Файл: 1. Теория государства и права как наука, ее объект и предмет исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 561
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
37.Соотношение гражданского общества и государства
Понятия Г и общества не тождественны. Их следует различать. Но все же существует тесная взаимосвязь общества и Г. Она проявляется в том, что без Г гражданское общество существовать не может, а Г без развитого гражданского общества не является демократическим. Г выделилось из общества на известной стадии его зрелости. Общество-мать Г, и соответственно Г - его дитя, продукт общественного развития. Каково общество, таково и Г. Г проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и Г. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.
Выявление закономерностей соотношения общества и Г позволяет правильно проанализировать путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно гос-х форм, в которых развиваются живые общества различных стран. Общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная прежде всего с производством, обменом и потреблением жизненный благ. Общество - сложная динамическая система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы. Глобальные проблемы выживания человеческого рода сегодня становятся определяющими для нормального общественного развития. Рассмотрение общества в качестве совокупности общественных отношений позволяет, во-первых, подходить к нему с конкретно-исторических позиций (выделять различные общественные формации, различать этапы развития общества), во-вторых, выявлять специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной), в-третьих, определять субъектов социального общения (личность, семья, класс, нация, государство и др.). Само развитие институтов гражданского общества требует сильную политическую и гос-ю власть, которая должна обеспечить их - эффективное функционирование путем создания экономической, правовой, законодательной, идеологической, психологической базы, выступать гарантиями их легитимного существования. Органическое сочетание прав человека и прав народа, суверенитета личности и государства обеспечивается формированием цивилизованного гражданского общества.
38.Право и государство, их соотношение и взаимосвязь
Государство - это суверенная политико-территориальная организация публичной власти определенных социальных сил (классов, групп, всего народа), обладающая аппаратом управления и принуждения, делающая свои веления общеобязательными и решающая как классовые, так и общесоциальные задачи.
Право в объективном смысле – это система выражающих государственную волю общеобязательных правил (норм), направленных на регулирование общественных отношений и охраняемых силой государственного принуждения.
Они тесно связаны между собой, существуют и функционируют в неразрывном единстве. В вопросе о взаимодействии П и Г в мировой науке сложились два основных подхода: этатистический и естественно правовой (либеральный). Этатистический признает примат (первенство) государства согласно этому подходу государство является определяющим фактором по отношению к праву, поскольку право устанавливается и санкционируется государство. Согласно естественно правовому либеральному подходу не государство, а право является определяющим фактором. Государство зависит от права и должно ему подчинятся. Этот подход провозглашает примат права (этот подход наиболее ярко выражен в теории правового государства). Государство должно быть подчинено праву. Есть ещё и третий подход который не отдает предпочтение государству или праву, а рассматривает государство и право в их взаимосвязи.
39.Соотношение государства и экономики
Экономика – это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества.Существует два основных подхода к соотношению данных понятий. Согласно первому подходу, среди этих поня-тий нет какого-либо одного приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем претворяются в других сферах социаль-ных связей. Здесь можно говорить о приоритетах права перед экономикой (например, в эпоху буржуазных рево-люций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения). Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отноше-ния, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономика над правом. Политика уже выступает посредником между данными явлениями и соответственно понятиями.Согласно второму подходу, экономика определяет политику и право. Последняя является надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных отношений.
Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом. Соотношение между гос-ом и правом проявляется двояко:
1) когда определяющим фактором выступает государство и
2) когда определяющим фактором выступает право.
40. Пределы вмешательства государства в экономику страны
Государственное регулирование, встроенное в хозяйственный механизм капиталистического общества, привело к быстрому росту общественного производства, более или менее умеренной безработице, заметному повышению уровня и качества жизни населения, смягчению противоречий и достаточной социальной стабильности. Государственно-регулируемый социально ориентированный рыночный капитализм благодаря этим достижениям выгодно отличается от стихийного капитализма свободной конкуренции.
В то же время границы эффективности государственного регулирования не могут получить количественной оценки, так как зависят от многих аспектов. Например, зависящая от эффективного государственного регулирования социальная стабильность в обществе не имеет однозначных количественных параметров.
Противники активного государственного вмешательства в экономику указывают на его возможные негативные черты:
1 дороговизну (необходимы значительные ресурсы для содержания бюрократического аппарата);
2 возможность принятия ошибочных решений вследствие либо недостаточной информации, либо лоббирования;
3 снижение стимулов к экономической деятельности у предпринимателей в результате повышения налогов и административных барьеров, у социально слабых слоев населения — вследствие возможности существования за счет государственных пособий; 4 распространение таких негативных явлений, как коррупция и лоббирование.
Эффективность государственного регулирования далеко не безгранична. Оно не может преодолеть цикличность экономики, порождающую при спаде и депрессии тяжелые экономические последствия. Государство не может полностью обеспечить приемлемого социально терпимого уровня безработицы и тем более полной занятости самодеятельного населения. Цели магического четырехугольника во многом противоречат друг другу, что проявилось в 50—70-х гг. XX в., когда неокейнсианская модель государственного регулирования, имевшая своим следствием быстрый экономический рост и резкое повышение уровня занятости в большинстве развитых стран, одновременно привела к постепенному вызреванию бюджетного кризиса и взлету инфляции. С конца 70-х гг. в странах Запада стало осуществляться дерегулирование экономики, основанное на неоконсервативных концепциях. Оно включает три основных аспекта:
1) распродажу части государственной собственности, принесшей, например, в бюджет США 40 млрд дол.;
2) установление режима жесткой экономии бюджетных расходов;
3) уменьшение налогов в целях повышения их собираемости и стимулирования экономического роста.
Несмотря на то что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение не свойственных ему функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы, снижению предпринимательских основ хозяйствования и, как следствие,— повышению социального иждивенчества
41. Содружество и сообщество государств, их понятие, признаки и цели создания
Содружество - организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, единая денежная единица и др.), права (уголовного, гражданского и пр.), в-третьих, языка (например, у славянских стран СНГ), в-четвертых – культуры, в-пятых – религии. Однако содружество – это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.Межгосударственные образования знают и такую форму, как сообщество государств. В основе сообщества, как правило, лежит "межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).
В сообщество могут входить ассоциированные члены — государства, принимающие те или иные правила, действующие в сообществе. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества. В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных цепей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры, (вплоть до их отмены) и.т. д.
42. Социальное государство: понятие и основные функции
Социальное государство — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программсоциал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой. Признаки социального государства