ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 675
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
43
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тем не менее, Эго в поведении человека принадлежит особая роль, так как все конфликты проходят «на его территории». Если у человека достаточно сильное Эго, то он может честно признавать как содержание инстинктивных побуждений, так и требования
Суперэго. Он открыто предлагает разумные способы решений, которые удовлетворяли бы все три системы его психики. Однако если Эго человека недостаточно зрело (что особенно характерно для ребенка), то ему трудно противостоять, с одной стороны, тре- бованиям инстинктивных желаний, а с другой стороны, держать ответ перед Суперэго за нарушение социальных норм. В этом слу- чае ребенок стремится избавиться от необходимости преодоления конфликтов. С этой целью он использует, так называемые, защит- ные механизмы, или техники защит.
Одна из этих техник получила название вытеснение (или
подавление) неприятных переживаний. Это автоматический бес- сознательный процесс, заключающийся в том, что травмирующее переживание выталкивается из области сознания в бессознатель- ное. Сознание очищается от тревог, а подавленное переживание сохраняется в бессознательном, и по мере накопления других пере- живаний создает болезненные невротические симптомы, с кото- рыми и столкнулся З.Фрейд в своей медицинской практике.
Другим защитным механизмом является сублимация. Этот защитный механизм состоит в реализации энергии Ид социально приемлемым способом (например, при помощи различных видов творческой деятельности). Так избыток напряжения можно вы- разить, разбив или повредив объект, или же взяв в руки глину и вылепив из нее что-нибудь. В обоих случаях энергия нашла выход, и напряжение было снято, но в одном случае человек использо- вал деструктивную модель поведения, а во втором — социально прием лемую.
В качестве защитного механизма рассматривается еще один особый тип поведения, который называется регрессиея. Регрессия представляет собой обращение человека к формам поведения, на- блюдавшимся у него на более ранних стадиях развития. В каче- стве примера можно привести такие действия детей дошкольно- го возраста, как сосание пальца или уголка платочка. Эта форма поведения с психоаналитической позиции интерпретируется как возврат к положительным формам переживания
, которые были характерны для более раннего возраста, когда ребенок искал себе утешение.
44
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Особо следует отметить механизм проекции. Если человек переживает наличие мотивов, которые вызывают у него стыд или страх, он может не допустить подобные желания в собственное сознание, а приписать их другим людям. Например, ребенок, ко- торый проявляет агрессивные формы поведения по отношению к детям, может обвинять их в агрессивности по отношению к себе.
В этом случае психоаналитическая позиция предполагает особый подход к жалобам ребенка. Если ребенок жалуется взрослому на нежелательное поведение других детей, то нужно обязательно по- нять, не стоит ли за этим его собственное стремление действовать таким образом по отношению к другим людям.
З. Фрейд, а затем и другие психоаналитики, исходили из того, что проблемы, которые возникают у детей и взрослых, являются результатом неблагополучного разрешения конфликтов, возни- кающих в процессе развития ребенка, то есть в детском возрасте.
Психоаналитическая терапия связана с воздействием на сознание клиента и, в первую очередь, на его Эго. Основная задача психолога связана с тем, чтобы клиент осознал причину своей проблемы и имел возможность отреагировать на вытесненный материал. Как правило, это сложный и длительный процесс, так как недоста- точно проинформировать субъекта о причинах его личностных проблем — материал, вытесненный в бессознательное должен вернуться в сознание и этим самым изменить способ существо- вания субъекта. Также целый ряд личностных проблем связан с неадекватным, как правило, завышенным Супер-Эго, которое не дает человеку возможность получать удовольствие от жизни. На- пример, некоторые заболевания являются следствием самонака- зания, когда человек испытывает чувство вины за существующие желания, исходящие от Ид, и физически ограничивают собствен- ную активность.
Психоанализ нашел свое приложение в области спортивной психологии как эффективный подход для решения личностных проблем спортсменов. В психологической литературе описаны случаи, когда известные спортсмены уходили из спорта из-за соб- ственных личностных проблем, причина которых была скрыта в переживаниях, связанных с отношениями с близкими людьми в более раннем возрасте. Интересен пример профессиональной баскетболистки Салли, которая не могла нормально переносить перелеты. Она так переживала пребывание в воздухе, что, доле- тев до места очередной игры, чувствовала себя усталой и не мог-
45
БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ла играть достаточно хорошо. Известно, что одной из успешных сфер применения психоанализа является работа с фобиями. И в этом случае в ходе психоаналитических сеансов с Салли удалось увидеть, что с одной стороны, она стремилась быть известной, хо- тела стать опорой своей семьи, а с другой — ощущала себя слиш- ком важной, чувствовала стремление смотреть на других «сверху вниз», и потому ее Супер-Эго старалось «вернуть ее на землю». В подобных случаях метод свободных ассоциаций оказался весьма продуктивным: он позволил спортсменке принять свои побужде- ния и, избежав критики со стороны Супер-Эго, обрести контроль над ситуацией
5
2.3. БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Джон Уотсон, основатель бихевиоризма, считал, что если мы посмотрим на человека, то не будем непосредственно видеть ни его память, ни мышление, ни сознание, ни, тем более, бессознательное.
Единственное, что мы можем видеть — это его поведение. Эта идея и легла в основу целого направления, которое позднее получило название бихевиоризма.
Дж. Уотсон и его последователи полагали, что наиболее эф- фективным методом изучения психики человека будет наблюде- ние за его реальными действиями в различных ситуациях. Такие наблюдения могут быть систематизированы, проанализированы, и на основе этого реального наблюдения, можно сформулировать принципы развития поведения и выяснить способы влияния на этот процесс. Сторонники бихевиоризма говорили, что если мы хотим понять поведение, то нужно описать различные внеш- ние причины, которые могут оказывать действие на человека и проследить его поведение в этих условиях. Зная такие условия и поведение, которое они вызывают, можно управлять развити- ем ребенка. Дж.Уотсон писал: «Если бы мы могли достать ново- рожденного младенца, принадлежащего к династии фараонов, и воспитали его с другими ребятами в Бостоне, то из него вышел бы такой же представитель школьной молодежи, каких мы находим
5
Strean W., Strean H. Applying Psychodynamic Concepts to Sport Psychology
Practice // Th e Sport Psychology. — 1998. — №12.
46
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
среди гарвардских студентов»
6
. Тем самым Дж. Уотсон подчерки- вает зависимость поведения человека от тех стимулов, которые его окружают.
Одна из проблем, которая вставала на этом пути, заключа- лась в том, чтобы понять механизм возникновения нового пове- дения. Этими вопросами занимался Э.Торндайк. Поскольку по- ведение, в отличие от сознания, можно увидеть, то бихевиористы стали исследовать не только поведение человека, но и животных и привлекать эти результаты для объяснения поведения человека.
Э.Торндайк в качестве модели для установления законов возник- новения новых форм поведения стал изучать поведение кошки. Он помещал кошку в клетку, выйти из которой можно было только в том случае, если животное тянуло за кольцо. Кольцо приводило в движение механизм, открывающий дверцу клетки. Э.Торндайк наблюдал, что происходит с кошкой. Первоначально кошка спо- койно могла находиться в клетке, но через какое-то время (по мере того, как у нее возникали потребности в пище или воде) животное начинало проявлять активность: кошка царапала и грызла стенки, хаотично двигалась по клетке. В результате такой деятельности кошка случайно могла задеть за кольцо и оказаться на свободе.
Э.Торндайк снова помещал кошку в клетку. Ситуация повторя- лась, но при этом время, затраченное кошкой на выход из клетки сокращалось. Как только кошка выходила, Э.Торндайк опять по- мещал ее в клетку. В конце концов, как только кошка оказывалась в клетке, она сразу подходила к кольцу, тянула за него лапой или зубами и выходила из клетки. Эту схему выработки поведения у кошки Э.Торндайк назвал методом проб и ошибок. Он говорил о том, что в данном случае можно наблюдать возникновение со- вершенно новой формы поведения. На основании такого рода наблюдений Э.Торндайк сформулировал законы возникновения новых форм поведения:
1. Для того, чтобы возникала новая форма поведения, орга- низм должен быть мотивирован, то есть он должен хотеть достичь определенной цели. Согласно этому закону, всякая новая форма поведения удовлетворяет какую-либо потреб- ность. Так, в случае с кошкой, у животного в качестве таких потребностей могла выступить, например, потребность в пище или в движении.
6
Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. — М., 1998. — С.270.
47
БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
2. Для того, чтобы вырабатывалась новая форма поведения, необходимо обеспечить возможность совершать различ- ные действия.
3. Организм должен быть информирован о результатах сво- их действий: являются ли они ошибочными или ведут к успеху.
Выделенные постулаты активно используются в тренерской работе при обучении спортсменов новым навыкам.
Развитие бихевиористской точки зрения связывается с идея- ми Ивана Петровича Павлова, открывшего механизм образова- ния условного рефлекса. Свои исследования И.П.Павлов проводил на собаках. Известно, что если собаке на язык положить мясной фарш, то у нее потечет слюна. Эта реакция будет повторяться вся- кий раз, когда на язык собаки будет помещаться фарш. Таким об- разом, фарш выступает в качестве внешнего условия, благодаря ко- торому у собаки выделяется слюна. И.П.Павлов назвал такое пове- дение собаки безусловным рефлексом, потому что оно возникает без всякого предварительного опыта (или научения) у всех собак. Если же кормить собаку мясом и при этом звонить в колокольчик (и повторять такое кормление много раз), то, в конце концов, можно наблюдать удивительное поведение собаки: не давая собаке фарш, а только позвонив в колокольчик, можно увидеть, что у собаки на- чинает выделяться слюна. Колокольчик, по И.П.Павлову, выступа- ет в роли условного стимула, который вызывает условную реакцию
(условный рефлекс) слюноотделения. Таким образом, И.П.Павлов сделал открытие, согласно которому практически любая реакция может вызываться новым условным стимулом.
Американские бихевиористы использовали понятие услов- ного стимула и условной реакции для объяснения поведения человека. Большинство реакций, по мнению Дж.Уотсона, можно разделить на четыре группы: видимые наследственные реакции, носящие инстинктивный характер (например, чихание, моргание), скрытые наследственные реакции (скрытые физиологические реак- ции), видимые реакции (например, игра на музыкальном инстру- менте, свободный разговор людей друг с другом, одевание и т.д.), скрытые реакции (например, мышление, которое понималось как беззвучный разговор). Особый интерес представляют исследова- ния видимых наследственных реакций, а именно, эмоций, которые
Дж.Уотсон определял как наследственные шаблонные реакции.
48
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Дж.Уотсон исходил из того, что к моменту рождения ребе- нок обладает основными эмоциональными реакциями: страха, ярости и любви. Также существует стимуляция, которая без вся- кого обучения вызывает эти реакции. Например, реакция страха возникает при внезапном лишении опоры младенца, резком зву- ке. В ответ на эти раздражения у младенца приостанавливается дыхание, проявляется хватательный рефлекс, вытягиваются губы, закрываются веки, начинается плач. Дж.Уотсон специально про- водил исследования на младенцах в возрасте 4-6 месяцев с целью выявления объектов, вызывающих страх у детей. Малышам пред- лагались (каждый объект помещался рядом с ребенком так, что он мог дотянуться до него рукой) такие живые объекты, как черный кот, кролик, голубь и неживые — кубики, куклы и т.д. Оказалось, что дети охотно тянутся ко всем объектам. Более того, даже когда ребенку показывали голубя, которого достали из мешка (голубь при этом бился в руках экспериментатора), это не вызывало реак- ции страха. Подобное поведение наблюдалось даже в том случае, когда к ребенку в слабоосвещенной комнате запускали собаку и позволяли ей впрыгнуть на постель рядом с ним: малыш внима- тельно наблюдал за перемещением животного, но реакции страха не демонстрировал. Эти и многие другие эксперименты позволили
Дж.Уотсону сделать предположение, согласно которому реакция страха возникает как результат научения.
Для того, чтобы изучить этот процесс, Дж.Уотсон провел сле- дующий эксперимент над одиннадцатимесячным младенцем Аль- бертом Б.Малыш ничего не боялся (за исключением безусловных раздражителей — громких звуков и потери опоры) и тянулся ко всему, что приближалось к нему. Ребенку предложили белую кры- су, и когда его рука коснулась животного, позади раздался удар в гонг: «Ребенок сделал безумный прыжок и упал лицом вниз, пряча голову в матрац. Однако он не плакал. Как только он коснулся пра- вой рукой крысы, снова раздался удар. Ребенок снова подпрыгнул, упал вперед и начал хныкать»
7
. В дальнейшем у ребенка не возни- кало желания схватить крысу, наоборот, при виде нее он отдерги- вал руку. После нескольких повторений ребенок начинал плакать, падал и уползал не на звук гонга, а при виде крысы. В результате у ребенка был выработан условный рефлекс на новый стимул, в качестве которого выступило животное. Оказалось, что впослед- ствии ребенок стал бояться кролика, собаки, шубы и даже ваты,
7
Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. — М., 1998. — С.476.
49
БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
которая была поднесенная ему в бумажном пакете. Таким образом, было продемонстрировано, что реакция страха может быть приоб- ретенной и способна распространяться на другие ситуации.
Этот и другие эксперименты позволили бихевиористам прид- ти к выводу, что многие эмоциональные проблемы могут быть решены с помощью выработки соответствующих условных реак- ций. Для этого нужно только подобрать соответствующий стимул, который превратит эмоционально неприятную ситуацию в при- влекательную. Например, если ребенок боится крысы, то сначала необходимо подобрать ситуацию, в которой доминировать будет положительная эмоция. Такой ситуацией для ребенка может быть прием пищи, во время которого ему издалека показывают кры- су, постепенно приближая ее ближе и ближе. Через определенное количество сеансов ребенок уже сможет одновременно кушать и гладить крысу. Такая техника постепенного изменения эмоцио- нального «знака» стимула получила название систематической десенсебилизации.
Открытые И.П.Павловым условные рефлексы объясняли, как человек может реагировать на различные стимулы. Однако остава- лось непонятным, как могут появляться новые реакции. Ответ на этот вопрос был предложен Б.Ф.Скиннером. Он стал говорить о том, что существует два типа условных реакций. Первый тип реакций был описан И.П. Павловым, а второй тип описал сам Б.Ф.Скин нер.
Если первый тип реакций заключается в том, что сначала действу- ет стимул, а затем происходит реакция, то Б.Ф.Скиннер стал гово- рить о том, что существует прямо противоположный тип условных рефлексов, при котором сначала идет реакция, а потом — стимул.
В качестве такого стимула может выступать какая-либо награда, так называемое положительное подкрепление.
Рассмотрим эксперимент К. Оно, которому удалось показать, что суеверие (которое весьма распространено среди спортсменов высокого уровня) является результатом совпадения подкрепления и поведения субъекта. В исследовании
8
испытуемые должны были набрать как можно больше очков на установке с тремя рычагами.
Испытуемым говорилось, что они не могут покидать установку, но они не обязаны делать что-то особое. Однако если они будут что-то делать, то смогут получить за это очки. Добавление балла сопрово- ждалось звуком и загоранием лампочки. На самом деле происходи-
8
Ono K. Superstitious Behavior in Humans // Journal of the Experimental
Analysis of Behavior. — 1987. — №47.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тем не менее, Эго в поведении человека принадлежит особая роль, так как все конфликты проходят «на его территории». Если у человека достаточно сильное Эго, то он может честно признавать как содержание инстинктивных побуждений, так и требования
Суперэго. Он открыто предлагает разумные способы решений, которые удовлетворяли бы все три системы его психики. Однако если Эго человека недостаточно зрело (что особенно характерно для ребенка), то ему трудно противостоять, с одной стороны, тре- бованиям инстинктивных желаний, а с другой стороны, держать ответ перед Суперэго за нарушение социальных норм. В этом слу- чае ребенок стремится избавиться от необходимости преодоления конфликтов. С этой целью он использует, так называемые, защит- ные механизмы, или техники защит.
Одна из этих техник получила название вытеснение (или
подавление) неприятных переживаний. Это автоматический бес- сознательный процесс, заключающийся в том, что травмирующее переживание выталкивается из области сознания в бессознатель- ное. Сознание очищается от тревог, а подавленное переживание сохраняется в бессознательном, и по мере накопления других пере- живаний создает болезненные невротические симптомы, с кото- рыми и столкнулся З.Фрейд в своей медицинской практике.
Другим защитным механизмом является сублимация. Этот защитный механизм состоит в реализации энергии Ид социально приемлемым способом (например, при помощи различных видов творческой деятельности). Так избыток напряжения можно вы- разить, разбив или повредив объект, или же взяв в руки глину и вылепив из нее что-нибудь. В обоих случаях энергия нашла выход, и напряжение было снято, но в одном случае человек использо- вал деструктивную модель поведения, а во втором — социально прием лемую.
В качестве защитного механизма рассматривается еще один особый тип поведения, который называется регрессиея. Регрессия представляет собой обращение человека к формам поведения, на- блюдавшимся у него на более ранних стадиях развития. В каче- стве примера можно привести такие действия детей дошкольно- го возраста, как сосание пальца или уголка платочка. Эта форма поведения с психоаналитической позиции интерпретируется как возврат к положительным формам переживания
, которые были характерны для более раннего возраста, когда ребенок искал себе утешение.
44
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Особо следует отметить механизм проекции. Если человек переживает наличие мотивов, которые вызывают у него стыд или страх, он может не допустить подобные желания в собственное сознание, а приписать их другим людям. Например, ребенок, ко- торый проявляет агрессивные формы поведения по отношению к детям, может обвинять их в агрессивности по отношению к себе.
В этом случае психоаналитическая позиция предполагает особый подход к жалобам ребенка. Если ребенок жалуется взрослому на нежелательное поведение других детей, то нужно обязательно по- нять, не стоит ли за этим его собственное стремление действовать таким образом по отношению к другим людям.
З. Фрейд, а затем и другие психоаналитики, исходили из того, что проблемы, которые возникают у детей и взрослых, являются результатом неблагополучного разрешения конфликтов, возни- кающих в процессе развития ребенка, то есть в детском возрасте.
Психоаналитическая терапия связана с воздействием на сознание клиента и, в первую очередь, на его Эго. Основная задача психолога связана с тем, чтобы клиент осознал причину своей проблемы и имел возможность отреагировать на вытесненный материал. Как правило, это сложный и длительный процесс, так как недоста- точно проинформировать субъекта о причинах его личностных проблем — материал, вытесненный в бессознательное должен вернуться в сознание и этим самым изменить способ существо- вания субъекта. Также целый ряд личностных проблем связан с неадекватным, как правило, завышенным Супер-Эго, которое не дает человеку возможность получать удовольствие от жизни. На- пример, некоторые заболевания являются следствием самонака- зания, когда человек испытывает чувство вины за существующие желания, исходящие от Ид, и физически ограничивают собствен- ную активность.
Психоанализ нашел свое приложение в области спортивной психологии как эффективный подход для решения личностных проблем спортсменов. В психологической литературе описаны случаи, когда известные спортсмены уходили из спорта из-за соб- ственных личностных проблем, причина которых была скрыта в переживаниях, связанных с отношениями с близкими людьми в более раннем возрасте. Интересен пример профессиональной баскетболистки Салли, которая не могла нормально переносить перелеты. Она так переживала пребывание в воздухе, что, доле- тев до места очередной игры, чувствовала себя усталой и не мог-
45
БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ла играть достаточно хорошо. Известно, что одной из успешных сфер применения психоанализа является работа с фобиями. И в этом случае в ходе психоаналитических сеансов с Салли удалось увидеть, что с одной стороны, она стремилась быть известной, хо- тела стать опорой своей семьи, а с другой — ощущала себя слиш- ком важной, чувствовала стремление смотреть на других «сверху вниз», и потому ее Супер-Эго старалось «вернуть ее на землю». В подобных случаях метод свободных ассоциаций оказался весьма продуктивным: он позволил спортсменке принять свои побужде- ния и, избежав критики со стороны Супер-Эго, обрести контроль над ситуацией
5
2.3. БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Джон Уотсон, основатель бихевиоризма, считал, что если мы посмотрим на человека, то не будем непосредственно видеть ни его память, ни мышление, ни сознание, ни, тем более, бессознательное.
Единственное, что мы можем видеть — это его поведение. Эта идея и легла в основу целого направления, которое позднее получило название бихевиоризма.
Дж. Уотсон и его последователи полагали, что наиболее эф- фективным методом изучения психики человека будет наблюде- ние за его реальными действиями в различных ситуациях. Такие наблюдения могут быть систематизированы, проанализированы, и на основе этого реального наблюдения, можно сформулировать принципы развития поведения и выяснить способы влияния на этот процесс. Сторонники бихевиоризма говорили, что если мы хотим понять поведение, то нужно описать различные внеш- ние причины, которые могут оказывать действие на человека и проследить его поведение в этих условиях. Зная такие условия и поведение, которое они вызывают, можно управлять развити- ем ребенка. Дж.Уотсон писал: «Если бы мы могли достать ново- рожденного младенца, принадлежащего к династии фараонов, и воспитали его с другими ребятами в Бостоне, то из него вышел бы такой же представитель школьной молодежи, каких мы находим
5
Strean W., Strean H. Applying Psychodynamic Concepts to Sport Psychology
Practice // Th e Sport Psychology. — 1998. — №12.
46
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
среди гарвардских студентов»
6
. Тем самым Дж. Уотсон подчерки- вает зависимость поведения человека от тех стимулов, которые его окружают.
Одна из проблем, которая вставала на этом пути, заключа- лась в том, чтобы понять механизм возникновения нового пове- дения. Этими вопросами занимался Э.Торндайк. Поскольку по- ведение, в отличие от сознания, можно увидеть, то бихевиористы стали исследовать не только поведение человека, но и животных и привлекать эти результаты для объяснения поведения человека.
Э.Торндайк в качестве модели для установления законов возник- новения новых форм поведения стал изучать поведение кошки. Он помещал кошку в клетку, выйти из которой можно было только в том случае, если животное тянуло за кольцо. Кольцо приводило в движение механизм, открывающий дверцу клетки. Э.Торндайк наблюдал, что происходит с кошкой. Первоначально кошка спо- койно могла находиться в клетке, но через какое-то время (по мере того, как у нее возникали потребности в пище или воде) животное начинало проявлять активность: кошка царапала и грызла стенки, хаотично двигалась по клетке. В результате такой деятельности кошка случайно могла задеть за кольцо и оказаться на свободе.
Э.Торндайк снова помещал кошку в клетку. Ситуация повторя- лась, но при этом время, затраченное кошкой на выход из клетки сокращалось. Как только кошка выходила, Э.Торндайк опять по- мещал ее в клетку. В конце концов, как только кошка оказывалась в клетке, она сразу подходила к кольцу, тянула за него лапой или зубами и выходила из клетки. Эту схему выработки поведения у кошки Э.Торндайк назвал методом проб и ошибок. Он говорил о том, что в данном случае можно наблюдать возникновение со- вершенно новой формы поведения. На основании такого рода наблюдений Э.Торндайк сформулировал законы возникновения новых форм поведения:
1. Для того, чтобы возникала новая форма поведения, орга- низм должен быть мотивирован, то есть он должен хотеть достичь определенной цели. Согласно этому закону, всякая новая форма поведения удовлетворяет какую-либо потреб- ность. Так, в случае с кошкой, у животного в качестве таких потребностей могла выступить, например, потребность в пище или в движении.
6
Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. — М., 1998. — С.270.
47
БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
2. Для того, чтобы вырабатывалась новая форма поведения, необходимо обеспечить возможность совершать различ- ные действия.
3. Организм должен быть информирован о результатах сво- их действий: являются ли они ошибочными или ведут к успеху.
Выделенные постулаты активно используются в тренерской работе при обучении спортсменов новым навыкам.
Развитие бихевиористской точки зрения связывается с идея- ми Ивана Петровича Павлова, открывшего механизм образова- ния условного рефлекса. Свои исследования И.П.Павлов проводил на собаках. Известно, что если собаке на язык положить мясной фарш, то у нее потечет слюна. Эта реакция будет повторяться вся- кий раз, когда на язык собаки будет помещаться фарш. Таким об- разом, фарш выступает в качестве внешнего условия, благодаря ко- торому у собаки выделяется слюна. И.П.Павлов назвал такое пове- дение собаки безусловным рефлексом, потому что оно возникает без всякого предварительного опыта (или научения) у всех собак. Если же кормить собаку мясом и при этом звонить в колокольчик (и повторять такое кормление много раз), то, в конце концов, можно наблюдать удивительное поведение собаки: не давая собаке фарш, а только позвонив в колокольчик, можно увидеть, что у собаки на- чинает выделяться слюна. Колокольчик, по И.П.Павлову, выступа- ет в роли условного стимула, который вызывает условную реакцию
(условный рефлекс) слюноотделения. Таким образом, И.П.Павлов сделал открытие, согласно которому практически любая реакция может вызываться новым условным стимулом.
Американские бихевиористы использовали понятие услов- ного стимула и условной реакции для объяснения поведения человека. Большинство реакций, по мнению Дж.Уотсона, можно разделить на четыре группы: видимые наследственные реакции, носящие инстинктивный характер (например, чихание, моргание), скрытые наследственные реакции (скрытые физиологические реак- ции), видимые реакции (например, игра на музыкальном инстру- менте, свободный разговор людей друг с другом, одевание и т.д.), скрытые реакции (например, мышление, которое понималось как беззвучный разговор). Особый интерес представляют исследова- ния видимых наследственных реакций, а именно, эмоций, которые
Дж.Уотсон определял как наследственные шаблонные реакции.
48
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Дж.Уотсон исходил из того, что к моменту рождения ребе- нок обладает основными эмоциональными реакциями: страха, ярости и любви. Также существует стимуляция, которая без вся- кого обучения вызывает эти реакции. Например, реакция страха возникает при внезапном лишении опоры младенца, резком зву- ке. В ответ на эти раздражения у младенца приостанавливается дыхание, проявляется хватательный рефлекс, вытягиваются губы, закрываются веки, начинается плач. Дж.Уотсон специально про- водил исследования на младенцах в возрасте 4-6 месяцев с целью выявления объектов, вызывающих страх у детей. Малышам пред- лагались (каждый объект помещался рядом с ребенком так, что он мог дотянуться до него рукой) такие живые объекты, как черный кот, кролик, голубь и неживые — кубики, куклы и т.д. Оказалось, что дети охотно тянутся ко всем объектам. Более того, даже когда ребенку показывали голубя, которого достали из мешка (голубь при этом бился в руках экспериментатора), это не вызывало реак- ции страха. Подобное поведение наблюдалось даже в том случае, когда к ребенку в слабоосвещенной комнате запускали собаку и позволяли ей впрыгнуть на постель рядом с ним: малыш внима- тельно наблюдал за перемещением животного, но реакции страха не демонстрировал. Эти и многие другие эксперименты позволили
Дж.Уотсону сделать предположение, согласно которому реакция страха возникает как результат научения.
Для того, чтобы изучить этот процесс, Дж.Уотсон провел сле- дующий эксперимент над одиннадцатимесячным младенцем Аль- бертом Б.Малыш ничего не боялся (за исключением безусловных раздражителей — громких звуков и потери опоры) и тянулся ко всему, что приближалось к нему. Ребенку предложили белую кры- су, и когда его рука коснулась животного, позади раздался удар в гонг: «Ребенок сделал безумный прыжок и упал лицом вниз, пряча голову в матрац. Однако он не плакал. Как только он коснулся пра- вой рукой крысы, снова раздался удар. Ребенок снова подпрыгнул, упал вперед и начал хныкать»
7
. В дальнейшем у ребенка не возни- кало желания схватить крысу, наоборот, при виде нее он отдерги- вал руку. После нескольких повторений ребенок начинал плакать, падал и уползал не на звук гонга, а при виде крысы. В результате у ребенка был выработан условный рефлекс на новый стимул, в качестве которого выступило животное. Оказалось, что впослед- ствии ребенок стал бояться кролика, собаки, шубы и даже ваты,
7
Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. — М., 1998. — С.476.
49
БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
которая была поднесенная ему в бумажном пакете. Таким образом, было продемонстрировано, что реакция страха может быть приоб- ретенной и способна распространяться на другие ситуации.
Этот и другие эксперименты позволили бихевиористам прид- ти к выводу, что многие эмоциональные проблемы могут быть решены с помощью выработки соответствующих условных реак- ций. Для этого нужно только подобрать соответствующий стимул, который превратит эмоционально неприятную ситуацию в при- влекательную. Например, если ребенок боится крысы, то сначала необходимо подобрать ситуацию, в которой доминировать будет положительная эмоция. Такой ситуацией для ребенка может быть прием пищи, во время которого ему издалека показывают кры- су, постепенно приближая ее ближе и ближе. Через определенное количество сеансов ребенок уже сможет одновременно кушать и гладить крысу. Такая техника постепенного изменения эмоцио- нального «знака» стимула получила название систематической десенсебилизации.
Открытые И.П.Павловым условные рефлексы объясняли, как человек может реагировать на различные стимулы. Однако остава- лось непонятным, как могут появляться новые реакции. Ответ на этот вопрос был предложен Б.Ф.Скиннером. Он стал говорить о том, что существует два типа условных реакций. Первый тип реакций был описан И.П. Павловым, а второй тип описал сам Б.Ф.Скин нер.
Если первый тип реакций заключается в том, что сначала действу- ет стимул, а затем происходит реакция, то Б.Ф.Скиннер стал гово- рить о том, что существует прямо противоположный тип условных рефлексов, при котором сначала идет реакция, а потом — стимул.
В качестве такого стимула может выступать какая-либо награда, так называемое положительное подкрепление.
Рассмотрим эксперимент К. Оно, которому удалось показать, что суеверие (которое весьма распространено среди спортсменов высокого уровня) является результатом совпадения подкрепления и поведения субъекта. В исследовании
8
испытуемые должны были набрать как можно больше очков на установке с тремя рычагами.
Испытуемым говорилось, что они не могут покидать установку, но они не обязаны делать что-то особое. Однако если они будут что-то делать, то смогут получить за это очки. Добавление балла сопрово- ждалось звуком и загоранием лампочки. На самом деле происходи-
8
Ono K. Superstitious Behavior in Humans // Journal of the Experimental
Analysis of Behavior. — 1987. — №47.