Файл: 1. Теория государства и права как наука, ее объект и предмет исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 567
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Получив власть в результате выборов, она должна использовать ее через государственные органы. Партии могут быть созданы только гражданами данного государства, иностранцы и лица без гражданства создавать партии не могут (равно как и другие политические объединения). Членами партии могут быть, как правило, лишь граждане данной страны, обладающие политическими правами и достигшие восемнадцатилетнего возраста (в единичных странах, например в Германии, закон разрешает состоять в партиях и не гражданам). Для создания партии созывается учредительное собрание. Оно правомочно, если на нем присутствует установленное законом число граждан, имеющих право быть членами партии (не менее 10 в Венгрии, 50 – в Польше, Болгарии). Иногда инициаторы должны создать учредительную комиссию (из 7-21 человека в Анголе), которая проводит подготовку к созданию партии. На учредительном собрании избирают председателя и секретаря, составляется учредительный протокол о создании партии. На этом же или на другом собрании принимаются устав партии, ее программный документ. В некоторых странах партию можно не регистрировать (существует добровольная регистрация), в других она подлежит обязательной государственной регистрации, но всегда для того, чтобы стать юридическим лицом, партия должна быть зарегистрирована уполномоченными на то законом органами государства, т. е. должна быть включена в реестр (регистр) – особый список политических партий. Детально правовой статус политических партий регулируется законами о партиях, в которых устанавливаются условия членства, явочный или разрешительный порядок образования партий, необходимое количество учредителей, порядок регистрации для приобретения прав юридического лица, порядок регистрации и обжалования решений государственных органов по вопросам регистрации, формы контроля за соответствием деятельности политических партий законодательству, финансирования, проверки финансовой деятельности, обязательная финансовая отчетность, порядок роспуска и самороспуска.
55.Место и роль политических партий в политической жизни общества
Политическая партия - это организация, объединяющая на добровольной основе наиболее активных представителей тех или иных классов, социальных слоев и групп.Политические партии, как правило, имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более-менее разветвленную организационную структуру, возлагают на своих членов определенные обязанности и устанавливают нормы поведения. Это позволяет партиям быть мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни. Содержание и сущность политических партий раскрываются через их классификацию. В основу такой классификации могут быть положены различные критерии: социальная база, идеологическая направленность, принципы организации и ряд других. Исходя из природы социальной базы, можно выделить партии, выражающие интересы: 1) отдельных классов (например, буржуазные, пролетарские, крестьянские и т.д.) 2) отдельных социальных слоев и групп (например, интеллигенции, мелкой буржуазии), 3) нескольких классов и социальных групп (например, политические партии, возникающие на основе социально-освободительных движений). С идеологической точки зрения различают: 1) идейно-политические или мировоззренческие партии, которые в своей деятельности
руководствуются определенными идеологическими принципами, 2) прагматические или партии избирательной кампании, которые не имеют определенных идеологических программ и берут себе целью мобилизации большей части электората для победы на выборах . По принципам организации различают: 1) кадровые партии, объединяющие в своих рядах небольшое количество профессиональных политиков и опираются на финансовую поддержку привилегированных слоев общества, 2) массовые партии, которые ориентируются на привлечение в свои ряды как можно большего количества членов с целью обеспечения с помощью членских взносов финансовой поддержки своей деятельности 3) партии строятся на четких, формально определенных принципах членства (устав, формы и условия вступления в партию, партийная дисциплина и т.д.) 4) партии, в которых отсутствует институт официального членства, а принадлежность к партии проявляется, например, через голосование за ее кандидатов на выборах; 5) парламентские партии. К основным функциям политических партий в обществе относятся представительство социальных интересов, социальная интеграция, политическая социализация, создание идеологических доктрин, борьба за государственную власть и участие в ее осуществлении, разработка политического курса, формирование общественного мнения и т.п.. Чрезвычайно важной проблемой сегодняшней жизни всех стран мира является соотношение однопартийности и многопартийности. Политический опыт показывает однопартийность присуща, как правило, политической жизни общества, где отсутствует развитая социально-классовая структура, функционирует отсталая экономика, существующий низкий уровень политической культуры большинства населения, а демократия находится в зачаточном состоянии. Вот почему в современном мире в большинстве государств функционируют многопартийные политические системы, поскольку именно они являются важным условием демократизации всех сторон жизни общества. Это наиболее развитая форма политического плюрализма, который отражает многообразие интересов классов, социальных групп и сообществ, которые проявляются в политической сфере. Существование и функционирование общественно-политических объединений - характерный признак любого демократического общества. Деятельность общественных организаций и движений, в отличие от государственных институтов
, характеризуется тем, что эти организации и движения не имеют никаких властных полномочий. Они отличаются и от политических партий, поскольку не имеют целью овладеть государственной властью, хотя их деятельность при определенных условиях может набирать политического характера. Исходя из этой разницы, общественные движения и организации можно классифицировать как массовые добровольные объединения, возникающие в результате волеизъявления граждан на основе их общих интересов. В демократическом обществе государство не вмешивается в их деятельность, хотя и регулирует ее согласно действующему законодательству. Главные принципы деятельности общественных объединений - это добровольность, сочетание личных и общественных интересов, самоуправления, равенство всех членов, законности и гласности. Важной проблемой политологии критерии классификации общественных организаций. По наиболее важным обычно принимают характер взаимосвязей членов организации или вид их деятельности. В основу типологии общественных организаций можно положить поставленные цели: либо защита гражданских, политических, экономических и культурных прав и свобод граждан (например, профессиональные союзы, союз предпринимателей, общество потребителей и т.п.), или удовлетворения профессиональных или любительских интересов (союзы журналистов, писателей, художников и т.п.), или участие в благотворительной деятельности (общество милосердия, фонд мира). Разные цели дают возможность осуществлять типологию и по видам их деятельности. По этому показателю можно выделить экономические, религиозные, научно-технические общества, общества в сфере образования и культуры, спортивные и туристические, здравоохранения и т.п.. Понятно, что основой для типологии общественных организаций могут быть и другие критерии: классовые и национальные признаки, демографические факторы, масштабы деятельности, методы и способы действий и др.
56.Место и роль общественных объединений в политической системе общества
Государство занимает центральное место в политической системе общества, но помимо государства в неё входят многочисленные общественные объединения (политические партии, профсоюзы, религиозные, женские и иные организации). Роль общественных объединений в политической системе определяется тем, что они выражают интересы различных социальных групп. Воздействуя через определённые политические механизмы на государство, общественные объединения способствуют удовлетворению данных интересов посредством использования государственной власти. Особенно это характерно для политических партий, которые, выражая интересы определённых групп населения, ставят своей целью получение государственной власти или иное воздействие на неё. Политическая партия, участвуя в парламентских, президентских и иных выборах, получает тот или иной объём государственной власти. Таким образом, через механизм государственной власти она получает возможность в пределах своей компетенции реализовать свою предвыборную программу, то есть способствует удовлетворению потребностей и интересов представляемых ею социальных групп. Активное взаимодействие государства и политических организаций способствует вовлечению населения в решение общественных задач, делает государственную политику более эффективной. Подавление государством политических организаций может привести к утрате связи верховной власти с народом, бюрократизации государственного аппарата, снижению эффективности государственной власти. Но в любом случае, следует иметь ввиду, что политические организации могут быть использованы для выражения и достижения своих целей антиобщественными, антигосударственными элементами. Это становиться особенно актуальным сегодня в условиях глобализации всех сфер человеческой деятельности, когда западная цивилизация активно экспортирует, насаждает свои идеологические, культурные, политические и прочие ценности по всему миру, в том числе, с помощью огромной «паутины» неправительственных организаций. Политическая система общества - это целостная, упорядоченная совокупность политических организаций, принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих функционирование политической власти. Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Общественно-политическое движение – это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. Общественно-политические движения отличаются от политических партий тем, что социальная база движений более широка, аморфна; общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической задачи.
57.Государство и местное самоуправление
Государство как организация политической власти всего общества, главным образом, занимается разрешением проблем общегосударственного характера. Государство, как правило, принимает политические решения, затрагивающие интересы значительного числа населения. В то же время в любом государстообразующем обществе выделяются и местные вопросы, затрагивающие интересы определенной местности, населенного пункта и т.д. Такие вопросы в демократических государствах (независимо от того федеративные или унитарные государства) передаются на решение органами местного самоуправления. Поэтому во всех государствообразующих обществах так или иначе возникают проблемы соотношения государственного и местного самоуправления. В практическом плане всегда представляется трудным четкое разграничение государственного управления и местного самоуправления. Это особенно относится к нашей российской действительности, где до недавнего времени Советы народных депутатов, снизу доверху, образовывали единую, неразрывную систему политической власти. И трудно было в этих условиях отыскать сферу местного самоуправления. Сегодня Российская Федерация реализовывает не только идеи разделения властей (отходит от полновластия Советов), но и пытается нащупать и реализовать схему цивилизованного взаимодействия органов государственного управления и местного самоуправления. На этом пути у нас также «изобретены» чисто российского характера органы управления. Так, например, в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (ст. 108) выделяются два вида местной власти: местное государственное управление и местное самоуправление. Думается, что подразделение единого государственного управления на местное и централизованное хотя и может иметь какое-то значение, но речь все же необходимо вести о соотношении, взаимодействии государственного управления и местного самоуправления. Государственное управление оно и есть именно государственное управление, независимо от того, назовем ли мы его местным или централизованным. Мировая практика в области взаимодействия государства и местного самоуправления исходит, главным образом, из двух постулатов: во-первых, в любом государствообразующем обществе можно выделить как бы естественные