ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ | |
Утверждаю Председатель ГАК ____________________ « » ___________ 2014 г. | ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 (030500.62) «Юриспруденция» ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)» |
2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1 Билет № 9 1. Теория государства и права и отраслевые юридические науки, их соотношение и взаимосвязь. 2. Цивилизационный подход к типологии государств, его достоинства и недостатки. 3. Понятие системы права, ее черты и основные компоненты. |
-
Теория государства и права и отраслевые юридические науки, их соотношение и взаимосвязь.
Теория государства и права изучает основные общие закономерности государственных и правовых явлений в целом, независимо от того, в какой конкретной области общественной жизни государства, его определенные органы (представительные, исполнительные, судебные), отдельные группы правовых норм (отрасли права), концентрируя внимание на изучении их структуры и функций, анализируют особенности правового регулирования конкретного вида общественных отношений. Так, например, наука административного права изучает правовые формы исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти; наука трудового права исследует процесс трудовой деятельности рабочих и служащих.
Теория государства и права не подменяет и не растворяется в теории отраслевых юридических наук. Каждая отраслевая юридическая наука исследует закономерности и особенности собственного предмета.
По отношению к отраслевым наукам теория государства и права выступает как общеправовая наука. Значение теории государства и права для наук, изучающих отрасли права, выражается прежде всего в том, что она является методологической, базовой наукой в системе юридических наук. Ее выводы, общетеоретические положения являются основой для решений специальных вопросов отраслевых наук. Вырабатывая свою отраслевую теорию, эти юридические науки исходят из методологических положений теории государства и права.
Теория государства и права одновременно является и «обслуживающей» наукой, поскольку она формулирует исходные понятие о государстве и праве и тем самым обеспечивает отраслевые юридические науки необходимой общетеоретической базой для выработки ими собственной теории, отраслевого научного понятийного аппарата. Общие понятия государства, права, нормы права, правоотношения, юридической ответственности лежат в основе конституционного, административного, гражданского, уголовного, семейного права и других отраслевых наук.
Между теорией государства и права и отраслевыми юридическими науками существует двусторонняя связь, тесное взаимодействие. Отраслевые науки в свою очередь имеют большое значение для теории государства и права. Они питают ее фактическим материалом. Выводы и данные отраслевых юридических наук служат важнейшей предпосылкой более глубоких теоретических обобщений, дальнейшего развития теории государства и права в целом.
-
Цивилизационный подход к типологии государств, его достоинства и недостатки.
Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.
Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества.
1. Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения.
2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры.
3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях.
Достоинства цивилизационной типологии: определены духовные факторы как существенные.
Недостатки:
-
недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; -
выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга.
3. Понятие системы права, ее черты и основные компоненты
Система права представляет собой совокупность норм права, правовых институтов и отраслей права, находящихся во взаимосвязи и обусловленных системой общественных отношений.
Системная организация права имеет важное значение как для законодателя, так и для правоприменителя. Принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично включить его в существующую систему права, не нарушая ее целостности. Правоприменителю это помогает правильно толковать и применять норму права. Системность права положительно влияет и на процесс упорядочения законодательства.
Основными чертами системы права являются следующие:
– система права – объективное свойство права, действующего в данном обществе, она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными и историческими факторами;
– система права соответствует структуре общества, т.е. той системе общественных отношений, которые закрепляются и регулируются правом, она не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей;
– система права исторически изменчива, она эволюционирует вместе с развитием общества;
– первичным элементом системы права выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты и отрасли права;
– элементы системы права внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство;
– дифференцирующими признаками системы права выступают предмет и метод правового регулирования;
– входящие в состав системы права отрасли, будучи взаимосвязанными, не дублируют, а наоборот, взаимно исключают друг друга. Объясняется это тем, что одна и та же норма не может регулировать два различных вида общественных отношений.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ | |
Утверждаю Председатель ГАК ____________________ « » ___________ 2014 г. | ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 (030500.62) «Юриспруденция» ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)» |
2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1 Билет № 10 1. Историческая школа права, ее место и роль в истории политико-правовых учений. 2. Понятие и признаки государственных органов. Современные подходы к классификации органов государства. 3. Классификация законов. Виды законов Российской Федерации. |
-
Историческая школа права, ее место и роль в истории политико-правовых учений.
Договорную и естественно-правовую теории в XVIII в. стала теснить получившая наибольшее распространение в Германии историческая школа права, откровенно выражавшая консервативную реакцию против идей Просвещения, предшествующих возникновению естественно-правовых доктрин. Свое название школа получила потому, что стояла на позициях историзма в объяснении возникновения государства и права. Удар наносился как в наиболее слабое место теории естественного права – по тезису о вечности, незыблемости и врожденности, естественных прав человека, противоречащему исторической реальности, так и в наиболее сильное – обоснование справедливости и правомерности борьбы народа против попрания естественных свобод и прав граждан. Эти позиции были обозначены уже в сочинении английского парламентского деятеля Э. Бёрка “Размышления о революции во Франции”, получившем впоследствии широкое распространение в Германии. По мнению Бёрка, государственная жизнь определяется не абстрактными схемами и договором, а историей и традициями. Поэтому революция неправомерна. Реформа, основанная на началах национальной традиции, – вот правильный путь. Политическая свобода – не абсолютное, а относительное понятие. Равенство граждан – фикция. Виднейший представитель исторической школы права Ф. Савиньи , министр юстиции прусского короля, и другие ее сторонники [основоположник исторической школы права Г. Гуго , Г. Пухта и др. утверждали, что право появляется самопроизвольно в результате исторического выражения народного духа. Оно не создается законодателем, который всего лишь, так или иначе, фиксирует состояние народного духа. Право исторически возникает, растет и умирает вместе с данным народом, аналогично развитию народных нравов, обычаев, языка. Что касается государства, то оно, по мнению Савиньи, представляет собой “естественное целое, телесное выражение духовной общности народа, органическое проявление народа, продукт закономерного исторического развития”. Словом, историзм подчеркивается и выделяется как бы сам по себе, а собственно причины и реальные обстоятельства, объясняющие возникновение государства и права на определенном историческом этапе развития человечества, остаются в глубокой тени, не говоря уже о таинственном и загадочном “народном духе”.
2. Понятие и признаки государственных органов. Современные подходы к классификации органов государства.
Орган государства - учреждение, участвующее в пределах своей компетенции в осуществлении функций государства и наделенное для этого соответствующими властными полномочиями. Роль и место каждого органа в механизме государства непосредственно связаны с правовым статусом этого органа, закрепленного в нормативных правовых актах, с важностью и характером функций государства, в осуществлении которых данный орган участвует.
Каковы основные признаки государственного органа, отличающие его от других (в том числе негосударственных) органов и организаций?
Во-первых, - и это самое главное - орган государства осуществляет свою деятельность от имени государства, для чего он наделяется соответствующими государственно-властными полномочиями. Выражается это в том, что орган государства наделяется правомочием на издание нормативных правовых и индивидуальных актов, действие которых обеспечивается государственным принуждением.
Во-вторых, деятельность органа государства всегда юридически оформлена. Она осуществляется на основании нормативного правового акта статутного характера, как правило специального положения (устава) о государственном органе. В таком акте определяется правовой статус данного органа, его полномочия, закрепляется внутренняя структура, порядок, процедура его деятельности, основы взаимоотношений с другими органами, учреждениями и организациями и т.д.
В-третьих, орган государства представляет собой относительно обособленную, самостоятельную структуру, которая занимает свое, строго определенное место в системе государственных органов и осуществляет свою деятельность по реализации соответствующей государственной функции в пределах своей компетенции, т.е. в конкретных, четко определенных законодательством формах, а также специфическими, присущими данному виду органов методами.
В-четвертых, для осуществления возложенных на него функций и ресурсного обеспечения его деятельности, государственный орган наделяется определенными финансовыми и другими материальными средствами.
В-пятых, орган государства создается в учредительном порядке (непосредственно населением, например Государственная Дума