Файл: Процесс разгосударствления и приватизации в странах с переходной экономикой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возможна и более детальная группировка методов приватизации. Так, Всемирный банк выделяет следующие методы приватизации в постсоциалистических странах: прямая продажа активов, массовая приватизация через ваучерные системы, покупка контрольных акций руководством и/или работниками, публичное предложение, ликвидация, безвозмездная передача местным властям, акционирование, государственное акционерное общество с иностранным капиталом. Оценивая эффективность вышеперечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, все страны использовали ту или иную их комбинацию, а во-вторых, низкая покупательная способность граждан по сравнению с потенциальной стоимостью государственных активов в ходе реформы собственности заставила изменить приоритеты в выборе методов приватизации.
Массовая приватизация путем выпуска приватизационных ваучеров позволяет относительно быстро распределить государственные активы среди большого количества граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные сертификаты бесплатно или за небольшую сумму денег, ваучерные системы являются наименее социально противоречивым методом приватизации. Однако права собственности, приобретенные через такие системы, не могут считаться полноценными правами частной собственности и, скорее всего, являются лишь отправной точкой для дальнейших сделок или конвертации в наличные.
Бесплатная или недорогая выдача ваучеров позволила большинству населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы довольно быстро прошли фазу первоначальной консолидации прав собственности. Положительным моментом также стало быстрое начало приватизации наиболее проблемной части государственных активов - крупных промышленных предприятий. В то же время ваучерные системы, исключая возможность поступления в бюджет доходов от приватизации, обострили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.
Приватизация в развитых капиталистических странах
Какие факторы вызывают дисбаланс в экономике? К ним относятся, во-первых, новый виток научного прогресса, который в середине XX века перерос в научно-техническую революцию, характеризующуюся переходом к сложным наукоемким технологиям - информационно- и ресурсосберегающим, биотехнологиям, генной инженерии, новым композитным материалам и так далее.
Второй фактор, который является прямым следствием первого, - это несоответствие между производительными силами и сложившимися производственными отношениями в ведущих капиталистических странах, которые уже возникли к этому времени. В послевоенные годы в ряде капиталистических стран - Австрии, Франции, Великобритании, Италии, а позднее в США и Японии - широко проводилась национализация промышленности, банковского дела и транспорта. Началась национализация экономики. На определенном этапе эти меры способствовали экономическому развитию и благосостоянию людей, а также росту производства.
Пионер приватизации, Великобритания, предложил следующие формы приватизации: Продажа и свободное распределение акций; заключение договоров на оказание услуг; продажа социального жилья нанимателям; отказ от государственной монополии для развития конкуренции. Мировой опыт насчитывает 22 различных способа передачи государственной собственности и ее функций, полностью или частично, частному сектору.
Николас Ридли - главный архитектор и популяризатор британской программы приватизации утверждал, что приватизация на самом деле является средством повышения эффективности экономики, поскольку государственные предприятия работают на себя, а не на потребителя.
Основной причиной приватизации в Великобритании, как и в других странах, была реальная или предполагаемая неэффективность государственных предприятий - низкая производительность труда, высокая капиталоемкость, низкая рентабельность, чрезмерные затраты.
Заявленной основной целью приватизации было повышение эффективности предприятий. По сути, это должно было быть достигнуто путем освобождения их от государственной ответственности и включения их в конкурентную среду.
Второй важнейшей целью приватизации было увеличение числа индивидуальных акционеров и превращение британского общества в демократию собственников через владение акциями, покупку жилья и т.д. Помимо этих двух целей, существовал и ряд относительно второстепенных - сокращение потребностей государственного сектора в заемных средствах, ослабление экономической и политической мощи профсоюзов и получение политических преимуществ.
Долгое время термин приватизация приравнивался к продаже государственных предприятий и имущества. Первое широко распространенное объяснение концепции безвозмездной приватизации было дано в редакционной статье газеты Times в 1968 году. В нем, в частности, говорилось, что поскольку владельцы государственных предприятий являются гражданами всей страны, каждый избиратель владеет определенной долей государственной собственности. Исходя из этого понимания, приватизация была задумана как превращение каждого гражданина из формального собственника в реального владельца путем сдачи акций.
Например, в Великобритании в 1980-х годах были распроданы 16 из 51 государственного предприятия, в результате чего число работников в государственном секторе сократилось с 2 миллионов до 700 тысяч человек. Покупателями акций приватизированных компаний были в основном финансовые учреждения (банки, страховые компании). Индивидуальные инвесторы получили чуть более 20% всех акций. Для работников приватизированных предприятий были созданы некоторые привилегии. Например, при продаже акций Британской гидроэлектростанции каждый сотрудник этой компании получил 52 бесплатные акции и, кроме того, за каждую купленную акцию выдавалось две бесплатные акции. В общей сложности число акционеров в Великобритании выросло до 11 миллионов человек - 24% взрослого населения.
Несмотря на свою решимость провести кампанию приватизации как можно быстрее, консерваторы совершенно не капитулировали. Под давлением ряда обстоятельств они решили, вопреки своим чаяниям, растянуть процесс приватизации на более длительный срок.
Отличительной особенностью приватизации в Великобритании была приватизация естественных монополий, т.е. коммунальных предприятий. Естественная или несводимая монополия предопределена технологией - экономией от масштаба и наличием сетевых структур - газопроводов, телефонных и электрических линий, железных дорог.
Возможно, важность процесса приватизации в таких странах, как Великобритания, сильно переоценивается. Это не привело к кардинальным изменениям в британском обществе. Рост экономического индивидуализма - корыстный аргумент - был лишь отчасти результатом приватизации. Наиболее заметным результатом стало увеличение числа индивидуальных акционеров.
Программа приватизации во Франции была рассчитана на пять лет и охватывала 65 компаний. Реализация началась в 1986 году, сразу после прихода к власти правительства Ширака, и была прервана в 1988 году возвращением социалистов после победы на президентских выборах и смены парламентского большинства.
В результате за 14 месяцев 1986-1988 годов было приватизировано 15 крупных компаний. Среди них: две крупные финансовые холдинговые компании, Pariba и Suez; крупнейшие банки; три средних банка, страховая компания и др.
Чтобы понять масштаб проводимых мероприятий, следует сравнить их с британской приватизацией, которую часто принимают за образец решительности и последовательности государственной политики. В 1979-1985 годах в Великобритании было приватизировано 20 государственных предприятий на сумму 7,5 млрд. фунтов стерлингов, что эквивалентно чуть более 80 млрд. франков.
Процесс приватизации проходил по следующей схеме: иностранные инвесторы - не более 20% капитала, так называемые стабильные акционеры - 15-30%, персонал приватизируемых компаний - 10% от предложенного капитала; остальные средства поступали из предложения открытого рынка, т.е. долгов, реализованных на французских финансовых рынках.
Главный урок французского опыта заключается в том, что приватизация - это процесс, организованный сверху. Другими словами, приватизация - это экономическая политика государства. Это означает, что приоритет целей приватизации в подлинном смысле этого слова над краткосрочными проблемами, какими бы важными эти эффекты ни были, является существенным для успеха этой политики.
Приватизация в развивающихся странах
Кризисные явления и тенденции, развившиеся в большей части стран "третьего мира" в 1970-х и особенно в 1980-х годах, заставили трезво взглянуть на роль государства. Во многих развивающихся странах активизировались попытки реструктуризации экономических механизмов различной глубины и масштаба. Приватизация заняла центральное место в реструктуризации государственного регулирования. Ко второй половине 1980-х годов программы приватизации активно осуществлялись более чем в 80 развивающихся странах.
Этот термин, часто используемый в отношении развивающихся и не только развивающихся стран, не имеет четкого определения. В целом, в широком смысле приватизация означает передачу контроля над ресурсами общества в частные руки и соответствующее повышение значимости стихийных, нерегулируемых начал в экономике за счет ослабления централизованного вмешательства государства в экономическую жизнь. В узком смысле слово приватизация означает замену государственной собственности на частную.
Процесс приватизации в странах высшего класса развивающегося мира, а также в крупных и крупнейших государствах, сумевших создать более или менее диверсифицированную промышленную базу - в Алжире, Индии, Индонезии, Турции, сталкивается с серьезными трудностями. Их часто объясняют сопротивлением влиятельных социальных сил и групп, чье материальное благосостояние напрямую связано с государственным сектором. Влияние этих общественных сил на экономическую политику своих стран достаточно сильно. Не случайно, например, в Бразилии и Индии национальный капитал в блокаде с определенными кругами государственного аппарата и армии сумел навязать заведомо бесперспективный протекционистский вариант развития едва ли не самого важного сектора современной экономики - информационного.
Тем не менее, трудности приватизации в странах, идущих дальше по пути индустриального развития, нельзя сводить к сопротивлению определенных социальных сил. Основная причина, по которой Бразилия, Индия, Турция и многие другие развивающиеся страны, за редким исключением, не предприняли серьезных шагов по масштабной приватизации, заключается в особой роли государственного сектора в функционировании системы расширенного воспроизводства. Например, в Индии, хотя государственный сектор в целом прибылен, эту прибыль получает небольшое число нефтяных компаний. Согласно статистике, некоторые крупные транспортные и энергетические компании также являются прибыльными и занимают олигополистическое положение на местном рынке. В то же время следует иметь в виду, что некоторые из компаний не могут быть объективно убыточными.
В странах с развитой рыночной экономикой отсев неэффективных фирм является обычной практикой, которая (за исключением кризисных периодов) не наносит заметного ущерба на макроуровне. В развивающихся странах ситуация принципиально иная. Здесь, как правило, национальный экономический комплекс строился как единое целое, без особого учета микроэффективности отдельных производственных единиц. С другой стороны, приватизация подразумевает смещение акцента с макро- на микроуровень. Учитывая сложную структуру промышленности в странах верхнего и среднего эшелона третьего мира, потеря цепочек с одним звеном между отраслями приводит к "эффекту триггера", когда по принципу каскада начинает рушиться все большее количество отраслей, связанных в единый технологический узел.
Стремясь избежать непредсказуемого развития событий, большинство развивающихся стран верхнего и среднего уровня выбрали, так сказать, "мягкую приватизацию". Например, в Турции, где на долю SOE приходилось почти 2/3 промышленного производства, основным методом приватизации было постепенное акционирование. В то же время, из 53 ГП, предназначенных для приватизации, только два на 100% контролировались государством путем акционирования. Более того, приватизация проводилась в основном в достаточно прибыльных отраслях, но они требовали значительных инвестиций в модернизацию устаревших производств.
Индонезия пошла по пути "мягкой приватизации", которая также осуществила частичную приватизацию банковской системы через акционирование. Кроме того, государство сохранило контроль над производственным и финансовым секторами экономики, оставив себе не менее 50% акций каждой приватизированной компании.
Алжир и Марокко не решились на быстрый демонтаж государственного сектора, а предпочли длительное совершенствование и реорганизацию деятельности государственного сектора путем расширения административных и экономических свобод государственных предприятий и либерализации их ценовой политики, акционирования через государственный "фонд участия", при этом государство обычно сохраняет контрольный пакет акций.
Среди развивающихся стран приватизация была наиболее активной и относительно успешной в Латинской Америке. Мексика играла ведущую роль, на ее долю пришлось около 20% стоимости всех приватизационных сделок развивающихся стран в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Летом 1998 года в Бразилии произошла крупнейшая в мире приватизационная сделка - государственная телекоммуникационная холдинговая компания Telebras была продана на конкурентном аукционе почти за 19 миллиардов долларов.