Файл: 1 Конституционное право как отрасль права. Понятие, предмет и методы конституционного права как отрасли российского права. Конституционное право .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации,
2)об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
3)об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации
4)Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5)в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;
6)выносит заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
7)разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;
41) Конституционно-правовой статус федеральных государственных органов. Роль Счетной Палаты РФ, Центрального банка
РФ, Прокуратуры РФ,Центральной избирательной комиссии,
Уполномоченного по правам человека и других органов.
Статус Президента Российской Федерации определяется в четвертой главе Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации -- высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Место, которое занимает в ныне действующей Конституции Российской Федерации глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России. В Конституции Российской Федерации содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве. Правовой статус парламента определяется существующей в государстве формой правления.
Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы:
• 1) правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации;
• 2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания;
• 3) правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания.
Полномочия Правительства РФ
В порядке осуществления общих полномочий Правительство РФ:
• -- организует реализацию внутренней и внешней государственной политики;
• -- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
• -- обеспечивает единство исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
• -- формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правовой статус Правительства РФ.
Счётная пала́та Росси́йской Федера́ции (СП РФ) — высший орган государственного аудита (ВОА), созданный в соответствии со статьёй 101 Конституции Российской Федерации и подотчётный Федеральному Собранию. Развивает «чувство налогоплательщика» и обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства путём осуществления внешнего государственного аудита (контроля).
Центральный банк обеспечивает стабильную работу и развитие банковского сектора, поддерживает устойчивость системы без вмешательства в оперативную деятельность банков.
Центральный банк устанавливает ключевую ставку и курс валют, а это влияет на работу всех банков. Он выдает и отзывает лицензии, консультирует по вопросам порядка создания новых банков и контролирует соблюдение законов.
Прокуратура Российской Федераци
и в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.
Центральная комиссия страны по выборам возглавляет в систему органов публичного управления, отвечающих за организацию и проведение референдумов и выборов на территории страны. Комиссия представляет собой орган публичного управления федерального уровня, который организует подготовку и непосредственно проводит референдумы и выборы в рамках тех полномочий, которые предоставлены ей специальным законодательством.
Роль Уполномоченного по правам человека в региональном механизме защиты прав заключена в следующем:
Во-первых, он осуществляет контроль за деятельностью различных органов на территории субъекта Российской Федерации, в сфере прав и свобод человека. Содействие жителям региона в восстановлении нарушенных прав есть одно из основных направлений его деятельности.
Во-вторых, весьма значительна роль Уполномоченного в плане выстраивания диалога между властными органами и населением. Во многом это достигается посредством взаимодействия Уполномоченного с различными государственными институтами, общественными объединениями, правозащитными организациями.
В-третьих, важна роль Уполномоченного по правам человека в правовом просвещении жителей регионов (юридические консультации гражданам в ходе приема, информирование жителей региона о ситуации с соблюдением прав и свобод человека и гражданина посредством ежегодных и специальных докладов, проведение семинары, конференции по проблемам прав человека).
42) Общая характеристика РФ как федеративного государства.
Федеративное государство (федерация) - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.
Федеративное устройство Российского государства
— это его национально-территориальная организация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом.
По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов.
Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ. Государственная целостность означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность — естественная черта независимых государств.
Современная Российская Федерация — государственное по своей природе объединение всех субъектов федерации.Федеративная природа Российского государства отличается следующими признаками:
1. Российская Федерация имеет Конституцию, принятую путем всенародного голосования. Наряду с этим, республики, входящие в состав Российской Федерации, имеют свои конституции, а иные субъекты свои уставы и законодательства. В данных актах закрепляется правовой статус субъекта Федерации.
2. Российская Федерация обладает своей территорией, которая включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальные моря, воздушное пространство над ними.
3. Российская Федерация характеризуется наличием единого гражданства.
4. Российская Федерация имеет общие для всей страны органы государственной власти.
5. Российская Федерация имеет единую денежную и кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.
6. Российская Федерация, как суверенное государство строит свои отношения с другими государствами, вправе участвовать в межгосударственных объединениях. Одновременно с этим, субъекты Российской Федерации так же имеют право внешнеполитических и внешнеэкономических связей.
7. Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на разграничении их предметов ведения.
43) Федерализм: понятие и модели.
Федерализм-это смешанный или сложный режим управления, который объединяет общее правительство (центральное или "федеральное" правительство) с региональными правительствами (провинциальными, государственными, кантональными, территориальными или другими подразделениями правительства) в единой политической системе.
Различают две модели федерализма — дуалистический и кооперативный.
Для дуалистического федерализма характерен внутренний суверенитет субъектов, их независимость друг от друга и относительная свобода во внутренней организации.
КООПЕРАТИВНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
- одна из форм нецентрализованной федерации, взаимоотношения в которой строятся на началах, исключающих иерархию (подчинение друг другу).
Федерализм в любой стране имеет разные уровни власти, но они существуют в системе единого государства. Поэтому трудно представить в нем «дуалистический федерализм», состоящий из высшего, низшего, горизонтального, вертикального или иных уровней власти. Такие уровни власти, безусловно, существуют, но не в независимом друг от друга разноуровневом федерализме, а в едином федеративном государстве.Критерием «республиканской» модели федерализма считается республиканская форма правления субъектов федерации. Считается, что при столь широком подходе к определению федерализма в число государств с федеративным устройством наряду с традиционными федерациями включаются также унитарные государства, применяющие федеративные принципы для примирения требований самоуправления и разделенного правления. В центре внимания сторонников разных моделей федерализма находится классификация федеративных государств, основанных на союзе и автономии составных частей: симметрические и асимметрические, централизованные и децентрализованные, договорные и конституционные и т.п. При этом оговаривается, что «в классификации наблюдаются переходные состояния, иногда соединяющие черты той и другой классификационной единицы».Примером «гегемонической» модели федерализма. считается Германия XIX в.,