Файл: 3 Разнообразие форм организации досуговой деятельности.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 444

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • с государственные документы, определяющие задачи воспитательной работы на современном этапе;

  • документы в школе, регламентирующие организацию воспитательной работы;

  • особенности воспитательной ситуации в школе;

  • особенности возраста школьников;

  • уровень развития детей;

  • интересы и ценностные ориентации учащихся для планирования кружковой работы;

  • творческие способности учащихся и учесть это в кружковой работе для дальнейшего их развития;

  • календарь памятных дат предстоящего года и определить мероприятия, необходимые для воспитания идейно-нравственной культуры учащихся;

  • получить консультацию завуча по воспитательной работе по содержанию планирования;

  • привлечь учащихся и родителей к планированию.

Планирование есть процесс моделирования деятельности на какой-то период времени, когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную.

Следующий пункт разработки проекта — это описание его ожидаемых результатов. Здесь необходимо указать количественные и качественные индикаторы их оценки. Необходимо решить, какие данные будут собираться для оценки достижения каждого результата.

Устойчивость проекта — раздел разработки проекта, включающий изучение различных обстоятельств и их влияние на проект (оценка рисков). Необходимо также предположить, будет ли продолжена данная деятельность после окончания срока проекта и необходимо ли ее расширить.

Прогнозное проектирование досуговой деятельности способствует целенаправленному воздействию на творческое развитие учащихся. Овладение навыками диагностики и прогнозного проектирования плодотворно повлияет на содержательное наполнение досуга, вызовет острую потребность в ломке сложившихся стереотипов в профессиональной деятельности педагога-организатора досуга школьников, творческого поиска нового с опорой на инициативу самих учащихся.
 

Задания по теме 3.3. Сценарно-режиссерские основы организации досуговой деятельности

Цель: закрепление знаний о сценарно – режиссерских основы организации досуговой деятельности; формирование умений их применять.

Задание 3. Составьте требования к разработке школьной досуговой программы. Кратко охарактеризуйте их. Отразите и  проанализируйте взаимодействие членов коллектива, команды в выполнении данной разработки, предложите разные  варианты вовлечения социальных  партнеров для решения задачи.


Ответ:

Особенности целей и задач культурно-досуговых программ:

Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности.

Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:

  • развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

  • приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

  • формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

  • укрепление здоровья детей;

  • формирование опыта организации содержательного досуга.

Основные требования к культурно-досуговым программа.

Досуговые программы проектируются для всех возрастных категорий детей.

Принципы, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми (М.Е. Кульпетдинова): информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, самостоятельности, диалогичности, комплексности, дифференцированного подхода, преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, многообразия и вариативности воспитательного влияния культурно-досуговой деятельности, формирования у них опыта социального взаимодействия, взаимодействия руководителя и участников.

Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов, например, организация детского фольклорного фестиваля. В структуре фестиваля выделяется не менее 5-ти направлений:

  • занятия детей в творческих мастерских;

  • участие детей в конкурсах;

  • сочинение участниками фестиваля сказок и загадок;

  • участие детей в играх;

  • просмотр детьми спектакля.

Такая информационная насыщенность предлагаемых детям видов деятельности обеспечивает не просто их развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков, расширяет диапазон их актуальной культуры.

Принцип комплексности заключается в сочетании познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы.



Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов:

  • проведение единых тематических мероприятий;

  • привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам досуговых мероприятий – от разработки сценария, оформления школьного вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.

Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать активное вовлечение в этот процесс вместе с детьми не только педагогов-организаторов, непосредственно отвечающих за подготовку и проведение досуговых мероприятий, но и учителей-предметников, классных руководителей, родителей, желающих и способных принять участие в КТД. Подобное объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует сплочению образовательного сообщества, формированию у учащихся ответственности, единения, гордости за место, в котором он обучается.

Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:

  • игровые методы,

  • упражнения.

  • обсуждения,

  • создание, проигрывание и анализ ситуаций,

  • творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),

  • театрализации.

Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

  • осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

  • осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

  • изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

  • приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

  • освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

  • повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

  • изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

  • формирование традиций образовательного учреждения.


Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ учащихся.

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.
Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.

Задание 4. Выявите особенности и принципысценарно-режиссерских основ организации досуговой деятельности, охарактеризуйте их. Путем самоанализа охарактеризуйте свое участие в коллективе и взаимодействие с коллегами, социальными партнёрами при  реализации  данных  принципов.

Результаты представьте в виде таблицы.

Ответ:

Принцип (особенность)

Характеристика

Конкретные  примеры реализации.

 Общехудожественный, эстетический закон

 Общехудожественный, эстетический закон всех зрелищных видов искусств гласит: работа органов чувств будет тем интенсивнее, чем больше разнообразно организованной информации будет поступать к зрителю одновременно или на протяжении сжатого промежутка времени.

 Этот закон заставляет режиссера использовать все имеющееся средства художественной выразительности, а именно
образное слово;
музыка;
шумовые и фоновые материалы;
фото-, кино- и видеоматериалы;
театральное, хореографическое и пластическое действие;
световое решение.

 Активизирующий принцип

 Второй принцип определяется сценическими законами, направленными на активизацию аудитории и диктует необходимость подкрепления тех номеров и эпизодов представления, которые эмоционально «встряхивают» зрителя, не позволяют ослабить или вообще потерять его внимание. И это не обязательно кульминация. Ключевое значение может быть заложено уже в экспозиции или завязке. 

 Пример для активизации детей дошкольного и младшего школьного возраста ‒ спектакль

для того, чтобы активизировать детскую аудиторию физически, можно сыграть в старинную русскую игру «Казаки - разбойники».

 
Задание по теме 4.1. Разнообразие педагогических технологий организации досугового отдыха

Цель: формирование умений определять сущность и специфику педагогических технологий организации досугового отдыха.