Файл: Кафедра педагогики и методики начального образования курсовая работа использование информационнокоммуникативных технологий в обучении младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В общем, можно сделать вывод, что во 2 «К» и 2 «В» классах уровень познавательной активности низкий.

Результаты исследования познавательной активности учащихся 2 «К» (экспериментального) класса по школьным предметам по методике Ю.В. Бойко представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Данные по результатам исследования познавательной активности учащихся 2 «К» (экспериментального) класса по школьным предметам по методике Ю.В. Бойко

Уровни познавательной активности

Количество выбранных предметов

Количество учащихся

Высокий

4 и выше

3

9%

Средний

От 2 до 3

13

36%

Низкий

1

16

45%

По результатам исследования познавательной активности учащихся экспериментального класса по школьным предметам по методике Ю.В. Бойко видно, что 16 (45%) из исследуемых детей младшего школьного возраста имеют низкий уровень развития познавательной активности. 13 человек (36%) из 30 исследуемых детей имеют средний уровень развития познавательной активности. И всего лишь 3 исследуемых младших школьника (9%) характеризуется высоким уровнем развития познавательной активности.

Результаты исследования познавательной активности учащихся 2 «В» (контрольного) класса по школьным предметам по методике Ю.В. Бойко представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Данные по результатам исследования познавательной активности учащихся 2 «В» (контрольного) класса по школьным предметам по методике Бойко Ю.В.

Уровни познавательной активности

Количество выбранных предметов

Количество учащихся

Высокий

4 и выше

2

6%

Средний

От 2 до 3

14

42%

Низкий

1

17

51%

По результатам исследования познавательной активности учащихся экспериментального класса по школьным предметам по методике Ю.В. Бойко видно, что 17 (51%) из исследуемых детей младшего школьного возраста имеют низкий уровень развития познавательной активности. 14 человек (42%) из 30 исследуемых детей имеют средний уровень развития познавательной активности. И всего лишь 2 исследуемых младших школьника (6%) характеризуется высоким уровнем развития познавательной активности.


На рисунке 2 представлены сравнительные результаты.



Рисунок 2 – Результаты диагностики уровня познавательной активности учащихся экспериментального и контрольного классов по школьным предметам по методике Ю.В. Бойко

По результатам исследования уровня развития познавательной активности детей младшего школьного возраста по методике Ю.В. Бойко, можно сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста познавательная активность развита на недостаточном уровне.

Таким образом, пришли к выводу, что дети младшего школьного возраста характеризуются низким уровнем познавательной активности. У детей выявлено преобладание игровых мотивов над познавательными.

Все это говорит о необходимости проведения с детьми младшего школьного возраста работы по формированию познавательной активности, в которой немаловажно включение в педагогический процесс информационно-коммуникативных технологий.


    1. Реализация средств информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников


В ходе эксперимента были проведены уроки в экспериментальной группе. На уроках были использованы икт, направленные на формирование познавательной активности на уроках. Средства информационно-коммуникативных технологий, которые были использованы на уроках представлены в таблице.

Таблица 6 – Средства информационно-коммуникативных технологий формирования познавательных умений

Тема урока. Цель урока.

Используемые средства информационно-коммуникативных технологий

Формируемые умения

Русский язык

Тема: «Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам».

Цели: формировать представление о глаголах в единственном и множественном числе

Презентация Microsoft Power Point, проектор, компьютер, учебник по русскому языку, 2 класс, 2 ч., В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, словарь

Умение различать глаголы в единственном и множественном числе, правильно употреблять их в речи;

наблюдательность, мышление, умение делать выводы, обосновывать свою точку зрения

Русский язык

Тема: «Единственное и множественное число глаголов»

Цели: уточнить представление о глаголах в единственном и множественном числе, формировать умение различать и изменять глаголы по числам.

Презентация Microsoft Power Point, проектор, компьютер, учебник по русскому языку, 2 класс, 2 ч., В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, словарь

Извлекать необходимую информацию из словаря; сравнение, установления причинно-следственной связи; формулировать собственное мнение и позицию

Математика

Тема: «Конкретный смысл действия умножения»

Цели: познакомить детей с темой умножения; раскрыть смысл действия умножения; развивать логическое мышление.

Презентация Microsoft Power Point, проектор, компьютер, учебник по математике 2 класс, 2 ч., М.И. Моро и др.

Формулируют познавательную цель, создают алгоритм деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы


Продолжение таблицы 6

Тема урока. Цель урока.

Используемые средства информационно-коммуникативных технологий

Формируемые умения

Математика

Тема: «Конкретный смысл действия умножения»

Цели: продолжить работу над раскрытием смыла действия умножения; совершенствовать умение решать задачи; развивать логическое мышление и навыки счета

Презентация Microsoft Power Point, проектор, компьютер, учебник по математике, 2 класс, 2 ч., М.И. Моро и др.

Формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию, создают алгоритм деятельности; осознанно строят речевое высказывание; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы

Литературное чтение

Тема: «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Цели: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; продолжить формирова­ние навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.

Презентация Microsoft Power Point, проектор, компьютер, учебник по литературному чтению Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.

Осуществлять поиск информации; выделять существенную информацию; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; делить текст на три части; составлять план и пересказывать по нему

Литературное чтение

Тема: «Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Цели: ознакомить с рассказом Ю. Ермолаева, помочь осознать главную мысль, идею произведения; продолжить формирова­ние навыков составления плана и пересказа.

Презентация Microsoft Power Point, проектор, компьютер, учебник по литературному чтению Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.

Осуществляют поиск информации в тексте; владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию

Окружающий мир

Тема: «Путешествие по родной стране»

Цели: дать представление о географическом положении России; учить определять границы России

Презентация Microsoft Power Point, проектор, компьютер, учебник по окружающему миру 2 класс, 2 часть, А.А. Плешаков

Умение строить определение понятий, определять цель работы,

умения выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы


Продолжение таблицы 6

Тема урока. Цель урока.

Используемые средства информационно-коммуникативных технологий

Формируемые умения

Окружающий мир

Тема: «Россия на карте»

Цели: показать основные условные обозначения физической карты; изучить правила работы с картой; учить работать с картой; развивать умения рассуждать, делать выводы.

Презентация Microsoft Power Point, проектор, компьютер, учебник по окружающему миру 2 класс, 2 часть, А.А. Плешаков

Осуществлять постановку и формулирование проблемы; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую


Для достижения поставленной цели нами была проведена серия уроков. Приведем фрагменты уроков, способствующих формированию познавательной активности.

Фрагменты уроков, предполагающие формирование у учащихся второго класса познавательной активности.

  1. Фрагмент урока по теме: «Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам».

Цель фрагмента: формировать представление о глаголах в единственном и множественном числе и об изменении глаголов по числам.

Этап урока: работа по теме урока.

Мы отправляемся на станцию: «Придумай-ка».

На слайде задание: читает, поют, играют, пишет, рисует, убирают.

  • Ребята, предположите, какие задания надо выполнить?

Эти слова надо разделить на 2 группы и записать в 2 столбика, в 1-ый столбик – глаголы единственного числа, во 2-ой – множественного числа.

  • Здорово, вы прекрасно справились с задачей!

  • Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число. Классная работа.

  • Приступаем к выполнению задания. 

На слайде предложения:

Птицы, оживает, весной, из, краев, вновь, прилетают, теплых, оживает, природа,

(Весной птицы прилетают из теплых краев. Природа вновь оживает.)

  • Ребята, поработаем в группах, 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа.

  • Прочитайте внимательно задание на карточках. Сообразите-ка, какая задача стоит перед вами? (Из слов составить предложения.)

  • Определите число глаголов. Работаем на время, какая группа быстрее и правильнее выполнит свое задание. Выберите 1-го человека для выступления, защиты.


  1. Фрагмент урока по теме: «Единственное и множественное число глаголов» (закрепление).

Цель фрагмента: уточнить представление о глаголах в единственном и множественном числе, об их употреблении в речи; формировать умение различать и изменять глаголы по числам.

Этап урока: Пробное действие.

  • Прочитайте слова.

Синеет, осина, чирикают, прыгает, жёлтый, малина. (Слайд)

  • Назовите орфограммы.

  • Выбрать и записать только глаголы, изменяя его по числам. Указать число.

Образец: кукует – кукуют.

  • Самопроверка по эталону. (Слайд)

Этап урока: Включение в систему знаний и повторения.

  • Какие слова принесла Весна? (Одеть, надеть) (Слайд)

  • Почему стоит вопросительный знак?

  • Работа с толковыми словарями.

  • Вставьте нужное слово в предложение.

Деревья скоро … зелёный наряд.

  1. Фрагмент урока математики по теме: «Конкретный смысл действия умножения».

Цели: познакомить детей с темой умножения; раскрыть смысл действия умножения.

Этап урока: Первичное закрепление.

  • Гном Четверг предлагает заменить сложение одинаковых слагаемых умножением.

Запишем: 6+6+6+6+6=….. 6х5

7+7+7+7+7+7=…7х6

b+b+b+b+b=…bx5 (слайд)

  • Какое число повторяется?

  • Сколько раз повторилось число?

5+6+7+8+9=? (ловушка: разные слагаемые)

7+7-7+7-7=? (ловушка: + и -) (слайд)

Этап урока: Включение нового знания в систему знаний.

  • Попробуем применить полученные знания. Сегодня мы говорим о сложении одинаковых слагаемых. Вспомним, у какой фигуры все стороны одинаковые? (квадрат)

Начертите квадрат со стороной 3 см. (слайд)

Найдите периметр квадрата, используя новые знания.  (слайд)

Проверка

  1. Фрагменту урока литературного чтения по теме: «Н. Булгаков «Анна, не грусти!».

Цели: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; продолжить формирова­ние навыков беглого чтения и правильной речи учащихся

Этап урока: Беседа по содержанию.

Пора познакомиться с автором рассказа «Анна, не грусти!». Какой он? Что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает? В чём особенность его взглядов на мир?

Писатель Николай Булгаков в жизни священник. Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал «Аня и Катя». Они учатся жить между собой в любви и мире.

Чему учит нас Булгаков своим рассказом?