ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 282
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, Президент в Российской Федерации) или властным решением вышестоящего органа (правительство, министерство).
По форме реализации государственной деятельности органы государства классифицируются на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы; по принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные; по иерархии - на федеральные, республиканские и местные; по срокам полномочий -на постоянные (создаются без ограничения срока действия) и временные (создаются для достижения краткосрочных целей); по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные (Государственная Дума РФ) и единоначальные (Президент); по правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные; по характеру компетенции - на органы общей (Правительство) и специальной компетенции (министерства) и т.п.
3. Классификация законов. Виды законов в Российской Федерации.
Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д. Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства.
По этому основанию различают законы конституционные и текущие
1) конституционные законы - это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Конституция - акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства Кроме того в КРФ определен перечень конкретных ФКЗ При принятии данной категории законов обязательно необходимо одобрение не менее 3/4 голосов членов Сове та Федерации, однако на эти голоса может быть положено вето Президента РФ который также обладает полномочиями в принятии федеральных конституционных законов,
2) обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социаль-ной, духовной жизни общества Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции В свою очередь законы, делятся на кодификационные и текущие.
Среди законов следует выделять: а) федеральные законы - это законы, которые принимаются федеральным законодательным органом (Федеральным Собранием) и распространяются на всю территорию Российской Федерации б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.
Правовой статус личности - это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
Правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, в противном случае, он может неправильно понимать или присваивать себе какой-либо статус и неверно ориентировать свое поведение.
Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.
Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил
, установленных нормами международного права и международными договорами.
Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.
Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы - гражданским, трудовым, административным правом и др.
Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.
Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т. п.
2. Государство и местное самоуправление.
Местное самоуправление — это самоорганизация граждан по месту их жительства, самостоятельно и под свою ответственность осуществляющая собственные инициативы в вопросах местной значения. Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Современные требования к самоуправлению заключаются в признании демократического способа формирования местного самоуправления как единственно возможного, а также обеспечении политической, административной и финансовой самостоятельности (автономии) местных сообществ. Компетенция органов местного самоуправления должна строиться так
, чтобы им были подведомственны все вопросы, которые наиболее эффективно могут решаться на местах. Центральные или региональные органы государственной власти делегируют свои полномочия, этом случае органам местного самоуправления предоставляется право учитывать местные условия. Государственные органы должны проводить с органами местного самоуправления консультации в процессе планирования или принятия решений, которые затрагивают непосредственно эти органы (например, при изменении территориальной сферы полномочий органов местного самоуправления). Местное самоуправление по особенностям его формирования, и по специфике функционирования существенно отличается от государственной власти. Главный субъект местного самоуправления — гражданин. Он самостоятельно и свободно решает, участвовать ему в собрании жителей самоуправленческой территориальной единицы, в местном референдуме или на выборах в органы местного самоуправления. Гражданин вправе свободно выдвигать кандидатуры, в том числе и свою собственную, в органы самоуправления. Местное самоуправление приобщает всех без исключения граждан к участию в управлении делами общества и государства. Самоуправленческая власть осуществляется в интересах всего местного сообщества (населения конкретного муниципального образования или его части), от его имени и им самим. Иначе обстоят дела с государственной властью. На формирование государственных органов воля частного лица мало оказывает воздействия. Здесь работают другие механизмы: мобилизованные групповые интересы, опирающиеся на финансовые средства, которых, как правило, нет в распоряжении конкретных индивидов. Частное лицо не в состоянии влиять и на механизмы формирования государственных органов, и на механизмы принятия ими решений. Проводя различие между государственной властью и местным самоуправлением, следует иметь в виду, что уровень компетентности, необходимый для решения государственных дел выше, чем тот, который требуется для принятия решений в системе самоуправления. Формирование органов самоуправления, неподконтрольно никому, кроме местного населения, лица входящие в состав органов местного самоуправления, не могут назначаться или утверждаться государственными органами, контроль может осуществляться в случаях предусмотренных Конституцией или законом.
3. Понятие и структура нормативных правовых актов, их особенности и виды.
Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.
Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.
Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).
Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.
Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:
- по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые;
- административно-правовые акты и т. д.);
- по территории действия (федеральные, региональные и местные).
Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.
Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.
Существует несколько признаков закона:
- закон – одно из основных источников права;
- установлен особый порядок принятия;
- принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);
- регулирует важнейшие общественные отношения.
Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:
- никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;
- другие нормативные акты не должны противоречить закону;
- при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.
Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов.
По форме реализации государственной деятельности органы государства классифицируются на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы; по принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные; по иерархии - на федеральные, республиканские и местные; по срокам полномочий -на постоянные (создаются без ограничения срока действия) и временные (создаются для достижения краткосрочных целей); по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные (Государственная Дума РФ) и единоначальные (Президент); по правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные; по характеру компетенции - на органы общей (Правительство) и специальной компетенции (министерства) и т.п.
3. Классификация законов. Виды законов в Российской Федерации.
Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д. Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства.
По этому основанию различают законы конституционные и текущие
1) конституционные законы - это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Конституция - акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства Кроме того в КРФ определен перечень конкретных ФКЗ При принятии данной категории законов обязательно необходимо одобрение не менее 3/4 голосов членов Сове та Федерации, однако на эти голоса может быть положено вето Президента РФ который также обладает полномочиями в принятии федеральных конституционных законов,
2) обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социаль-ной, духовной жизни общества Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции В свою очередь законы, делятся на кодификационные и текущие.
Среди законов следует выделять: а) федеральные законы - это законы, которые принимаются федеральным законодательным органом (Федеральным Собранием) и распространяются на всю территорию Российской Федерации б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ | |
Утверждаю Председатель ГАК ____________________ « » ___________ 2014 г. | ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 (030500.62) «Юриспруденция» ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)» |
2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1 Билет № 11 1. Понятие и структура правового статуса личности. Виды правового статуса личности. 2. Государство и местное самоуправление. 3. Понятие и структура нормативных правовых актов, их особенности и виды. |
-
Понятие и структура правового статуса личности. Виды правового статуса личности.
Правовой статус личности - это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
Правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, в противном случае, он может неправильно понимать или присваивать себе какой-либо статус и неверно ориентировать свое поведение.
Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.
Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил
, установленных нормами международного права и международными договорами.
Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.
Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы - гражданским, трудовым, административным правом и др.
Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.
Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т. п.
2. Государство и местное самоуправление.
Местное самоуправление — это самоорганизация граждан по месту их жительства, самостоятельно и под свою ответственность осуществляющая собственные инициативы в вопросах местной значения. Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Современные требования к самоуправлению заключаются в признании демократического способа формирования местного самоуправления как единственно возможного, а также обеспечении политической, административной и финансовой самостоятельности (автономии) местных сообществ. Компетенция органов местного самоуправления должна строиться так
, чтобы им были подведомственны все вопросы, которые наиболее эффективно могут решаться на местах. Центральные или региональные органы государственной власти делегируют свои полномочия, этом случае органам местного самоуправления предоставляется право учитывать местные условия. Государственные органы должны проводить с органами местного самоуправления консультации в процессе планирования или принятия решений, которые затрагивают непосредственно эти органы (например, при изменении территориальной сферы полномочий органов местного самоуправления). Местное самоуправление по особенностям его формирования, и по специфике функционирования существенно отличается от государственной власти. Главный субъект местного самоуправления — гражданин. Он самостоятельно и свободно решает, участвовать ему в собрании жителей самоуправленческой территориальной единицы, в местном референдуме или на выборах в органы местного самоуправления. Гражданин вправе свободно выдвигать кандидатуры, в том числе и свою собственную, в органы самоуправления. Местное самоуправление приобщает всех без исключения граждан к участию в управлении делами общества и государства. Самоуправленческая власть осуществляется в интересах всего местного сообщества (населения конкретного муниципального образования или его части), от его имени и им самим. Иначе обстоят дела с государственной властью. На формирование государственных органов воля частного лица мало оказывает воздействия. Здесь работают другие механизмы: мобилизованные групповые интересы, опирающиеся на финансовые средства, которых, как правило, нет в распоряжении конкретных индивидов. Частное лицо не в состоянии влиять и на механизмы формирования государственных органов, и на механизмы принятия ими решений. Проводя различие между государственной властью и местным самоуправлением, следует иметь в виду, что уровень компетентности, необходимый для решения государственных дел выше, чем тот, который требуется для принятия решений в системе самоуправления. Формирование органов самоуправления, неподконтрольно никому, кроме местного населения, лица входящие в состав органов местного самоуправления, не могут назначаться или утверждаться государственными органами, контроль может осуществляться в случаях предусмотренных Конституцией или законом.
3. Понятие и структура нормативных правовых актов, их особенности и виды.
Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.
Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.
Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).
Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.
Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:
- по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые;
- административно-правовые акты и т. д.);
- по территории действия (федеральные, региональные и местные).
Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.
Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.
Существует несколько признаков закона:
- закон – одно из основных источников права;
- установлен особый порядок принятия;
- принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);
- регулирует важнейшие общественные отношения.
Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:
- никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;
- другие нормативные акты не должны противоречить закону;
- при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.
Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов.