Файл: 1. Теория государства и права как наука, ее объект и предмет исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 560
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Также, по общему правилу, не допускаются любые действия по обработке персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (статья 10 Федерального закона «О персональных данных»). Исключение из этого правила закон устанавливает, в частности, для целей отправления правосудия, оказания медицинской помощи, безопасности, оперативно-розыскной деятельности.
Наконец, в ряде случаев закон устанавливает запрет на распространение информации – так, статьей 10 Федерального закона «Об информации…» установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
31.Понятие и структура правового статуса личности
Правовой статус личности — система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которыми индивид как субъект права (обладающий правосубъектностью) координирует свое поведение в обществе.
Говоря о правах и свободах личности, полное и реальное представление о них нельзя будет получить, если не рассмотреть эти явления в составе правового статуса личности. Прежде всего эта категория имеет собирательный, универсальный характер. Она вмещает в себя:
правовой статус гражданина;
правовой статус иностранного гражданина;
правовой статус лица без гражданства;
правовой статус беженца;
правовой статус вынужденного переселенца.
Также в данной категории находят отражение индивидуальные особенности человека и действительное его положение в общей системе многообразных общественных отношений.
Права и свободы составляют базу правового статуса личности, поэтому не могут быть реализованы без других его компонентов (например, без обращающихся к правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в некоторых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как основных черт волевого и осмысленного поведения человека).
Структура правового статуса личности: гражданство, правосубъектность (способность иметь и осуществлять своими действиями гражданские права и обязанности), основные права (также свободы, законные интересы и обязанности), правовые принципы, гарантии правового статуса.
32.Виды правового статуса личности
Различают правовые статусы:
1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно правовых документах;
2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;
3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);
4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;
5) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством;
6) статус физического лица;
7) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.;
33. Международное и внутригосударственное (национальное) право, их соотношение и взаимодействие в современных условиях
Национальное право - право, целиком находящееся в компетенции одного государства.
Международное право — совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.
В международном праве выделяются три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Наднациональное право. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения.
Принцип верховенства международного над внутригосударственным правом принимается государствами либо в законодательном порядке, либо на практике. Международное право целиком не входит ни в одну национальную систему права.
Рассмотрим различия внутригосударственного и международного права.
Нормы международного права регулируют межгосударственные отношения. В международном праве выражается волеизъявление не какого-либо отдельного государства, а коллективная воля государств мирового сообщества. Если внутригосударственное право есть результат правотворчества исключительно его собственных органов, то международно-правовые нормы формируются путем совместного волесогласования различных государств.
В то время как основными источниками внутригосударственного права выступают нормативно-правовые акты в романо-германской правовой системе или судебные прецеденты в англосаксонской правовой системе, то источниками международного права являются нормативные договоры.
Действие норм международного права в пространстве и по кругу лиц характеризуется экстерриториальностью, не ограничиваясь границами одного государства. Нормы международного права распространяют действие на территорию всех государств, признающих их действие.
Нормы международного права соблюдаются, как правило, добровольно. Возможность применения мер принуждения, тем более санкций, здесь значительно ограничена по сравнению с возможностями применения санкций норм внутригосударственного права.
Международно-правовые нормы, ратифицированные государством, являются составной частью его правовой системы. При этом нормы международного права имеют приоритет перед внутригосударственным законодательством. Статья 15 Конституции России устанавливает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные Российской Федерацией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем российским законом, то применяются нормы международного договора».
34.Принципы правового государства
Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.
С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства:
1. Принцип приоритета права. Это означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий) 2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. 3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным.4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти,
наделение ею только в соответствии с правом, законом. Признаки правового государства.
1. Прежде всего, правовое государство предполагает существование гражданского общества. 2. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. 3. Верховенство закона. 4. Реальность прав и свобод граждан. 5. Взаимная ответственность государства и личности. 6. Политический и идеологический плюрализм.
35.Проблемы построения правового государства в России
В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым государством, для которого характерны политический плюрализм, разделение властей, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод. Вместе с тем следует признать, что такое провозглашение констатирует не реально сложившиеся отношения, а лишь стремление к созданию правового государства.Сложившиеся экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс.В сфере теории государства и права произошла довольно значительная смена политических и идеологических ориентиров, однако в практической жизни, касающейся равенства прав и свобод человека, принципа разделения властей, политического плюрализма и др., за последние годы не произошло каких-либо существенных изменений.Успешное решение формирования правового государства невозможно без создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся: достижение высокого уровня политического и правового сознания людей; создание единого, внутренне не противоречивого законодательства; ограничение вмешательства в сферу экономики; разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации.
36.Гражданское общество, его структура и признаки
Гражданское общество - совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Структура гражданского общества включает в себя: негос-венные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство); общественные объединения; полит-е партии и движения; сферу воспитания и негос-венного образования; негос-венные средства массовой информации; семью; церковь и т.д. Становление и развитие гражданского общества явл-ся особым периодом в истории человечества, гос-ва и права. Общество, отличное от гос-ва, существовало всегда, но не всегда оно было "гражданским обществом". Последнее возникает в результате отделения гос-ва от социальных структур. В сословных обществах госуд. регламентация охватывала многие стороны экономической, бытовой, религиозной, духовной жизни общества. Гражданское же общество складывалось в процессе и в результате ликвидации сословного неравенства и разгос-вления общественных отношений. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков, но до настоящего времени этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом сообществе. Гражданское общество - это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденных от лишних запретов и административной регламентации. Становлению и развитию гражданского общества способствуют 3 фактора: правовой хар-р гос-ва, культурное состояние общества и превращение поданных гос-ва в свободных граждан. Правовое гос-во предполагает существование гражданского общества. Гос-во рассматривается как средство обеспечения условий для нормальной жизнедеят-ти гражданского общества путем разрешения общих проблем госуд. властью. Гражданское общество выступает в качестве противовеса гос-ву, имеет своим главным назначением наблюдать за действиями гос-ва, чтобы они не выходили за рамки законности и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить гос-во восстановить нарушенные права. Рассматриваемый признак отражается в знаменитом афоризме: "Не чел-к существует для гос-ва, а гос-во для чел-ка".