Файл: Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста (На примере мадоу детский сад 84).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Годы детства характеризуются легкостью привыкания к непривычному, подвижностью воображения. Детство замечательно непрестанными творческими попытками, которые непроизвольны и жизненно необходимы. Дошкольный период – это период, когда любая творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства.
К искусству ребенок приобщается с детства. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить – это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него – больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т.д.
Каждый возраст требует своего подхода к процессу обучения. Задачи, которые ставятся перед ребёнком 3-4 лет, отличаются от тех, которые решаются детьми старшего дошкольного возраста. В этот период закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации, которая в дальнейшем, в процессе развития изобразительной деятельности, будет иметь решающее значение. Очень важно обогащать сенсорный опыт малышей: широко знакомить их с предметами и явлениями окружающей жизни, их свойствами: формой, цветом, величиной и др.
Речь ребенка переживает стремительное развитие в период дошкольного детства. Происходит увеличение словаря, овладение новыми грамматическими формами родного языка, изменение строения речи в пользу более сложных форм.
В дошкольном детстве у детей впервые появляются этические инстанции, происходит соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.
Переход из старшего дошкольного в младший школьный возраст оказывает значительное влияние на личность ребенка, становясь своеобразным рубежом между непроизвольностью и произвольностью. На место эмоционального и непосредственного выражения желаний ребенка («я хочу») приходит сознательность («так надо»). Подобная трансформация обусловлена развитием всей психической сферы ребенка.
Для ребенка как в старшем дошкольном, так и в младшем школьном возрасте характерными являются выражения любопытства к новым видам деятельности или необычным предметам, потребность во внешних впечатлениях. Поначалу описанные интересы носят поверхностный характер, но постепенно именно они становятся основой для формирования познавательных интересов. Познавательные потребности играют важную роль в системе потребностей младшего школьника, и в течение школьного детства трансформируются из интереса внешними атрибутами деятельности до глубоких увлечений. При чем, если по началу познавательные потребности младших школьников целиком удовлетворяются силами педагога, то к концу младшего школьного возраста ребенок научается удовлетворять их самостоятельно. Под влиянием учителя у него формируются потребность в овладении школьными умениями и навыками и потребность в знаниях. Иногда последняя бывает развитой уже в старшем дошкольном возрасте и участвует в формировании психологической готовности ребенка к школе.
Таким образом, дошкольный период детства длится от 3 до 6-7 лет и характеризуется игровой деятельностью в качестве ведущей. Основными психологическими новообразованиями дошкольного детства являются появление детского мировоззрения, возникновение этических инстанций, возникновение мотивов деятельности, возникновение произвольного поведения, возникновение личного сознания.
1.3 Методы, средства воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста
В формировании культуры поведения существует несколько методов воспитания.
Об этом утверждали педагоги и психологи Ю.К.Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, что методы воспитания – это пути, способы достижения заданной цели.
При этом объединили все методы в три группы:
- методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручения, требования, воспитывающие ситуации;
- методы формирования нравственного сознания: объяснение, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.
К.Д. Ушинский также выделил методы, способствующие воспитанию культурного поведения детей: нравственное просвещение, личный пример взрослых, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения отрицательных поступков, поощрения и наказания [11, c.44].
В результате воспитания культуры поведения у дошкольников появиться в том случае, если педагог будет умело и грамотно использовать совокупность методов воспитания, в комплексе, во взаимосвязи.
При воспитании культуры поведения у дошкольников осуществляется и с помощью определенных средств:
- художественные средства, они включают художественную литературу, изобразительное искусство, музыку, видеофильмы. Художественные средства воспитания содействуют эмоциональной окраске моральных явлений, которые познает старший дошкольник;
- природа, как правило, вызывает у дошкольников гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, способствует формированию культуры общения; [25, c.9]
-собственная деятельность детей включает игру, труд, учение, художественную деятельность, способствует осознанию и воспитанию культуры деятельности, общения в совместной деятельности детей и сверстников, также детей и взрослых;
- окружающая обстановка или социальная среда – это семья, близкие взрослые, друзья, сверстники и прочие влияют на ценностные ориентации ребенка, тем самым активизирует механизм нравственного воспитания и влияет на воспитание культурно-гигиенических навыков, культуры общения, культуры деятельности [20, c.60]
Для воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста можно использовать информационные интерактивные средства, которые на сегодняшний день активно внедряются в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций.
Дошкольное образовательное учреждение чаще всего используют следующие технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска ноутбук, видеомагнитофон, телевизор, принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.
Воспитывать культуру поведения необходимо непрерывно, систематически и планомерно, воспитание культуры поведения дошкольников от случая к случаю не даст необходимых результатов. [17, c.77]
Результат использования методов воспитания будет эффективным при соблюдении следующих требований:
- любой метод или группа методов должны быть гуманным, не унижающим ребенка и не нарушающим его прав;
- метод должен быть реально осуществимым и логически завершенным, каждый метод должен быть весомым и значимым;
- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства его реализации;
- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации;
- методы воспитания необходимо применять тактично;
- при подборе методов следует учитывать степень сложности воспитываемого качества;
- проектируя и подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на определенного ребенка;
- применение методов нравственного воспитания требует от педагога терпения и терпимости;
- в воспитании культуры поведения должны преобладать методы, которые предполагают обучение ребенка различным способам действия;
- применение методов в комплексе, во взаимосвязи. [15, c.18]
Таким образом, методы и средства являются эффективными при воспитании культуры поведения в дошкольным возрасте, если соблюдать ряд педагогических требований.
Вывод по первой главе:
- во-первых, культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
- во-вторых, в содержании программы культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени.
- в-третьих, положительные результаты в формировании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. В формировании культуры поведения дошкольников выделяются несколько этапов.
Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте, закладываются основы культуры общения, культуры деятельности, формируется культурно-гигиенические навыки.
На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения.
И уже на третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимание уделяет осознанию детьми значимости правил этикета.