Файл: 1. Теория государства и права как наука, ее объект и предмет исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 558
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
государства, "чистая" частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Словом, экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.
Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и. вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют "средний" класс- основной стабилизатор общественных отношений.
Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества-экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т. п.
Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например, получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных - побогаче. Данная теория, несомненно, опирается на реальные процессы, факты, но все-таки существенно идеализирует буржуазное общество и государство.
20.Социалистическое государство и особенности его функционирования
Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности и христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.
Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны.
В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.
Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим "полугосударством", которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.
Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам. В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные деформациями и стремившиеся перейти к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны. Они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. Догматизм в теории, субъективизм, волюнтаризм и необоснованное стремление к "большим скачкам" в социальном развитии, как свидетельствует не только опыт Китая, приводит к ошибкам в практике государственного строительства (например, опыт культурной революции).
Социалистическое государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы - всеобщее материальное и духовное благополучие людей.
21.Буржуазное право, его сущность и функции
БУРЖУАЗНОЕ ПРАВО – совокупность юридических норм, правил поведения, выражающих волю буржуазии – господствующего класса капиталистического общества, обусловленную, в конечном счёте, материальными условиями существования этого класса. Посредством права буржуазия навязывает свою волю трудящимся, подчиняет и угнетает их. Применение норм Б. п. основано на принудительной силе буржуазного государства как особого аппарата насилия над эксплуатируемым большинством народа. Служебная роль Б. п., как важной части надстройки, состоит в активной защите капиталистического базиса, в закреплении и охране общественных отношений и порядков, выгодных и угодных буржуазии. Все институты Б. п., обусловленные, в конечном счёте, капиталистическим базисом, строятся в соответствии с правовыми (а равно политическими и иными) взглядами буржуазии. Б. п.–последний исторический тип эксплуататорского права, устанавливаемый с приходом буржуазии к власти. Исторически Б. п. и буржуазная законность
пришли на смену феодальному праву. В той мере, в какой капитализм был шагом вперёд в развитии общества по сравнению с феодализмом, Б. п. сыграло объективно прогрессивную роль, особенно в те периоды после буржуазной революции, когда закрепляемые и обслуживаемые этим правом производственные отношения полностью соответствовали характеру производительных сил. Основным институтом, определяющим природу, содержание и назначение Б. п., является институт частной собственности на орудия и средства производства.
22.Особенности государств и правовых систем переходного периода
Каждое государство и право функционируют в определенном обществе. В непрерывно, с той или иной степенью интенсивности, развивающемся обществе неизбежно наступают более или менее длительные периоды такого состояния, когда объективное развитие, прежде всего экономики, производительных сил и производственных отношений, приводит к переходу его в новое качественное состояние, от одной общественно-экономической формации к другой (например, от феодализма к капитализму). Такой переходный период в зависимости от руководителей государства может осуществляться под контролем государства, которое, изменяясь само, изменяет и право, приспосабливая его содержание и реализацию к потребностям общественной практики, а может происходить при минимальном вмешательстве государства, стихийно, в нарушение старых и при отсутствии новых правовых норм.Переходный период в обществе — это всегда сложное, противоречивое, нередко кризисное состояние государства и права, связанное и обусловленное критической переоценкой практики их функционирования в прошлом, трудном выборе пути своего дальнейшего развития. Поэтому знание причин и условий (признаков) переходного периода имеет важное практическое значение, поскольку позволяет найти пути выхода из кризисных состояний, плавной трансформации общества, государства и права с минимальными издержками. Поэтому задача общества — не дать кризисным явлениям достичь критической величины, принять необратимый характер, придающий обществу новое качественное состояние и ставящий его на грань гибели. Особенно важно это учитывать в России — стране, в которой любые противоречия и конфликты всегда были особенно острыми.
В настоящее время можно выявить следующие общие признаки, свойственные любому государству и праву общества переходного периода.
• Переходный период возникает в результате социальных потрясений в виде революций, войн, неудавшихся радикальных реформ. В зависимости от конкретно-исторических условий той или иной страны формы, темпы и результаты данных социальных явлений весьма различны. Например, любая революция достигает быстрых и радикальных результатов, если ее движущей силой является весь народ, а не отдельная социальная группа. И, напротив, радикальные реформы, не поддерживаемые большинством населения, не могут реализовываться многие десятилетия.
• Переходный период возникает в обществах, где имеется массовое неисполнение или нарушение конституции и законов, прежде всего представителями государственной власти. Государство становится неспособно защитить права большинства граждан, а граждане сознательно и безнаказанно уклоняются от исполнения законов.
• В переходный период попадает общество, в котором государственная идеология ненадлежащим образом воплощается на практике. В этом случае она неизбежно замещается иными идеями, по которым живет население, нередко противоречащими нормам права.
• Переходный период возникает в обществе, в котором имеется сильное расстройство экономических связей, значительное социальное расслоение и нищенское существование значительной части населения. В таких обществах мизерная часть населения купается в роскоши, а большинство работников получает мизерную зарплату, не развито собственное производство материальных благ, плохо снабжаются провинции, уменьшается или деградирует население и т.п. Такое состояние рано или поздно приводит к революциям или гражданским войнам, предвестниками которых являются массовые акции социального протеста (пикеты, митинги, шествия и т. п.).
• В государстве и праве переходного периода доминируют деятельность и акты органов исполнительной власти. В таких государствах руководство исполнительной власти имеет широкие полномочия в законотворческой сфере (издание заменяющих законы актов, отклонение законов, роспуск парламента и т. п.). Органы законодательной и судебной власти не имеют эффективных механизмов воздействия на органы исполнительной власти (не могут сместить правительство или министров, привлечь к ответственности высших должностных лиц и т. д.).
• Переходный период допускает альтернативное развитие государства и права. Выбор того или иного пути развития определяется многими факторами: характером основной нации в государстве, наличием природных ресурсов, экономическими возможностями, государственной идеологией, состоянием преступности, личными качествами руководителей государства и т. п. Все эти факторы могут оказывать различное влияние на развитие (или регресс) государства и права, время от времени среди них обозначаются доминирующие, но они всегда воздействуют на государство и право только во взаимосвязи.
23.Социологическая теория права, ее основные идеи и современная оценка
Социологическая юриспруденция начала формироваться на исходе XIX в.
Социологическое направление в теории права (Рудольф Иеринг, Евгений Эрлих, Роско Паунд) основывается главным образом на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики. Сторонники этого направления обращаются прежде всего к процессу реализации права, выдвигают лозунг "право в действии". Правовые нормы государства, по их мнению, — это лишь часть права. Наряду с ними существует "живое право", которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное, утверждают они, — изучение реального порядка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея "гибкости права", другими словами, возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения. Отсюда — отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения. Эта теория ведет к фактическому расширению "правотворческих" функций судьи и принижению роли закона, поскольку судья не связан юридическими нормами и может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственной интуиции, решить то или иное дело. Положительным моментом в этой теории является ориентация на учет реальных процессов, происходящих в правовом регулировании, их изучение на основе конкретно-социологических методов.Слабой стороной социологического направления является то, что возникает опасность размывания понятия права, утраты правом своих границ и, как следствие - появляется больше возможностей для нарушения закона, произвола судебных и административных органов.
Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и. вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют "средний" класс- основной стабилизатор общественных отношений.
Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества-экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т. п.
Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например, получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных - побогаче. Данная теория, несомненно, опирается на реальные процессы, факты, но все-таки существенно идеализирует буржуазное общество и государство.
20.Социалистическое государство и особенности его функционирования
Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности и христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.
Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны.
В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.
Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим "полугосударством", которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.
Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам. В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные деформациями и стремившиеся перейти к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны. Они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. Догматизм в теории, субъективизм, волюнтаризм и необоснованное стремление к "большим скачкам" в социальном развитии, как свидетельствует не только опыт Китая, приводит к ошибкам в практике государственного строительства (например, опыт культурной революции).
Социалистическое государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы - всеобщее материальное и духовное благополучие людей.
21.Буржуазное право, его сущность и функции
БУРЖУАЗНОЕ ПРАВО – совокупность юридических норм, правил поведения, выражающих волю буржуазии – господствующего класса капиталистического общества, обусловленную, в конечном счёте, материальными условиями существования этого класса. Посредством права буржуазия навязывает свою волю трудящимся, подчиняет и угнетает их. Применение норм Б. п. основано на принудительной силе буржуазного государства как особого аппарата насилия над эксплуатируемым большинством народа. Служебная роль Б. п., как важной части надстройки, состоит в активной защите капиталистического базиса, в закреплении и охране общественных отношений и порядков, выгодных и угодных буржуазии. Все институты Б. п., обусловленные, в конечном счёте, капиталистическим базисом, строятся в соответствии с правовыми (а равно политическими и иными) взглядами буржуазии. Б. п.–последний исторический тип эксплуататорского права, устанавливаемый с приходом буржуазии к власти. Исторически Б. п. и буржуазная законность
пришли на смену феодальному праву. В той мере, в какой капитализм был шагом вперёд в развитии общества по сравнению с феодализмом, Б. п. сыграло объективно прогрессивную роль, особенно в те периоды после буржуазной революции, когда закрепляемые и обслуживаемые этим правом производственные отношения полностью соответствовали характеру производительных сил. Основным институтом, определяющим природу, содержание и назначение Б. п., является институт частной собственности на орудия и средства производства.
22.Особенности государств и правовых систем переходного периода
Каждое государство и право функционируют в определенном обществе. В непрерывно, с той или иной степенью интенсивности, развивающемся обществе неизбежно наступают более или менее длительные периоды такого состояния, когда объективное развитие, прежде всего экономики, производительных сил и производственных отношений, приводит к переходу его в новое качественное состояние, от одной общественно-экономической формации к другой (например, от феодализма к капитализму). Такой переходный период в зависимости от руководителей государства может осуществляться под контролем государства, которое, изменяясь само, изменяет и право, приспосабливая его содержание и реализацию к потребностям общественной практики, а может происходить при минимальном вмешательстве государства, стихийно, в нарушение старых и при отсутствии новых правовых норм.Переходный период в обществе — это всегда сложное, противоречивое, нередко кризисное состояние государства и права, связанное и обусловленное критической переоценкой практики их функционирования в прошлом, трудном выборе пути своего дальнейшего развития. Поэтому знание причин и условий (признаков) переходного периода имеет важное практическое значение, поскольку позволяет найти пути выхода из кризисных состояний, плавной трансформации общества, государства и права с минимальными издержками. Поэтому задача общества — не дать кризисным явлениям достичь критической величины, принять необратимый характер, придающий обществу новое качественное состояние и ставящий его на грань гибели. Особенно важно это учитывать в России — стране, в которой любые противоречия и конфликты всегда были особенно острыми.
В настоящее время можно выявить следующие общие признаки, свойственные любому государству и праву общества переходного периода.
• Переходный период возникает в результате социальных потрясений в виде революций, войн, неудавшихся радикальных реформ. В зависимости от конкретно-исторических условий той или иной страны формы, темпы и результаты данных социальных явлений весьма различны. Например, любая революция достигает быстрых и радикальных результатов, если ее движущей силой является весь народ, а не отдельная социальная группа. И, напротив, радикальные реформы, не поддерживаемые большинством населения, не могут реализовываться многие десятилетия.
• Переходный период возникает в обществах, где имеется массовое неисполнение или нарушение конституции и законов, прежде всего представителями государственной власти. Государство становится неспособно защитить права большинства граждан, а граждане сознательно и безнаказанно уклоняются от исполнения законов.
• В переходный период попадает общество, в котором государственная идеология ненадлежащим образом воплощается на практике. В этом случае она неизбежно замещается иными идеями, по которым живет население, нередко противоречащими нормам права.
• Переходный период возникает в обществе, в котором имеется сильное расстройство экономических связей, значительное социальное расслоение и нищенское существование значительной части населения. В таких обществах мизерная часть населения купается в роскоши, а большинство работников получает мизерную зарплату, не развито собственное производство материальных благ, плохо снабжаются провинции, уменьшается или деградирует население и т.п. Такое состояние рано или поздно приводит к революциям или гражданским войнам, предвестниками которых являются массовые акции социального протеста (пикеты, митинги, шествия и т. п.).
• В государстве и праве переходного периода доминируют деятельность и акты органов исполнительной власти. В таких государствах руководство исполнительной власти имеет широкие полномочия в законотворческой сфере (издание заменяющих законы актов, отклонение законов, роспуск парламента и т. п.). Органы законодательной и судебной власти не имеют эффективных механизмов воздействия на органы исполнительной власти (не могут сместить правительство или министров, привлечь к ответственности высших должностных лиц и т. д.).
• Переходный период допускает альтернативное развитие государства и права. Выбор того или иного пути развития определяется многими факторами: характером основной нации в государстве, наличием природных ресурсов, экономическими возможностями, государственной идеологией, состоянием преступности, личными качествами руководителей государства и т. п. Все эти факторы могут оказывать различное влияние на развитие (или регресс) государства и права, время от времени среди них обозначаются доминирующие, но они всегда воздействуют на государство и право только во взаимосвязи.
23.Социологическая теория права, ее основные идеи и современная оценка
Социологическая юриспруденция начала формироваться на исходе XIX в.
Социологическое направление в теории права (Рудольф Иеринг, Евгений Эрлих, Роско Паунд) основывается главным образом на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики. Сторонники этого направления обращаются прежде всего к процессу реализации права, выдвигают лозунг "право в действии". Правовые нормы государства, по их мнению, — это лишь часть права. Наряду с ними существует "живое право", которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное, утверждают они, — изучение реального порядка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея "гибкости права", другими словами, возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения. Отсюда — отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения. Эта теория ведет к фактическому расширению "правотворческих" функций судьи и принижению роли закона, поскольку судья не связан юридическими нормами и может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственной интуиции, решить то или иное дело. Положительным моментом в этой теории является ориентация на учет реальных процессов, происходящих в правовом регулировании, их изучение на основе конкретно-социологических методов.Слабой стороной социологического направления является то, что возникает опасность размывания понятия права, утраты правом своих границ и, как следствие - появляется больше возможностей для нарушения закона, произвола судебных и административных органов.