Файл: Процесс разгосударствления и приватизации в странах с переходной экономикой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В других развивающихся странах приватизация была менее успешной. В Африке из-за сильной коррупции приватизация стала средством обогащения политической элиты, а не улучшения экономики. В Азии управление было относительно успешным, что сделало приватизацию менее распространенной, чем в других регионах.
Приватизация в постсоциалистических странах
Приватизация стала ключевым словом в процессе мощного социального, политического и экономического обновления постсоциалистического мира, начавшегося роковой осенью 1989 года. Все попытки улучшить, перестроить социалистическую экономическую систему, затянувшиеся на годы и даже десятилетия, только укрепляли убежденность в ее принципиальной нереформируемости. Изменение социально-экономической модели, наряду с радикальными реформами политической системы, потребовало глубокой перестройки отношений собственности.
В результате сценарии рыночных либеральных реформ всех стран Восточной Европы развивались в соответствии с "шоковым вариантом", наиболее последовательно в Польше. Сходство основных этапов реформы в странах объясняется объективной закономерностью трансформации системы. Этап финансовой и экономической стабилизации во всех странах был первым этапом реформ. Во всех постсоциалистических странах, включая Россию, "шоковый вариант" реформы начинался с разблокирования цен, за которым следовала приватизация. Иначе и быть не могло, потому что нельзя продать имущество, не оценив его, а оценить его невозможно без нормальной финансово-экономической среды.
Основными процессами, развитие которых определяет ход реформ, выбор их тактических шагов и общую стратегию, являются, как показывает опыт всех стран Восточной Европы, сдерживание инфляции (которая, естественно, прорывается после отпуска цен), противодействие или предотвращение спада производства в большинстве секторов экономики, начало широкомасштабной приватизации.
После первоначального скачка цен рост цен замедляется и может оставаться довольно умеренным в течение некоторого времени (так было в Польше). В этом случае рост денежных доходов можно "сдерживать", чтобы не допустить повторного "разогрева" инфляции разными способами, и подход к реформам имеет значение. В Польше, в полном соответствии с требованиями МВФ, была принята жесткая структура сдерживания денежных доходов домохозяйств и корпоративной ликвидности, которая уже была опробована в других странах мира. Последующий анализ показал, что это было ошибкой, поскольку падение доходов привело к падению продаж и последующему падению производства.
Основой для приватизации в Польше послужил закон, принятый в июле 1990 года. В соответствии с этим законом было создано Министерство реформы собственности (МРС), которое очень быстро осуществило "малую приватизацию" в торговле и коммунальном хозяйстве. Она охватывала около 60 000 предприятий (ранее в основном находившихся под контролем местных властей), которые были проданы или переданы в аренду частному сектору в 1990-1991 годах. Кроме того, с самого начала было создано несколько сотен тысяч новых частных предприятий в сфере торговли и услуг.
К 1993 году около 70% розничной торговли находилось в частных руках. Автомобильные грузовые перевозки были в значительной степени приватизированы. Внешняя торговля и строительство были быстро приватизированы. Приватизации экономики также способствовало создание 1312 совместных предприятий иностранными и польскими фирмами. В сельском хозяйстве около 75% производства уже давно обеспечивается частным сектором.
По сравнению с другими странами с переходной экономикой, Венгрия провела приватизацию в целом в более благоприятных экономических, политических и социальных условиях.
Важным фактором, создавшим условия для довольно быстрого и успешного начала приватизации в Венгрии, была довольно высокая степень готовности экономики и общества к рациональным изменениям. В 1988 году был принят Закон об экономических объединениях, по сути, новая экономическая конституция, а затем Закон о преобразовании государственных предприятий, Закон об иностранных инвестициях, Закон о ценных бумагах и Закон о фондовой бирже. В 1990-1991 годах 25% всей государственной собственности в Венгрии было приватизировано (из них 7% перешло в частные руки, особенно в собственность иностранных фирм, а 18% - в акции различных компаний и предприятий).
Заключение
В заключение можно сказать, что приватизация - это всемирный процесс с довольно длительной историей. Почти все страны с государственным сектором вовлечены в него. Разгосударствление и приватизация государственной собственности является одним из основных направлений перехода экономики к рыночным отношениям.
В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на экономические процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, это следствие исчерпания последствий национализации, которая периодически проводилась в этих странах. В развивающихся странах приватизация обусловлена сложной экономической ситуацией, проявляющейся, прежде всего, в высоком уровне внешней задолженности и невозможности получения новых иностранных кредитов, без
которых эти страны, как правило, не могут функционировать и развиваться.
Любые изменения встречают сопротивление, и разгосударствление и приватизация не являются исключением, независимо от того, как они осуществляются. В зарубежных странах, имеющих более солидный опыт экономических реформ, приватизация осуществлялась в соответствии с тщательно разработанными государственными программами под контролем и при поддержке специально созданных государственных органов. Опыт приватизации в Венгрии показывает, что даже при наличии некоторой рыночной инфраструктуры процесс является сложным и вряд ли может быть завершен за полтора года. Для того чтобы приватизация прошла гладко, необходимы рынок, капитал и желание населения. Главный урок французского опыта заключается в том, что приватизация - это процесс, организованный сверху. Другими словами, приватизация - это экономическая политика государства, его централизованное регулирование.
Суть разгосударствления заключается в выводе большей части экономики из-под прямого контроля государственных органов с целью создания полноценной рыночной инфраструктуры, в которой бывшие государственные унитарные предприятия будут работать как свободные производители товаров. По сравнению с приватизацией, разгосударствление - относительно быстрый по времени процесс, осуществляемый путем социализации государственных предприятий и передачи их в аренду с правом выкупа.
В настоящее время очень важен вопрос приватизации земли, и в то же время все более актуальной становится проблема возврата части государственной и муниципальной собственности, переданной в частные руки, которая включает в себя разработку и принятие закона о национализации и муниципализации.
Если сравнить российский опыт с мировым, то можно сказать, что идеальной модели приватизации не существует ни в одной стране. В каждом из них можно выделить как положительные, так и отрицательные последствия. Не стоит питать иллюзий относительно возможности выгодно и безболезненно избавиться от большей части государственной собственности в короткие сроки. Приватизация стала краеугольным камнем, фундаментом перехода от централизованной административной системы к рыночной экономике, который вряд ли возможен без негативных последствий и непопулярных мер.
В данной статье описываются актуальные вопросы экономических реформ, происходящих в белорусской экономике и на промышленных предприятиях, особенно в ходе разгосударствления и приватизации, а также состояние процесса трансформации собственности в Республике Беларусь. В нем также описывается процесс преобразования форм собственности в республике. Представлена информация о принятых законах, постановлениях и методических указаниях, регулирующих приватизацию, чтобы законодательная и нормативная база приватизации помогла сделать правильный выбор в решении проблем, возникающих на приватизируемых предприятиях.
Для более глубокого анализа происходящих в стране преобразований и поиска путей решения проблем, возникающих при приватизации государственных предприятий, рассматривается зарубежный опыт разгосударствления. В данной статье мы кратко рассмотрели виды и методы приватизации, существующие в мировой практике.
Сейчас мы уже можем сделать вывод о том, какие страны и какой подход к разгосударствлению оказался наиболее успешным. Если судить по динамике экономического развития государств, то это, несомненно, Польша, Чехия и Словакия. Следовательно, мы не должны бояться шоковой терапии, разукрупнения крупных нерентабельных предприятий и введения частной собственности на землю.
Список литературы
-
Глинкина, С.П. Приватизация: концепции, реализация, эффективность / С.П. Глинкина. - Москва, 2006. -
Государственная программа приватизации. 1999. -
Государственная программа разгосударствления и приватизации /, 2006. -
Макроэкономика : учебник / А.В. Бондарь; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. - Минск: БГЭУ, 2007.- 415 с. -
Положение об оценке объектов государственной собственности. 2001. -
Приватизация в производственной и социальной сфере. Зарубежный опыт / Москва, 2005. -
Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория: Макроэкономика: Учебный модуль. - Москва: МЭСИ, 2008. - 286 с.