Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 670

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

37
ИЗ ИСТОРИИ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
На третьем этапе формулируются цели соревнования. На четвер- том организуется развитие адекватных мотивов спортсмена (со- причастность командным интересам, патриотизм и т.д.). На пятом этапе происходит тренировка, связанная как с физическим, так и с мысленным представлением соревновательных условий. На шестом этапе прорабатываются препятствия, с которыми может столкнуться спортсмен, а также способы их преодоления (копинг- стратегии). Седьмой этап связан с отбором и практикой навыков саморегуляции, а восьмой этап — с отработкой упражнений, необ- ходимых для поддержки состояния оптимальной психологической готовности во время соревнования (например, А.Ц. Пуни рекомен- довал снижать тренировочные нагрузки за два-три дня до соревно- ваний, избегать эмоционально насыщенной деятельности).
С точки зрения А.Ц.Пуни одна из основных задач психоло- гической подготовки спортсмена заключается в освоении навыков саморегуляции, которые спортсмену может передать тренер. В то же время он был убежден, что если спортсмен будет зависеть в при- нятии решений от тренера, то он не сможет быть успешен в сорев- новательной деятельности высокого уровня, где все решения при- нимаются очень быстро, а потому требуют самостоятельности.
В 1950-е годы в рамках I Всесоюзного совещания по психо- логии спорта был поставлен вопрос о необходимости психологи- ческой подготовки спортсменов. Эта подготовка рассматривалась как комплексный процесс, направленный на развитие, прежде всего, волевых качеств. Систематическая психологическая работа со спортсменами началась в СССР в 1970-х, во время подготовки к Олимпийским играм 1976 года в Монреале. Именно тогда мо- дель А.Ц.Пуни была применена на высоком профессиональном уровне. Тогда же появилась и «первая волна» советских спортив- ных психологов — А.Алексеев, Л.Гиссен, Г.Горбунов, А.Родионов,
А.Стамбулов, Ю.Ханин и др.).
В 70-х годах ХХ века П.А. Рудик поставил вопрос об унифи- кации методов психологического исследования спортсменов. По его мнению, необходимо было создать стандарты не только иссле- довательских бланковых методик, но и методик аппаратурных. Ре- шение этой задачи позволило внедрить компьютерную обработку данных, упростить алгоритм составления психологических харак- теристик спортсменов.
В 1960-70-х годах ХХ века спортивная психология в США еще не была представлена так, как в СССР. В основном свои услуги


38
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
спортсменам предлагали клинические психологи и психиатры, ко- торые активно применяли психоаналитические техники, гипноз и т.п. Наиболее известными спортивными психологами того време- ни были Брюс Огилви и Томас Тутко. Используя психотерапевти- ческую практику, они определяли основные внутренние проблемы спортсменов (фобии, депрессии и т.д.), а затем помогали тренеру справляться с ними. Поскольку в своей работе они в основном опирались на клинические методики, их подход подвергся критике по причине слабой экологической валидности.
Психологом, которому удалось избежать подобных нападок, был Ричард Суинн. В 1972 году он работал с американской олим- пийской горнолыжной командой. Используя технику релаксации и визуализации, он достиг значительных успехов и был признан в качестве спортивного психолога Олимпийским комитетом США.
Успехи советских спортсменов стимулировали развитие спортивной психологии в США и Канаде. При этом западные спе- циалисты признавали необходимость изучения индивидуальных особенностей, а также применение феноменологического подхода.
Результаты исследований позволили создать целый ряд психологи- ческих техник: постановка целей, остановка мыслей, фокусиров- ка внимания, когнитивный рефрейминг, визуализация, стресс- менеджмент и др.
В 1966 году на конференции Американской ассоциации здо- ровья, физического воспитания и восстановления возможность создания профессиональной организации спортивной психологии была признана. В 1973 году было создано Северо-Американское общество спортивной психологии и физической активности, основная цель которого заключалась в ежегодном обмене опытом по результатам проведенных исследований в этой сфере. Несколь- ко позднее было создано Канадское общество психомоторного обучения и спортивной психологии. Основное отличие этой ор- ганизации от организации США состояло в том, что спортивные психологи Канады решали конкретные прикладные вопросы, с которыми к ним обращались спортсмены и тренеры.
Современная спортивная психология, как и психология в целом, не является научной отраслью с ярко выраженным преоб- ладанием единого научного подхода. Для спортивной психологии
(как и для многих прикладных направлений в науке) характерны динамичные изменения в логике применения различных методов и различной методологии. Например, в ряде исследований была


39
ИЗ ИСТОРИИ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
показана продуктивность использования этнографии в спортив- ной психологии. Этнография по своей природе является непо- зитивистской наукой — она признает влияние исследователя на исследование, признает значимость конкретной ситуации, берет во внимание человеческие ценности, социальные структуры и др., то есть ее содержание противоречит наиболее распространенному подходу в широко представленной американской спортивной пси- хологии. Кроме того, использование этнографического метода тре- бует значительных усилий от исследователя, поскольку вхождение в социальную группу может занять несколько лет
3
. Хотя данный метод позволяет раскрыть структуру той или иной ситуации, по целому ряду причин исследователь не всегда может ее обнародо- вать. Например, в ходе одного исследования людей нетрадицион- ной сексуальной ориентации стало очевидно, что в конкретных видах спорта у них существует обширная социальная сеть. Стало известно, что они используют специальные условные жесты, ко- торые позволяют опознать друг друга и т.п. В результате, с одной стороны, был получен богатый эмпирический материал (напри- мер, описание и интерпретация особого жестового языка), а с дру- гой — его изложение было бы неэтичным, поскольку в последнее время люди нетрадиционной сексуальной ориентации подверга- лись давлению со стороны общества (особенно те, кто занимается спортом высоких достижений).
В рамках этнографических исследований также было показа- но, что применение ко всем видам спорта одной и той же интер- претационной модели попросту невозможно. Каждый вид спорта имеет свою историю, которая отражается на специфике деятель- ности спортсменов. Например, в результате проведенного двух- летнего этнографического исследования было установлено, что в регби спортсмены специально подвергают себя риску травмы и боли, потому что игра через боль существенно увеличивает их ста- тус в команде
4
Несмотря на многочисленные психологические школы, су- ществующие в рамках спортивной психологии, разрабатываемые модели работы исследователя в области спортивной психологии и
3
См., например, Butts S. L. “Good to the last drop”: Understanding surfers’ motivations // Sociology of Sport Online. — 2001. — №4.
4
Howe D.P. An ethnography of pain and injury in professional rugby union:
Th e case of Pontypridd RFC // International Review for the Sociology of Sport. —
2001. — №36.

40
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
применяемые инновационные высокотехнологичные методы изу- чения этой области знания, можно говорить, что в настоящее вре- мя в спортивной психологии в наибольшей степени представлены следующие классические психологические теории, на которых мы остановимся подробнее.
2.2. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Психоанализ выступает как одно из ярких направлений в пси- хологии, возникших в начале ХХ века. Основоположником пси- хоаналитической теории был Зигмунд Фрейд. В своей практике он часто сталкивался с необычными случаями: пациенты жаловались на различные нарушения (такие как, параличи рук, непонятные боли), которые не могли быть объяснены с медицинской точки зре- ния. Дело в том, что эти нарушения предполагали повреждения нервной ткани, которая, тем не менее, оставалась сохранной. З.
Фрейд пытался найти ответ на следующий вопрос: как люди могли страдать от подобных заболеваний, если органических поврежде- ний при этом у них не было обнаружино? Для этого он стал изучать работу Ж. Шарко, применявшего при работе с пациентами гипноз.
Ж. Шарко показал, что если человеку в гипнотическом состоянии внушить, например, такой симптом как паралич ног, глухоту или нечувствительность кожи, то после выхода из гипноза, хотя чело- век не помнил о самом внушении, он демонстрировал внушенные симптомы. Таким образом, из работы Ж. Шарко было видно, что нарушения деятельности человека могли основываться на бессо- знательном внушении.
Идея бессознательного стала основой психоаналитической позиции. З.Фрейд предположил, что у каждого человека есть неосознанные желания и стремления. Они не доходят до созна- ния человека. Область психики, в которой содержатся такие идеи,
З.Фрейд назвал бессознательной. Главная особенность этих жела- ний и стремлений состоит в том, что они влияют на наше поведе- ние также сильно, как и сознательные. Из этого предположения следует, что многое из того, что человек совершает, вызвано не только тем, в чем он отдает себе отчет, но и такими мотивами, о которых он не осведомлен. Выделив в психике человека сознатель- ную и бессознательную стороны, З.Фрейд смог объяснить необъ- яснимые ранее нарушения здоровья пациентов.


41
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
З.Фрейд предположил, что если человек в своей повседнев- ной жизни сталкивается с неразрешимой проблемой, вызываю- щей очень тяжелые переживания, он разрешает проблему путем вытеснения травмирующих мыслей из сознательной части пси- хики в бессознательную с целью избежать болезненных эмоцио- нальных переживаний. Иными словами он старается не думать о них и переключиться на более приятные мысли. Таким образом, человек постепенно забывает о травмирующих переживаниях и начинает чувствовать себя более комфортно. Однако проблема, которая была вытеснена из его сознания, не исчезает, а продол- жает существовать в бессознательной части психики, подобно то- му, как это было у пациентов, находившихся под гипнозом. Бес- сознательные переживания, с одной стороны, облегчали жизнь пациентов, но накапливаясь, они начинали проявлять себя, вы- зывая всяческие недуги, как, например, боли в различных частях тела, параличи. З.Фрейд первым сделал заключение о том, что подобные необъяснимые с медицинской точки зрения симптомы вызваны неразрешенными жизненными конфликтами, которые сначала присутствовали в сознании человека, а потом завладели его бессознательным.
Для того чтобы вылечить пациента, нужно было сделать так, чтобы он вспомнил об исходной конфликтной ситуации и осознал причину конфликта. З. Фрейд предложил особый способ обнару- жения бессознательных конфликтов, который заключается в том, что пациент свободно рассказывает о своих мыслях, не пытаясь их анализировать или критиковать, а психоаналитик слушает такое повествование и пытается понять скрытые за словами бессозна- тельные конфликты. Этот способ получил название: метод сво-
бодных ассоциаций. Помимо высказываний пациентов, З. Фрейд анализировал сновидения. Он утверждал, что в сновидениях при- чудливым образом отражаются внутренние конфликты человека.
В итоге исследования З. Фрейд выделил в психике человека три основные сферы: Ид, Эго и Суперэго, представляющие собой основные силы, управляющие поведением человека. Ид (или Оно) является источником активности и содержит в себе энергию, не- обходимую для различных действий. Второй компонент психики, который З.Фрейд назвал Эго (или Я) — это часть психики, суще- ствующая по законам реальности. Если в Ид представлены преи- мущественно желания, то в Эго — объекты, которые существуют в реальности и могут удовлетворять эти желания (можно сказать,


42
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
что в Эго содержится совокупность образов всех вещей, способ- ных удовлетворить желания Ид). З.Фрейд говорил о том, что Эго появляется из Ид. В процессе удовлетворения желаний Ид субъ- ект не только следует положительным или избегает отрицатель- ных переживаний, но и начинает учитывать окружающие условия.
Учет этих условий основан на том, что субъект начинает отличать объекты, вызывающие положительные переживания, от объектов, вызывающих негативные переживания.
В качестве третьего компонента психики З. Фрейд выделил
Суперэго (или Сверх-Я). С точки зрения ученого, человек рожда- ется, не зная о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». У него нет внутреннего голоса, который подсказывал бы, как поступать правильно в различных ситуациях. Поэтому маленький ребенок не испытывает ни вины, ни стыда, когда нарушает общественные нормы. Вместе с тем, по мере взросления у детей начинает разви- ваться чувство гордости (оно возникает, когда поведение ребенка соответствует нормам, предписанным взрослым) и чувство грусти, стыда или вины (когда поведение ребенка не соответствует пред- писанным нормам). На протяжении детства оформляется система моральных ценностей, которые ребенок перенимает у окружаю- щих его взрослых людей. Эта система ценностей и представляет собой компонент, который З. Фрейд назвал Суперэго. Он полагал, что Суперэго, развивающееся из Эго, выполняет функцию кон- троля, которую раньше осуществляли взрослые, окружающие ре- бенка. Если первоначально поведение регулировалось с помощью поощрения и наказания, то теперь эту роль принимает на себя Су- перэго. Когда поведение человека не соответствует усвоенным цен- ностям и правилам, то Суперэго «наказывает» его, вызывая непри- ятные чувства вины, стыда или страха. И наоборот, соблюдение социальных норм, благодаря Суперэго, сопровождается чувством самоудовлетворения и гордости.
Таким образом, поведение человека, с точки зрения З.Фрейда, является результатом взаимодействия трех компонентов пси- хики:
1. Ид, требующего немедленного выполнения всех возник- ших желаний.
2. Эго, которое отражает условия выполнения желаний.
3. Суперэго, которое требует, чтобы удовлетворение желаний в сложившихся условиях соответствовало принятым соци- альным нормам.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53