Файл: Отчет о научноисследовательской работе (банковский менеджмент актуальные проблемы в российской практике).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Переход к цифровому банковскому обслуживанию привел к целому ряду преимуществ для клиента [44, с. 29]:

  1. банковское обслуживание в режиме 24/7/365 без перерывов;

  2. сокращение транзакционных затрат путем уменьшения времени на совершение банковских операций;

  3. устранение незапланированных затрат на обслуживание;

  4. возможность автоматизации платежей с помощью шаблонов;

  5. доступ к услугам банка из любой точки мира с помощью лишь доступа в Интернет и гаджета;

  6. контроль текущего счета, мониторинг движений денежных средств, баланса и безналичных операций;

  7. высокая ориентированность на потребности клиента;

  8. получение консультации и помощиот робота-помощника в режиме реального времени.

Пандемия Covid-19 вызвала значительные изменения в поведении людей, затронув различные социальные группы, в том числе пожилых людей, которые отрицали нововведения и цифровые технологии. Многие граждане освоили дистанционные сервисы банков и оценили их удобства и планируют пользоваться ими далее. Пандемия заметно ускорила процессы цифровизации в различных сферах экономики и раскрыла новые цифровые возможности для трансформации банковского сектора [23].

Процесс трансформации банковских продуктов и клиентского сервиса в условиях банковской цифровизации изображены на рисунке 1.1.



Рисунок 1.1 – Изменения в мировой банковской сфере во время пандемии Covid-19

Согласно данным рисунка 1.1, можно сделать вывод о том, что в процессе цифровизации большая часть банков (60%) закрывают свои отделения, либо сокращают время их работы. Причиной такой тенденции является то, что в режиме онлайн с помощью цифрового банковского обслуживания банк может предоставить клиенту услуги, без нанесения ущерба качеству обслуживания, при этом еще и сократит время обслуживания, что, безусловно очень удобно для клиента и финансово выгодно для банка. Некоторые банки внедрили онлайн-запись в отделения банков, либо увеличили лимиты бесконтактных платежей, скорее всего подлобная тенденция в скором будущем приведет к значительному сокращению банковских отделений по стране.

Финансовый рейтинг Банки.ру провел исследование по уровню цифровизации банков России и сформировал отчет по количеству баллов за каждый пункт, по которому оценивался уровень цифровизации. Так, по состоянию на июль 2023 года, в топ-10 банков вошли следующие банки (данные таблицы 1.1) [9, с. 10]:


Таблица 1.1 – Рейтинг по уровню цифровизации банков



Название банка

Количество коммуникаций

Платежные сервисы и технологии

Оформление продуктов

Итого

1

Райффайзенбанк

24,0

37,1

20,0

81,1

2

ВТБ

26,0

39,1

15,0

80,1

3

Тинькофф Банк

18,0

39,7

20,0

77,7

4

Уральский Банк Реконструкции и Развития

21,3

32,1

20,0

73,5

5

МТС Банк

18,0

38,3

15,0

71,3

6

Русский Стандарт

19,3

36,8

15,0

71,2

7

Альфа-Банк

11,0

39,5

20,0

70,5

8

Росбанк

17,3

38,2

15,0

70,5

9

Банк Открытие

11,0

39,0

20,0

70,0

10

Промсвязьбанк

15,0

39,1

15,0

69,1



16

СберБанк

16,0

39,5

10,0

65,5



20

ЮниКредит Банк

11,0

35,4

15,0

61,4


По данным таблицы 1.1 видно, что лидером по уровню цифровизации банков стал Райффайзенбанк, в нем представлен полный перечень рассматриваемых каналов общения. Банк сотрудничает со всеми сервисами по бесконтактной оплате, интегрирован с системой быстрых платежей и Единой биометрической системой (СПБ и ЕБС). В мессенджерах перед клиентами появляется IVR-меню (интерактивное голосовое меню), чат-бот, что, безусловно, облегчает предоставление услуг банка. Также, в случае, если клиент захочет открыть дебетовую карту в Райффайзенбанке или оформить кредит, то заявку можно оставить на сайте, а любой из этих продуктов с доставкой по адресу привезет курьер банка.



ВТБ в данном рейтинге занимает второе место, не смотря на то, что в плане коммуникации с клиентом он более клиентоориентированный, но банк не предоставляет услуги доставки кредита курьером по адресу.

Цифровая трансформация банковских услугявляется частью цифровой экономики. Сначала цифровая экономика касалась только банковских услуг, но теперь она проникла повсюду, начиная отоцифровки документов и заканчивая роботизацией производства. Сама по себе цифровизация – это процесс, требующий больших инвестиций. Цифровой банкинг - это не только интерфейсные приложения и многоканальное обслуживание клиентов,но и предложение расширенного и полного обслуживания клиентов с помощью автоматизированных процессов везде, где есть доступ в Интернет.Поскольку все банковские услуги предоставляются в режиме онлайн, банкам необходимо защищать свои данные от сбоев в стабильности системы и кибер-атак. Вся работа должна быть организована свысокой точностью. Необходимо использовать новые системы,которые помогут банкам интегрировать технологические преимущества. Например, BPM-системы (бизнес-управление процессами), которые координируют общую систему объекта с использованием средств автоматизации и интеграции IT-технологий, необходимых при принятии решений. Еще однойважной и важной частью цифровизации банковских услуг является Интеллектуальная система управления (ISC). Цель таких систем – оптимизировать работу менеджеров, минимизировать уровень человеческой работы на всех уровнях и перевестимногие процессы в автоматический режим, чтовидно на примере Сбербанка.Кроме того, банкам необходимо анализировать и защищать данные. Одной из современных систем защиты банковских услуг, оказываемых онлайн, является Единая биометрическая система (UBS) – цифровая платформа идентификации по голосу и лицу, созданная компанией «Ростелеком» по инициативе Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Центрального банкаРФ.

Осуществление дистанционной идентификации в финансовой сфере регулируется Федеральным законом № 482-ФЗ от 31 декабря 2019 года, что делает изменения в Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Многоуровневая система информационной безопасности позволяет отразить атаку в тот момент, когда при получении банковской услуги или покупке товарови услуг пользователь подтверждает свою личность – записывает видео и произносит последовательность цифр. С точки зрения децентрализованных систем, необходимо установить криптографические элементы для шифрования и защиты передаваемых данных. Еще один очень важный момент заключается в том, что банки должны стремиться к повышению качества взаимодействия с клиентами и пытаться вывести это взаимодействие на новый уровень[61, с. 69].


Сегодня клиенты довольны очень быстрым обслуживанием и удобными вариантами. Эта идеология не основана на предположениях и мифах. Для повышения производительности и индекса NPS (NetPromoterScore) банкам необходимо повысить качество услуг повысить качество предоставляемых услуг и сократить время обработки.

Для подключения к услуге цифрового обслуживания банка достаточно обратиться в любой филиал или зарегистрироваться на официальном сайте банка.

Классификацию и виды систем цифрового банкинга можно увидеть на рисунке 1.2[54, с. 62].

На сегодняшний день классификация технологий цифрового банкинга включает в себя 4 основных уровня развития. Наиболее распространенные в наших реалиях – это ежедневный банкинг и цифровой офис. Такие уровни, как финансовая платформа и банк как медиа сегодня не особо развиты. Что касается ежедневного банкинга (Dailybanking), то данный уровень технологий банка позволяет удовлетворять все потребности клиента, связанные с получением информации в офисе банка по его перечню банковских продуктов, или совершения движений по счетам с помощью платежных и переводных операций.


Новые технологии

Привычки пользователей

Продукты банка

Продажа, настройка, закрытие продуктов

Консультирование и претензионная работа

Доступ к документам и данным

Финансовые и околофинансовые продукты: налоговые вычеты, кредитные истории, бухгалтерия, страхование.

Консультации, советы, рекомендации по финансовой грамотности, стилю жизни и организации дел


Рисунок 1.2 – Классификация технологий цифрового банкинга

Цифровой офис (DigitalOffice) – это пользовательские задачи, которые исторически связаны с посещением офиса банка. Концепция цифрового банковского офиса предполагает, что в конечном итоге клиент прекращает взаимодействие с банком оффлайн: может дистанционно открыть любой продукт банка или отказаться от него, получить консультацию, поменять настройки и восстановить доступы, ни разу в течение всего цикла, не позвонив в банк и не посетив его офис[48, с.380].


Уже сегодня мы видим все преимущества и недостатки цифровизации банковскихуслуг. Многие операции выполняются онлайн, без непосредственного присутствия в банке. Мыможем безопасно переводить деньги любому человеку в мире, обращаться в службу поддержки банка в удобных мобильных приложениях, расплачиваться с помощью наших телефонов без кредитных карт, использовать наши биометрические данные для выполнения всех операций, связанных с финансами, и многое другое.

Цифровизация полностью изменит нашу жизнь, несмотря на то, что благодаря этим системам мы получили новый риск, представленным нашими персональными данными, хранящимися на банковских серверах, но при этом нам стало легче выполнять все необходимые сегодня функции. Банки заботятся о защите персональных данных своих клиентов, икачество защиты улучшается день ото дня. Российская Федерация в полной мере пытается форсировать нынешние тенденции к цифровизации, что видно из нормативных актов, принятых Центральным банком и правительством Российской Федерации. Банки сами создают лаборатории, нацеленные на создание новых технологий, организуют фестивали, где люди могут представить свои стартапы в цифровом банковском деле.В целом, усиленный процесс цифровизации в России только начинается, и есть много перспектив и барьеров, которые нам предстоит преодолеть, но в ближайшем будущем банки будут кардинально менять условия и методы предоставления своих услуг, что, безусловно, не обойдется без технологий цифровизации[48, с. 380].

  1. Направления цифрового банковского обслуживания в АО ЮниКредит Банк


ЮниКредит Банк в настоящее время является одним из крупнейших коммерческих банков России, предлагающим широкий спектр услуг корпоративным и частным клиентам, малым и средним предприятиям, а также финансовым и кредитным организациям. Банк активно развивает свою систему дистанционного банковского обслуживания, апандемия Covid-19 дала новый импульс: значительно уменьшилось количество физических отделений, увеличилось количество онлайн-возможностей. Из цифровых технологий ЮниКредит Банка на сегодняшний день можно выделить следующие: (рисунок 2.1)[73].


BusinessLine

Onlinebanking




Цифровые технологии

АО ЮниКредит Банка