Файл: Современная гуманитарная академия утверждаю.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, не утрачивая при этом своей самобытности. Кроме того, Россия оказалась восприимчива и к традициям семьи общего (англосаксонского) права, допуская в отдельных случаях в правоприменении и толковании права действие принципа прецедента.

Славянская правовая общность основывается на значительной культурно-исторической специфике правовых ценностей славянских стран.

Данная правовая семья имеет общие идеологические, национальные, духовные, исторические и специально-юридические основания. Восточные и южные славяне сформировали в свое время государства, основы культурной, в том числе юридической традиции под сильным влиянием Византийской империи, оплота православия и восточноевропейской культуры.

Знакомство с византийским законодательством, установление дипломатических, торговых и иных отношений с Византией привело к сильному устойчивому заимствованию христианской правовой традиции, особенно – традиций христианской синоптической кодификации. Влияние византийского законодательства проявилось сильно в законодательных реформах великого князя Владимира, последовавших после крещения Руси. Крещение поставило общество перед необходимостью принятия не только церковных догматов, но тщательно разработанную систему церковного и переплетающегося с ним светского права, относящегося к мирянам. Византийские миссионеры ускорили процесс рецепции римско-византийских юридических установлений (периода не поздних, а более ранних кодификаций). Так, Эклога вошла в сборник «Мерило праведное» в виде текста под названием «Леона и Константина верная цесаря» и является полным переводом этого источника. «Правда Ярослава» («Древнейшая правда») стала радикальной корректировкой этого реципированного законодательства.

Рецепция римско-византийского правового наследия происходила путем полного или частичного заимствования византийских номоканонов (сборников смешанного церковного и светского назначения). В Киевской Руси получили распространение не только номоканоны, но гражданское и уголовное право, изложенное в Эклоге и Прохироне. Но эти византийские сборники имели хождение на Руси под названиями «Кормчая книга», «Градский закон», «Закон судный людям» и др. Мера заимствований особенно возросла в период составления Соборного Уложения царя Алексея Михайловича.

Правоведение и государствоведение в России восприняло не только византийские законы, способы и образцы кодификации, но и во многом и государственные и общественные институты управления, которые получили впоследствии название православной государственной культуры (в том числе культуры права). В целом, самобытность славянской правовой семьи обусловлена не столько технико-юридическими (формальными) признаками, сколько социально-культурными и государственными началами (содержательными).


К основным признакам данной семьи права можно отнести: христианские представления о справедливости и правде, самобытность русской государственности (для русского права всегда была характерна связь его с государством), преобладающие коллективные формы хозяйствования, тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православного христианства. Юридические источники славянской правовой семьи унаследовали законодательные традиции римского права, тем самым по природе источников данная правовая семья примыкает к романо-германской правовой семье.


СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ


Утверждаю

Председатель ГАК
____________________
« » ___________ 2014 г.


ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ

521400 (030500.62) «Юриспруденция»

ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)»



2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1

Билет № 23
1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Предмет теории государства и права.

2. Формационный подход к типологии государства, его достоинства и недостатки.

3. Виды диспозиций норм права, их краткая характеристика и примеры.



1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Предмет теории государства и права.

При изучении теории государства и права следует различать ее как науку и учебную дисциплину. Во-первых,теория государства и права как учебная дисциплина полностью основывается на теории государства и права как науке. Поэтому научные достижения в теории государства и права полностью определяют содержание данной учебной дисциплины. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, например, цель учебной дисциплины дать студентам базовые знания об основных категориях государства и права и связанных с ними общественных явлениях и процессах, а также об основных закономерностях государственно-правовой жизни общества. Цель науки — получение и накопление новых знаний о государстве и праве, тесно связанных с ними госдарственно-правовых явлениях и процессах. В-третьих, учебная дисциплина носит более субъективный характер, чем наука. Теория государства и права как наука, ее структура и содержание объективно обусловлены системой изучаемых государственно-правовых явлений. Структура и содержание теории государства и права как учебной дисциплины во многом производны от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов, позиции авторов учебников и учебных пособий, личных качеств преподавателя.



В-четвертых, они различаются по объему содержащихся знаний, т.к. учебная дисциплина включает в себя только основы по вопросам общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права, тесно связанных с ними государственно-правовых и социальных явлений. В свою очередь теория государства и права как наука аккумулирует знания по множеству научных направлений, которые не охватываются учебной дисциплиной (например, философия права, социология права, юридическая конфликтология, сравнительное правоведение, сравнительное государствоведение и др.).

Таким образом, образом теория государства и права как наука и учебная дисциплина понятия не тождественные, которые отличаются между собой по целям функциям, объему, содержанию и другим критериям.

Задачами учебной дисциплины теории государства и права является:

1. Формирование у студентов глубоких и твердых знаний об общеправовых и государствоведческих категориях, понятиях, юридических конструкциях, лежащих в основе юриспруденции.

 2. Формирование, развитие и закрепление у студента юридического мышления направленного на формирование общей и правовой культуры; высокого профессионализма; чувства законности и справедливости.

3. Уяснение студентами основных принципов права, т.е. усвоение не только буквы, но и духа закона.

4. Овладение студентами достижениями выдающихся отечественных и зарубежных юристов в области теории государства и права.

5. Овладение студентами первичными навыками юридической оценки, юридической квалификации, толкования норм права.

Как учебная дисциплина теория государства и права выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку.

Стоит также отметить, что теория государства и права является одной из самых сложных учебных дисциплин, изучаемых студентами на первом курсе юридических факультетов. Поскольку содержит огромный массив научных подходов, теорий, понятий, категорий, терминов и юридических конструкций. При этом большое значение при изучении учебного курса отводится научным определениям (дефинициям), которые в сжатом виде отражают сущность рассматриваемых явлений и процессов. Поэтому наряду с учебной литературой студентам надлежит самостоятельно и углубленно изучать научные работы: монографии, сборники ученых трудов, статьи в юридических журналах.



2. Формационный подход к типологии государства, его достоинства и недостатки.
Формационный подход к типологии государства и права основывается на марксистском учении о смене общественно-экономических формаций. Каждой из них соответствует свой исторический тип государства. Так, рабовладельческой формации свойственны рабовладельческий тип государства и права, феодальной - феодальный и т.д.

Формационный подход исходит из закономерностей развития государства и права как определенных политических реалий, сменяемых на определенной фазе развития общества в результате антагонистических противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Когда последние становятся оковами в развитии первых, наступает социальная революция, разрешающая указанные противоречия. Вот как об этом пишет К. Маркс: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или, что является только юридическим выражением последних, с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке».

Формационный подход характеризуется тем, что признает только революционный переход от одного типа государства к другому. В антагонистических типах государства он усматривает диктатуру соответствующего господствующего класса, а социальное назначение государства сводит к реализации классовых интересов. Причем эксплуататорское государство марксизм трактует как государство в собственном смысле слова, а социалистическое как полугосударство.

Таким образом, формационный подход к государству и праву имеет четко выраженный классовый характер. Сердцевиной марксистского учения о социалистическом государстве, возникающем на обломках буржуазного, является концепция диктатуры пролетариата.


  1. Виды диспозиций норм права, их краткая характеристика и примеры.

Диспозиция - это элемент юридической нормы, указывающий на правило   поведения, которому должны следовать участники правоотношений. Это стержень юридической нормы, ее сердцевина, модель правомерного поведения.
Лишь в сочетании с гипотезой и санкцией, диспозиция действует, проявляет свои регулирующие способности.

Анализ диспозиций юридических норм позволяет выявить достаточно много их разновидностей.

Как и гипотезы, диспозиции подразделяются на казуальные и абстрактные. Первая перечисляет конкретные предписываемые, разрешаемые или запрещаемые действия, а вторая предусматривает определенный тип поведения. Историческим прообразом казуальной диспозиции является прецедент - решение суда или иного государственного органа по отдельному делу. Как отмечалось в литературе, «нормы с казуальными диспозициями крайне неудачны в техническом отношении, ибо, не обеспечивая беспробельности закона, они обусловливают его чрезмерную громоздкость». Так, Российское Уложение о наказаниях, в котором применялись казуальные гипотезы, содержало 2034 статьи, в то время как современный УК РФ, знающий только абстрактные диспозиции, - лишь около 400. Примером нормы с абстрактной диспозицией может служить ст. 105 УК РФ. Предусматривая наказания за умышленное убийство, она ограничивается определением убийства как такового; каких-либо разновидностей насильственного лишения человека жизни, совершенного умышленно, в ней не указывается.

По способу выражения правил поведения диспозиции подразделяются на простые, описательные, отсылочные и бланкетные.

Простая диспозиция содержит только указание на вид преступления, причем ограничивается одним его наименованием, не давая определения. Она применяется тогда, когда признаки правонарушения достаточно очевидны.

Описательная диспозиция включает в себя не только наименование преступного деяния (например, кража), но и перечень его основных признаков (в нашем примере отличительным признаком кражи является то, что она - тайное похищение чужого имущества, в отличие от грабежа, который определяется как «открытое похищение чужого имущества» .

Бланкетная диспозиция