ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Государственная власть и ее признаки. Легитимность и легальность государственной власти.
Государство – особая политико-правовая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию и ее население, располагает для этого органами публичной власти, осуществляет сбор налогов и обладает суверенитетом.
Государственная власть – особая разновидность социальной власти.
Признаки:
- особый субъектный состав. (органы государства, органы местного самоуправления, должностные лица).
- имеет публично-политический характер и юридическое оформление, поэтому действует в режиме правовых ограничений в соответствии с принципом «разрешено только то, что закреплено в законе».
- официально представляет всё общество, распространяется на всех и каждого, независимо от политических, религиозных, национальных и др. предпочтений и особенностей лиц.
Принято также различать легальную и легитимную власть. Эти понятия хотя и близки, но не тождественны.
Легальной признается власть, созданная и функционирующая на правомерном (законном) основании, т.е. власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона.
Легитимная - это власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть, которой население доверяет.
Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти представляет собой ее юридическую характеристику, легитимность - ее нравственную оценку.
Легитимность – это одобрение государственной власти, легальность – это соответствие государственной власти законам.
- легитимная государственная власть может быть нелегальной (национально-освободительные движения в колониальных странах);
- легальная государственная власть может быть нелегитимной (это состояние предшествует всем революциям);
- государственная власть может совмещать легальность и легитимность (состояние, соответствующее устойчивым общественным отношениям).
Различают следующие типы легитимности:
1) вера в право (западная культура); необходимость реформ, основанных на правовых принципах;
2) вера в харизматического лидера, такого как Гитлер или Сталин (харизма (греч.) – «пророки, обладающие особым даром воздействия на аудиторию»; этот тип легитимности характерен для России); 3) вера в традиции – традиционалистский тип легитимности (еще Конфуций говорил, что власть легитимна,
если она опирается на сложившиеся обычаи, традиции, ритуалы; плох тот руководитель, который проводит реформы, не считаясь со сложившимися в обществе традициями)
3. Понятие, признаки и виды правоотношений. Структура правоотношений.
Правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормой права, участники которых имеют субъективные юридические права и обязанности
Признаки правоотношений:
1 правовые отношения возникают исключительно на основе норм права Нет соответствующей нормы - нет и правовых отношений
2 Правовые отношения являются разновидностью общественных отношений, т.е. могут возникнуть только в человеческом обществе, между конкретными субъектами - собственниками определенных юридических качеств (правоспособность и дееспособным ность).
3 Между участниками правовых отношений возникает специфический юридический связь посредством субъективного права одного лица и юридической обязанности другого лица есть в правоотношениях всегда является сторона правоуп полномочий и правозобовьязана (контрагенты правоотношенийн).
4 Правовые отношения имеют волевой характер, то есть для его возникновения необходима воля (желание) как минимум одного из участников Люди вступают в правовые отношения с определенной целью - например, получить сп падок, принять участие в выборах, купить товаар.
5 Право отношения возникают по поводу реального блага
6 Права отношения охраняются и обеспечиваются силой государственного принуждения
Различают следующие виды правоотношений:
1) по отраслевому признаку - конституционные, административные, гражданские, трудовые, семейные и т.д.
2) в зависимости от функций права - регулятивные и охранительные Регулятивные возникают из правомерных действий, а охранительные - на неправомерных действий субъектов Например, правовые отношения между арендодателем и орендато ором земельного участка возникли из правомерных действий - заключение договора аренды, а потому регулятивными Правовые отношения между лицом (подозреваемого в совершении кражи) и следователем (что ведет расследование) является охранными, так как возникли с неправомерных действий пидозрюваногого.
3) по количественному составу субъектов: простые - возникают между двумя субъектами; сложные - между 3 и более субъектами
4) по характеру обязанностей: активные и пассивные правоотношения В активных обязанность субъекта состоит в необходимости совершить определенные действия (передать вещь, выполнить работу), в пассивных - обязанность состоит в том, чтобы не совершать дий.
2 Структура правоотношений
Правоотношения имеют сложную структуру и включают в себя следующие элементы:
• субъекты;
• объекты;
• содержание правоотношений
Субъекты правоотношений • - это правоспособные и дееспособные лица, являющиеся носителями юридических прав и обязанностей их должно быть как минимум два: носитель права и носитель обязанностей
Правоспособность - это закрепленная законодательством и обеспеченная государством возможность субъекта иметь объективные права и нести юридические обязанности
Правоспособность физического лица возникает с момента рождения и прекращается со смертью Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица Полная дееспособность, как правило, приходит с достижением полн нолиття Лицо, которое является душевно больным или слабоумных, может быть признано недееспособным по решению суда Такие лица могут быть носителями прав и обязанностей, но их реализацию осуществляют другие особсоби.
Правоспособность и дееспособность юридического лица возникает одновременно с момента государственной регистрации и прекращается с его ликвидацией
Дееспособность - это закрепленная законодательством и обеспеченная государством возможность субъекта приобретать и осуществлять свои права и обязанности личными действиями Дееспособность разделяют на:
• угодоздатнисть - способность субъекта правоотношений своими действиями осуществлять и заключать гражданско-правовые сделки;
• деликтоспособность - способность субъекта правоотношений нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение Виды субъектов права:
• физические лица (люди): граждане данного государства, бипатриды (граждане двух государств), апатриды (лица без гражданства);
• юридические лица: государство, органы государства и органы местного самоуправления, государственные учреждения, предприятия, организации, общественные организации (политические партии, движения);
• социальные общности: народ (нация), территориальные общности (население, административно-территориальные единицы, избирательные округа), трудовые коллективы
Объекты правоотношений - это реальное (материальное или нематериальное) благо, по поводу которого объекты вступают в правоотношения.
Содержание правоотношения - это субъективные права и юридические обязанности участников правовых отношений.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ | |
Утверждаю Председатель ГАК ____________________ « » ___________ 2014 г. | ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 (030500.62) «Юриспруденция» ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)» |
2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1 Билет № 21 1. Нормативистская теория права: основные идеи, методологическое значение и недостатки. 2. Место и роль современного государства в политической системе общества. 3. Нормы права: классификация и виды. |
-
Нормативистская теория права: основные идеи, методологическое значение и недостатки.
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.
Основные идеи:
1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;
2) по Кельзену, бытие права принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы, юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в чистом виде, вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;
3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме
Достоинства:.
— верно, подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;
— нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу (более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;
- признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.
Слабые стороны:
— слишком значителен крен к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.). Поэтому представители данной теории недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами, т.е. излишне очищают от них право;
- признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными
2. Место и роль современного государства в политической системе общества.
Государство - часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие политических интересов. Оно занимает ведущее место в политической системе общества. Особое место государства в политической системе предопределено в силу следующих причин:
• является единственным легитимным представителем своего народа, имеет самую широкую социальную основу, выражая интересы основной части населения;
• является единственным носителем суверенитета;
• обладает публичной властью и является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;