрольного) классов по школьным предметам по методике Ю.В. Бойко представлены в таблице 8.

Таблица 8 – Данные по результатам контрольного исследования познавательной активности учащихся 2 «К» (экспериментального) и 2 «В» (контрольного) классов по школьным предметам по методике Ю.В. Бойко

Класс

Уровень познавательной активности

Низкий

Средний

Высокий

2 «К» (экспериментальный)

3 чел.

12%

15 чел.

48%

12 чел.

40%

2 «Г» (контрольный)

15 чел.

44%

17 чел.

49%

2 чел.

6%



В контрольной группе не произошло значительных изменений в уровне развития познавательной активности: количество детей с низким уровнем уменьшилось с 51% до 44%, количество детей со средним уровнем увеличилось с 42% до 49%, количество детей с высоким уровнем развития осталось неизменным – 6%.

В экспериментальной группе произошли существенные изменения в уровне развития мотивационной сферы познавательной активности. Низкий уровень развития познавательной активности уменьшился 45% до 12%, в то же время средний уровень (с 36% до 48%) и высокий уровень развития познавательной активности вырос (с 9% до 40%).

На рисунке 4 показана динамика познавательной активности у учащихся экспериментального и контрольного классов по школьным предметам по методике Ю.В. Бойко



Рисунок 4 – Динамика познавательной активности у учащихся экспериментального и контрольного классов по школьным предметам по методике Ю.В. Бойко

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам исследования, пришли к выводам, что исследуемые младшие школьники характеризуются низким уровнем познавательной активности. У детей преобладают игровые мотивы над познавательными.

Все это говорит о необходимости проведения с детьми младшего школьного возраста работы по формированию познавательной активности, в которой немаловажно включение в педагогический процесс информационно-коммуникативных технологий.

Формирующий этап нашего исследования заключался в проведении работы с детьми младшего школьного возраста по формированию познавательной активности при обучении посредством информационно-коммуникативных технологий.

Для проверки эффективности проделанной работы по формированию познавательной активности у исследуемых детей младшего школьного возраста было проведено контрольное исследование.

После проведения работы с детьми по формированию познавательной активности с включением в педагогический процесс информационно-коммуникативных технологий, у исследуемых значительно повысился уровень познавательной активности, стали преобладать познавательные мотивы над игровыми. Все это говорит об успешности проделанной работы по формированию познавательной активности детей, в которой немаловажно значение имело включение в педагогический процесс информационно-коммуникативных технологий.


Мы пришли к выводу, что применение информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения младших школьников:

  • позволяет более полно использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, и её источники;

  • способствует обогащению методических возможностей уроков, придает им современный уровень;

  • способствует процессу активизации творческого потенциала школьника;

  • повышает познавательную активность младших школьников на уроках.

Цель работы достигнута. Задачи решены. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе, будет способствовать развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2013.

  2. Андреев А.А. Введение в Интернет-образование / А.А. Андреев. – М.: Логос, 2013.

  3. Андресен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андресен. – М.: Дрофа, 2014.

  4. Антонова Г.П., Антонова И.П. Обучаемость и внушаемость младших школьников / Г.П. Антонова, И.П. Антонова // Вопросы психологии. – 2010. – № 4.

  5. Бабанский Ю.К. Педагогика. / Ю.К. Бабанский. – М.: АСТ, 2013.

  6. Берил С.И., Гайдаржи Г.Х. Использования возможностей ИКТ в индивидуализации обучения / С.И. Берил, Г.Х. Гайдаржи // Педагогическая информатика. – 2012. – № 4.

  7. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. – М.: 2002.

  8. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. – М.: Академия, 2013.

  9. Брунер Дж. С. Процесс обучения / Дж. С. Брунер. – М.: Спутник, 2012.

  10. Булин-Соколова Е.И., Рудченко Т, А., Семенов А, Л., Хохлова Е, Н. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.И. Булин-Соколова, Т, А. Рудченко, А, Л. Семенов, Е, Н. Хохлова. – М.: Просвещение, 2012.

  11. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – М.: Академия, 2012.

  12. Волков Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. – М.: АСТ, 2012.

  13. Волосова А.В. Интегрирование ИКТ в учебный процесс в общеобразовательном учреждении / А.В. Волосова // Педагогические науки. – 2015. – № 1.

  14. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.: Смысл, 2013.

  15. Зайцева С.А., Иванов В.В. Современные информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] URL: http://sgpu2004.narod.ru/infotek2/htm.

  16. Захарова В.А. Роль информационно-коммуникационных технологий в реализации системно-деятельностного подхода к обучению / В.А. Захарова // Начальная школа. – 2011. – №8.

  17. Информатика. Учебник. /Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2012.

  18. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс] URL: http://cherepanova.74335s005.edusite.ru/DswMedia/iktvobrazovanii.

  19. Колбаса М.А. Педагогические аспекты информационных технологий обучения [Электронный ресурс] URL: http://sibac.info/2009-07-01-10-21-16/50-2011-12-21-06-47-18/2011-12-21.

  20. Кононова А.С. Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в современной начальной школе [Электронный ресурс] URL: http://prostatitusnet.ru/uchebnoe/2-kurs/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-ispolzovaniya-ikt-v-sovremennoi-nachalnoi-shkole.

  21. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся [Текст] / Т.В. Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. – Вып.5. – Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 2004.

  22. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006.

  23. Макарова Н. В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии / Н. В. Макарова. – СПб.: Питер, 2011.

  24. Мусина А.А. Информационные технологии как ядро программы развития класса / А.А.  Мусина // Начальная школа. – 2012. – №4.

  25. Озёрнова Е.А. Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности учащихся [Электронный ресурс] URL: http://alekseevka.ucoz.ru/novaya/IKT.Ozjornova.

  26. Семенов А.Л. Концепция информатики в общем образовании [Электронный ресурс] URL: http://textbook.keldysh.ru/informat/part3.

  27. Соломенчук В. Краткий курс Интернет / В. Соломенчук. – СПб.: Питер, 2010.

  28. Суворова Е.В. Использование системно-деятельностного подхода и интерактивных технологий как условие формирования ИКТ-компетентности младших школьников / Е.В. Суворова // Информатика и образование. – 2012. – №10.

  29. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2007.

  30. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2009.