Файл: Кафедра педагогики и методики начального образования курсовая работа использование информационнокоммуникативных технологий в обучении младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРВСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)

Кафедра педагогики и методики начального образования







КУРСОВАЯ РАБОТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Работу выполнила __________________________________М.А. Кожевникова

(подпись, дата)
Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, 3 курс ОФО
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) «Начальное образование»

Научный руководитель

канд. пед. наук, доцент_____________________________________М.Н. Апиш

(подпись, дата)
Нормоконтролер

канд. пед. наук, доцент__________________________________ Л.И. Туйбаева

(подпись, дата)

Краснодар

2019

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...……3

1 Теоретические основы использования информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников…………………………….....6

    1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы

по проблеме использования информационно-коммуникативных технологий в начальной школе…………………………………………..6

    1. Виды информационно-коммуникативных технологий,

используемые в обучении младших школьников………...…………...14

    1. Использование информационно-коммуникативных

технологий в формировании познавательной активности

младших школьников…………………………………………………...19

  1. Экспериментальная работа по использованию

информационно-коммуникативных технологий в обучении

младших школьников………………………………………………………..31

    1. Диагностика уровня сформированности познавательной

активности младших школьников………………………………….......31

    1. Реализация средств информационно-коммуникативных технологий

в обучении младших школьников……………………………...............36


    1. Динамика уровня сформированности познавательной

активности младших школьников……………………………………...43

Заключение……………………………………………………………………….46

Список использованных источников……………………….…………..............47
ВВЕДЕНИЕ

Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, ребенок имеет возможность раскрыть разные стороны своей личности: проявить познавательные интересы в определенных видах деятельности, переживать различные познавательные эмоции, стремиться к самостоятельности, проявлять познавательную активность.

Познавательная деятельность является основой практически любой деятельности детей. Не является секретом, что низкий уровень познавательной активности препятствует эффективной организации воспитательного и обучающего процесса. Как показывает практика, знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения у детей в их применении при объяснении наблюдаемых процессов. Познавательная деятельность способствует интеллектуальному развитию ребенка, предполагает не только потребность в решении задач познавательного характера, но и необходимость практического применения полученных знаний. Познавательная активность не позволяет ребенку «топтаться» на месте, быть зависимым, ждать, пока кто-то поможет, покажет, решит. Она «толкает» ребенка к определенным самостоятельным действиям: спросить, отыскать определенную информацию, что-то сделать. Успешность развития личности ребенка также во многом зависит от уровня его познавательной активности.

Большое значение в развитии познавательной активности детей младшего школьного возраста имеют информационно-коммуникативные технологии. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках позволяет развить познавательную активность детей и повысить результативность обучения при использовании информационного продукта педагогического назначения в учебно-воспитательном процессе.

Проблема использования информационно-коммуникативных технологий в обучении давно занимает психологов и педагогов (А.Ю. Уваров, В.А. Трайнев, Б.Я. Советов, А.А. Андреев, Т.Н. Медуница, И.И. Довгопол, А.А. Дзюбенко, С.Г. Григорьев, А.В. Волосова, и др.). Роль информационно-коммуникативных технологий при обучении детей обсуждалась в ряде работ: С.Б. Энтина, О.В. Федина, С.Ю. Соболева, Л.Д. Мурашова, Н.А. Короткова, Т.А. Каменева, Т.Л. Захарова, С.И. Берил, Г.Х. Гайдаржи и др. Все исследователи отмечают значимость информационно-коммуникативных технологий при обучении младших школьников.



Актуальность исследования заключается в необходимости использования информационно-коммуникативных технологий для формирования познавательной активности младших школьников.

Проблема исследования состоит в противоречии между необходимостью формирования познавательной активности учащихся и недостаточным использованием информационно-коммуникативных технологий в практике начальной школы.

Цель исследования разработать реализовать комплекс уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий и экспериментальным путем проверить его эффективность.

Объект исследования образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования информационно-коммуникативные технологии как средство формирования познавательной активности младших школьников.

Задачи исследования

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

  2. Разработать и реализовать комплекс уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников;

  3. Экспериментальным путем проверить его эффективность.


Гипотеза исследования возможно, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе, будет способствовать развитию познавательной активности младших школьников.

Методы исследования анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, естественный педагогический эксперимент, качественная и количественная обработка результатов эксперимента исследования.

База исследования МБОУ СОШ № 20 г. Краснодара, 30 учащихся 2 «К» класса и 34 учащихся 2 «В» класса.

  1. Теоретические основы использования информационно коммуникативных технологий в обучении младших школьников



    1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по использованию информационно-коммуникативных технологий в начальной школе


Ускорение научно-технического прогресса поставило перед современной педагогической наукой важную задачу – воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Одна из задач школы на современном этапе – заложить фундамент подготовки члена общества к жизни в новом информационном мире. Использование информационно-коммуникативных технологий в практике работы учителя сегодня не мода, не увлечение, а реальная потребность. Это, прежде всего, возможность улучшить качество образования. В условиях формирования в нашей стране информационного общества, применение информационных технологий становится неотъемлемой частью современного образовательного процесса [25].


Для того чтобы понять, в чем заключается информатизация образования, обратимся к основным понятиям, связанным с данным процессом.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Информационные технологии обучения – совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами [23].

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Понятие «информационные технологии обучения» рассматривали многие деятели науки (Л.Н. Бабанин, К.Г. Кречетников, Б.Ф. Ломов, Е.И. Машбиц, М.В. Моисеева, П.И. Образцов, С.В. Панюкова, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.В. Соловов, Н.Ф. Талызина, О.К. Тихомиров и др.). Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же – конкретный способ работы с информацией. Можно сказать, что информаци­онные технологии – это система методов и способов сбо­ра, передачи, накопления, обработки, хранения, пред­ставления и использования информации на основе при­менения современных компьютерных и других техни­ческих средств [21]. Научное направление информационной технологии отражается в энциклопедии профессионального образования под редакцией С.Я. Батышева, где информационные технологии определены как способы получения, передачи, кодирования, обработки и воспроизведения информации, заданной в произвольной форме на любых доступных для пользователя носителях, в частности, на базе инструментальных систем, основным элементом которых является электронно-вычислительная машина (ЭВМ). В.А. Трайнев в своем учебнике пишет, что информационные технологии – совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение и отображение информации с целью снижения трудоемкости ее использования, а также для повышения ее надежности и оперативности [10].


По мнению Н.И. Шевченко информационная технология обучения – это педагогическая технология, которая использует специальные способы, программные и технические средства (компьютер, видео- и аудиоаппаратуру, интерактивную доску и др.) для работы с информацией [30].

Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызина рассматривают информационную технологию обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.

В.Ф. Шолохович предлагает определять информационные технологии обучения с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования [29].

В настоящее время существует два явно выраженных подхода к определению информационных технологий обучения. В первом из них предлагается рассматривать ее как дидактический процесс, организованный с применением средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельностями обучаемых. Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии. Таким образом, первый подход к пониманию информационных технологий обучения рассматривается как процесс обучения, второй подход основан на применении информационных средств в обучении [24].

То есть, информационные технологии обучения следует понимать как приложение информационной технологии для создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и всестороннего развития личности.

Информатизация образования  – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационно-коммуникативных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [26].

Основные цели информатизации образования:

    1. Реализация социального заказа современного общества;

    2. Развитие личности обучающегося;

    3. Интенсификация, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях системы образования.