ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
не определяет признаков преступления, а предоставляет установление их специально указанным органам.
Отсылочная диспозиция отсылает к другой статье данного уголовного закона, в которой дается описание соответствующего вида преступления, или к другому нормативному акту.
1. Категории и понятия теории государства и права.
Категория – наиболее общее или специальное априорное (умозрительное) понятие, используемое при построении теорий.
Философские категории:
причина и следствие;
необходимость и случайность;
общее, особенное, единичное;
сущность и форма и т. п.
являются отправными, исходными знаниями, которые в теории государства и права конкретизируются применительно к государственно-правовым явлениям. Это позволяет научно достоверно вырабатывать общетеоретические знания о государстве и праве в виде категорий (понятий).
В системе понятий ТГП главную теоретико-познавательную роль выполняют наиболее общие понятия – категории, являющиеся результатом максимального обобщения:
сущность государства;
форма государства;
тип государства;
функция государства;
механизм государства;
сущность права и т. д.
Содержание понятий теории государства и права объективно задано государственно-правовыми закономерностями, поэтому понятие – это аналог, мыслительный образ закономерностей государственно-правовой жизни общества.
Теория государства и права - это общая, общетеоретическая юридическая наука. Она занимается исследованием проблем, общих для всех юридических дисциплин. Последние, в отличие от теории государства и права, имеют более конкретный, прикладной характер. Поскольку теория государства и права раскрывает глубинные связи и отношения и на этой основе формулирует главные, основополагающие выводы, можно говорить о том, что теория государства и права - наука фундаментальная.
2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Государственный аппарат - это система органов и учреждении, которые осуществляют государственное управление обществом и защиту его основных интересов, связанных между собой общими принципами и едиными конечными целями. Это совокупная связь органов государства, призванных реализовывать его назначение
Государственный аппарат имеет принципы организации и деятельности.
1. Законность - это основной принцип деятельности государственного аппарата, Деятельность государственного аппарата должна осуществляется в строгом соответствии с законом, являясь носителями властных полномочии.
2. Гласность - деятельность государственных органов осуществляется открыто за исключением органов, которые должны сохранять государственную и военную тайну.
3. Федерализм - разграничение органов на федеральные и органы субъектов федерации.
4. Научность предполагает, что все решения, принимаемые органами государства должны быть:
а/ обоснованными и выполнимый;
б/ согласованными, не противоречить друг другу;
в/ должны приниматься своевременно;
г/ должны контролироваться их полной реализации. Государственный аппарат является средством осуществления функций государства.
Признаки государственного механизма.
1. Государственный: механизм представляет собой систему органов и учреждений.
2. Государственный механизм состоит из людей, специально занимающихся управлением.
3.Функция государственного механизма обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а иногда и понудительным воздействием.
4. Государственный механизм призван гарантировать и охранять права граждан.
3. Действие и прекращение действия нормативных правовых актов во времени.
Действие нормативно-правовых актов во времени. В материальном праве, например гражданском и уголовном, по общему правилу применяется нормативно-правовой акт, действовавший во время возникновения правоотношения, т. е. в тот момент, когда имел место юридический факт, изменивший права и обязанности участников. Например, в уголовном праве это момент совершения преступления. В процессуальном праве применяется нормативно-правовой акт, действующий во время совершения процессуального действия. По общему правилу закон не имеет обратной силы, т. е. не применяется к правоотношениям возникшим до вступления его в силу. Иногда закону может быть придана обратная сила, например в уголовном праве обратную силу имеют 3 вида законов:
- устраняющие преступность деяния,
- смягчающие наказание,
- иным образом улучшающие положение лица, совершившего преступление.
В Конституции закреплено: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Действующим нормативно-правовым актом признается такой акт, который вступил в силу и не утратил ее. Как правило, населению предоставляется время для ознакомления с новым актом. Например, федеральные законы вступают в силу по истечении 10
дней со дня их официального опубликования, если законом не предусмотрено иное. Закон утрачивает силу:
- в связи с его отменой,
- в связи с принятием нового закона, предусматривающего нормы не совместимые с ранее действовавшими (даже если законодатель забыл отменить старый закон),
- в связи с истечением срока, если нормативно-правовой акт был срочный;
- в связи с отпадением обстоятельств, на которых было основано действие нормативно-правового акта (например, нормативно-правовые акты, регламентирующие режим чрезвычайного положения на определенной территории утрачивают силу в связи с отменой чрезвычайного положения на этой территории).
Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.
Марксистское учение о государстве и праве содержит следующие основные положения: государство и право – всегда классовые по своей сущности явления, а потому имеются только в классовом обществе; они возникают с делением общества на классы как объективно необходимый результат их борьбы и общественного разделения труда; развитие государства и права обусловливается, в конечном счете, производственными отношениями; государство и право, обладая относительной самостоятельностью, оказывает обратное воздействие на все сферы общества; государство и право –
орудия классового господства, они осуществляют, поддерживают, охраняют всю систему этого господства; представляя волю и интересы господствующих классов, государство и право в своих функциях аккумулируют, формируют и реализуют главным образом волю и интересы этих классов; изменение государства и права не меняет их сущности; со сменой типов классового общества меняется тип государства и права; с исчезновением классов в рамках коммунистической формации государство и право отмирают . Следует заметить также, что только последнее обстоятельство не нашло своего исторического подтверждения, возможно, в силу того, что до настоящего времени после своего возникновения классы не исчезали ни в одном обществе ни одной страны в мире.
Для марксистской теории права характерно рассмотрение права в тесной взаимосвязи с государством. Естественно-правовая теория исходит из того, что возникновению государства предшествует “естественное право”, предоставляемое человеку (гражданину, подданному) не государством, а данное ему Богом или природой – от рождения. С возникновением государства в обществе образуются две системы права: естественное (догосударственное) и позитивное (положительное) – установленное или санкционированное государством и реально действующее в данный момент под государственной охраной. Иными словами, естественное право – это то, каким следует быть праву позитивному с позиций “правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды” .
Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления, укрепления и развития государства. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в его историческом развитии, целей, которые оно преследует. Эти задачи и цели не могут быть произвольными. Они зависят от реальных условий, важнейшие из которых: экономические возможности общества
Отсылочная диспозиция отсылает к другой статье данного уголовного закона, в которой дается описание соответствующего вида преступления, или к другому нормативному акту.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ | |
Утверждаю Председатель ГАК ____________________ « » ___________ 2014 г. | ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 (030500.62) «Юриспруденция» ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)» |
2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1 Билет № 24 1. Категории и понятия теории государства и права. 2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 3. Действие и прекращение действия нормативных правовых актов во времени. |
1. Категории и понятия теории государства и права.
Категория – наиболее общее или специальное априорное (умозрительное) понятие, используемое при построении теорий.
Философские категории:
причина и следствие;
необходимость и случайность;
общее, особенное, единичное;
сущность и форма и т. п.
являются отправными, исходными знаниями, которые в теории государства и права конкретизируются применительно к государственно-правовым явлениям. Это позволяет научно достоверно вырабатывать общетеоретические знания о государстве и праве в виде категорий (понятий).
В системе понятий ТГП главную теоретико-познавательную роль выполняют наиболее общие понятия – категории, являющиеся результатом максимального обобщения:
сущность государства;
форма государства;
тип государства;
функция государства;
механизм государства;
сущность права и т. д.
Содержание понятий теории государства и права объективно задано государственно-правовыми закономерностями, поэтому понятие – это аналог, мыслительный образ закономерностей государственно-правовой жизни общества.
Теория государства и права - это общая, общетеоретическая юридическая наука. Она занимается исследованием проблем, общих для всех юридических дисциплин. Последние, в отличие от теории государства и права, имеют более конкретный, прикладной характер. Поскольку теория государства и права раскрывает глубинные связи и отношения и на этой основе формулирует главные, основополагающие выводы, можно говорить о том, что теория государства и права - наука фундаментальная.
2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Государственный аппарат - это система органов и учреждении, которые осуществляют государственное управление обществом и защиту его основных интересов, связанных между собой общими принципами и едиными конечными целями. Это совокупная связь органов государства, призванных реализовывать его назначение
Государственный аппарат имеет принципы организации и деятельности.
1. Законность - это основной принцип деятельности государственного аппарата, Деятельность государственного аппарата должна осуществляется в строгом соответствии с законом, являясь носителями властных полномочии.
2. Гласность - деятельность государственных органов осуществляется открыто за исключением органов, которые должны сохранять государственную и военную тайну.
3. Федерализм - разграничение органов на федеральные и органы субъектов федерации.
4. Научность предполагает, что все решения, принимаемые органами государства должны быть:
а/ обоснованными и выполнимый;
б/ согласованными, не противоречить друг другу;
в/ должны приниматься своевременно;
г/ должны контролироваться их полной реализации. Государственный аппарат является средством осуществления функций государства.
Признаки государственного механизма.
1. Государственный: механизм представляет собой систему органов и учреждений.
2. Государственный механизм состоит из людей, специально занимающихся управлением.
3.Функция государственного механизма обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а иногда и понудительным воздействием.
4. Государственный механизм призван гарантировать и охранять права граждан.
3. Действие и прекращение действия нормативных правовых актов во времени.
Действие нормативно-правовых актов во времени. В материальном праве, например гражданском и уголовном, по общему правилу применяется нормативно-правовой акт, действовавший во время возникновения правоотношения, т. е. в тот момент, когда имел место юридический факт, изменивший права и обязанности участников. Например, в уголовном праве это момент совершения преступления. В процессуальном праве применяется нормативно-правовой акт, действующий во время совершения процессуального действия. По общему правилу закон не имеет обратной силы, т. е. не применяется к правоотношениям возникшим до вступления его в силу. Иногда закону может быть придана обратная сила, например в уголовном праве обратную силу имеют 3 вида законов:
- устраняющие преступность деяния,
- смягчающие наказание,
- иным образом улучшающие положение лица, совершившего преступление.
В Конституции закреплено: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Действующим нормативно-правовым актом признается такой акт, который вступил в силу и не утратил ее. Как правило, населению предоставляется время для ознакомления с новым актом. Например, федеральные законы вступают в силу по истечении 10
дней со дня их официального опубликования, если законом не предусмотрено иное. Закон утрачивает силу:
- в связи с его отменой,
- в связи с принятием нового закона, предусматривающего нормы не совместимые с ранее действовавшими (даже если законодатель забыл отменить старый закон),
- в связи с истечением срока, если нормативно-правовой акт был срочный;
- в связи с отпадением обстоятельств, на которых было основано действие нормативно-правового акта (например, нормативно-правовые акты, регламентирующие режим чрезвычайного положения на определенной территории утрачивают силу в связи с отменой чрезвычайного положения на этой территории).
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ | |
Утверждаю Председатель ГАК ____________________ « » ___________ 2014 г. | ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 (030500.62) «Юриспруденция» ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)» |
2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1 Билет № 25 1. Марксистская теория права, ее основные идеи и место в современной правовой культуре. 2. Понятие, содержание и классификация функций государства. 3. Механизм правового регулирования: понятие, структура и основные элементы. |
-
Марксистская теория права, ее основные идеи и место в современной правовой культуре.
Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.
Марксистское учение о государстве и праве содержит следующие основные положения: государство и право – всегда классовые по своей сущности явления, а потому имеются только в классовом обществе; они возникают с делением общества на классы как объективно необходимый результат их борьбы и общественного разделения труда; развитие государства и права обусловливается, в конечном счете, производственными отношениями; государство и право, обладая относительной самостоятельностью, оказывает обратное воздействие на все сферы общества; государство и право –
орудия классового господства, они осуществляют, поддерживают, охраняют всю систему этого господства; представляя волю и интересы господствующих классов, государство и право в своих функциях аккумулируют, формируют и реализуют главным образом волю и интересы этих классов; изменение государства и права не меняет их сущности; со сменой типов классового общества меняется тип государства и права; с исчезновением классов в рамках коммунистической формации государство и право отмирают . Следует заметить также, что только последнее обстоятельство не нашло своего исторического подтверждения, возможно, в силу того, что до настоящего времени после своего возникновения классы не исчезали ни в одном обществе ни одной страны в мире.
Для марксистской теории права характерно рассмотрение права в тесной взаимосвязи с государством. Естественно-правовая теория исходит из того, что возникновению государства предшествует “естественное право”, предоставляемое человеку (гражданину, подданному) не государством, а данное ему Богом или природой – от рождения. С возникновением государства в обществе образуются две системы права: естественное (догосударственное) и позитивное (положительное) – установленное или санкционированное государством и реально действующее в данный момент под государственной охраной. Иными словами, естественное право – это то, каким следует быть праву позитивному с позиций “правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды” .
-
Понятие, содержание и классификация функций государства.
Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления, укрепления и развития государства. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в его историческом развитии, целей, которые оно преследует. Эти задачи и цели не могут быть произвольными. Они зависят от реальных условий, важнейшие из которых: экономические возможности общества