Файл: Кафедра педагогики и методики начального образования курсовая работа использование информационнокоммуникативных технологий в обучении младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмоционально-волевой компонент познавательной активности характеризуется способностью и стремлением к преодолению школьниками трудностей в учении и наличием определенного эмоционального настроя, связанного с развитием познавательного интереса. Этот компонент тесно взаимосвязан с личностным и мотивационным компонентами.

Можно выделить следующие возможности информационно-коммуникативных технологий в реализации этого компонента познавательной активности:

  • интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программой, информационной системой, обеспечивающий возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним;

  • обеспечение доступа и различных возможностей представления информации, имеющей эмоционально-ценностную окраску (исторические экскурсы, раскрывающие появление и попытки решения изучаемого вопроса в истории; факты из жизни и деятельности ученых, внесших вклад в развитие изучаемого вопроса и т.п.);

  • использование в обучении младших школьников игровых технологий, различных дидактических игр, способствующих как совершенствованию знаний и способов учебной деятельности, так и формированию интереса к предмету, эмоциональной окраске учебно-познавательной деятельности [17].

Личностный компонент познавательной активности определяет субъектный характер познавательной деятельности школьника, складывающийся под воздействием индивидуальных особенностей его личности, поэтому эта деятельность приобретает личностный характер.

Возможности информационно-коммуникативных в реализации этого компонента:

  • осуществление индивидуализации и дифференциации, учет индивидуальных психологических особенностей учащихся и уровня их обученности на основе взаимодействия учащегося (и учителя) с электронным образовательным ресурсом, обеспечивающим возможность выбора и реализации индивидуальных познавательных траекторий (вариантов содержания учебного материала, способов его представления, режима работы с ним и т.п.);

  • автоматизация поэлементного контроля и самоконтроля процесса и результатов учебно-познавательной деятельности [17].

Использование программных средств на уроках имеет следующие преимущества:

  • рассматривается значительный объем материала, который охватывает различные разделы школьного курса, изучаемой учебной дисциплины;

  • улучшается наглядность представления материала за счет цвета, звука, движения;

  • главное преимущество компьютера как средства обучения заключается в том, что он дает школьникам разнообразную информацию, объединяя звук, аппликации, видео;

  • ускорение на 10 - 15% темпа урока за счет эмоциональной составляющей;

  • ученики проявляют интерес к предмету и легко запоминают материал (повышается качество знаний учащихся);

  • компьютерные учебные технологии позволяют развивать самостоятельность;

  • развивается творческая активность учащихся [22].


Информационно-коммуникативные технологии на уроках дают возможность ученику активно подключаться к демонстрации, ускоряя, замедляя или повторяя по мере необходимости изучаемый материал, фиксировать на экране монитора необходимую информацию.

Любая учебная компьютерная программа является моделью в гносеологическом смысле слова.

Ученик познает реальность с помощью компьютера через условные понятия и изображения, к которым нельзя прикоснуться, они практически всегда двумерные, несмотря на то что часто используется так называемая 3D графика. Появляется возможность индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учеников. Создаются особенно благоприятные условия для развития творческих способностей каждого ребенка. В том числе и одаренных детей. Появляется возможность, используя электронную почту как одну из самых быстрых, удобных и дешевых систем связи, организовывать дистанционное обучение, не только с целью заочного или экстренного обучения, но и для учащихся, пропускающих занятия по болезни.

Использование педагогических программных средств контроля дает существенную экономию времени учителя и учащихся, способствует росту качества знания, повышает информационную культуру, освобождает учителя от трудоемкой работы по проверке знаний [19].

Использование компьютерного комплекса и проектора позволяет вывести современные уроки на качественно новый уровень, поскольку активизирует процесс обучения путем использования новых привлекательных форм представления учебной информации, привлекает учащихся к активной познавательной деятельности благодаря новизне, но не традиционности преподавания нового материала и осуществляется в основном, в следующих направлениях:

  1. информационная поддержка предмета с помощью стандартного программного обеспечения;

  2. разработка уроков с применением мультимедийного проектора, помогает иллюстрировать теоретический материал;

  3. создание и демонстрации ученических презентаций;

  4. осуществление контроля изученного материала (тестирование).

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий на уроках позволяет решить следующие проблемы:

  1. адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);

  2. одновременная работа группы учащихся за компьютером;

  3. интерактивность (взаимодействие ЭВМ и ученика, имитирующий в определенной степени реальное общение);

  4. контроль индивидуальной учебной работы учащихся во внеурочное время [28].


Способы использования информационно-коммуникативных технологий разнообразны: работа всей группой или подгруппами, парами или индивидуально. Это может быть обусловлено не только наличием или отсутствием достаточного количества аппаратных средств, но и дидактическими целями.

На основе обобщения результатов проведенного анализа могут быть выделены следующие организационно-педагогические условия использования информационно-коммуникативных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения:

  • систематическое и целенаправленное осуществление на основе информационно-коммуникативных технологий визуализации и иллюстрации изучаемого содержания учебной дисциплины, что способствует формированию познавательной мотивации, возбуждению интереса к изучению предмета, развитию наглядно-образного мышления,

  • формированию умения создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • вовлечение учащихся в поисковую познавательную деятельность (постановка проблемы, накопление информации, необходимой для ее решения, выдвижение, проверка и обоснование гипотез, формулировка выводов и выявление возможностей применения полученного результата), организуемую на основе наблюдений, измерений, построений, компьютерного моделирования, осуществляемых с использованием цифровых ресурсов, анимированного эксперимента, виртуальных лабораторий и осуществляемую, как под руководством учителя, так и самостоятельно;

  • осуществление поэтапного и поэлементного дифференцированного контроля, самоконтроля и коррекции знаний и умений учащихся, реализуемых с помощью контролирующих программных средств информационно-коммуникативных технологий;

  • организация самостоятельной деятельности учащихся по использованию информационно-коммуникативных технологий для поиска, усвоения и овладения применением учебной информации, для выполнения познавательных задач, учебных и творческих проектов с учетом индивидуальных образовательных возможностей, особенностей и потребностей учащихся [30].

Таким образом, использование информационных технологий на уроках в начальных классах значительно повышает эффективность обучения, обеспечивает развитие личности, формирование жизненных и социальных компетенций учащихся, создает предпосылки для достижения успеха в будущей самостоятельной деятельности.

Информационные технологии можно и нужно внедрять на разных этапах уроков: проверка домашнего задания, заучивание нового материала, закрепление, контроль и оценка знаний [13].




  1. Экспериментальная работа по использованию информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников


2.1 Диагностика уровня сформированности познавательной активности младших школьников
Целью первого (констатирующего) эксперимента нашего исследования явилось выявление уровня познавательной активности у детей младшего школьного возраста.

Целью второго (формирующего) эксперимента нашего исследования явилось проведение с детьми работы, направленной на формирование познавательной активности.

Целью третьего (контрольного) эксперимента нашего исследования явилась проверка эффективности проведенной работы.

Экспериментальное исследование проводилось в МБОУ СОШ № 20 г. Краснодара. В эксперименте приняли учащиеся 2 «К» класса в количестве 30 человека и 2 «В» класса в количестве 34 человека.

С целью выявления исходного уровня сформированности познавательной активности нами были использованы следующие методики:

  1. Методика изучения познавательной активности В.С. Юркевича. Целью методики является выявление уровня познавательной активности детей.

  2. Методика определения познавательной активности учащихся по школьным предметам Бойко Ю.В. Целью методики является определение уровня познавательной активности учащихся по предметам.

Результаты определения уровня познавательной активности у учащихся 2 «К» (экспериментального) класса по методике В.С. Юркевича представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты определения уровня познавательной активности у учащихся 2 «К» (экспериментального) класса по методике В.С. Юркевича


Уровни познавательной активности

Количество набранных баллов

Количество учащихся

Высокий

9 и выше

4

12%

Средний

От 3 до 8

11

33%

Низкий

2 и меньше

18

54%



Из таблицы 1 видно, что большая часть исследуемых детей младшего школьного возраста (18 человек – 54 %) имеет низкий уровень познавательной активности. 11 исследуемых младших школьника (33 %) характеризуется средним уровнем познавательной активности. И 4 исследуемых ребенка младшего школьного возраста (20 %) имеют высокий уровень познавательной активности.

Результаты определения уровня познавательной активности у учащихся 2 «В» (контрольного) класса по методике В.С. Юркевича представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты определения уровня познавательной активности у учащихся 2 «В» (контрольного) класса по методике В.С. Юркевича

Уровни познавательной активности

Количество набранных баллов

Количество учащихся

Высокий

9 и выше

3

9%

Средний

От 3 до 8

14

40%

Низкий

2 и меньше

17

51%

Из таблицы 2 видно, что большая часть исследуемых детей младшего школьного возраста (17 человек – 51 %) имеет низкий уровень познавательной активности. 14 исследуемых младших школьника (40 %) характеризуется средним уровнем познавательной активности. Высокий уровень познавательной активности имеют 3 исследуемых ребенка младшего школьного возраста (9 %).

На рисунке 1 представлены сравнительные результаты.



Рисунок 1 – Результаты диагностики уровня познавательной активности учащихся экспериментального и контрольного классов по методике В.С. Юркевича