Файл: Оглавление Введение Основные понятия и определения тмм.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
коэффициент трения качения, измеряемый в единицах длины. Часто ис-
рис. 94 пользуется величина , называемая приведённым коэффициентом трения качения. При этом сила трения качения по аналогии с силой трения скольжения может быть представлена в виде: .
Мощность, затрачиваемая на трение, равна:
,
где - скорость качения центра катка.
Для подшипников качения: ,
где d– диаметр подшипника по внутреннему кольцу.
Коэффициент принимается:
- для шарикоподшипников;
- для роликоподшипников.
9.5. Особенности учёта сил трения при силовом расчёте
рычажных механизмов
Для учёта сил трения в кинематических парах рычажных механизмов при определении или используется метод приведения сил трения, позволяющий определять уточнённые значения ( ) без повторного силового расчёта с учётом трения по формуле:
,
где - уравновешивающий момент, вычисленный без учёта трения;
- момент трения, приведённый к вращающемуся с угловой скоростью
входному звену, и равный:
.
Здесь - суммарная мощность сил трения в кинематических парах.
Для определения реакций в кинематических парах с учётом трения обычно используется метод последовательных приближений, когда по найденным без учёта трения реакциям определяются силы и моменты трения в кинематических парах. Затем эти силы прикладываются как внешние и производится перерасчёт реакций в установленном порядке. Обычно достаточно одного перерасчёта (итерации).
9.6. Коэффициент полезного действия (кпд) машины
Энергия, потребляемая машиной, расходуется на преодоление полезных и вредных сопротивлений. Полезные – это сопротивления, для преодоления которых машина предназначается. Вредные – это сопротивления, преодоление которых не даёт производственного эффекта.
Механическим КПД ( ) называется отношение полезной работы или мощности к затраченной ( ). Потери механической энергии в разного рода устройствах состоят главным образом из потерь на трение:
,
где - коэффициент потерь.
При холостом ходе машины , но могут быть случаи когда , что означает невозможность совершать движение из-за явления, называемого самоторможением. Например, червячный редуктор не может совершать вращение со стороны червячного колеса.
Рассмотрим машину как совокупность n элементов, соединённых различным образом между собой.
1. Элементы соединены последовательно и кпд (
) каждого из них известны (рис. 95, а). Тогда
рис. 95
; ; … ,
т.е. общее кпд всей цепи равно:
Поэтому следует стремиться к созданию простых конструкций с малым числом элементов.
2. Элементы соединены параллельно (рис. 95, б). Тогда
,
где - коэффициент распределения энергии.
При получим , следовательно низкое качество отдельных элементов меньше влияет на общее кпд машины, чем при последовательном соединении.
Сложные механизмы могут образовывать разветвлённую систему, состоящую из последовательного и параллельного соединённых более простых механизмов, где кпд определяется согласно указанным выше правилам.
Так как любой механизм представляет собой кинематическую цепь с последовательно и параллельно соединёнными в кинематических парах звеньями, то общее кпд механизма вычисляется аналогично при известных кпд кинематических пар.
Н апример, необходимо определить механизма с низшими парами, изображённого на рис. 96.
- мощность сил полезного сопротивления;
-затраченная мощность.
.
рис. 96
Мощность, затраченная на трение в кинематических парах, равна:
; ;
; ,
где коэффициенты трения в парах; диаметры шарниров во вращательных парах. Мгновенный кпд, который является функцией положения звена 1, равен:
.
10. Уравновешивание масс в механизмах и машинах
10.1. Действие сил на фундамент. Условия уравновешивания
В общем случае в кинематических парах механизмов и машин возникают динамические усилия, переменные по величине и направлению. Через стойку они передаются на фундамент, вызывая дополнительные напряжения в отдельных звеньях, вибрацию и ухудшение условий работы. Чтобы этого избежать, необходимо рационально подобрать и расположить массы звеньев с условием полного или частичного гашения динамических усилий. Эта задача решается при уравновешивании.
Основными динамическими составляющими при работе любого механизма являются силы инерции, которые, как правило, переменны по величине и направлению. Это характерно и для случаев, когда входное звено вращается с постоянной угловой скоростью (рис. 96). Все силы и моменты сил инерции можно привести к главному вектору и моменту относительно выбранной точки:
;
Полностью уравновешенным считается механизм, в котором и , т.е. сила давления стойки на фундамент остаётся постоянной при движении звеньев.
Из теоретической механики известно, что:
,
где масса всех подвижных звеньев; ускорение центра масс системы.
Следовательно, для выполнения условия необходимо, чтобы .
Это равносильно требованию постоянства положения центра масс механизма относительно стойки. Такое уравновешивание называется статическим или уравновешиванием первого рода. В этом случае используется метод заменяющих (сосредоточенных) масс, обладающих массой, центром масс и моментом инерции заменяемого твёрдого тела (звена) с распределённой массой. Если поместить начало системы координат в центр масс системы, то условия эквивалентности заменяемой и заменяющих масс запишутся так:
; ; ; ,
т.е. в общем случае плоского звена необходимы четыре заменяющих массы. В частных случаях число заменяющих масс может быть сведено к двум. Например, для звена АВ (рис. 97) можно ограничиться частичной заменой его массы m дву-
м я массами m1 и m2, учитывая условия:
; .
Отсюда: ; .
Для полного уравновешивания механизма необходимо выполнение обоих условий:
рис. 94 пользуется величина , называемая приведённым коэффициентом трения качения. При этом сила трения качения по аналогии с силой трения скольжения может быть представлена в виде: .
Мощность, затрачиваемая на трение, равна:
,
где - скорость качения центра катка.
Для подшипников качения: ,
где d– диаметр подшипника по внутреннему кольцу.
Коэффициент принимается:
- для шарикоподшипников;
- для роликоподшипников.
9.5. Особенности учёта сил трения при силовом расчёте
рычажных механизмов
Для учёта сил трения в кинематических парах рычажных механизмов при определении или используется метод приведения сил трения, позволяющий определять уточнённые значения ( ) без повторного силового расчёта с учётом трения по формуле:
,
где - уравновешивающий момент, вычисленный без учёта трения;
- момент трения, приведённый к вращающемуся с угловой скоростью
входному звену, и равный:
.
Здесь - суммарная мощность сил трения в кинематических парах.
Для определения реакций в кинематических парах с учётом трения обычно используется метод последовательных приближений, когда по найденным без учёта трения реакциям определяются силы и моменты трения в кинематических парах. Затем эти силы прикладываются как внешние и производится перерасчёт реакций в установленном порядке. Обычно достаточно одного перерасчёта (итерации).
9.6. Коэффициент полезного действия (кпд) машины
Энергия, потребляемая машиной, расходуется на преодоление полезных и вредных сопротивлений. Полезные – это сопротивления, для преодоления которых машина предназначается. Вредные – это сопротивления, преодоление которых не даёт производственного эффекта.
Механическим КПД ( ) называется отношение полезной работы или мощности к затраченной ( ). Потери механической энергии в разного рода устройствах состоят главным образом из потерь на трение:
,
где - коэффициент потерь.
При холостом ходе машины , но могут быть случаи когда , что означает невозможность совершать движение из-за явления, называемого самоторможением. Например, червячный редуктор не может совершать вращение со стороны червячного колеса.
Рассмотрим машину как совокупность n элементов, соединённых различным образом между собой.
1. Элементы соединены последовательно и кпд (
) каждого из них известны (рис. 95, а). Тогда
рис. 95
; ; … ,
т.е. общее кпд всей цепи равно:
Поэтому следует стремиться к созданию простых конструкций с малым числом элементов.
2. Элементы соединены параллельно (рис. 95, б). Тогда
,
где - коэффициент распределения энергии.
При получим , следовательно низкое качество отдельных элементов меньше влияет на общее кпд машины, чем при последовательном соединении.
Сложные механизмы могут образовывать разветвлённую систему, состоящую из последовательного и параллельного соединённых более простых механизмов, где кпд определяется согласно указанным выше правилам.
Так как любой механизм представляет собой кинематическую цепь с последовательно и параллельно соединёнными в кинематических парах звеньями, то общее кпд механизма вычисляется аналогично при известных кпд кинематических пар.
Н апример, необходимо определить механизма с низшими парами, изображённого на рис. 96.
- мощность сил полезного сопротивления;
-затраченная мощность.
.
рис. 96
Мощность, затраченная на трение в кинематических парах, равна:
; ;
; ,
где коэффициенты трения в парах; диаметры шарниров во вращательных парах. Мгновенный кпд, который является функцией положения звена 1, равен:
.
10. Уравновешивание масс в механизмах и машинах
10.1. Действие сил на фундамент. Условия уравновешивания
В общем случае в кинематических парах механизмов и машин возникают динамические усилия, переменные по величине и направлению. Через стойку они передаются на фундамент, вызывая дополнительные напряжения в отдельных звеньях, вибрацию и ухудшение условий работы. Чтобы этого избежать, необходимо рационально подобрать и расположить массы звеньев с условием полного или частичного гашения динамических усилий. Эта задача решается при уравновешивании.
Основными динамическими составляющими при работе любого механизма являются силы инерции, которые, как правило, переменны по величине и направлению. Это характерно и для случаев, когда входное звено вращается с постоянной угловой скоростью (рис. 96). Все силы и моменты сил инерции можно привести к главному вектору и моменту относительно выбранной точки:
;
Полностью уравновешенным считается механизм, в котором и , т.е. сила давления стойки на фундамент остаётся постоянной при движении звеньев.
Из теоретической механики известно, что:
,
где масса всех подвижных звеньев; ускорение центра масс системы.
Следовательно, для выполнения условия необходимо, чтобы .
Это равносильно требованию постоянства положения центра масс механизма относительно стойки. Такое уравновешивание называется статическим или уравновешиванием первого рода. В этом случае используется метод заменяющих (сосредоточенных) масс, обладающих массой, центром масс и моментом инерции заменяемого твёрдого тела (звена) с распределённой массой. Если поместить начало системы координат в центр масс системы, то условия эквивалентности заменяемой и заменяющих масс запишутся так:
; ; ; ,
т.е. в общем случае плоского звена необходимы четыре заменяющих массы. В частных случаях число заменяющих масс может быть сведено к двум. Например, для звена АВ (рис. 97) можно ограничиться частичной заменой его массы m дву-
м я массами m1 и m2, учитывая условия:
; .
Отсюда: ; .
Для полного уравновешивания механизма необходимо выполнение обоих условий: