Файл: Кафедра педагогики и методики начального образования курсовая работа использование информационнокоммуникативных технологий в обучении младших школьников.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В общем, можно сделать вывод, что во 2 «К» и 2 «В» классах уровень познавательной активности низкий.
Результаты исследования познавательной активности учащихся 2 «К» (экспериментального) класса по школьным предметам по методике Ю.В. Бойко представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Данные по результатам исследования познавательной активности учащихся 2 «К» (экспериментального) класса по школьным предметам по методике Ю.В. Бойко
Уровни познавательной активности | Количество выбранных предметов | Количество учащихся | |
Высокий | 4 и выше | 3 | 9% |
Средний | От 2 до 3 | 13 | 36% |
Низкий | 1 | 16 | 45% |
По результатам исследования познавательной активности учащихся экспериментального класса по школьным предметам по методике Ю.В. Бойко видно, что 16 (45%) из исследуемых детей младшего школьного возраста имеют низкий уровень развития познавательной активности. 13 человек (36%) из 30 исследуемых детей имеют средний уровень развития познавательной активности. И всего лишь 3 исследуемых младших школьника (9%) характеризуется высоким уровнем развития познавательной активности.
Результаты исследования познавательной активности учащихся 2 «В» (контрольного) класса по школьным предметам по методике Ю.В. Бойко представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Данные по результатам исследования познавательной активности учащихся 2 «В» (контрольного) класса по школьным предметам по методике Бойко Ю.В.
Уровни познавательной активности | Количество выбранных предметов | Количество учащихся | |
Высокий | 4 и выше | 2 | 6% |
Средний | От 2 до 3 | 14 | 42% |
Низкий | 1 | 17 | 51% |
По результатам исследования познавательной активности учащихся экспериментального класса по школьным предметам по методике Ю.В. Бойко видно, что 17 (51%) из исследуемых детей младшего школьного возраста имеют низкий уровень развития познавательной активности. 14 человек (42%) из 30 исследуемых детей имеют средний уровень развития познавательной активности. И всего лишь 2 исследуемых младших школьника (6%) характеризуется высоким уровнем развития познавательной активности.
На рисунке 2 представлены сравнительные результаты.
Рисунок 2 – Результаты диагностики уровня познавательной активности учащихся экспериментального и контрольного классов по школьным предметам по методике Ю.В. Бойко
По результатам исследования уровня развития познавательной активности детей младшего школьного возраста по методике Ю.В. Бойко, можно сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста познавательная активность развита на недостаточном уровне.
Таким образом, пришли к выводу, что дети младшего школьного возраста характеризуются низким уровнем познавательной активности. У детей выявлено преобладание игровых мотивов над познавательными.
Все это говорит о необходимости проведения с детьми младшего школьного возраста работы по формированию познавательной активности, в которой немаловажно включение в педагогический процесс информационно-коммуникативных технологий.
-
Реализация средств информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников
В ходе эксперимента были проведены уроки в экспериментальной группе. На уроках были использованы икт, направленные на формирование познавательной активности на уроках. Средства информационно-коммуникативных технологий, которые были использованы на уроках представлены в таблице.
Таблица 6 – Средства информационно-коммуникативных технологий формирования познавательных умений
Тема урока. Цель урока. | Используемые средства информационно-коммуникативных технологий | Формируемые умения |
Русский язык Тема: «Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам». Цели: формировать представление о глаголах в единственном и множественном числе | Презентация Microsoft Power Point, проектор, компьютер, учебник по русскому языку, 2 класс, 2 ч., В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, словарь | Умение различать глаголы в единственном и множественном числе, правильно употреблять их в речи; наблюдательность, мышление, умение делать выводы, обосновывать свою точку зрения |
Русский язык Тема: «Единственное и множественное число глаголов» Цели: уточнить представление о глаголах в единственном и множественном числе, формировать умение различать и изменять глаголы по числам. | Презентация Microsoft Power Point, проектор, компьютер, учебник по русскому языку, 2 класс, 2 ч., В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, словарь | Извлекать необходимую информацию из словаря; сравнение, установления причинно-следственной связи; формулировать собственное мнение и позицию |
Математика Тема: «Конкретный смысл действия умножения» Цели: познакомить детей с темой умножения; раскрыть смысл действия умножения; развивать логическое мышление. | Презентация Microsoft Power Point, проектор, компьютер, учебник по математике 2 класс, 2 ч., М.И. Моро и др. | Формулируют познавательную цель, создают алгоритм деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы |
Продолжение таблицы 6
Тема урока. Цель урока. | Используемые средства информационно-коммуникативных технологий | Формируемые умения |
Математика Тема: «Конкретный смысл действия умножения» Цели: продолжить работу над раскрытием смыла действия умножения; совершенствовать умение решать задачи; развивать логическое мышление и навыки счета | Презентация Microsoft Power Point, проектор, компьютер, учебник по математике, 2 класс, 2 ч., М.И. Моро и др. | Формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию, создают алгоритм деятельности; осознанно строят речевое высказывание; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы |
Литературное чтение Тема: «Н. Булгаков «Анна, не грусти!» Цели: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи учащихся. | Презентация Microsoft Power Point, проектор, компьютер, учебник по литературному чтению Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. | Осуществлять поиск информации; выделять существенную информацию; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; делить текст на три части; составлять план и пересказывать по нему |
Литературное чтение Тема: «Ю. Ермолаев «Два пирожных» Цели: ознакомить с рассказом Ю. Ермолаева, помочь осознать главную мысль, идею произведения; продолжить формирование навыков составления плана и пересказа. | Презентация Microsoft Power Point, проектор, компьютер, учебник по литературному чтению Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. | Осуществляют поиск информации в тексте; владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию |
Окружающий мир Тема: «Путешествие по родной стране» Цели: дать представление о географическом положении России; учить определять границы России | Презентация Microsoft Power Point, проектор, компьютер, учебник по окружающему миру 2 класс, 2 часть, А.А. Плешаков | Умение строить определение понятий, определять цель работы, умения выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы |
Продолжение таблицы 6
Тема урока. Цель урока. | Используемые средства информационно-коммуникативных технологий | Формируемые умения |
Окружающий мир Тема: «Россия на карте» Цели: показать основные условные обозначения физической карты; изучить правила работы с картой; учить работать с картой; развивать умения рассуждать, делать выводы. | Презентация Microsoft Power Point, проектор, компьютер, учебник по окружающему миру 2 класс, 2 часть, А.А. Плешаков | Осуществлять постановку и формулирование проблемы; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую |
Для достижения поставленной цели нами была проведена серия уроков. Приведем фрагменты уроков, способствующих формированию познавательной активности.
Фрагменты уроков, предполагающие формирование у учащихся второго класса познавательной активности.
-
Фрагмент урока по теме: «Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам».
Цель фрагмента: формировать представление о глаголах в единственном и множественном числе и об изменении глаголов по числам.
Этап урока: работа по теме урока.
Мы отправляемся на станцию: «Придумай-ка».
На слайде задание: читает, поют, играют, пишет, рисует, убирают.
-
Ребята, предположите, какие задания надо выполнить?
Эти слова надо разделить на 2 группы и записать в 2 столбика, в 1-ый столбик – глаголы единственного числа, во 2-ой – множественного числа.
-
Здорово, вы прекрасно справились с задачей! -
Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число. Классная работа. -
Приступаем к выполнению задания.
На слайде предложения:
Птицы, оживает, весной, из, краев, вновь, прилетают, теплых, оживает, природа,
(Весной птицы прилетают из теплых краев. Природа вновь оживает.)
-
Ребята, поработаем в группах, 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа. -
Прочитайте внимательно задание на карточках. Сообразите-ка, какая задача стоит перед вами? (Из слов составить предложения.) -
Определите число глаголов. Работаем на время, какая группа быстрее и правильнее выполнит свое задание. Выберите 1-го человека для выступления, защиты.
-
Фрагмент урока по теме: «Единственное и множественное число глаголов» (закрепление).
Цель фрагмента: уточнить представление о глаголах в единственном и множественном числе, об их употреблении в речи; формировать умение различать и изменять глаголы по числам.
Этап урока: Пробное действие.
-
Прочитайте слова.
Синеет, осина, чирикают, прыгает, жёлтый, малина. (Слайд)
-
Назовите орфограммы. -
Выбрать и записать только глаголы, изменяя его по числам. Указать число.
Образец: кукует – кукуют.
-
Самопроверка по эталону. (Слайд)
Этап урока: Включение в систему знаний и повторения.
-
Какие слова принесла Весна? (Одеть, надеть) (Слайд) -
Почему стоит вопросительный знак? -
Работа с толковыми словарями. -
Вставьте нужное слово в предложение.
Деревья скоро … зелёный наряд.
-
Фрагмент урока математики по теме: «Конкретный смысл действия умножения».
Цели: познакомить детей с темой умножения; раскрыть смысл действия умножения.
Этап урока: Первичное закрепление.
-
Гном Четверг предлагает заменить сложение одинаковых слагаемых умножением.
Запишем: 6+6+6+6+6=….. 6х5
7+7+7+7+7+7=…7х6
b+b+b+b+b=…bx5 (слайд)
-
Какое число повторяется? -
Сколько раз повторилось число?
5+6+7+8+9=? (ловушка: разные слагаемые)
7+7-7+7-7=? (ловушка: + и -) (слайд)
Этап урока: Включение нового знания в систему знаний.
-
Попробуем применить полученные знания. Сегодня мы говорим о сложении одинаковых слагаемых. Вспомним, у какой фигуры все стороны одинаковые? (квадрат)
Начертите квадрат со стороной 3 см. (слайд)
Найдите периметр квадрата, используя новые знания. (слайд)
Проверка
-
Фрагменту урока литературного чтения по теме: «Н. Булгаков «Анна, не грусти!».
Цели: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи учащихся
Этап урока: Беседа по содержанию.
Пора познакомиться с автором рассказа «Анна, не грусти!». Какой он? Что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает? В чём особенность его взглядов на мир?
Писатель Николай Булгаков в жизни священник. Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал «Аня и Катя». Они учатся жить между собой в любви и мире.
Чему учит нас Булгаков своим рассказом?