Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 671

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29
ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОПИНГА…
разом, неравенство в спорте само по себе не является непреемле- мым и несправедливым. Генетические различия между людьми (и сами по себе, и в сочетании с внешними факторами), определяют различия, которые не считаются несправедливыми, даже если они способствуют неравенству.
Если врожденные генетические различия — неравенство, то генетические манипуляции просто расширяют поле неравенства или даже сужают его. Победа в спорте зависит от способностей спортсмена быть быстрее, выше и выносливее, но возможности этих качеств и их уровень значительно зависят от так называемой генетической «лотереи». Победителем становиться тот, кто рожда- ется с преимуществом. Известен случай, когда у обладательницы серебряной олимпийской медали финской лыжницы Ээро Мян- тюранта было обнаружено генетическое «отклонение», которые способствовало увеличению уровня эритропоэтина и увеличению числа красных кровяных телец
28
. Но это не помешало ей участво- вать в соревнованиях, хотя она имела значительное преимущество
(по-видимому, считающееся справедливым) перед другими участ- никами. Неважно, сколько сил и терпения люди готовы прикла- дывать для достижения спортивного результата, большинство из них не имеют генетической одаренности, которая позволила бы добиться успеха на мировом уровне. Энди Миа автор книги «Гене- тически модифицированные спортсмены: биомедицинская этика, генный допинг и спорт», убежден, что генетическая модификация позволит сравнять шансы спортсменов, имеющих генетическую одаренность, с шансами менее одаренных, и это будет способство- вать привлечению в спорт большего числа людей
29
. Таким образом, вопрос о запрещении генного допинга является довольно слож- ным, а ответ на него не всегда однозначен.
Слабость антидопингового аргумента вынуждает искать но- вые подходы к решению проблемы. Таким образом, это вопрос не только лучшего соблюдения запрета на применение генных моди- фикаций, а, скорее всего, изменение ценностей в спорте. В первую очередь, следует задуматься о мотивах, толкающих спортсменов использовать допинг. Возможно, необходимо проанализировать цели, к которым стремится современный спорт, и пересмотреть устоявшиеся принципы. Профессиональные спортсмены при
28
Behar M. Will Genetics Destroy Sports? // Discover. — 2004. — Vol.25(7).
29
Miah A. Genetically modifi ed athletes. Biomedical ethics, gene doping and sport. — Padstow, 2004.


30
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА
приеме какого-либо допинга руководствуются желанием добить- ся высоких спортивных результатов. Единственным регулятором для них становятся объективные условия, которые могли бы по- способствовать запрещению использования допинга.
Второй, наиболее часто цитируемой категорией аргументов для обоснования запрета генетического допинга, являются про- блемы потенциального вреда от применения данной технологии.
Генная терапия является относительно новым методом, и ее возможности и выгоды не были до сих пор доказаны. Большинство исследований были сделаны только на животных, а исследования, которые проводились с участием человека, не были приняты в обществе
30
. Аргументы против генного допинга в первую очередь обращают внимание на непредсказуемость результатов приме- нения этой технологии. Несмотря на вред, наносимый здоровью, который влечет за собой допинг (и генный допинг в частности), многие полагают, что применение вспомогательных средств яв- ляется достойным выбором спортсмена. По мнению Энди Миа, вред здоровью, наносимый допингом, не уступает той опасности, которая изначально присуща спорту как виду деятельности. Та- ким образом, риски, связанные с использованием генетического допинга — лишь один из многих спортивных рисков. «Некоторые виды спорта, такие как бокс и футбол, наносят вред здоровью по своей природе. Должны ли мы запретить эти виды спорта только потому, что они вредны для организма спортсмена? Физиологиче- ские и анатомические последствия генетического допинга могут быть более или менее вредными, чем жестокие удары в боксе»
31
Обратимся к такому виду спорту как спортивные танцы. Вы- сокая вероятность скорого включения этого вида спорта в про- грамму Олимпийских Игр делает проблему злоупотребления допингом в этом виде спорта более острой. Исследование
32
, про- веденное на 46 сербских танцорах, большая часть из которых до- билась успеха на национальном уровне, показало, что половина испытуемых вообще не верит в целесообразность использования допинга в танцевальном спорте. Для женщин фактором, показав-
30 Holowchak M.A. Aretism and Pharmacological Erogenic Aids in Sport: Ta- king a Shot at the Use of Steroids // Journal of the Philosophy of Sport. — Vol.27.
31
Miah A. Genetically modifi ed athlets. Biomedical ethics, gene doping and sport. — Padstow, 2004.
32
Sekulic D., Kostic R., Miletic D. Substance use in dance sport // Medical
Problems of Performing Artists. — 2008. June.

31
ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОПИНГА…
шим наибольшую обратную связь с возможностью использования допинга, стал спортивный статус, а для мужчин — религиозность.
Мужчины в меньшей степени, чем женщины, допускали возмож- ность использования допинга. Высокий уровень образования, спортивных достижений и высокий спортивный статус оказались связанными с повышенным уровнем употребления алкоголя. Упо- требление алкоголя, по мнению автора статьи, в этом случае мо- жет являться механизмом совладания с повышенным стрессом в профессиональном спорте. Высокий уровень религиозности, выступая защитным фактором против курения и употребления допинга, не выявил аналогичной закономерности с употреблени- ем алкоголя. Употребление пищевых добавок преимущественно негативно оценивается танцорами, что вероятно, связано с тем, что пищевые добавки в сознании стоят близко к допингу и, бо- лее того, часто содержат агенты запрещенных веществ. Около 33% обследованных женщин и 41% мужчин не имеют четкого пред- ставления о распространенности употребления допинга в данном виде спорта. Половина испытуемых считают, что в танцевальном спорте допинг не употребляется, несмотря на то, что за последние три года 3 ведущих танцора были отстранены от соревнований за употребление анаболических стероидов. Также было обнаружено, что две трети женщин танцоров и 95% мужчин не доверяют своим тренерам и врачам относительно проблемы допинга. Каждая пятая девушка, принявшая участие в исследовании заявила, что станет употреблять допинг, если это гарантирует спортивный успех и не нанесет вреда здоровью. Отношение к употреблению допинга из- меняется с возрастом — более взрослые спортсмены имеют более негативное отношение. Объяснением этого может служить так на- зываемая «социальная адаптация» к допингу: если раньше малая осведомленность о нем делала его употребление чем-то странным и запретным, то сейчас, все чаще обнаруживая, что элитные спор- тсмены употребляют запрещенные препараты, молодежь переста- ет считать допинг недопустимым.
Наиболее сложная проблема генетического допинга и ген- ной терапии в том, что это неестественно и ведет к изменению сущности человека. Генетические модификации открывает путь к инструментализации человеческой жизни, то есть превращению человека в «генетический механизм», в котором можно исправить желаемую деталь. Также, это может нарушить фундаментальный биологический механизм, обеспечивающий генетическое разноо-


32
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА
бразие человеческого вида. По сути, если каждый спортсмен бу- дет иметь генетически модифицированный талант, то спорт может стать менее зрелищным. Ведь именно уникальность каждого от- дельного спортсмена и некоторые его врожденные генетические преимущества ведут к захватывающим и интересным соревнова- ниям.
Таким образом, несмотря на негативные последствия, допинг стал неотъемлемой частью современной спортивной жизни. Стре- мясь к высшей цели, олимпийской медали, профессиональные спортсмены не останавливаются ни перед чем ради достижения желаемого результаты. Официально провозглашенная ценность честной игры подменяется ценностью победы любой ценой. Та- ким образом, в современном спорте формируется двойственная мораль: «официальная мораль сохранения лица» и «тайная мораль успеха». Сегодня разрабатываются все новые виды допинга, стра- тегии обмана, перекладывается вина на других, происходит отказ от ответственности
33
Понятие честной игры имеет важную формально-функцио- наль ную ценность, руководящую идею, оно необходимо в спорте, но при этом часто искажается или нарушается. Для восстановле- ния равных шансов на успех, нарушители должны подвергаться наказанию. И здесь ответственность не должна ложиться только на отдельную личность — спортсмена, тренера, чиновника Необхо- димо учитывать общую ответственность спортивного сообщества, которое вовлекает индивида в парадоксальные ситуации конфлик- та. Часто только спортсмену приписывают всю ответственность за применение допинга, хотя именно структурные условия приводят его к такому выбору. Спортсмены, которые не употребляют допинг и избегают тайных махинаций, часто оказываются в проигрыше.
Нарушение правил, которое не влечет за собой наказания, а зача- стую делает нарушителя победителем, порождает подражание.
33
Ленк Х. Этика спорта как культура честной игры. — 2005.

33
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
*
Г л а в а 2
2.1. ИЗ ИСТОРИИ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Разработка проблем психологии спорта осуществлялась уже в конце XIX века. Дж.Фитц, возглавлявший кафедру анатомии, физиологии и физической подготовки в Гарвардском универси- тете с 1891 по 1899 год, опубликовал результаты исследования времени реакции, согласно которым быстрота реакции не связана со снижением ее точности. В это же время У.Девис из Айовского колледжа обнародовал результаты, согласно которым после че- тырехнедельной тренировки одной из рук с помощью сгибания с утяжелителем, обнаружилось не только усиление и увеличение в объеме тренируемой руки, но и не тренируемой тоже. Впослед- ствии эффект получил название переноса тренировки.
Ряд исследователей старались понять причины занятия спор- том. В конце XIX века занятия спортом рассматривались на ряду с игровой деятельностью и объяснялись либо с помощью теории
Г.Спенсера (игра как расходование энергии), либо как имитация
(выступающая в виде фундаментальной человеческой способно- сти). Обе теории в объяснении причин занятия спортом склоня- лись к тому, что человека заставляют заниматься этой деятель- ностью его врожденные способности. Однако в начале ХХ века
Э.Скрипчер, директор психологической лаборатории Йельского университета, убедительно показал, что занятия спортом изме- няют личностные качества человека (например, у начинающих спортсменов с ходом занятий повышается саморегуляция и др.).
Другими словами, спорт формирует такие качества личности, ко- торые, в свою очередь, способствуют занятию спортом.
Не менее известным исследователем в области психоло- гии спорта в XIX веке был Н.Триплетт, который обнаружил, что гонщики-велосипедисты показывают лучшее время, когда сорев- нуются друг с другом, а не с секундомером. Этот эффект получил
* Работа поддержана грантом на тему «Разработка инновационных мето- дов психологической работы со спортсменами» в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.


34
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
название социальной фасилитации и объяснялся тем, что визуаль- ная и слуховая информация о соперниках (или болельщиках) явля- ется дополнительным стимулом, усиливающим ответ нашего орга- низма
1
. Важно, что реакция организма происходит неосознанно и потому может способствовать успеху в простом виде деятельности
(например, моторной деятельности), но снижать эффективность выполнения сложного вида деятельности (например, в случае ре- шения шахматных задач).
Во многом развитие спортивной психологии связано с именем
Пеьера де Кубертена — основателя Олимпийского комитета. По его инициативе в 1913 году состоялся Международный конгресс по психологии и физиологии спорта. В ходе конгресса обсуждались те- мы, изучаемые и современной психологией спорта. Так, Г.Ферреро выступил с докладом о том, как спорт может помочь индивиду избавиться от лишней энергии. Доклад Л.Деде был посвящен проблеме формирования команд и групповой динамике. П.Руссо осветил вопросы влияния самовнушения как способа совладания с усталостью и контролем эмоций. Дж.Филипе изложил результаты изучения время реакции и протекания умственных процессов как факторов определяющих успешность спортсменов.
Пионером в области психологии спорта в США является
К.Гриффит, в 1925 году возглавивший лабораторию спортивной психологии в Университете Иллинойса (она была создана по подо- бию лаборатории в Берлинском университете физического обуче- ния и К. Гриффит в свое время ее посетил). В ней К.Гриффит изучал психологические факторы, влияющие на тренировку и выступле- ние бейсболистов и футболистов, и преподавал соответствующие курсы как для обычных студентов, так и для спортсменов универ- ситета. В своей работе «Психология и ее связь со спортивным со- ревнованием», опубликованной в 1925 году, К.Гриффит сформули- ровал следующие задачи спортивного психолога:
«1. Обучать молодых и неопытных тренеров психологическим принципам, которые эффективно используются опытными тренерами. Фактически спортивный психолог должен на- блюдать за лучшими тренерами и фиксировать принципы, которыми они сознательно или неосознанно руководству- ются при подготовке команды.
1
Подробнее см. Triplett N.L. Dynamogenic factors in pacemaking in competition // Th e American Journal of Psychology. — 1898. — №9.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53

35
ИЗ ИСТОРИИ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
2. Адаптировать информацию, уже полученную в рамках психологии, к психологии спорта.
3. Использовать научный метод и лабораторный экспери- мент для получения новых фактов. Проводя исследования, спортивный психолог должен систематично и аккуратно определять «принципы, использующиеся в соревнованиях, связанные не с мышцами, а с работой психики»
2
Вот основные исследовательские темы, которые изучались в рамках лаборатории К.Гриффита: влияние физических упражне- ний на скорость обучения; влияние страха на мышечную коорди- нацию; методы обучения броскам в баскетболе; влияние эмоций и тревоги на обучение; методы обучения футболу; влияние воле- вых механизмов на выступление; чувство баланса как показатель освоения спортивного навыка; психология беседы тренера; сон у спортсменов и др. В результате к 1931 году К.Гриффит и его сотруд- ники опубликовали более 40 статей в ведущих психологических журналах.
Практически в это же время, в 1924 году, в Токио, был основан
Национальный институт физической культуры, в котором была выделена секция психологии. В 1950 году появилось Японское об- щество физической культуры, одним из отделений которого было отделение психологии физической культуры. В рамках этого отде- ления развивалась спортивная психология. Правда работа в этой области в основном сводилась к консультативной практике, то есть к решению проблем конкретных спортсменов. В 1973 году было основано Японское общество спортивных психологов, которое в настоящий момент насчитывает более 200 членов. В Японии под- готовку специалистов в области физической культуры (педагогов, тренеров) осуществляет более 30 университетов, и практически во всех программах спортивная психология является обязательной составной частью обучения.
Развитие советской спортивной психологии началось в 20-е годы ХХ века с появлением публикаций П.А. Рудика («Влияние мускульной работы на процесс реакции», 1925 г.) и Т.Р. Никитина
(«Значение внушения и подражания в деле физического воспита- ния», 1926 г.). В 1927 году вышла монография А.П. Нечаева «Пси- хология физической культуры», а в конце 20-х годов — первые экс-
2
Подробнее см. Griffi th C.R. Psychology and its relation to athletic competition
// American Physical Education Review. — 1925. — №30.

36
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
периментальные статьи А.Ц. Пуни. В 1930 году в Центральном ин- ституте физической культуры была создана кафедра психологии, которую с 1932 года возглавил П.А.Рудик. Сотрудниками кафедры был опубликован первый в мировой практике учебник по психо- логии для институтов физической культуры, а также специальный учебник для средних физкультурных учебных заведений.
Большое влияние на становление отечественной психоло- гии оказал А.Ц.Пуни. В 1952 он защитил диссертацию по теме
«Спортивная психология». В модели подготовки к соревнова- нию у А.Ц.Пуни (он работал в Государственной академии физи- ческой культуры имени Лесгафта) психологическая подготовка разделяется на общую (моральное обучение, волевая подготовка и тренировка психических навыков) и специфическую. Успеш- ность специфической подготовки определяется психологическим состоянием спортсмена. Оптимальное состояние было названо
А.Ц.Пуни «боевая готовность», которая включает в себя уверен- ность; желание прикладывать усилие, соревноваться до окончания состязаний; оптимальный уровень эмоционального возбуждения; высокую устойчивость к стрессу и самоконтроль. Выделяется два основных неоптимальных состояния: лихорадка и апатия. Первое характеризуется повышенным уровнем эмоционального возбуж- дения (это связано с переоценкой собственных возможностей и недооценкой возможностей противника); слишком высокой мо- тивацией; ускоренной, а потому недостаточно точной обработкой информации; повышенным напряжением мышц. Несмотря на то, что лихорадка является более выгодным состоянием в сравнении с апатией, поскольку мобилизует значительную энергию спортсме- на, каждый из указанных ее компонентов, тем не менее, может привести к поражению в соревновании. Апатия характеризуется низким уровнем эмоционального возбуждения (что связано с не- дооценкой собственных возможностей и переоценкой возмож- ностей противника); низкой мотивацией; медленной обработкой информации; слабой мышечной активностью. Модель подготовки к соревнованию А.Ц.Пуни позволяет перейти от неоптимальных психологических состояний к оптимальным. Для этого была раз- работана следующая схема работы.
На первом этапе собирается информация об условиях пред- стоящего соревнования (особенно о возможном оппоненте). На втором этапе происходит оценка текущего состояния готовности спортсмена и выделяются возможные варианты его оптимизации.