Файл: Кафедра педагогики и методики начального образования курсовая работа использование информационнокоммуникативных технологий в обучении младших школьников.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эмоционально-волевой компонент познавательной активности характеризуется способностью и стремлением к преодолению школьниками трудностей в учении и наличием определенного эмоционального настроя, связанного с развитием познавательного интереса. Этот компонент тесно взаимосвязан с личностным и мотивационным компонентами.
Можно выделить следующие возможности информационно-коммуникативных технологий в реализации этого компонента познавательной активности:
-
интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программой, информационной системой, обеспечивающий возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним; -
обеспечение доступа и различных возможностей представления информации, имеющей эмоционально-ценностную окраску (исторические экскурсы, раскрывающие появление и попытки решения изучаемого вопроса в истории; факты из жизни и деятельности ученых, внесших вклад в развитие изучаемого вопроса и т.п.); -
использование в обучении младших школьников игровых технологий, различных дидактических игр, способствующих как совершенствованию знаний и способов учебной деятельности, так и формированию интереса к предмету, эмоциональной окраске учебно-познавательной деятельности [17].
Личностный компонент познавательной активности определяет субъектный характер познавательной деятельности школьника, складывающийся под воздействием индивидуальных особенностей его личности, поэтому эта деятельность приобретает личностный характер.
Возможности информационно-коммуникативных в реализации этого компонента:
-
осуществление индивидуализации и дифференциации, учет индивидуальных психологических особенностей учащихся и уровня их обученности на основе взаимодействия учащегося (и учителя) с электронным образовательным ресурсом, обеспечивающим возможность выбора и реализации индивидуальных познавательных траекторий (вариантов содержания учебного материала, способов его представления, режима работы с ним и т.п.); -
автоматизация поэлементного контроля и самоконтроля процесса и результатов учебно-познавательной деятельности [17].
Использование программных средств на уроках имеет следующие преимущества:
-
рассматривается значительный объем материала, который охватывает различные разделы школьного курса, изучаемой учебной дисциплины; -
улучшается наглядность представления материала за счет цвета, звука, движения; -
главное преимущество компьютера как средства обучения заключается в том, что он дает школьникам разнообразную информацию, объединяя звук, аппликации, видео; -
ускорение на 10 - 15% темпа урока за счет эмоциональной составляющей; -
ученики проявляют интерес к предмету и легко запоминают материал (повышается качество знаний учащихся); -
компьютерные учебные технологии позволяют развивать самостоятельность; -
развивается творческая активность учащихся [22].
Информационно-коммуникативные технологии на уроках дают возможность ученику активно подключаться к демонстрации, ускоряя, замедляя или повторяя по мере необходимости изучаемый материал, фиксировать на экране монитора необходимую информацию.
Любая учебная компьютерная программа является моделью в гносеологическом смысле слова.
Ученик познает реальность с помощью компьютера через условные понятия и изображения, к которым нельзя прикоснуться, они практически всегда двумерные, несмотря на то что часто используется так называемая 3D графика. Появляется возможность индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учеников. Создаются особенно благоприятные условия для развития творческих способностей каждого ребенка. В том числе и одаренных детей. Появляется возможность, используя электронную почту как одну из самых быстрых, удобных и дешевых систем связи, организовывать дистанционное обучение, не только с целью заочного или экстренного обучения, но и для учащихся, пропускающих занятия по болезни.
Использование педагогических программных средств контроля дает существенную экономию времени учителя и учащихся, способствует росту качества знания, повышает информационную культуру, освобождает учителя от трудоемкой работы по проверке знаний [19].
Использование компьютерного комплекса и проектора позволяет вывести современные уроки на качественно новый уровень, поскольку активизирует процесс обучения путем использования новых привлекательных форм представления учебной информации, привлекает учащихся к активной познавательной деятельности благодаря новизне, но не традиционности преподавания нового материала и осуществляется в основном, в следующих направлениях:
-
информационная поддержка предмета с помощью стандартного программного обеспечения; -
разработка уроков с применением мультимедийного проектора, помогает иллюстрировать теоретический материал; -
создание и демонстрации ученических презентаций; -
осуществление контроля изученного материала (тестирование).
Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий на уроках позволяет решить следующие проблемы:
-
адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся); -
одновременная работа группы учащихся за компьютером; -
интерактивность (взаимодействие ЭВМ и ученика, имитирующий в определенной степени реальное общение); -
контроль индивидуальной учебной работы учащихся во внеурочное время [28].
Способы использования информационно-коммуникативных технологий разнообразны: работа всей группой или подгруппами, парами или индивидуально. Это может быть обусловлено не только наличием или отсутствием достаточного количества аппаратных средств, но и дидактическими целями.
На основе обобщения результатов проведенного анализа могут быть выделены следующие организационно-педагогические условия использования информационно-коммуникативных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения:
-
систематическое и целенаправленное осуществление на основе информационно-коммуникативных технологий визуализации и иллюстрации изучаемого содержания учебной дисциплины, что способствует формированию познавательной мотивации, возбуждению интереса к изучению предмета, развитию наглядно-образного мышления, -
формированию умения создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; -
вовлечение учащихся в поисковую познавательную деятельность (постановка проблемы, накопление информации, необходимой для ее решения, выдвижение, проверка и обоснование гипотез, формулировка выводов и выявление возможностей применения полученного результата), организуемую на основе наблюдений, измерений, построений, компьютерного моделирования, осуществляемых с использованием цифровых ресурсов, анимированного эксперимента, виртуальных лабораторий и осуществляемую, как под руководством учителя, так и самостоятельно; -
осуществление поэтапного и поэлементного дифференцированного контроля, самоконтроля и коррекции знаний и умений учащихся, реализуемых с помощью контролирующих программных средств информационно-коммуникативных технологий; -
организация самостоятельной деятельности учащихся по использованию информационно-коммуникативных технологий для поиска, усвоения и овладения применением учебной информации, для выполнения познавательных задач, учебных и творческих проектов с учетом индивидуальных образовательных возможностей, особенностей и потребностей учащихся [30].
Таким образом, использование информационных технологий на уроках в начальных классах значительно повышает эффективность обучения, обеспечивает развитие личности, формирование жизненных и социальных компетенций учащихся, создает предпосылки для достижения успеха в будущей самостоятельной деятельности.
Информационные технологии можно и нужно внедрять на разных этапах уроков: проверка домашнего задания, заучивание нового материала, закрепление, контроль и оценка знаний [13].
-
Экспериментальная работа по использованию информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательной активности младших школьников
Целью первого (констатирующего) эксперимента нашего исследования явилось выявление уровня познавательной активности у детей младшего школьного возраста.
Целью второго (формирующего) эксперимента нашего исследования явилось проведение с детьми работы, направленной на формирование познавательной активности.
Целью третьего (контрольного) эксперимента нашего исследования явилась проверка эффективности проведенной работы.
Экспериментальное исследование проводилось в МБОУ СОШ № 20 г. Краснодара. В эксперименте приняли учащиеся 2 «К» класса в количестве 30 человека и 2 «В» класса в количестве 34 человека.
С целью выявления исходного уровня сформированности познавательной активности нами были использованы следующие методики:
-
Методика изучения познавательной активности В.С. Юркевича. Целью методики является выявление уровня познавательной активности детей. -
Методика определения познавательной активности учащихся по школьным предметам Бойко Ю.В. Целью методики является определение уровня познавательной активности учащихся по предметам.
Результаты определения уровня познавательной активности у учащихся 2 «К» (экспериментального) класса по методике В.С. Юркевича представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты определения уровня познавательной активности у учащихся 2 «К» (экспериментального) класса по методике В.С. Юркевича
Уровни познавательной активности | Количество набранных баллов | Количество учащихся | |
Высокий | 9 и выше | 4 | 12% |
Средний | От 3 до 8 | 11 | 33% |
Низкий | 2 и меньше | 18 | 54% |
Из таблицы 1 видно, что большая часть исследуемых детей младшего школьного возраста (18 человек – 54 %) имеет низкий уровень познавательной активности. 11 исследуемых младших школьника (33 %) характеризуется средним уровнем познавательной активности. И 4 исследуемых ребенка младшего школьного возраста (20 %) имеют высокий уровень познавательной активности.
Результаты определения уровня познавательной активности у учащихся 2 «В» (контрольного) класса по методике В.С. Юркевича представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты определения уровня познавательной активности у учащихся 2 «В» (контрольного) класса по методике В.С. Юркевича
Уровни познавательной активности | Количество набранных баллов | Количество учащихся | |
Высокий | 9 и выше | 3 | 9% |
Средний | От 3 до 8 | 14 | 40% |
Низкий | 2 и меньше | 17 | 51% |
Из таблицы 2 видно, что большая часть исследуемых детей младшего школьного возраста (17 человек – 51 %) имеет низкий уровень познавательной активности. 14 исследуемых младших школьника (40 %) характеризуется средним уровнем познавательной активности. Высокий уровень познавательной активности имеют 3 исследуемых ребенка младшего школьного возраста (9 %).
На рисунке 1 представлены сравнительные результаты.
Рисунок 1 – Результаты диагностики уровня познавательной активности учащихся экспериментального и контрольного классов по методике В.С. Юркевича