Файл: Современная гуманитарная академия утверждаю.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Принципы правового государства. Проблемы построения правового государства в России.


Из определения правового государства можно выделить два главных принципа правового государства:

Первый принцип нашел конституционное закрепление в ст.2 Конституции РФ, где сказано, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти является вторичной, производной.

Второй принцип воплощается в жизнь с использованием, прежде всего следующих способов и средств.

Ограничивают государственную власть сами права и свободы человека и гражданина, т.е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы "сдержек и противовесов", правового ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь.

Нужно понять, что государство само себя никогда не ограничит, ограничить власть может только другая власть. То есть власть государства можно ограничить, прежде всего, правами человека и гражданина, которые выступают своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще.


Правовое государство - это правовая (справедливая) организация государственной власти в высококвалифицированном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах.

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем.

Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.

В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы.

Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов — это не самое главное.

2. Субъекты законодательной инициативы в Российской Федерации. Стадии законодательного процесса.
Законодательная инициатива — стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения

 по принятию, изменению или отмене закона.

СУБЪЕКТЫ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ — определённый Конституцией РФ круг органов государственной власти и должностных лиц, наделённых правом вносить в Государственную Думу законопроекты либо выступать с законодательными предложениями. Такое право принадлежит Президенту РФ, Правительству РФ, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, а также Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по предметам их ведения (ст. 104). Кроме того, согласно Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания РФ, правом законодательной инициативы обладает также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы. Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что от 40 до 60% законодательных инициатив исходит от депутатов Государственной Думы. При этом значительная часть таких инициатив реализуется отдельными депутатами, что нельзя признать оправданным. Право законодательной инициативы в этом случае нередко используется в качестве инструмента политической борьбы или средства лоббирования интересов определенных социальных групп. Некоторые особенности реализации права законодательной инициативы предусмотрены Регламентом Совета Федерации, который, по сути, исключает возможность реализации законодательных инициатив отдельными членами палаты. Согласно ст. 43 Регламента предложение о разработке проекта нового федерального закона вносится комитетом Совета Федерации, или двумя членами палаты, представляющими в Совете Федерации один субъект РФ, или группой членов Совета Федерации численностью не менее 10 человек.

Поскольку правотворческая работа носит длительный характер (от нескольких месяцев до одного-двух и более лет), работа над законопроектом может быть разбита на несколько стадий, логично и последовательно сменяющих одна другую.

Первая стадия, внесение законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы и рассмотрение законопроекта в первом чтении. На этой стадии Совет Государственной Думы и соответствующий комитет Государственной Думы ведут работу по подготовке законопроекта к рассмотрению на заседании Государственной Думы. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.


Вторая стадия: доработка и рассмотрение законопроекта во втором чтении. Цель этой стадии - проанализировать содержание законопроекта с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. В рамках этой стадии происходит обсуждение поступивших от субъектов права законодательной инициативы, указанных в ст. 104 Конституции РФ, поправок к тексту законопроекта, проводится голосование по принятию этих поправок, а также по принятию доработанного законопроекта во втором чтении. Отклонение законопроекта в процессе второго чтения влечет отказ от последующего рассмотрения законопроекта.

Третья стадия: рассмотрение законопроекта в третьем чтении. На этом этапе происходит окончательное согласование текста законопроекта: устраняются возможные внутренние противоречия, устанавливается правильная взаимосвязь статей с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

Четвертая стадия: рассмотрение закона Советом Федерации. На эту процедуру высшей палате Федерального Собрания отводится 14 дней. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

Пятая стадия: рассмотрение федеральных законов Президентом РФ. В соответствии со ст. 107 Конституции РФ принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется для подписания и обнародования Президенту РФ, который обязан в течение 14 дней подписать федеральный закон и обнародовать его.

Шестая стадия: обнародование и вступление закона в силу. Тексты законов РФ подлежат официальному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и "Парламентской газете" в течение семи дней после подписания их Президентом РФ. Вступают в силу законы, как правило, по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. В результате закон начинает действовать на всей территории России и применяется к общественным отношениям, возникающим после введения его в действие.

3. Понятие и виды субъектов правоотношений. Признаки юридического лица.

Субъекты правоотношений
- это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения - это субъект права, который использует свою праводееспособность. Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) лица без гражданства; 4) иностранцы. Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане РФ, за рядом ограничений, установленных законодательством: они не могут, в частности, избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппарате, служить в Вооруженных Силах и т.п.

К коллективным субъектам относятся: 1) государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые - с субъектами Федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной государственной собственности и т.п.); 2) государственные организации; 3) негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т.д.). Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладают качествами юридического лица. Согласно ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Для того чтобы быть субъектом правоотношения, лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность - это способность индивида иметь права и обязанности. Дееспособность - это способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами человека и зависит от них. Выделяют следующие виды дееспособности: - полную (с 18 лет); - частичную (с 14 до 18 лет).