ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 713
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
188
ГЛАВА 5. СПОРТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
чивает качественное усвоение двигательных действий, активный отдых и профилактику нарушений осанки. Против попыток изме- нить степень асимметрии глаз в остроте зрения или соотношения доминирования «глаз-рука» у профессиональных бейсболистов выступают Г.М. Портал и П.И. Романо
62
. Они обосновывают свое мнение генетическим происхождением специфики межполушар- ных связей и опасностью возникновения психологических и физи- ческих травм, в том числе нарушений бинокулярного зрения.
Важным для спортивных психофизиологов является решение проблемы центральной организации моторного доминирования в зависимости от ПЛО. В этом плане наиболее информативным индикатором могут служить ЭЭГ и ЭМГ исследования.
Вышеприведенные данные свидетельствуют о целесообразно- сти использования ПЛО для выявления предпосылок, определяю- щих психическое и физическое состояние спортсмена.
5.2.2. Диагностика функционального состояния
Функциональное состояние обычно определяют как фоно- вую активность нервных центров, при которой реализуется та или иная конкретная деятельность человека. Ретикулярная формация
(активирующие и инактивирующие отделы) и лимбическая си- стема (определяющая мотивационное возбуждение) представля- ют модулирующую систему мозга, регулирующую возбудимость нейронных сетей мозга
63
. Модулирующая система мозга реализует свои функции через функциональные системы, которые регулиру- ют процессы активации в составе различных видов деятельности.
Она регулирует цикл бодрствование — сон, стадии и фазы сна, уровни и специфику функциональных состояний во время бодр- ствования, а также процессы внимания, благодаря ее способности создавать как локальные, так и генерализованные эффекты акти- вации и инактивации в нервной системе
64
Функциональное состояние — особое психофизиологиче- ское явление со своими закономерностями, определяющимися активированной архитектурой модулирующей системы, которое
62
Portal J.M., Romano P.E. Major review: ocular sighting dominance in a collegiate baseball team // Binocul. Vis. Strabismus Q. — 1998. —Vol.13. — №2. —
P.125-132.
63
Селье Г. Стресс без дистресса. — Рига, 1992.
64
Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
189
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СПОРТЕ
проявляется на биохимическом, физиологическом, поведенческом и психологическом (субъективном) уровнях. Функциональное со- стояние — необходимая составляющая любого вида деятельности и поведения. Хорошо изучены отношения между уровнем актива- ции мозга и эффективностью выполнения различных действий, операций, навыков, а также обучения. Они обычно описываются куполообразной кривой, показывающей, что наиболее высокие результаты деятельности достигаются не при самой высокой, а при более низкой активации нервной системы, получившей на- звание оптимального функционального состояния. Исследования
Р. Йеркса и Г. Додсона
65
показали, что с ростом активизации нерв- ной системы до определенного критического уровня эффектив- ность деятельности повышается. Дальнейшая активация нервной системы в условиях продолжающегося воздействия стресса при- водит к снижению показателей деятельности. Установлено, что в условиях стрессорного воздействия раньше происходит наруше- ние более сложной деятельности при одновременном повышении эффективности более простой. Но также иногда наблюдаются парадоксальные ситуации, когда при стрессе показатели каче- ства выполнения более сложной деятельности могут увеличить- ся в большей мере, чем показатели менее сложной деятельности.
В данном случае речь может идти о двух видах регуляции: психо- логической и физиологической. Работоспособность сохраняется (а может и возрастать) за счет увеличения физиологической «цены» мобилизации внутренних резервов организма, что сопровождает- ся повышением выделения кортикостероидов, учащением пульса, колебаниями артериального давления и т.д. В другом случае, при снижении качества деятельности, показатели физиологических функций оставались неизменными. Высокая мотивация к работе, несмотря на ухудшение функционального состояния оператора, способна до определенного уровня увеличить эффективность его деятельности.
Также проводились исследования связи активности нервных центров с уровнем бодрствования и эффективностью поведения, где было также показано, что эффективность выполнения деятель- ности растет вместе с ростом уровня активации нервных центров, но до определенного уровня, и что при чрезмерной активации
65
Yerkes R., Dodson J. Th e relation of strength of stimulus to rapidity of habit- formation // J. Comp. Neurol. Psychol. — 1908. — №18. — P.459—482.
190
ГЛАВА 5. СПОРТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
нервных центров происходит снижение эффективности выполне- ния деятельности.
Оценка эмоциональной напряженности является важной со- ставляющей диагностического процесса в спорте высших достиже- ний. Так, для штангистов очень важно быть максимально эмоцио- нально возбужденными при подходе к штанге, а для стрелков — наоборот. Поэтому необходимо уметь определять оптимальный уровень эмоциональной напряженности. Классиком советской спортивной психологии Л.Д. Гиссеным была предложена схема взаимосвязи эмоциональной напряженности с координацией и энергией (выносливостью, быстротой). Оказалось, что с нарас- танием напряженности увеличиваются и эти два параметра, но до определенного предела: вначале максимума достигает коорди- нация, потом энергия, и лишь потом сама эмоциональная напря- женность начитает снижаться. Таким образом, в тех видах спорта, где необходимо действовать с максимальными энергетическими затратами (скоростно-силовые возможности) нужно значительно эмоционально возбудиться (например, спринтерский бег), а если необходима тонкая координация движений, то лишь незначитель- ной эмоциональной напряженности будет достаточно (бег с пре- пятствиями).
Другой советский спортивный психолог — Ю.Я. Киселев — для расчета эмоциональной напряженности использовал формулу определения силы эмоции, предложенную известным физиологом
П.В. Симоновым в рамках его потребностно—информационной теории эмоций.
66
В ней постулируется, что эмоция является от- ражением в мозге человека и животных какой—либо актуальной потребности (качества и величины) и вероятности ее удовлетворе- ния, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее при- обретенного индивидуального опыта. Соотношение этих перемен- ных представлено в формуле: Э = f[П, (Ин—Ис)], где Э — эмоция;
П — сила и качество актуальной потребности; (Ин—Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин — информация о средствах, ресур- сах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени. Таким образом, получается, что сила эмоции зависит от двух процессов:
66
Симонов П.В. Потребностно-информационная теория эмоций // Воп- росы психологии. — 1982. — №6. — С.44-56.;
191
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СПОРТЕ
силы потребности и оцениваемой вероятности ее реализации.
Перефразируя ее для спорта, получаем, что эмоциональная на- пряженность будет тем больше, чем больше потребность в победе
(значимость соревнований) и чем меньше шансы на победу. Поэто- му и управлять эмоциональной напряженностью можно, влияя на эти факторы.
Условием успешного выполнения любой деятельности являет- ся оптимальное (для данных условий) функциональное состояние нервной системы работающего. В процессе выполнения деятель- ности функциональное состояние, конечно, испытывает колеба- ния в известных пределах. Однако, если отклонения функциональ- ного уровня становятся настолько значительными, что выходят за пределы той зоны, которая для данных условий оптимальна, такие отклонения могут стать причиной ошибок в деятельности. Спо- собность как можно дольше поддерживать оптимальный уровень функционального состояния нервной системы без значительных отклонений от него является, таким образом, существенным фак- тором надежности работы человека. Такую способность сохранять уровень функционального состояния в пределах оптимальной зо- ны в условиях, способствующих его отклонению, по-видимому, будет правомерно обозначить термином «устойчивость функцио- нального состояния».
Понятие устойчивости в применении к функциональным со- стояниям человека в последнее время привлекает внимание мно- гих исследователей. Есть целый ряд экспериментальных исследо- ваний эмоциональной устойчивости, понимаемой как свойство личности, от которого зависит сохранение работоспособности человека в условиях большого эмоционального напряжения. Ф.Д.
Горбовым
67
введено понятие помехоустойчивости как способ- ности успешно выполнять ту или иную деятельность в условиях действия раздражителей, близких по своему характеру к сигналам, входящим в структуру выполняемой деятельности.
Во многих видах спорта большую роль играет уровень психоэ- моционального напряжения, которое может в своих крайних значе- ниях достигать как чрезмерного возбуждения (гипермобилизации), так и доходить до стадии развития тормозных процессов (охра- нительного торможения). В спортивной практике такие состояния определяют как разновидности предстартового состояния — пред- стартовую лихорадку или предстартовую апатию. Ряд исследова-
67
Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. — 2005.
192
ГЛАВА 5. СПОРТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
телей отмечают, что слежение за развитием психоэмоционального напряжения позволяет предсказывать возможное ухудшение рабо- тоспособности человека. Для оценки эмоциональной напряженно- сти спортсмена часто используют как субъективные методы оцен- ки, так и объективные критерии. Многие из них, являясь довольно простыми, тем не менее доказали свою прогностическую ценность в ходе работы практических спортивных психологов. Остановимся на некоторых из них, описанных в книге Ю.Л. Киселева
68
Измерение точности восприятия и воспроизведения микроин-
тервалов времени, или реакция на время. Данный тест заключается в следующем: спортсмену дается секундомер и сначала предлагает- ся отмерить 7 секунд и при этом считать про себя, проверяя темп своего счета. После чего, уже не смотря на секундомер, он должен отмерить интервал времени, равный 7 секундам. Так повторяет- ся несколько раз. Об умеренной эмоциональной напряженности свидетельствует укорочение отмеривания на 0,5-1,4 по сравнению с результатами, полученными в покое. Более сильное ускорение говорит о чрезмерном уровне напряженности. Замедление же от- счета более чем на 1,4-2 с предполагает эмоциональный спад, не- желание действовать и апатию.
Измерение оптимального, максимального и дозированного уси-
лия — ручная динамометрия. Данная методика направлена на вы- явление силовой установки. Здесь также проводятся 3 серии, где необходимо прикладывать двигательные усилия с заданной силой.
Соответственно, даются задания сжимать динамометр с оптималь- ным усилием (то есть как удобно), с максимальным и с дозиро- ванным (например, дается задание сжать динамометр с усилием в 30 кг). В норме показатель оптимального усилия соответствует
70-75% от максимального. Сближение показателей оптимального и максимального усилий свидетельствует об эмоциональном напря- жении. Если оптимальное усилие меньше 50% — можно говорить о спаде эмоциональной напряженности. Большие показатели в дозированной динамометрии свидетельствуют об эмоциональной напряженности.
Измерение вегетативной активации организма — биоэлек-
тропотенциометрия (БЭП). Показатели биоэлектропотенциоме- трии (вариант методики КГР предложенный супругами Кирлиан) отражают уровень вегетативной активации, то есть физиологи-
68
Киселев Ю.Я. Психическая готовность спортсмена. Пути и средства до- стижения. — М.: Советский Спорт, 2009. — С.275.
193
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СПОРТЕ
ческой составляющей преддеятельностного состояния. Значения
БЭП указывают на преобладание трофотропного или эрготропно- го тонуса вегетативной нервной системы, наличие психоэмоцио- нального комфорта, дискомфорта, стресса. Увеличенные по срав- нению с фоном показатели свидетельствуют об эмоциональном напряжении.
Используют для этой цели и величину критической частоты слияния мельканий (КЧСМ), отражающей функциональную под- вижность зрительного анализатора. Процедура оценки выглядит таким образом: испытуемому предъявляются ряды световых вспы- шек с возрастающей и убывающей частотой мельканий. В случае ряда с возрастающей частотой каждый раз, когда испытуемый считает, что неспособен более различать отдельные вспышки, ему необходимо нажать на кнопку пульта. В случае нисходящего ряда испытуемому необходимо нажимать на кнопку каждый раз, ког- да он начинает различать отдельные вспышки, а не постоянное свечение. Величина показателя КЧСМ зависит от лабильности
(функциональной подвижности) нервных процессов, которая, в свою очередь, чувствительна к изменению психического состоя- ния человека. Увеличение показателя расценивается как повыше- ние способности зрительного анализатора воспринимать световые импульсы с более высокой частотой, что косвенно свидетельствует о положительных изменениях в состоянии ЦНС в целом, повыше- нии ее активности. Снижение КЧСМ свидетельствует о дезакти- вации ЦНС или утомлении.
Можно привести пример одного исследования
69
, в котором изучалось влияние использования психорегуляции на повыше- ние эффективности тренировочной деятельности начинающих шахматистов. Главный акцент ставился на диагностике психофи- зического состояния спортсменов во время тренировки, которая осуществлялась с помощью таких методов, как КГР, КЧСМ, про- стая моторная реакция, субъективное ощущение времени (отме- ривание 10 секундных отрезков времени) и др. Результаты исследо- вания показали, что при определенном уровне психофизического возбуждения, которое определялось главным образом по КГР и
КЧСМ, юные шахматисты показывают высокую эффективность
69
Кулакова Э.А. О некоторых проблемах повышения эффективности тренировочного процесса юных шахматистов // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии / Кулакова Э.А., Линовиц- кий Е.П., Найдоски Т. — М., 1998. — Т.4. — С.42-47.
194
ГЛАВА 5. СПОРТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
тренировочной работы. При этом был установлен психофизиче- ский коридор значений данных показателей, в границах которого спортсмены показывали максимальную эффективность своей дея- тельности. Таким образом, данное исследование демонстрирует, что управление функциональным состоянием спортсмена, может быть важным резервом для оптимизации тренировочного процес- са и повышения спортивных результатов.
Понятия «психическое напряжение» и «функциональное со- стояние» обычно используются для объяснения одного и того же феномена — способности человека эффективно и надежно выпол- нить поставленную перед ним задачу. Психическое напряжение из- начально понималось зарубежными авторами как субъективное переживание психической нагрузки. Истоки исследований функ- циональных состояний человека отечественными учеными лежат в объективном анализе интегрированного комплекса физиологи- ческих, психологических и поведенческих показателей, обуслов- ливающих выполнение им деятельности
70
. С этих позиций функ- циональное состояние человека рассматривается в отечествен- ных исследованиях как координированный целью деятельности, качественно своеобразный комплексный ответ функциональных систем организма разных уровней (ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.) на внешние и внутренние воздействия.
Важнейшая задача исследований функциональных состоя- ний — это определение тех пороговых значений, за которыми сле- дует ухудшение деятельности человека. Для контроля и оценки функционального состояния используются как объективные, так и субъективные показатели. К первым можно отнести измерение различных физиологических показателей: электрокардиограмма
(ЭКГ), артериальное давление, электроэнцефалограмма (ЭЭГ), вызванные потенциалы, кожно-гальваническая реакция (КГР) и активность глаз, дыхание, потоотделение, плетизмограмма, уро- вень кортизола в крови, видеоконтроль поведения, регистрация частоты коммуникаций и результатов деятельности (скорость и темп выполнения, число и характер ошибок). К субъективным по- казателям функционального состояния относятся различные са- моотчеты и опросники шкал психического напряжения, которые заполняются испытуемым.
70
Лоскутова Т.Д. Оценка функционального состояния центральной нерв- ной системы человека по параметрам простой двигательной реакции // Физио- логический журнал СССР им. И.М. Сеченова. — 1975. — №1.
ГЛАВА 5. СПОРТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
чивает качественное усвоение двигательных действий, активный отдых и профилактику нарушений осанки. Против попыток изме- нить степень асимметрии глаз в остроте зрения или соотношения доминирования «глаз-рука» у профессиональных бейсболистов выступают Г.М. Портал и П.И. Романо
62
. Они обосновывают свое мнение генетическим происхождением специфики межполушар- ных связей и опасностью возникновения психологических и физи- ческих травм, в том числе нарушений бинокулярного зрения.
Важным для спортивных психофизиологов является решение проблемы центральной организации моторного доминирования в зависимости от ПЛО. В этом плане наиболее информативным индикатором могут служить ЭЭГ и ЭМГ исследования.
Вышеприведенные данные свидетельствуют о целесообразно- сти использования ПЛО для выявления предпосылок, определяю- щих психическое и физическое состояние спортсмена.
5.2.2. Диагностика функционального состояния
Функциональное состояние обычно определяют как фоно- вую активность нервных центров, при которой реализуется та или иная конкретная деятельность человека. Ретикулярная формация
(активирующие и инактивирующие отделы) и лимбическая си- стема (определяющая мотивационное возбуждение) представля- ют модулирующую систему мозга, регулирующую возбудимость нейронных сетей мозга
63
. Модулирующая система мозга реализует свои функции через функциональные системы, которые регулиру- ют процессы активации в составе различных видов деятельности.
Она регулирует цикл бодрствование — сон, стадии и фазы сна, уровни и специфику функциональных состояний во время бодр- ствования, а также процессы внимания, благодаря ее способности создавать как локальные, так и генерализованные эффекты акти- вации и инактивации в нервной системе
64
Функциональное состояние — особое психофизиологиче- ское явление со своими закономерностями, определяющимися активированной архитектурой модулирующей системы, которое
62
Portal J.M., Romano P.E. Major review: ocular sighting dominance in a collegiate baseball team // Binocul. Vis. Strabismus Q. — 1998. —Vol.13. — №2. —
P.125-132.
63
Селье Г. Стресс без дистресса. — Рига, 1992.
64
Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
189
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СПОРТЕ
проявляется на биохимическом, физиологическом, поведенческом и психологическом (субъективном) уровнях. Функциональное со- стояние — необходимая составляющая любого вида деятельности и поведения. Хорошо изучены отношения между уровнем актива- ции мозга и эффективностью выполнения различных действий, операций, навыков, а также обучения. Они обычно описываются куполообразной кривой, показывающей, что наиболее высокие результаты деятельности достигаются не при самой высокой, а при более низкой активации нервной системы, получившей на- звание оптимального функционального состояния. Исследования
Р. Йеркса и Г. Додсона
65
показали, что с ростом активизации нерв- ной системы до определенного критического уровня эффектив- ность деятельности повышается. Дальнейшая активация нервной системы в условиях продолжающегося воздействия стресса при- водит к снижению показателей деятельности. Установлено, что в условиях стрессорного воздействия раньше происходит наруше- ние более сложной деятельности при одновременном повышении эффективности более простой. Но также иногда наблюдаются парадоксальные ситуации, когда при стрессе показатели каче- ства выполнения более сложной деятельности могут увеличить- ся в большей мере, чем показатели менее сложной деятельности.
В данном случае речь может идти о двух видах регуляции: психо- логической и физиологической. Работоспособность сохраняется (а может и возрастать) за счет увеличения физиологической «цены» мобилизации внутренних резервов организма, что сопровождает- ся повышением выделения кортикостероидов, учащением пульса, колебаниями артериального давления и т.д. В другом случае, при снижении качества деятельности, показатели физиологических функций оставались неизменными. Высокая мотивация к работе, несмотря на ухудшение функционального состояния оператора, способна до определенного уровня увеличить эффективность его деятельности.
Также проводились исследования связи активности нервных центров с уровнем бодрствования и эффективностью поведения, где было также показано, что эффективность выполнения деятель- ности растет вместе с ростом уровня активации нервных центров, но до определенного уровня, и что при чрезмерной активации
65
Yerkes R., Dodson J. Th e relation of strength of stimulus to rapidity of habit- formation // J. Comp. Neurol. Psychol. — 1908. — №18. — P.459—482.
190
ГЛАВА 5. СПОРТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
нервных центров происходит снижение эффективности выполне- ния деятельности.
Оценка эмоциональной напряженности является важной со- ставляющей диагностического процесса в спорте высших достиже- ний. Так, для штангистов очень важно быть максимально эмоцио- нально возбужденными при подходе к штанге, а для стрелков — наоборот. Поэтому необходимо уметь определять оптимальный уровень эмоциональной напряженности. Классиком советской спортивной психологии Л.Д. Гиссеным была предложена схема взаимосвязи эмоциональной напряженности с координацией и энергией (выносливостью, быстротой). Оказалось, что с нарас- танием напряженности увеличиваются и эти два параметра, но до определенного предела: вначале максимума достигает коорди- нация, потом энергия, и лишь потом сама эмоциональная напря- женность начитает снижаться. Таким образом, в тех видах спорта, где необходимо действовать с максимальными энергетическими затратами (скоростно-силовые возможности) нужно значительно эмоционально возбудиться (например, спринтерский бег), а если необходима тонкая координация движений, то лишь незначитель- ной эмоциональной напряженности будет достаточно (бег с пре- пятствиями).
Другой советский спортивный психолог — Ю.Я. Киселев — для расчета эмоциональной напряженности использовал формулу определения силы эмоции, предложенную известным физиологом
П.В. Симоновым в рамках его потребностно—информационной теории эмоций.
66
В ней постулируется, что эмоция является от- ражением в мозге человека и животных какой—либо актуальной потребности (качества и величины) и вероятности ее удовлетворе- ния, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее при- обретенного индивидуального опыта. Соотношение этих перемен- ных представлено в формуле: Э = f[П, (Ин—Ис)], где Э — эмоция;
П — сила и качество актуальной потребности; (Ин—Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин — информация о средствах, ресур- сах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени. Таким образом, получается, что сила эмоции зависит от двух процессов:
66
Симонов П.В. Потребностно-информационная теория эмоций // Воп- росы психологии. — 1982. — №6. — С.44-56.;
191
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СПОРТЕ
силы потребности и оцениваемой вероятности ее реализации.
Перефразируя ее для спорта, получаем, что эмоциональная на- пряженность будет тем больше, чем больше потребность в победе
(значимость соревнований) и чем меньше шансы на победу. Поэто- му и управлять эмоциональной напряженностью можно, влияя на эти факторы.
Условием успешного выполнения любой деятельности являет- ся оптимальное (для данных условий) функциональное состояние нервной системы работающего. В процессе выполнения деятель- ности функциональное состояние, конечно, испытывает колеба- ния в известных пределах. Однако, если отклонения функциональ- ного уровня становятся настолько значительными, что выходят за пределы той зоны, которая для данных условий оптимальна, такие отклонения могут стать причиной ошибок в деятельности. Спо- собность как можно дольше поддерживать оптимальный уровень функционального состояния нервной системы без значительных отклонений от него является, таким образом, существенным фак- тором надежности работы человека. Такую способность сохранять уровень функционального состояния в пределах оптимальной зо- ны в условиях, способствующих его отклонению, по-видимому, будет правомерно обозначить термином «устойчивость функцио- нального состояния».
Понятие устойчивости в применении к функциональным со- стояниям человека в последнее время привлекает внимание мно- гих исследователей. Есть целый ряд экспериментальных исследо- ваний эмоциональной устойчивости, понимаемой как свойство личности, от которого зависит сохранение работоспособности человека в условиях большого эмоционального напряжения. Ф.Д.
Горбовым
67
введено понятие помехоустойчивости как способ- ности успешно выполнять ту или иную деятельность в условиях действия раздражителей, близких по своему характеру к сигналам, входящим в структуру выполняемой деятельности.
Во многих видах спорта большую роль играет уровень психоэ- моционального напряжения, которое может в своих крайних значе- ниях достигать как чрезмерного возбуждения (гипермобилизации), так и доходить до стадии развития тормозных процессов (охра- нительного торможения). В спортивной практике такие состояния определяют как разновидности предстартового состояния — пред- стартовую лихорадку или предстартовую апатию. Ряд исследова-
67
Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. — 2005.
192
ГЛАВА 5. СПОРТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
телей отмечают, что слежение за развитием психоэмоционального напряжения позволяет предсказывать возможное ухудшение рабо- тоспособности человека. Для оценки эмоциональной напряженно- сти спортсмена часто используют как субъективные методы оцен- ки, так и объективные критерии. Многие из них, являясь довольно простыми, тем не менее доказали свою прогностическую ценность в ходе работы практических спортивных психологов. Остановимся на некоторых из них, описанных в книге Ю.Л. Киселева
68
Измерение точности восприятия и воспроизведения микроин-
тервалов времени, или реакция на время. Данный тест заключается в следующем: спортсмену дается секундомер и сначала предлагает- ся отмерить 7 секунд и при этом считать про себя, проверяя темп своего счета. После чего, уже не смотря на секундомер, он должен отмерить интервал времени, равный 7 секундам. Так повторяет- ся несколько раз. Об умеренной эмоциональной напряженности свидетельствует укорочение отмеривания на 0,5-1,4 по сравнению с результатами, полученными в покое. Более сильное ускорение говорит о чрезмерном уровне напряженности. Замедление же от- счета более чем на 1,4-2 с предполагает эмоциональный спад, не- желание действовать и апатию.
Измерение оптимального, максимального и дозированного уси-
лия — ручная динамометрия. Данная методика направлена на вы- явление силовой установки. Здесь также проводятся 3 серии, где необходимо прикладывать двигательные усилия с заданной силой.
Соответственно, даются задания сжимать динамометр с оптималь- ным усилием (то есть как удобно), с максимальным и с дозиро- ванным (например, дается задание сжать динамометр с усилием в 30 кг). В норме показатель оптимального усилия соответствует
70-75% от максимального. Сближение показателей оптимального и максимального усилий свидетельствует об эмоциональном напря- жении. Если оптимальное усилие меньше 50% — можно говорить о спаде эмоциональной напряженности. Большие показатели в дозированной динамометрии свидетельствуют об эмоциональной напряженности.
Измерение вегетативной активации организма — биоэлек-
тропотенциометрия (БЭП). Показатели биоэлектропотенциоме- трии (вариант методики КГР предложенный супругами Кирлиан) отражают уровень вегетативной активации, то есть физиологи-
68
Киселев Ю.Я. Психическая готовность спортсмена. Пути и средства до- стижения. — М.: Советский Спорт, 2009. — С.275.
193
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СПОРТЕ
ческой составляющей преддеятельностного состояния. Значения
БЭП указывают на преобладание трофотропного или эрготропно- го тонуса вегетативной нервной системы, наличие психоэмоцио- нального комфорта, дискомфорта, стресса. Увеличенные по срав- нению с фоном показатели свидетельствуют об эмоциональном напряжении.
Используют для этой цели и величину критической частоты слияния мельканий (КЧСМ), отражающей функциональную под- вижность зрительного анализатора. Процедура оценки выглядит таким образом: испытуемому предъявляются ряды световых вспы- шек с возрастающей и убывающей частотой мельканий. В случае ряда с возрастающей частотой каждый раз, когда испытуемый считает, что неспособен более различать отдельные вспышки, ему необходимо нажать на кнопку пульта. В случае нисходящего ряда испытуемому необходимо нажимать на кнопку каждый раз, ког- да он начинает различать отдельные вспышки, а не постоянное свечение. Величина показателя КЧСМ зависит от лабильности
(функциональной подвижности) нервных процессов, которая, в свою очередь, чувствительна к изменению психического состоя- ния человека. Увеличение показателя расценивается как повыше- ние способности зрительного анализатора воспринимать световые импульсы с более высокой частотой, что косвенно свидетельствует о положительных изменениях в состоянии ЦНС в целом, повыше- нии ее активности. Снижение КЧСМ свидетельствует о дезакти- вации ЦНС или утомлении.
Можно привести пример одного исследования
69
, в котором изучалось влияние использования психорегуляции на повыше- ние эффективности тренировочной деятельности начинающих шахматистов. Главный акцент ставился на диагностике психофи- зического состояния спортсменов во время тренировки, которая осуществлялась с помощью таких методов, как КГР, КЧСМ, про- стая моторная реакция, субъективное ощущение времени (отме- ривание 10 секундных отрезков времени) и др. Результаты исследо- вания показали, что при определенном уровне психофизического возбуждения, которое определялось главным образом по КГР и
КЧСМ, юные шахматисты показывают высокую эффективность
69
Кулакова Э.А. О некоторых проблемах повышения эффективности тренировочного процесса юных шахматистов // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии / Кулакова Э.А., Линовиц- кий Е.П., Найдоски Т. — М., 1998. — Т.4. — С.42-47.
194
ГЛАВА 5. СПОРТИВНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
тренировочной работы. При этом был установлен психофизиче- ский коридор значений данных показателей, в границах которого спортсмены показывали максимальную эффективность своей дея- тельности. Таким образом, данное исследование демонстрирует, что управление функциональным состоянием спортсмена, может быть важным резервом для оптимизации тренировочного процес- са и повышения спортивных результатов.
Понятия «психическое напряжение» и «функциональное со- стояние» обычно используются для объяснения одного и того же феномена — способности человека эффективно и надежно выпол- нить поставленную перед ним задачу. Психическое напряжение из- начально понималось зарубежными авторами как субъективное переживание психической нагрузки. Истоки исследований функ- циональных состояний человека отечественными учеными лежат в объективном анализе интегрированного комплекса физиологи- ческих, психологических и поведенческих показателей, обуслов- ливающих выполнение им деятельности
70
. С этих позиций функ- циональное состояние человека рассматривается в отечествен- ных исследованиях как координированный целью деятельности, качественно своеобразный комплексный ответ функциональных систем организма разных уровней (ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.) на внешние и внутренние воздействия.
Важнейшая задача исследований функциональных состоя- ний — это определение тех пороговых значений, за которыми сле- дует ухудшение деятельности человека. Для контроля и оценки функционального состояния используются как объективные, так и субъективные показатели. К первым можно отнести измерение различных физиологических показателей: электрокардиограмма
(ЭКГ), артериальное давление, электроэнцефалограмма (ЭЭГ), вызванные потенциалы, кожно-гальваническая реакция (КГР) и активность глаз, дыхание, потоотделение, плетизмограмма, уро- вень кортизола в крови, видеоконтроль поведения, регистрация частоты коммуникаций и результатов деятельности (скорость и темп выполнения, число и характер ошибок). К субъективным по- казателям функционального состояния относятся различные са- моотчеты и опросники шкал психического напряжения, которые заполняются испытуемым.
70
Лоскутова Т.Д. Оценка функционального состояния центральной нерв- ной системы человека по параметрам простой двигательной реакции // Физио- логический журнал СССР им. И.М. Сеченова. — 1975. — №1.