Файл: 2. История отечественной судебномедицинской службы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Особенности поведения обвиняемого или подозреваемого во время следствия или правонарушения (необычные высказывания, немотивированный отказ отвечать на вопросы, растерянность или беспричинная веселость, бессмысленные поступки во время допросов и т.д.).

Заметив необычные особенности поведения лица или узнав об этом у родственников и друзей, следователь должен подробно допросить родных о детстве, развитии, успеваемости в школе, интересах, увлечениях и других проявлениях, которые отражали бы особенности личности обвиняемого. Важны сведения о перенесенных заболеваниях, службе в армии, трудовой деятельности. Все эти сведения целесообразно подкрепить объективными материалами: амбулаторной картой из общей поликлиники, приобщением к делу военного билета или справки из военного комиссариата об освобождении от воинской обязанности, служебными характеристиками.

Определенное значение имеют сведения о семейных взаимоотношениях, состоянии в браке, наличии детей. Выяснить данные об употреблении алкоголя и наркотиков, лечении в психиатрических учреждениях. Обязательно должны быть представлены материалы о прежних судимостях и пребывании в местах лишения свободы. В этих случаях приобщают к направляемым на экспертизу материалам следствия справку о судимостях, копии прежних приговоров, справки о поведении лица в местах лишения свободы.

3. Характер криминала (его безмотивность, противоречие между совершенным действием и личностью обвиняемого, иногда необычная жестокость и другие). В случаях направления на экспертизу по таким основаниям следователю необходимо во время допросов свидетелей попытаться получить четкие сведения об особенностях поведения обвиняемого, последовательности его поступков, его внешнем виде, высказываниях во время совершения преступления.

По уголовным делам, где в качестве меры наказания предусмотрена смертная казнь, проведение СПЭ является обязательным (Постановление Верховного суда РФ от 22.12.92 "О судебной практике по делам об умышленных убийствах").

При вынесении постановления о назначении СПЭ таким лицам следователь должен указать, что обвиняемый направляется на экспертизу "в связи с тяжестью содеянного".

В случаях, когда сомнения о вменяемости обвиняемых у следователя не возникают, данная формулировка может указать экспертам-психиатрам, что следствие не располагает данными о болезненных расстройствах психики, но, учитывая особую тяжесть содеянного, могут быть заподозрены скрытые проявления психических нарушений. Среди таких подозрений особое место занимает жестокость преступления.


Согласно требований ч. 3 ст. 404 УПК "Направление на СПЭ допускается лишь при наличии достаточных данных, указывающих, что именно это лицо совершило общественно опасное деяние, по поводу которого возбуждено уголовное дело, ведется расследование".

Назначение СПЭ может быть осуществлено на стадии судебного разбирательства. В этих случаях суд выносит определение о назначении экспертизы. Одним из важных показаний для назначения экспертизы в суде является резкое изменение поведения подсудимого во время судебного разбирательства (необъяснимый отказ от речевого контакта с участниками судебного процесса, неадекватное поведение, высказывание жалоб или заявлений, вызывающих подозрение о психических расстройствах и другие).

89. Психопатии и психопатоподобные состояния. Их оценка

Психопатия (Psychopathy) — это постоянное, чаще врождённое патологическое состояние, при котором человек не может адаптироваться в обществе из-за трудностей в общении, обучении, работе и несоблюдения социальных норм [2].

Психопатия — это устаревший термин, в современных классификациях болезней МКБ-10 и DSM-5 диагноз обозначен как «расстройство личности».

Термин «психопатия» впервые был предложен в 1884 году российским психиатром И. М. Балинским для описания пациентов без психотических расстройств (понимающих, что реально, а что нет), но которых нельзя было отнести к здоровым людям. В 1886 году В. М. Бехтерев в своей книге отметил, что люди, страдающие психопатией, не могут считаться душевнобольными в полном смысле этого слова, но «чувствуют, мыслят и поступают иначе, нежели здоровые лица» [33].

Современная популярная культура романтизирует и популяризирует образы психопатов, что зачастую не соответствует реальности. Характерной особенностью человека с психопатией является пренебрежение к социальным обязанностям и равнодушие по отношению к окружающим людям.

У человека с этим расстройством часто меняется настроение, он быстрее истощается, плохо управляет своими эмоциями и поведением, легко поддаётся агрессии и проявляет её. В результате он не может адаптироваться на работе, в семье и обществе.

Пациент с психопатическими чертами не может придерживаться социально-правовых норм, установленных в обществе, и не склонен менять своё поведение, даже после наказания. По этой причине понятие психопатии широко применяется в юридической и судебной психологии, в том числе уголовной и тюремной 

[3]. Мужчины с психопатическим расстройством личности (чаще с антисоциальным) ответственны почти за половину серьёзных преступлений [16]. Они часто попадают в поле зрения судебных психиатров, однако у многих людей расстройство остаётся не диагностированным. В популяции психопатические черты наблюдаются у 1 % людей, среди мужчин они встречаются в три раза чаще

90. Стационарная судебно - психиатрическая экспертиза

Это наиболее совершенный вид экспертизы, поэтому к ней следует прибегать во всех случаях, когда возникают трудности в распознавании болезни и определении ее тяжести:

1) начальные этапы и стертые формы психических заболеваний, пограничные состояния;

2) обследуемые нуждаются в проведении специальных лабораторных исследований;

3) симуляция и диссимуляция заболеваний;

4) повторные экспертизы.

Направление на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу лица, не находящегося под стражей, может быть осуществлено только по решению суда или с санкции прокурора (ст. 188 УПК РСФСР). Срок стационарной экспертизы в соответствии с упомянутой в начале раздела Инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы не должен превышать 30 дней. Однако, если указанный срок наблюдения оказывается недостаточным для ответа на поставленные вопросы, проводится комиссионное освидетельствование лица и составляется акт судебно-психиатрической экспертизы о необходимости продления наблюдения. Акт направляется назначившему экспертизу органу для принятия соответствующего решения.

В случае возникновения при производстве судебной экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно может быть также помещено в медицинский стационар, т.е. в государственное медицинское учреждение, а равно его отделение, которые предназначены для круглосуточного содержания пациентов. При назначении стационарной экспертизы помещение в психиатрический стационар (стационарное отделение) допускается только на основании судебного решения. В медицинский стационар лицо может быть помещено для производства судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней. Этот срок может быть продлен по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней.

           Судья выносит постановление и уведомляет о нем эксперта или комиссию экспертов в течение трех дней со дня получения ходатайства. В случае отказа судьи в продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре оно должно быть выписано из него.


Руководитель медицинского стационара извещает о заявленном ходатайстве и вынесенном судьей постановлении лицо, находящееся в указанном стационаре, а также орган или лицо, назначившие судебную экспертизу.

           В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица в медицинском стационаре, но при этом общий срок пребывания лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней.

           Условия производства судебно-психиатрической экспертизы в психиатрических стационарах различны в зависимости от того, проводится ли такая экспертиза в отношении лиц, не содержащихся под стражей, или в отношении лиц, содержащихся под стражей.

           Судебно-психиатрическая экспертиза в отношении лиц, не содержащихся под стражей, производится:

   - в судебно-психиатрических экспертных стационарах, т.е. в психиатрических стационарах, специально предназначенных для производства судебно-психиатрической экспертизы;

   - в иных психиатрических стационарах. Помещение лиц, не содержащихся под стражей, в иные психиатрические стационары не должно существенно затруднять производство судебной экспертизы.

           Судебно-психиатрическая экспертиза в отношении лиц, содержащихся под стражей, производится только в судебно-психиатрических экспертных стационарах, предназначенных для помещения в них указанных лиц. Обеспечение безопасности и охрана указанных стационаров осуществляются органами, на которые возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.

           Порядок производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений определен в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 мая 2005 г. N 370 "Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений". Согласно названной Инструкции отделения судебно-психиатрических экспертиз в обязательном порядке производят экспертизу для органов дознания, предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации судебно-психиатрических экспертиз. Экспертиза в отделениях судебно-психиатрических экспертиз производится работающими в этих отделениях экспертами в порядке исполнения своих должностных обязанностей.


91. Судебно-психиатрическая оценка расстройств влечений.

Судебно-психиатрическая оценка расстройств влечений. В судебно-психиатрической практике истинные расстройства влечений встречаются нечасто. Вместе с тем лица, привлекаемые к ответственности за различные правонарушения, нередко говорят о своем влечении к воровству, поджогам, бродяжничеству и т. д. В этих случаях всегда возникает необходимость в отграничении истинных нарушений влечений от ложных. Последние обычно носят характер зафиксировавшихся антисоциальных привычек, образа жизни, психологических установок личности. Судебно-психиатрическая оценка лиц с наличием таких форм поведения опирается в основном не на анализ однотипных правонарушений, а на выявление основной почвы, на которой они возникают.

Если указанные формы поведения возникают у больных шизофренией, маниакально-депрессивным психозом, органическим заболеванием центральной нервной системы, то решение экспертных вопросов зависит от глубины и выраженности психических расстройств, свойственных основному заболеванию.

Истинным расстройствам влечения свойственны определенные закономерности — это повторность однотипных деяний без какой-либо материальной заинтересованности, отсутствие сокрытий противоправного деяния, его патологическая мотивировка, подчиненность действий характеру влечения.

Расстройства влечений обычно не выступают изолированно, а у пациентов имеет место раннее их формирование и трансформация одних влечений в другие, а иногда и сосуществование нескольких форм нарушенного влечения. Поэтому выявляемые на следствии и суде неоднократные привлечения к ответственности за такие деяния, как поджоги, половые правонарушения, особенно в отношении детей, жестокие убийства, должны явиться основанием для назначения судебно-психиатрической экспертизы. Целесообразно по половым правонарушениям рекомендовать комплексные судебные экспертизы с сексопатологами, которые рассматривают вопросы формирования сексуальных влечений, их направленность и правомерность их трактовки как истинных нарушений полового влечения.

Лица, у которых в период судебно-психиатрической экспертизы не выявлялось истинных расстройств влечений, а констатировались лишь признаки психопатий и нерезко выраженные резидуальные явления органического поражения центральной нервной системы, не подпадают под действие статьи 21 УК РФ, так как они могут осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, и признаются вменяемыми.