Файл: 1. Теория государства и права как наука, ее объект и предмет исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 557
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
24.Естественно-правовая теория, ее сущность и основные идеи
Естественно правовая теория предполагает сосуществование двух систем права: естественного и позитивного. Позитивное – это такое право, которое официально признано и действует в том или ином государстве в виде законов, других правовых актов. В теории происхождения государства и права эта теория получила название договорной, а также ее называют теорией договорного происхождения государства и права.
Основные положения естественно-правовой теории:
1) против идеи божественного происхождения государства и права;
2) рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора);
3) народ обладает естественным неотчуждаемым правом не только на создание государства на основе общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.
Некоторые положения этой теории были выдвинуты в Древней Греции в V–IV вв. до н. э. софистами (Гиппий). В XVII–XVIII вв. эту теорию взяли на вооружение мыслители, активные борцы с крепостничеством и феодальной монархией. Данную концепцию поддерживали и развивали голландские просветители Г. Гроций и Б. Спиноза, английские – Т. Гоббс и Д. Локк, французские – Ж. Руссо, Поль Гольбах. В дальнейшем сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права последовательно защищали тезис о том, что народ страны обладает естественным и неотчуждаемым правом не только на формирование государства на базе общественного договора, но и на отпор тиранам, несправедливым правителям.
25.Историческая школа права, ее место и роль в истории политико-правовых учений
Основными представителями исторической школы права были германские юристы: Гуго, Савиньи и Пухта. Историческая школа права возникла после падения империи Наполеона I, когда феодальная аристократия была вынуждена пойти на уступки буржуазии. Основные положения, которые выдвигали представители исторической школы:
1) историческая школа права отрицала вероятность существования единого для всех народов права, при этом опиралась на то, что у каждого государства, как и любого другого народа, есть свое, характерное ему право, отличающееся от права какой либо другой страны и устанавливаемое исторически свойственным ему народным духом;
2) право каждого народа является проявлением народного духа, которое выражает его «общее убеждение», «общее сознание». Оно вырабатывается как результат исторического процесса; передается как традиция от поколения к поколению, способно к саморазвитию и складывается постепенно, так же, как язык и нравы.
Как положительную сторону анализируемой школы многие ученые отмечают то, что она обратила внимание на необходимость изучения истории права, прежде всего его источников, и сама собрала связанный с этим богатый материал, главным образом по истории римского права.Историческая школа права считала, что правовой обычай стоит выше закона. От исторической школы права многое заимствовали современные американские буржуазные юристы прагматисты, которые утверждали, например, что источником права служат «привычки» людей, которые терпят лишь медленные и небольшие изменения и не допускают коренных изменений в праве
26.Нормативистская теория права: основные идеи, методологическое значение и недостатки
Впервые теоретические положения нормативизма были изложены Штаммлером в работе, которая определяет право как внешнее регулирование потребности людей. Основные положения нормативизма изложены юристом Кельзеном.Суть нормативистской теории составляют следующие положения:
- право является пирамидой норм;
- во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция);
- каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;
- сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы;
- право "живет" только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например, естественного);
- право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть "в чистом виде".
Исходя из своих научных представлений, нормативистская теория отстаивала идею правовой государственности. Современные сторонники нормативистской школы также поддерживают концепцию о примате международного права над внутригосударственным и идею о возможности создания «мирового государства» и «мирового правительства.К достоинствам теории можно отнести следующие:
- признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от индивидуальных актов до суверенной нормы высшей юридической силы;
- идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;
- признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т. д., следовательно, ликвидация дуализма между "естественным" и "позитивным" правом.
- выделение формальных признаков права, которые и составляют его юридическую сущность.
Главный недостаток теории - повышенное внимание к формальной стороне права.
27.Психологическая теория права, ее сущность, основные идеи и методологическое значение
Данная теория получила свое распространение в начале ХХ века. Основоположником теории является русский ученый Лев Николаевич Петражицкий. В числе приверженцев, последователей этой теории: А. Росс, Г. Гурвич, М.А. Рейснер.
Л.И. Петражицкий направил свое внимание на психологическую сторону формирования правового поведения, вынося его даже за рамки интеллектуальной стороны. Он считал, что особенная природа явлений права находится в сфере эмоционального, в области переживаний, но никак не в области разума. Данное право он назвал интуитивным, отличая его от права позитивного. К последнему он относил нормы, веления, запреты, которые были направлены к лицам, находящимся в подчиненном отношении к праву и правоотношениям. Интуитивное право, по Петражицкому, определяет психологическое отношение адресата к объективному, официальному (позитивному) праву.
Таким образом, можно выделить основные положения психологической теории права, а именно:
1) психологическая теория права, которая различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право;
2) позитивное право – действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права;
3) интуитивное право, с которым человек в своих отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции – импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенные действия.
Теория обращает свое внимание на психологическую сторону воздействия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения.
28.Марксистская теория права, ее основные идеи и место в современной правовой культуре
Данная теория представлена в работах основоположников марксизма- ленинизма и их последователей. В основе теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически государствующего класса. Как и государство, оно является продуктом классового общества. Его содержание носит классово-волевой характер. Марксистско – ленинское учение видит сущность права в его классовости и материальной обусловленности. Это положение позже было перенесено нашей юридической наукой на отечественной право.
Важный аспект теории проявляется в критике социально-экономических взглядов Лассаля. В противовес взглядам Лассаля, Маркс пишет: «Всякое право есть применение одинакового масштаба к разным людям, которые на деле одинаковы и не равны. Поэтому «равное право» есть нарушение равенства и несправедливости».
Если марксизм – ленинизм видит в праве средство закрепления воли и охраны интересов экономически господствующих классов, то представители научных течений концентрируют внимание на соотношение права и государства, права и личности.
Заслугой данной теории является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества. Но, все же, понимание права ограничено лишь классовым обществом, в котором государство является единственным творцом права, не учитывающим интересы человека
29.Система прав и свобод личности: понятие и виды, основные пути обеспечения и защита прав человека и гражданина
Права человека – это права, объективные по свеой сущности, неотъемлемые, естественные, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы. Гегель, например, отмечал, что человек как таковой имеет право на свободу.Права человека представляют собой определенные социальные притязания, меры социально оправданной свободы поведения человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека. Права человека являются непосредственно-социальными: они фиксируются и существуют вне каких-либо внешних форм социального опосредования. Есть непосредственная связь между феноменом прав человека и идеей естественного права, которая базируется на объективном существовании исходных, социально оправданных и социально необходимых условиях (правах и свободах) жизни человека. При этом в рамках идей естественного права и прав человека оправдана и постановка вопроса о естественных, непосредственно-социальных