Файл: Кафедра педагогики и методики начального образования курсовая работа использование информационнокоммуникативных технологий в обучении младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные направления информатизации образования:

1) информатизация как техническое оснащение образовательного учреждения;

2) информатизация как внедрение новых информационных технологий в образование;

3) информатизация как формирование информационной культуры субъектов образования;

4) информатизация как создание информационного пространства (информационной среды) учебного заведения [27].

Ретроспективный анализ процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в учебном процессе позволил выделить три условных этапа информатизации образования: электронизация (конец 50-х – начало 70-х годов XX века), компьютеризация (середина 70-х – 90-е годы XX века) и информатизация образовательного процесса (начало XXI века).

Именно третий, современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой ёмкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий.

Информационные и коммуникативные технологии  – современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения [23].

Информационные технологии и компьютерные коммуникации представляют большую важность для решения задач, стоящих перед современной школой, то есть информатизация выступает как фактор модернизации всей системы образования.

Инофрмационно-коммуникативные технологии позволяют организовать различного рода совместные исследовательские работы обучаемых (метод проектов, работа в малых группах и т.д.); оперативные консультации учащихся из центров дистанционного обучения; формировать у обучающихся коммуникативные навыки и культуру общения (что предполагает умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению собеседника, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера); умения добывать информацию из различных источников и обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий.

Приведенные выше функции информационно-коммуникативных технологий должны способствовать формированию у обучающихся ИКТ-компетентности.
 ИКТ-компетентность учебная – умение, способность и готовность решать учебные задачи квалифицированным образом, используя средства информационно-коммуникативных технологий [11].

Успешность и эффективность применения информационно-коммуникативных технологий в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае, когда учитель в достаточной мере мотивирован на использование компьютерных технологий, имеет широкий кругозор, владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения, способен определить их место в методической системе преподавания учебного предмета.

Поэтому в настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы непрерывного педагогического образования является необходимость формировать информационно-коммуникационную компетентность учителя.

ИКТ-компетентность (или информационная компетентность) профессиональная (для учителя) – умение, способность и готовность решать профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области средства информационно-коммуникативных технологий [20].

Как показал анализ, использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе имеет существенные преимущества перед традиционными занятиями. По мнению Е.И. Машбиц к ним относятся:

    1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности;

    2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Она повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач;

    3. Информационно-коммуникативные технологии вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;

    4. Использование компьютерных технологий на учебном занятии увеличивает возможности постановки задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений;

    5. Информационно-коммуникативные технологии помогают качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;

    6. Компьютер способствует формированию у обучающихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить её [12].


Наряду с выделенными преимуществами существует и ряд проблем информатизации и компьютеризации образования:

    1. Опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов;

    2. Усиление социального неравенства, потому что приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;

    3. Опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;

    4. Ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению (для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая «дигитализация» – приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям);

    5. Отсутствие прямого исследования действительности из-за того, что ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

    6. Пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;

    7. Опасность снижения социализации человека, т.е. резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров [14].

Существует так же ряд проблем внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс, которые сдерживают модернизацию образования:

    1. Неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;

    2. Большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;

    3. Отсутствие методических материалов по использованию информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе;

    4. Слабая обеспеченность образовательных учреждений современным мультимедийным оборудованием;

    5. Отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать;

    6. Отсутствие специалистов, одинаково владеющих методикой преподавания, компьютерными и мультимедийными технологиями;

    7. Непонимание руководством учебных заведений, да и руководителями более высокого ранга, целей и задач, стоящих перед современной школой в части ее компьютеризации и информатизации;

    8. Практически полное отсутствие связи между научными организациями, занимающимися информатизацией образования, и самими учреждениями образования [18].


Таким образом, под информатизацией образования стоит понимать внедрение в систему образовательных учреждений современных информационно-коммуникативных технологий, направленных на формирование ИКТ-компетентностей как учителей, так и обучающихся, а также обеспечение учебных заведений необходимой методической и практической базой для их оптимального использования.

Несмотря на все достоинства и недостатки информатизации, в конечном счете, она должна привести к модернизации всей системы образования, так как использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития не только образования, но и общества в целом [16].


    1. Виды информационно-коммуникативных технологий, используемые в обучении младших школьников


В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео- кино-). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология». Любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее преобразование. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология, как мы уже говорили, может осуществляться в двух вариантах:

  • как «проникающая» технология – применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач;

  • «монотехнология» – когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера [9].

Образовательные средства информационно-коммуникативных технологии включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.

Образовательные средства информационно-коммуникативных технологий можно классифицировать по ряду параметров:

По решаемым педагогическим задачам:


  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы) [1].

По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

  • поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы).

По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы);

  • с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии);

  • статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы);

  • с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);

  • с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания) [26].

Также все средства информационно-коммуникативных технологий, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные и программные.

Аппаратные средства:

  1. компьютер – универсальное устройство обработки информации;

  2. принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер;

  3. проектор;

  4. телекоммуникационный блок (для сельских школ – прежде всего, спутниковая связь) – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение, вести переписку с другими школами;

  5. устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения), а также устройства рукописного ввода. Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП;

  6. устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамер, аудиомагнитофон и видеомагнитофон) – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира;

  7. устройства регистрации данных – существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных;

  8. управляемые компьютером устройства  – дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления;

  9. внутриклассная и внутришкольная сети  – позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети;

  10. аудиосредства и видеосредства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий [8].