Файл: Предмет, метод и система земельного права. Предметом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 252

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право собственности на землю: содержание, формы.


Право собственности на землю - это закрепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком своей властью и в своих интересах путем совершения в отношении этих земельных участков действий, не противоречащих закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу хозяйственной деятельности собственника.

Содержание права собственности на землю представляет собой совокупность правомочий субъектов по владению, пользованию и распоряжению находящимся в собственности земельным участком. Для всех форм собственности характерен единый набор правомочий, но их содержание и объем различны.

1. Право владения землей — основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России.

2. Право пользования землей — допустимая законом возможность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения потребностей общества. Это право выражается в двух основных формах: во-первых, право собственника на использование земельного участка и способ, которым допустимо реализовать право собственника; во-вторых, в форме свободного хозяйствования на земле путем возведения строений и сооружений, осуществления мелиоративных работ и т. п.

3. Право распоряжения землей — это допустимая законом возможность определять юридическую судьбу этого объекта.

Распоряжение землей может выражаться в трех основных формах:

1) изменение фактического состояния земли (земельного участка), которое влечет за собой изменение его юридического статуса.


2) изменение правового режима земель.

3) изменения в составе лиц, являющихся собственниками земельных участков.

Объект права собственности на землю — часть земли как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла к определенному субъекту или находится в его владении, пользовании и распоряжении.

Субъекты права собственности на землю — это те лица, которые в установленном порядке признаны или являются собственниками конкретного земельного участка.

В законодательстве различаются формы земельной собственности:

- частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах. Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в следующих случаях: при приватизации государственных и муниципальных земель; наследовании; дарении; купле-продаже; обмене или сделках с землей; в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица.

- государственная собственность — реализуется властью государства в интересах всего общества в целом. Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муниципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ).

- муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования.
  1. Государственная собственность на землю: понятие, виды, основания возникновения, особенности владения, пользования, распоряжения. Разграничение государственной собственности на землю.


Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Определены следующие уровни государственной собственности на землю:

а) федеральная собственность (федеральные земли). К ним относятся прежде всего земли, занятые объектами, отнесенными исключительно к федеральной собственности, а также иные земли, необходимые для осуществления задач федерального значения.



В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 17 ЗК РФ).

В состав федеральных земель, в частности, входят:

— земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ РФ; занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, добывающей промышленности, транспорта федерального значения, объектами федеральных органов власти, земли ЗАТО, земли лесного и водного фондов федерального значения и другие;

— земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, других ООПТ федерального значения; Российской академии наук, образовательных учреждений федерального значения, сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, конкретный перечень которых утверждает Правительство РФ;

— иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ;

б) собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пределах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных земель, а также земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.

К собственности субъектов РФ относятся:

— земельные участки, признанные таковыми федеральными законами; право собственности субъектов РФ, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; приобретенные субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; безвозмездно переданные субъектам РФ из федеральной собственности.

— земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ.


В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации - если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Специфика права государственной собственности на землю заключается в следующем:

— государственные земли используются только в соответствии со своим целевым назначением. Земли, находящиеся в собственности государства, могут использоваться в таких целях, какие недопустимы для иных, негосударственных организаций и граждан.

— основания возникновения права государственной собственности на землю имеют свои особенности.

— правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фонда, а также осуществлением надзорных функций за использованием земель иными собственниками.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.

В земельных отношениях государство выступает в качестве:

- в качестве субъекта государственной власти - осуществляет управление и контроль, устанавливает правила поведения в земельных отношениях.

-в качестве собственника - имеет равные полномочия с др. собственниками.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Муниципальная собственность на земельные участки: понятие, виды, основания возникновения, особенности владения, пользования, распоряжения.


Муниципальная собственность на землю — это собственность городских и сельских поселений, других муниципальных образований на земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством; безвозмездно переданные в муниципальную собственность из федеральной собственности (ст. 19 ЗК РФ).

К этому виду собственности могут относиться земли, занятые объектами муниципальной собственности, а также земли, необходимые для непосредственного осуществления коммунального обслуживания населения, находящегося на соответствующей территории муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В муниципальной собственности находятся земли в пределах границ муниципальных образований. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов РФ, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

В муниципальную собственность могут приобретаться земли органами местного самоуправления у собственников земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земельных участков и на иных законных основаниях.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям.