Файл: Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста (На примере мадоу детский сад 84).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Поддержка разнообразия детства – МАДОУ Детский сад №84 выстраивает образовательную деятельность с учетом специфики Республики Татарстан, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства – подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.

3. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей – предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам.

4. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

5. Сотрудничество МАДОУ Детский сад №84 с семьёй – предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьёй, как в содержательном, так и в организационном планах.

6. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья, спорта, культуры.

7. Индивидуализация дошкольного образования – открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появление индивидуальной траектории развития каждого ребенка. Сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности.

8. Возрастная адекватность образования – предполагает подбор содержания, методов и приемов в соответствии с возрастными особенностями детей.

9. Развивающее вариативное образование – образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей, интересов, мотивов и способностей.

10. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.

11. Образовательная программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Содержание образовательной программы дошкольного образования МАДОУ Детский сад №84 (таблица 1) направлено на развитие личности детей в разных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Таблица 1 Содержание образовательной программы дошкольного образования МАДОУ Детский сад №84




Содержание образовательной программы МАДОУ Детский сад №84 включает две основные части: обязательную часть и часть, которая формируется участниками образовательных отношений, они обе являются обязательными и взаимодополняющими.

Содержание обязательной части образовательной программы МАДОУ Детский сад №84 предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей раннего и дошкольного возраста во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, то есть воспитанниками, родителями, педагогическими сотрудниками МАДОУ Детский сад №84, включает три направления. Обучение детей плаванию относится к такой образовательной области, как физическое воспитание, приобщение детей к народной культуре – художественно-эстетическому развитию, программа «Юный исследователь» МАДОУ Детский сад №84 познавательному развитию.

Воспитательную работу в МАДОУ Детский сад №84 осуществляют педагогический коллектив, она организуется в развивающей среде.

Приоритетным вопросом в воспитании детей всех возрастных групп в рассматриваемом детском саду является физическое воспитание. Его успех зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, самостоятельной двигательной деятельности. Особое значение придается также овладению детьми системой доступных знаний о соблюдении здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности.

Обязательной составляющей содержания воспитательного процесса в МАДОУ Детский сад №84является умственное воспитание. Для его осуществления применяется как повседневная жизнь ребенка, так и специально организованная учебная деятельность.

В МАДОУ Детский сад №84 осуществляется эстетическое и нравственное воспитание, которое способствует развитию природных наклонностей, творческих способностей, дарований, творческого воображения, фантазии. В данном случае используются произведения музыкального, театрального, литературного, изобразительного искусства в контексте общечеловеческой и национальной культуры.



Первоочередными задачами нравственного развития в МАДОУ Детский сад №84дошкольников является пробуждение гуманных чувств личности, формирования морально-волевых качеств, ознакомления с содержанием и значением нравственных требований, норм и правил поведения, морально-этическими ценностями.

Особое значение в МАДОУ Детский сад №84придается гражданскому воспитанию детей, а именно прививаются чувства любви и уважения к родным и близким, другим людям, родительскому дому, детскому саду, своего города, также интерес и уважение к государственным символам (флаг, герб, гимн).

Основной задачей трудового воспитания детей в МАДОУ Детский сад №84, является воспитание эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей.

В МАДОУ Детский сад №84также осуществляется воспитание экологической культуры у детей: воспитание реалистических представлений о явлениях природы, элементов экологического мировоззрения.

Воспитание культуры поведения и ее составляющих: культуры деятельности, культуры общения, культурно-гигиенических навыков в МАДОУ Детский сад №84 не выделено в отдельное направление воспитания, но оно осуществляется в процессе повседневной деятельности детей, обучающей и игровой.

Культура деятельности воспитывается педагогом на словах, перед игровой деятельностью, детей просят заранее бережно относиться к игрушкам и книгам, объясняется это тем, что другие дети потом тоже хотят играть этими вещами, что принято бережно относиться к общим вещам.

Также после игровой деятельности воспитатель напоминает старшим дошкольникам, чтобы они сложили все игрушки по местам, объясняет, что каждая игрушка должна лежать на своем месте, тогда легко ее будет найти.

Культура общения у старших дошкольников в МАДОУ Детский сад №84 воспитывается в процессе организации и проведения различных игр. Воспитатель, участвуя в игре или наблюдая за нею, всегда напоминает детям, что они должны быть вежливы друг с другом, не забывали благодарить сверстников за оказанное одолжение. Также воспитатель часто предлагает старшим дошкольникам игры, которые предполагают коллективное участие в них, то есть ребята должны объединяться вокруг той или иной цели, задачи, это их сплачивает, что предполагает доброжелательное общение друг с другом. Также культура общения воспитывается у старших дошкольников в процессе посещения кукольного театра, планетария, музея, кинотеатра, библиотеки, воспитатель следит, чтобы все дети здоровались и прощались с работниками учреждений, также вежливо обращались с той или иной просьбой. Если хоть один из детей не делает этого, воспитатель напоминает этому ребенку о необходимости вежливого общения.


Культурно-гигиенические навыки у старших дошкольников в МАДОУ Детский сад №84 воспитываются перед и после приемов пищи, воспитатель следит, чтобы все дети мыли руки с мылом, чтобы использовали салфетки после еды. Также воспитатель может указать на неопрятность в одежде и научить ребенка как исправить ее. Например, завязать ленточку в прическе, подтянуть колготки, носочки и прочее. Также воспитатель следит, чтобы дети правильно вели себя за столом, держали правильно столовые приборы.

Таким образом, учебно-воспитательный процесс в МАДОУ Детский сад №84 осуществляется в соответствии с государственным федеральным стандартом дошкольного образования, воспитательная работа осуществляется педагогическим составом и включает в себя физическое, умственное, эстетическое и нравственное, гражданское, трудовое и экологическое воспитание. Культура поведения старших дошкольников воспитывается в рамках образовательного процесса детского сада, в течение повседневных игр, занятий, посещения общественных мест, но как отдельное направление воспитания не выделяется.

Вывод по второй главе:

- во-первых, анализируя полученные данные можно сделать вывод и предложения. У большинства испытуемых отмечается в целом недостаточный уровень культуры поведения. Но они способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил.

- во-вторых, поддерживая положительные действия и поступки, воспитатель опирается на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность. Индивидуальный подход воспитателя к каждому ребенку помог ему проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МАДОУ ДЕТСКИЙ САД №84

3.1. Разработка комплекса мероприятий, направленных на совершенствование процесса воспитания культуры поведения дошкольников в детском саду

В МАДОУ №84 воспитание культуры поведения дошкольников осуществляется практически на протяжении всего дня пребывания их в детском саду, в процессе занятий, игр, посещения различных учреждений, экскурсий. Но в то же время нет отдельных мероприятий направленных именно на воспитание культуры поведения дошкольников.


На основании проведенной оценки разработан комплекс мероприятий, по воспитанию культуры поведения старших дошкольников в МАДОУ №84, они представлены на рисунок 3.