Файл: Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения для специальности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 314

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

уметь:

  • определять основные параметры трансформатора;

  • проводить опыты холостого хода и короткого замыкания трансформатора;

  • определять тип и параметры машин постоянного и переменного тока по их маркировке;

  • определять частоту вращения ротора по значению скольжения и частоте тока в сети;

  • выбирать способы пуска двигателей в зависимости от их мощности;

  • определять потребляемую мощность двигателя по паспортным значениям КПД и номинальной мощности;

  • строить рабочие характеристики генераторов и двигателей постоянного тока по данным измерений.


Тема 5.1 Трансформаторы
Принцип работы однофазного трансформатора. Электрическая схема однофазного трансформатора. Режимы работы трансформатора.

Внешняя характеристика и КПД трансформатора. Зависимость КПД трансформатора от нагрузки. Режимы работы. Расчетные уравнения.
Литература: [1, с. 8-11], [2, с. 193-208].
Вопросы для самопроверки


  1. Каково назначение трансформатора в энергосистеме при передаче и распределении электрической энергии?

  2. Поясните назначение и устройство отдельных элементов трансформатора: магнитопровода, обмоток, расширителя, изоляторов.

  3. Поясните принцип работы трансформатора. Почему он может работать только на переменном токе?

  4. Что называется коэффициентом трансформации? Какой опыт нужно провести, чтобы практически определить его?

  5. Какие формулы позволяют определить э.д.с. Е1 и Е2, наводимые в обмотках трансформатора?

  6. Число витков первичной обмотки 100, вторичной – 500. Определить напряжение холостого хода вторичной обмотки, если к первичной подведено напряжение 220 В. Какой ток будет протекать через активную нагрузку, присоединенную ко вторичной, если в первичной ток 10 А? ответ: 1100 В; 2 А.

  7. Какие электроизмерительные приборы надо иметь для проведения опыта холостого хода трансформатора? Какие величины можно получить из этого опыта?

  8. Почему с изменением нагрузки трансформатора магнитный поток в магнитопроводе остается практически неизменным?

  9. Начертите схему однофазного автотрансформатора. В чем его отличие от трансформатора?

  10. Каковы особенности сварочного трансформатора? Почему такой трансформатор должен обладать крутопадающей характеристикой?

  11. Каковы назначения измерительных трансформаторов тока и напряжения? Начертите схему включения амперметра и вольтметра через измерительные трансформаторы.



Тема 5.2 Электрические машины переменного тока
Назначение машин переменного тока и их классификация. Получение вращающегося магнитного поля в трехфазных электродвигателях и генераторах. Устройство электрической машины переменного тока: статор и его обмотка, ротор и его обмотка.

Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Частота вращения магнитного поля статора и частота вращения ротора. Вращающий момент асинхронного двигателя. Скольжение. Пуск в ход асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором.

Рабочий процесс асинхронного двигателя и его механическая характеристика. Регулирование частоты вращения ротора. Однофазный и двухфазный асинхронный электродвигатели. Потери энергии и КПД асинхронного двигателя. Синхронные машины и область их применения.
Литература: [1, с. 8-11], [2, с. 210-241].
Вопросы для самопроверки


  1. Приведите классификацию машин переменного тока. Каковы их преимущества и недостатки?

  2. Поясните получение трехфазного вращающегося магнитного поля. Какие синхронные скорости можно получить при частоте тока в сети 50 Гц?

  3. Поясните устройство и принцип действия асинхронного двигателя с короткозамкнуты и фазным ротором. Каково назначение контактных колец и щеток у двигателя с фазным ротором?

  4. Напишите формулу для определения скольжения. В каких пределах может изменяться это значение? Из формулы напишите выражение для определения частоты вращения ротора.

  5. Чему равно скольжение ротора при пуске двигателя?

  6. Напишите формулы для э.д.с. Е1 и Е2, наводимых в фазах обмоток ротора и неподвижного ротора. В какой теме вы уже встречались с подобными формулами?

  7. Э.д.с. между кольцами неподвижного фазного ротора 250 В. обмотки ротора соединены в звезду. Определите э.д.с. фазы ротора, вращающегося с частотой 720 об/мин. Ответ: 5.78 В.

  8. Напишите формулу для определения силы тока в фазе вращающегося и неподвижного ротора.

  9. От каких величин зависит вращающийся электромагнитный момент асинхронного двигателя?

  10. Какими методами можно осуществить пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым и фазным ротором? В чем заключается недостаток прямого пуска?

  11. Ротор асинхронного двигателя вращается с частотой 1450 об/мин. Номинальная мощность двигателя 22 кВт. Определить номинальный вращающий момент. Ответ: 145 Нм.

  12. Поясните методы регулирования частоты вращения ротора асинхронного двигателя.

  13. Поясните устройство, принцип действия и область применения однофазного асинхронного двигателя. Почему такой двигатель сам не может выйти из состояния покоя?

  14. Какие потери мощности имеют место в асинхронном двигателе?

  15. Изложите принцип действия и устройство синхронного двигателя. Каким образом осуществляется его пуск и регулирование частоты вращения?



Тема 5.3 Электрические машины постоянного тока
Назначение машин постоянного тока и их классификация. Устройство и принцип действия машин постоянного тока: магнитная цепь, коллектор, обмотка якоря. Рабочий процесс машины постоянного тока: ЭДС обмотки якоря, реакция якоря, коммутация.

Генераторы постоянного тока, двигатели постоянного тока: общие сведения. Электрические машины с независимым возбуждением, с параллельным, последовательным и смешанным возбуждением.

Пуск в ход, регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока. Потери энергии и КПД машин постоянного тока.
Литература: [1, с. 8-11], [2, с. 244-274].
Вопросы для самопроверки


  1. Поясните устройство и назначение станины, якоря, коллектора машины постоянного тока.

  2. Поясните принцип действия генератора и двигателя постоянного тока.

  3. Напишите формулы, связывающие э.д.с., напряжение на выводах и падение напряжения в обмотке якоря для генератора и двигателя постоянного тока.

  4. Выведите формулу для э.д.с., наводимой в обмотке якоря.

  5. Какие последствия может вызвать в машине действие реакции якоря?

  6. Поясните процесс коммутации и причины появления в коммутирующей секции добавочного тока.

  7. Начертите схемы генераторов с независимым, параллельным и смешанным возбуждением.

  8. Поясните принцип работы генератора с самовозбуждением. Откуда в машине возникает остаточный магнитный поток?

  9. Какие причины вызывают снижение напряжения при увеличении нагрузки в генераторах с независимым и параллельным возбуждением?

  10. Поясните, почему в момент пуска двигатель постоянного тока потребляет значительный ток. Какова здесь роль противо-э.д.с?

  11. Выведите формулу для определения частоты вращения двигателя постоянного тока.

  12. Начертите схему соединения двигателя с параллельным возбуждением.

  13. Какие потери имеют место в машине постоянного тока?

  14. Напишите формулы для определения КПД генератора и двигателя постоянного тока.


Методические указания к выполнению контрольной работы
Образец оформления титульного листа контрольной работы приведен в конце пособия (Приложение А).

При решении всех задач и примеров потерю напряжения в проводах не учитывать, а индексы токов, напряжений и мощности должны соответствовать номеру резистора. Например, ток I
2 проходит через резистор R2; I3, P3, U3 – ток, мощность и напряжение на резисторе R3.


Указания к решению задачи 1
Решение задачи 1 требует знания основных законов постоянного тока, производных формул этих законов и умения их применять для расчета электрических цепей со смешанным соединением резисторов.

Методику и последовательность действий при решении задач со смешанным соединением резисторов рассмотрим в общем виде на конкретном примере.

Выписываем условие задачи (содержание условий задач выписывать применительно к своему варианту).

Условие задачи. Цепь постоянного тока со смешанным соединением состоит из четырех резисторов. Заданы схема цепи (рис.2), значения сопротивлений резисторов: R1=30 Ом, R2=20 Ом, R3=3 Ом, R4=5 Ом, мощность цепи Р=320 Вт.

Определить: 1) Эквивалентное сопротивление цепи ; 2) токи, проходящие через каждый резистор.




Решение задачи проверить, применив первый закон Кирхгофа.

Выписываем из условий то, что дано и нужно определить в виде буквенных обозначений и числовых значений.

Продумаем план (порядок) решения, подбирая при необходимости справочный материал. В нашем случае принимаем такой порядок решения. Находим эквивалентное сопротивление цепи:

,

где - параллельное соединение,

-последовательное соединение.

Обозначим токи I1, I2, I3, I4 на рис.2 стрелками и определим их значения из формулы мощности: , отсюда ; , т.к. при последовательном соединении резисторов и они одни и те же, а ;