Файл: Личностные особенности психолога консультанта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 572

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В психотерапии есть два наиглавнейших мнения, имеющих большое значение для работы:

а) “перенос”, то есть предрасположенность клиентов выносить и проецировать на психоаналитика и отношения с ним отношения с важными людьми, главные трудности и конфликты;

б) “контрперенос”, то есть предрасположенность психоаналитика проецировать свои отношения с важными людьми, и главные внутренние трудности и инциденты на отношения с клиентом. Эти мнения, введенные в психоанализ З. Фрейдом, в настоящее время обширно применяются в рамках самых различных направлений психотерапии (Фрейд 3., 1989). Они значат, что всевозможные человеческие отношения и в том числе и эти “специальные” отношения, складывающиеся в рамках психотерапии, присутствуют под воздействием внутренних собственных необходимостей и желаний человека, которые он чаще всего не понимает. Больше того, в том числе и профессионал-психотерапевт часто как оказалось “обезоружен” контрпереносом. Как раз для того, чтобы воспринимать и уметь применить в целях анализа личный контрперенос, в общем как и ряд иных собственных и межличностных феноменов, для молодого психоаналитика есть неотъемлемое правило прохождения собственного личного анализа и длительной работы с супервизором.

В какой-либо степени эти феномены срабатывают и в процессе консультирования. Но непросто ждать, что человек, не получивший особой и углубленной подготовки, может благополучно трудиться с данными сложнейшими появлениями. Для консультанта довольно воспринимать, что сбережение его авторитета для клиентов во многом связано с тем, что конечный не достаточно понимает о нем как о человеке, у него нет причин как для восхищения специалистом по психологии, например и для осуждения его как личности. Установление тесных собственных отношений меж консультантом и клиентами приводит к тому, что они, как ближайшие люди, начинают удовлетворять те или же другие необходимости и стремления и консультант уже не может сберечь беспристрастную и отстраненную позицию, нужную для действенного разрешения задач клиентов.

Десятилетие назад в иностранной практической психологии деятельно дискутировались и анализировались всевозможные результаты введения клиентов и консультанта (психотерапевта и пациента) в личностные, а также числе сексуальные отношения, а еще вероятные воздействия фактора на процесс терапии. Всевозможных точек зрения было большое количество. Теоретический вывод, к которому привели эти обсуждения вопроса: все интимные и сексуальные направленности к клиенту игнорировать, а в случае если что-то аналогичное все же произошло, необходимо быть максимально осмотрительным, постараться работать в интересах клиентов и как возможно быстрее оборвать процесс консультирования или же психотерапии (Dahlberg C.C., 1973).


Дж. Бьюдженталь в собственной книжке Искусство психоаналитика, выделяет свойства нужные кандидату на подготовку к ведению лично направленной психотерапии: [3]

  • Основательное чувство смирения и ответственности при встрече с людьми в данной ситуации;

  • Особым образом санкционированное сострадание (которое выдерживает грани и жёсткую конфронтацию);

  • Адекватное позитивное отношение к познаниям, которые могут посодействовать в данном деле, но без зависимости от них;

  • Неизменная способность обдумывать, расценивать, избирательно применить собственную интуицию;

  • Широкие взоры на человеческую жизнь, на способности людей и на настоятельные необходимости широкого сообщества;

  • Неподдельная лояльность неизменному росту во всяком из данных отношений.

Б.Д. Карвасарский осветил кое-какие свойственные черты русского психоаналитика. Он выделил некоторую альтруистическую базисную установку, проявляющуюся в искренней заинтересованности посодействовать страдающему. [6] Ещё называет простоту в осознании человеческих задач, а еще человечную позицию в отношении психологических аномалий, что имеет возможность быть обосновано исторически. Потребуется, чтобы серьезные психоаналитики были в состоянии ставить личные грани, понимать лимитирующие обстоятельства со стороны клиентов и предопределять границы, образующиеся в абсолютно своеобразном содействии или же констелляции меж членами процесса. Как источник к этому рекомендовано неизменная супервизия.

Комитет по подготовке в области медицинской психологии при Американской психической ассоциации некоторое количество лет назад составил список:

1. Незаурядные интеллектуальные способности и рассудительность.

2. Оригинальность, находчивость и разносторонность.

3. «Вечно юная и неистощимая» любознательность; способность к самообучению.

4. Интерес к людям как к личностям, а не как к материалу для манипуляций, уважение чужой личности.

5. Понимание собственных личностных особенностей; чувство юмора.

6. Чуткость к сложностям мотивации.

7. Терпимость, отсутствие заносчивости.

8. Способность усваивать терапевтические позиции; способность поддерживать добрые и эффективные отношения с людьми.



9. Продуктивность; навыки методичного труда; способность выдерживать давление.

10. Сознательность и ответственность.

11. Такт и готовность к сотрудничеству.

12. Честность, самоконтроль, постоянство.

13. Развитые представления об этических ценностях.

14. Широта культурного кругозора.

15. Глубокий интерес к психологии, особенно к ее клиническим аспектам.

Э. Шостром выделяет должные качества психотерапевта:

  1. Уровень компетентности. Для постижения всей невероятной трудности человеческой личности и активного освоения желанных мнений доктрине консультирования нужно, чтобы консультант по собственному совокупному умственному развитию был выше среднего уровня. С вопросом совместной компетентности связано и заявка основательных познаний в области культуры, приобретенных благодаря базовому образованию и различному жизненному опыту. Широкий кругозор еще важен, потому что одной из предпосылок, для того чтобы понять клиентов и ввести отчет, считается кое-какое знакомство с различными культурными критериями, в которых может жить клиент.

  2. Этика поведения. Отличительным симптомом профконсультанта и психоаналитика считается его этичность в отношениях с клиентами. Система ценностей консультанта считается определяющей этичного поведения

  3. Спонтанность. Все, что было произнесено о спонтанности как характеристике зрелой личности, вдвойне относится к консультанту. Уже некоторое количество раз отмечалось, что консультирование не может быть строгим механическим использованием формул для получения перемен в поведении. Резонанс консультанта на выражения и чувства клиентов обязан складываться как непосредственное последствие имеющегося у консультанта осознания, предоставленного клиентов. Консультант обязан испытать свободу и непринужденность в быстрых перемещениях собственных мыслей и чувств, чтобы успевать за тончайшими аспектами в поведении клиентов. Но нельзя выдвинуть практически никаких определенных догадок по предлогу такого, каким образом приобретаются похожие свойства, они, по-видимому, считаются «побочным продуктом», следствием как усердной подготовки в области доктрине консультирования, психических установок и методологии, так и зрелости не ригидной личности при условной свободе от опасности.

  4. Принятие. В доктрине консультирования признано неоспоримым, что установки в высшей степени не слишком заметно изменяются под воздействием рекомендаций, и уговоров или же опасностей. По всей видимости, психические установки клиентов эффективней всего меняются в пребывании иных установок, к примеру, положительных, толерантных установок консультанта. Заказчик чувствует, что принят консультантом как лицо, когда видит, что без каких бы то ни было добавочных критериев встречает осознание, симпатию и почтение со стороны консультанта.

  5. Снисходительность. Данная дочерняя черта установок на принятие предполагает свободу и недоступность авторитарных и оценочных позиций у консультанта. Элемент свободы случается из безоценочности установок консультанта и определяет, в какой мере клиент может принять личность консультанта. Консультант, в сути, говорит: «Мы можем обсуждать все, что вы пожелаете и сможете, без боязни и без осуждения», при этом он не будет задет или же шокирован.

  6. Осознание. Беллетристика по консультированию и психотерапии изобилует призывами «понять» клиента; впрочем, данную теорию изредка объясняют через определения поведения. Как ведётся, действенные консультанты готовы чем какого-либо другого воспринимать собственных покупателей, ежели неэффективные — по последней мере, судя по итогам нескольких изучений [7,8,14]. Портер [8] проводит нужное отличие меж осознанием диагностическим и осознанием психотерапевтическим. Диагностическое осознание предполагает рассудочное описание поведения клиентов. В качестве примера тут работает приобретенная с поддержкой испытания или же исследований информация для исследовательских решений впрофориентационных консультациях. Как и можно было ожидать, данный нюанс осознания может помочь консультанту предвещать, каким окажется наблюдаемое поведение клиентов или же его самоописание. Так, аспектом диагностического осознания консультанта выступает его способность обрисовать, интерпретировать и предвещать поведение клиентов.

  7. Теплота. В связи с терапевтическим осознанием и принятием часто упоминаются эти определения отношений как «теплые, задушевные». Эти слова, бесспорно, предполагают эти свойства личности консультанта как чуткость, дружелюбие, деликатность и чуткость. «Хорошо относиться к людям» — выражение, часто употребляемое для описания подобной духовной теплоты. В общем, сердечная беседа, разговор, предыдущая процессу и время от времени разнообразящая его, не достаточно, что выделяет для прогресса консультаций. Роджерс [18] именует ее «опилками», имея в виду, что она может помочь поддерживать дружественную атмосферу, но не навевает осязаемых терапевтических итогов.


Забота по отношению к клиенту основана на почтении к нему как личности, и это одно из проявлений теплоты и задушевности. Эти установки консультанта вызывают у клиентов чувство, что он заслуживает почтения (ощущение, которое почти все клиенты, как правило, не испытывают). Заботу со стороны консультанта клиент имеет возможность ощутить, в том числе и в обыкновенной вежливости, к примеру, предложении садиться и заботе об удобстве для клиентов. Забота находит свое выражение в жарком внимании, проявляемом к клиентам, чтобы он чувствовал, что для консультанта он — значимое, важное лицо, а не еще одна «морская свинка» для изучений или же для практики.

Ещё одним наружным проявлением теплоты в отношениях считается смех. Это поведение консультанта работает проверкой подлинности его внутренних установок. Клиент видит, когда консультант постарается «проявить любезность», а когда показывает истинную радость от знакомства с клиентами как увлекательной личностью и получает наслаждение от общения с ним.

8. Честность и искренность. Консультант обязан быть в собственных установках честным и неподдельным. Консультирование не имеет возможность быть маскарадом. Честность, о которой идет речь, понимается не в морализаторском значении, а как черта прямолинейности. В том числе и молодой консультант, к примеру, осознает, что когда он пробует выразить неприязненность, а в реальности не чувствует ее, то заказчик обнаруживает это довольно скоро. Как раз это свойство честности выступает одним из различий коммуникации на терапевтическом сеансе от простого общественного общения. В большинстве общественных операций обе стороны желают «сохранить лицо», в следствии этого общение нередко преобразуется в игру маленьких ухищрений. Надо думать, что когда клиент принимает участие в отношениях, свободных от этих ухищрений, и видит, что консультант настроен всерьез и не играет с ним, то он осознает, что имеет возможность откинуть личную маску и что лицемерием он не чего добьется.

Для полноты проявления честности со стороны специалиста нужно, чтобы терапевт или же консультант умел неприкрыто принять свои промахи — что в собственных суждениях и используемых методах он позволил промахи. Терапевту проще осмыслить и выправить промахи, когда он способен принять их. Его понимание и кроткое признание собственных промахов обязаны, в общем, уравновешиваться зрелой терпимостью к неминуемым промахам, тем более наиболее простым. Клиенты, по-видимому, владеют безбрежной терпимостью к промахам консультанта, при условии, что другие нюансы отношений выстроены правильно. Этот аппарат на готовность принимать средства промахи работает нужным противоядием против самодовольства консультанта, «синдрома пьедестала» или же «комплекса Иеговы».


9. Гибкость.

Карнес [5], изучая гибкость консультанта, выявил, что данная черта нрава для консультанта принципиальна. Консультант обязан уметь просто и быстро передаваться от одной роли к иной. К примеру, ему имеет возможность быть навязана роль отца, учителя или же приятеля. Огромную часть времени он обязан быть собственного родапредставителем общественной действительности для клиентов, который, по выражению Келли, «ставит психические опыты в масштабе пробирки в лаборатории психотерапевтического кабинета» [16, с. 619].

С нашей точки зрения, психоаналитик обязан быть гибким в использовании консультационных способов, реализуя все нюансы отношений, описанные в начале. Временами он обязан быть беспристрастным, а временами — личным. Часто он прибегает к методам, которые считаются в первую очередь коннотативными, в иных случаях — быстрее когнитивными. К примеру, он объясняет тезис об ответственности клиентов, чтобы привнести четкость, в иные факторы он преднамеренно заносит неразбериха, о чем станет поведано в надлежащей главе. Временами консультант устремлен на этих качествах задач клиентов, которые в общем схожи и для мужиков, и для дам. Но, снова же, он имеет возможность остановиться и на специфичной задаче предоставленного определенных клиентов. Суть складывающегося эклектического расклада объединяется к эластичности в применении всех концепций и способов, которые смотрятся благоприятными.

Р. Кочюнас в книге “Основы психического консультирования” Оценивает моменты, при помощи которых можно составить модель личности действенного консультанта: [10]

Аутентичность. Дж. Бьюдженталь (1965) именует аутентичность стержневым качеством психоаналитика и важной экзистенциальной ценностью. Он выделяет 3 ведущих симптома аутентичного существования: [3]

- абсолютное понимание истинного момента;

- выбор метода жизни в этот момент;

- принятие ответственности за личный выбор.

Аутентичность в некой степени обобщает почти все качества личности. Прежде это выражение искренности по отношению к клиентам. Настоящий человек стремится быть и считается самим собой как в собственных конкретных реакциях, например, и в целостном поведении. Он дает возможность для себя не знать все ответы на актуальные вопросы, в случае если их вправду не понимает. Он не ведет себя как влюбленный человек, в случае если в этот момент чувствует враждебность. Проблемы большинства людей в что и заключаются, что они большое количество энергии используют на проигрывание ролей, на создание наружного фасада, вместо того чтобы применить ее на решение настоящих задач. В случае если консультант огромную часть времени станет скрываться за проф значением, клиент также скроется от него. В случае если консультант делает роль лишь технического профессионала, отмежевываясь от собственных реакций, ценностей, чувств, консультирование станет стерильным, а его эффективность — неблаговидной. Соприкоснуться с жизнью клиентов мы можем, лишь только оставаясь живыми людьми. Настоящий консультант более годящаяся модель для покупателей, служащая случаем гибкого поведения.