Файл: 1. Теория государства и права как наука, ее объект и предмет исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 586
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
государство в собственном смысле слова, а социалистическое как полугосударство. Таким образом, формационный подход к государству и праву имеет четко выраженный классовый характер. Сердцевиной марксистского учения о социалистическом государстве, возникающем на обломках буржуазного, является концепция диктатуры пролетариата.
60.Цивилизационный подход к типологии государств, его достоинства и недостатки
Цивилизационный подход к типологии государства и права носит антинаучный характер. Отвергая формационный подход, он основывается на том, что критерием типологии государства и права является уровень цивилизации, достигнутый теми или иными странами. Причем с позиции такого подхода существуют самые различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные, информационные, по уровню организации и т. п. Отсюда делается вывод о том, что подобная классификация расчленяет цивилизации, а следовательно, и их государственные образования на первичные и вторичные. В первичных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного и социального функционирования общества. Согласно цивилизационному подходу, иное место занимает государство во вторичных цивилизациях. Здесь проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть здесь уже оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. К первичным цивилизациям сторонники такого подхода относят древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую и др. К вторичным цивилизациям они причисляют западноевропейскую, североамериканскую, восточноевропейскую, латиноамериканскую, буддийскую и др. Цивилизационный подход к типологии государства и права насквозь эклектичен. Он не идет дальше абстрактного перечисления различных классификаций цивилизации и типологии государств, случайно выхваченных критериев их разграничения. Причем берется это вне необходимой связи с социально-экономическим базисом общества. Более того, государству придается характер базисного явления. Тем самым вносится путаница в проблему соотношения базиса и надстройки, их особого содержания. Итак, цивилизационный подход к типологии государства и права основывается на принципе эклектицизма «и то и другое», «с одной стороны – с другой стороны». Диалектический же подход к данной проблеме предполагает выявление в результате глубокого и всестороннего анализа решающего критерия или основания типологии государства и права. На философском языке эта проблема именуется «проблемой соотношения основания и обоснованного».
61.Понятие, содержание и классификация функций государства
Функции государства – основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью. Каждая функция государства имеет предметную характеристику и направлена на достижение какого-либо конкретного блага. Содержание функций постоянно меняется. Напр. марксизм к важнейшим функциям эксплуататорских государств относит:
- подавление эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения;
- охрану частной собственности на средства производства.
В социально-правовом государстве (государстве всеобщего благоденствия):
- функция подавления менее выражена, речь идет не о подавлении а о солидарности, примирении классовых интересов на основе компромисса;
- собственность не просто охраняется, но обеспечивается ее общесоциальное предназначение (напр., в Конституции ФРГ «собственность обязывает, пользование ей должно служить общему благу»);
- наряду с функциями чисто охранительными (функциями «ночного сторожа») появляются новые, организаторские функции (государство активно вмешивается в развитие экономики, проводит социальную политику).
Функции государства классифицируются по разным основаниям:
1. По сферам деятельности различаются внутренние и внешние функции. Внутренние реализуются во внутренней политике, а внешние – в международном общении.
2. По времени действия различаются постоянные и временные функции. К постоянным относятся такие, которые существуют на всех этапах развития государства. К временным – которые существуют непродолжительное время на отдельных этапах развития государства. Например, если новое государство создается насильственным, революционным путем, оно, как правило, вынуждено подавить вооруженное сопротивление тех, кто сопротивляется.
3. По социальной значимости различаются основные и иные функции. Основные (общие) функции (напр., охрана прав и свобод граждан) выполняются всеми органами государства во взаимодействии. Иные, производные и отдельные функции (например, борьба с преступностью как производная от функции охраны правопорядка) выполняются конкретными государственными органами.
4. По правовым формам реализации: правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность.
62.Внутренние и внешние функции современного государства, их соотношение
Внутренние функции государства – это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества. К числу внутренних относятся функции:
1. Экономическая - функция реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу, объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном;
2. Финансовая - осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;
3. Социальная - в социальной функции государства речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи;
4. Политическая - функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;
5. Экологическая - функция государства – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов;
6. Культурная - направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;
7. Охраны правопорядка, прав и свобод граждан - Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства;
8. Обеспечения общественной безопасности - деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности;
Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач. Государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:
Последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;
Создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ;
Можно выделить две основные внешние функции современного государства:
1. Военная функция;
2. Функция сотрудничества с другими государствами;
Военная функция - содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия. Современными мировыми государствами признана доктрина «достаточной обороны», которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов. Функция сотрудничества с другими государствами в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.
63.Глобальные проблемы современности и их влияние на функции государства
Глобальные проблемы – это совокупность наиболее острых мировых проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующие для своего разрешения согласованных коллективных усилий всех народов и государств, всего мирового сообщества. Понятие «глобальные проблемы» в современном его значении вошло в научный оборот в середине 60-х гг. ХХ в. Согласно выявленным и обобщенным критериям к глобальным современная наука относит проблемы, которые:
60.Цивилизационный подход к типологии государств, его достоинства и недостатки
Цивилизационный подход к типологии государства и права носит антинаучный характер. Отвергая формационный подход, он основывается на том, что критерием типологии государства и права является уровень цивилизации, достигнутый теми или иными странами. Причем с позиции такого подхода существуют самые различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные, информационные, по уровню организации и т. п. Отсюда делается вывод о том, что подобная классификация расчленяет цивилизации, а следовательно, и их государственные образования на первичные и вторичные. В первичных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного и социального функционирования общества. Согласно цивилизационному подходу, иное место занимает государство во вторичных цивилизациях. Здесь проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть здесь уже оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. К первичным цивилизациям сторонники такого подхода относят древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую и др. К вторичным цивилизациям они причисляют западноевропейскую, североамериканскую, восточноевропейскую, латиноамериканскую, буддийскую и др. Цивилизационный подход к типологии государства и права насквозь эклектичен. Он не идет дальше абстрактного перечисления различных классификаций цивилизации и типологии государств, случайно выхваченных критериев их разграничения. Причем берется это вне необходимой связи с социально-экономическим базисом общества. Более того, государству придается характер базисного явления. Тем самым вносится путаница в проблему соотношения базиса и надстройки, их особого содержания. Итак, цивилизационный подход к типологии государства и права основывается на принципе эклектицизма «и то и другое», «с одной стороны – с другой стороны». Диалектический же подход к данной проблеме предполагает выявление в результате глубокого и всестороннего анализа решающего критерия или основания типологии государства и права. На философском языке эта проблема именуется «проблемой соотношения основания и обоснованного».
61.Понятие, содержание и классификация функций государства
Функции государства – основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью. Каждая функция государства имеет предметную характеристику и направлена на достижение какого-либо конкретного блага. Содержание функций постоянно меняется. Напр. марксизм к важнейшим функциям эксплуататорских государств относит:
- подавление эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения;
- охрану частной собственности на средства производства.
В социально-правовом государстве (государстве всеобщего благоденствия):
- функция подавления менее выражена, речь идет не о подавлении а о солидарности, примирении классовых интересов на основе компромисса;
- собственность не просто охраняется, но обеспечивается ее общесоциальное предназначение (напр., в Конституции ФРГ «собственность обязывает, пользование ей должно служить общему благу»);
- наряду с функциями чисто охранительными (функциями «ночного сторожа») появляются новые, организаторские функции (государство активно вмешивается в развитие экономики, проводит социальную политику).
Функции государства классифицируются по разным основаниям:
1. По сферам деятельности различаются внутренние и внешние функции. Внутренние реализуются во внутренней политике, а внешние – в международном общении.
2. По времени действия различаются постоянные и временные функции. К постоянным относятся такие, которые существуют на всех этапах развития государства. К временным – которые существуют непродолжительное время на отдельных этапах развития государства. Например, если новое государство создается насильственным, революционным путем, оно, как правило, вынуждено подавить вооруженное сопротивление тех, кто сопротивляется.
3. По социальной значимости различаются основные и иные функции. Основные (общие) функции (напр., охрана прав и свобод граждан) выполняются всеми органами государства во взаимодействии. Иные, производные и отдельные функции (например, борьба с преступностью как производная от функции охраны правопорядка) выполняются конкретными государственными органами.
4. По правовым формам реализации: правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность.
62.Внутренние и внешние функции современного государства, их соотношение
Внутренние функции государства – это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества. К числу внутренних относятся функции:
1. Экономическая - функция реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу, объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном;
2. Финансовая - осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;
3. Социальная - в социальной функции государства речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи;
4. Политическая - функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;
5. Экологическая - функция государства – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов;
6. Культурная - направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;
7. Охраны правопорядка, прав и свобод граждан - Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства;
8. Обеспечения общественной безопасности - деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности;
Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач. Государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:
Последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;
Создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ;
Можно выделить две основные внешние функции современного государства:
1. Военная функция;
2. Функция сотрудничества с другими государствами;
Военная функция - содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия. Современными мировыми государствами признана доктрина «достаточной обороны», которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов. Функция сотрудничества с другими государствами в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.
63.Глобальные проблемы современности и их влияние на функции государства
Глобальные проблемы – это совокупность наиболее острых мировых проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующие для своего разрешения согласованных коллективных усилий всех народов и государств, всего мирового сообщества. Понятие «глобальные проблемы» в современном его значении вошло в научный оборот в середине 60-х гг. ХХ в. Согласно выявленным и обобщенным критериям к глобальным современная наука относит проблемы, которые: