Файл: 3 Разнообразие форм организации досуговой деятельности.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 444
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
с государственные документы, определяющие задачи воспитательной работы на современном этапе; -
документы в школе, регламентирующие организацию воспитательной работы; -
особенности воспитательной ситуации в школе; -
особенности возраста школьников; -
уровень развития детей; -
интересы и ценностные ориентации учащихся для планирования кружковой работы; -
творческие способности учащихся и учесть это в кружковой работе для дальнейшего их развития; -
календарь памятных дат предстоящего года и определить мероприятия, необходимые для воспитания идейно-нравственной культуры учащихся; -
получить консультацию завуча по воспитательной работе по содержанию планирования; -
привлечь учащихся и родителей к планированию.
Планирование есть процесс моделирования деятельности на какой-то период времени, когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную.
Следующий пункт разработки проекта — это описание его ожидаемых результатов. Здесь необходимо указать количественные и качественные индикаторы их оценки. Необходимо решить, какие данные будут собираться для оценки достижения каждого результата.
Устойчивость проекта — раздел разработки проекта, включающий изучение различных обстоятельств и их влияние на проект (оценка рисков). Необходимо также предположить, будет ли продолжена данная деятельность после окончания срока проекта и необходимо ли ее расширить.
Прогнозное проектирование досуговой деятельности способствует целенаправленному воздействию на творческое развитие учащихся. Овладение навыками диагностики и прогнозного проектирования плодотворно повлияет на содержательное наполнение досуга, вызовет острую потребность в ломке сложившихся стереотипов в профессиональной деятельности педагога-организатора досуга школьников, творческого поиска нового с опорой на инициативу самих учащихся.
Задания по теме 3.3. Сценарно-режиссерские основы организации досуговой деятельности
Цель: закрепление знаний о сценарно – режиссерских основы организации досуговой деятельности; формирование умений их применять.
Задание 3. Составьте требования к разработке школьной досуговой программы. Кратко охарактеризуйте их. Отразите и проанализируйте взаимодействие членов коллектива, команды в выполнении данной разработки, предложите разные варианты вовлечения социальных партнеров для решения задачи.
Ответ:
Особенности целей и задач культурно-досуговых программ:
Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности.
Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:
-
развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей; -
приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры; -
формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности; -
укрепление здоровья детей; -
формирование опыта организации содержательного досуга.
Основные требования к культурно-досуговым программа.
Досуговые программы проектируются для всех возрастных категорий детей.
Принципы, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми (М.Е. Кульпетдинова): информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, самостоятельности, диалогичности, комплексности, дифференцированного подхода, преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, многообразия и вариативности воспитательного влияния культурно-досуговой деятельности, формирования у них опыта социального взаимодействия, взаимодействия руководителя и участников.
Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов, например, организация детского фольклорного фестиваля. В структуре фестиваля выделяется не менее 5-ти направлений:
-
занятия детей в творческих мастерских; -
участие детей в конкурсах; -
сочинение участниками фестиваля сказок и загадок; -
участие детей в играх; -
просмотр детьми спектакля.
Такая информационная насыщенность предлагаемых детям видов деятельности обеспечивает не просто их развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков, расширяет диапазон их актуальной культуры.
Принцип комплексности заключается в сочетании познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы.
Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов:
-
проведение единых тематических мероприятий; -
привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам досуговых мероприятий – от разработки сценария, оформления школьного вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.
Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать активное вовлечение в этот процесс вместе с детьми не только педагогов-организаторов, непосредственно отвечающих за подготовку и проведение досуговых мероприятий, но и учителей-предметников, классных руководителей, родителей, желающих и способных принять участие в КТД. Подобное объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует сплочению образовательного сообщества, формированию у учащихся ответственности, единения, гордости за место, в котором он обучается.
Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:
-
игровые методы, -
упражнения. -
обсуждения, -
создание, проигрывание и анализ ситуаций, -
творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.), -
театрализации.
Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:
-
осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности; -
осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время; -
изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга; -
приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время; -
освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры; -
повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми; -
изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях; -
формирование традиций образовательного учреждения.
Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ учащихся.
С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.
Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.
Задание 4. Выявите особенности и принципысценарно-режиссерских основ организации досуговой деятельности, охарактеризуйте их. Путем самоанализа охарактеризуйте свое участие в коллективе и взаимодействие с коллегами, социальными партнёрами при реализации данных принципов.
Результаты представьте в виде таблицы.
Ответ:
Принцип (особенность) | Характеристика | Конкретные примеры реализации. |
Общехудожественный, эстетический закон | Общехудожественный, эстетический закон всех зрелищных видов искусств гласит: работа органов чувств будет тем интенсивнее, чем больше разнообразно организованной информации будет поступать к зрителю одновременно или на протяжении сжатого промежутка времени. | Этот закон заставляет режиссера использовать все имеющееся средства художественной выразительности, а именно образное слово; музыка; шумовые и фоновые материалы; фото-, кино- и видеоматериалы; театральное, хореографическое и пластическое действие; световое решение. |
Активизирующий принцип | Второй принцип определяется сценическими законами, направленными на активизацию аудитории и диктует необходимость подкрепления тех номеров и эпизодов представления, которые эмоционально «встряхивают» зрителя, не позволяют ослабить или вообще потерять его внимание. И это не обязательно кульминация. Ключевое значение может быть заложено уже в экспозиции или завязке. | Пример для активизации детей дошкольного и младшего школьного возраста ‒ спектакль для того, чтобы активизировать детскую аудиторию физически, можно сыграть в старинную русскую игру «Казаки - разбойники». |
Задание по теме 4.1. Разнообразие педагогических технологий организации досугового отдыха
Цель: формирование умений определять сущность и специфику педагогических технологий организации досугового отдыха.