Файл: Тема Правовые основы гражданской обороны и мобилизационной работы в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Большое значение в современных условиях имеет и такое требование к управлению, как высокое его качество и оперативность, т. е. способность начальника и органа управления быстро и качественно выполнять свои функции: сбор данных об обстановке, принятие оптимального решения и доведение задач до подчиненных.

Скрытность управления – сохранение в тайне от противника всех проводимых мероприятий по гражданской обороне.

Существующая система управления гражданской обороной на объектах обычно состоит из начальника ГО объекта и его штаба, начальников служб и их штабов, командиров формирований и их штабов, пунктов управления, системы связи и технических средств управленческой деятельности.

Основой управления является решение соответствующего начальника или командира. Начальник ГО объекта несет полную ответственность за выполнение задач по защите рабочих и служащих, по повышению устойчивости работы предприятия в военное время, за проведение спасательных работ в очагах поражения. Он должен уметь принимать необходимые решения для проведения мероприятий гражданской обороны на объекте, грамотно ставить задачи подчиненным, правильно организовывать управление, взаимодействие и обеспечение действий сил и средств.

Большую роль в управлении играют начальники служб объектов. Каждый из них несет ответственность за выполнение предусмотренных планом ГО объекта мероприятий. Свои обязанности они выполняют в соответствии с решениями начальника ГО объекта.

В объеме своих прав и обязанностей начальники служб готовят расчеты на выполнение специальных мероприятий ГО, обеспечивающих защиту рабочих и служащих объекта, повышение устойчивости его работы в военное время, а также определяют задачи подчиненным формированиям и доводят их до исполнителей.

Начальники службы ГО должны знать задачи ГО объекта, своих служб, подчиненных формирований, докладывать начальнику ГО и начальнику штаба предложения на организацию и ведение ГО и принимать меры по выполнению задач, поставленных службой.

Командир формирования несет личную ответственность за подготовку, дисциплину и политико-моральное состояние подчиненного личного состава, поддержание повседневной готовности формирования к немедленному выполнению задач, а также сохранность техники, транспорта и имущества. Он является прямым начальником всего личного состава формирования, должен знать состав формирования, его задачи и возможности, уровень подготовки, постоянно поддерживать его готовность и слаженность,
умело руководить действиями формирования, добиваться выполнения поставленных задач.

В своей практической работе начальник ГО объекта, начальники служб, командиры формирований должны опираться на свой штаб и другие органы управления.

Штаб гражданской обороны объекта – основной орган управления. На него возлагаются сложные задачи и в первую очередь – поддержание повседневной готовности гражданской обороны объекта (служб, формирований) к выполнению предстоящих задач.

От начальника штаба зависит слаженная и согласованная работа штаба, всех служб, командиров отрядов, команд и групп, личного состава формирований.

При организации управления устанавливаются: порядок сбора, обработки и анализа информации штабом и службами ГО объекта; какие данные, в какой форме и когда докладываются начальнику ГО и начальнику штаба ГО объекта; какие данные и в какие сроки выдаются штабу ГО, службам, начальникам ГО цехов и командирам формирований; сроки и порядок докладов об обстановке и представления донесений в вышестоящий штаб; осуществление информации сил гражданской обороны; порядок несения дежурства на пункте управления; порядок работы узла связи, вычислительного центра и использования их должностными лицами для текущей работы; порядок контроля и оказания помощи подчиненным; общий распорядок дня на пункте управления, в том числе приема пищи, отдыха, бытовые вопросы; мероприятия по соблюдению скрытого управления.

Для обеспечения устойчивого управления ГО на объекте создается пункт управления. Он, как правило, оборудуется в защитных сооружениях. Пункт управления должен быть оснащен современными техническими средствами связи и обеспечивать благоприятные условия для нормальной работы руководящего состава объекта. В нем должны быть подготовлены удобные места для работы с техническими средствами управления, места для отдыха, приема пищи, оказания медицинской помощи. На пункте управления ГО объекта обычно размещаются: начальник ГО, его заместители, секретарь парткома (партбюро), начальник штаба со своим аппаратом, начальники служб, работники связи и обслуживания.

Для эффективного управления ГО на объекте создается система связи, которая включает: радио и проводные средства связи, подвижные и сигнальные средства. Система связи является основным средством управления и должна обеспечить быструю и достоверную передачу, в первую очередь командной информации, а также донесений и сообщений о состоянии гражданской обороны. Она организуется в соответствии с решением начальника (командира), указанием начальника штаба и распоряжением по связи вышестоящего штаба. Непосредственную ответственность за ее организацию несет начальник штаба ГО объекта (службы, формирования).



Радиосредства – основные средства связи, так как они обеспечивают надежное управление мероприятиями ГО. С помощью радио можно в относительно короткое время установить связь практически на любое расстояние и на любой местности, обеспечить передачу информации одновременно большому числу корреспондентов. На объектах применяются, как правило, радиостанции ультракоротковолнового диапазона (УКВ), а в отдельных случаях – и коротковолнового диапазона (KB). He утратила своего значения и проводная связь. Она незаменима в стационарных условиях объекта, в районе расположения формирования и при проведении АСДНР.

Даже при наличии достаточного количества современных средств радио и проводной связи современное управление невозможно без подвижных и сигнальных средств, они используются во всех звеньях управления и во всякой обстановке.

Связь организуется со старшим начальником, подчиненными силами и средствами, соседями, а также взаимодействующими органами и силами.

Характерная черта современного этапа управления – всестороннее использование организационной техники, к которой относятся: средства добывания информации (промышленная телевизионная установка, которая позволяет вести наблюдения за производственной деятельностью в цехах, на складах, производственных участках, приборы радиационной и химической разведки); средства обработки информации и производства оперативных и инженерно-технических расчетов (клавишные вычислительные машины, электронно-вычислительные машины); средства документирования и размножения документов (диктофоны, магнитофоны, пишущие машинки, копировальные (печатные) аппараты, чертежные приборы и устройства), канцелярские принадлежности, различные линейки, шаблоны, трафареты, наборы типовых записей, условных знаков, а также типовые формы.

В настоящее время на объектах широко применяются автоматизированные системы управления производством (АСУП), одной из подсистем которой должна быть гражданская оборона. Применение автоматизированных систем в управлении гражданской обороной вносит резкие изменения в методы работы и организационную структуру органов управления: высвобождает часть оперативных работников, выполнявших трудоемкую работу, отпадает необходимость разрабатывать и отправлять письменные донесения и сводки. Исчезает необходимость во внутренней информации, устраняется параллелизм и дублирование в сборе данных обстановки и т. д.


Порядок работы по организации и выполнению всех мероприятий ГО зависит от обстановки, задач, наличия времени. При угрозе нападения противника начальник ГО объекта вводит в действие план ГО, уточняет задачи. Организуется оповещение и сбор личного состава, которому определяются порядок и сроки: приведения в готовность системы управления, связи и оповещения, организации круглосуточного дежурства; проведения мероприятий по защите рабочих и служащих, членов их семей (приведения в готовность убежищ и укрытий, строительства недостающих защитных сооружений, приспособлений под укрытие подземных сооружений, выдачи средств индивидуальной защиты; рассредоточения и эвакуации и другие); проведения мероприятий по повышению устойчивости работы объекта; приведения в готовность сил и средств ГО и др.

Управление мероприятиями в этот период осуществляется как с пункта управления, так и с рабочих мест начальствующего состава. Данные о ходе выполнения мероприятий поступают к начальникам ГО цехов, начальникам служб и в штаб ГО объекта. Штаб ГО обобщает и анализирует поступающую информацию и готовит начальнику ГО объекта предложения для принятия решения.

По сигналу «Воздушная тревога» начальник, штаб, службы и командиры формирований объекта принимают меры по дублированию сигнала на территории объекта всеми имеющимися средствами и способами связи, укрытию рабочих и служащих в защитных сооружениях, остановке или переводу производственной деятельности на особый режим работы, отключению энергогазотеплоисточников, выставлению постов наблюдения.

После нападения противника начальники (командиры) уясняют обстановку, организуют разведку, восстанавливают нарушенное управление, принимают меры по сбору, обобщению и оценке данных обстановки, принимают решение о проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ и ставят задачи подчиненным, организуют взаимодействие и управление ходом спасательных работ, контроль за выполнением отданных распоряжений. Выясняются в общем виде, какое нападение произошло, задача, поставленная старшим начальником, роль и место объекта, служб и формирований в выполнении общей задачи.

При организации разведки указываются: цель и задачи разведки, силы и средства для ее проведения, где сосредоточить основные усилия, какие данные и к какому сроку добыть, к какому времени доложить общие выводы по сложившейся обстановке.


При нарушении управления используются следующие способы восстановления: передача управления с одного пункта на другой; выделение оперативной группы со средствами связи, передача управления на вышестоящую инстанцию и др.

Сбор данных обстановки осуществляется путем личного наблюдения начальника (командира) за действиями сил в очаге поражения, изучения докладов и донесений по техническим средствам (телефону, радио, с помощью магнитных лент), заслушивания докладов подчиненных и т. д. При оценке обстановки изучаются характер нападения противника; силы и средства (служб, формирований), положение соседей; состояние объекта, условий погоды, время года и суток. При оценке противника изучаются: место применения противником средств поражения, вид (ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) или обычное оружие) и количество примененных боеприпасов, характер и объем разрушений производственных фондов, пожаров, состояние защитных сооружений и находящихся в них людей; потери среди рабочих и служащих, находившихся вне защитных сооружений, аварии на коммунально-энергетических сетях, радиационная, химическая и бактериологическая (биологическая) обстановка на объекте и путях выдвижения сил к очагу поражения, и на этой основе определяются объем предстоящих спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, необходимое количество сил и средств.

При оценке сил и средств ГО выясняются: положение, состав, группировка и выполняемые задачи, их боеспособность, в том числе укомплектованность, наличие и состояние техники, политико-моральное состояние, степень обучения, обеспеченность материально-техническими средствами, доза излучения. Одновременно производится расчет и определяется их соответствие потребному количеству сил для ведения АСДНР. Определяется также, какую перегруппировку или маневр необходимо произвести. При оценке положения соседей устанавливается, в какой мере их состояние и действия будут способствовать или отрицательно влиять на решение задач по проведению АСДНР на объекте.

Характер местности и состояние маршрутов изучаются с целью выяснения их влияния на передвижение сил и средств ГО и выполнение ими спасательных работ. Особое внимание уделяется прогнозированию изменений на местности в результате применения оружия массового поражения. Устанавливается, как лучше использовать местность при решении задач ГО объекта.

Время года и суток, состояние погоды оцениваются с точки зрения их влияния на действия сил и средств в очаге поражения при проведении АСДНР. Зимой предусматриваются меры против обморожения личного состава сил ГО и пораженных, весной намечаются меры по повышению проходимости транспорта ГО. При изучении времени суток определяется продолжительность дня и ночи и соответственно меры для работы в ночных условиях. Изучается также прогноз погоды,