ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2021
Просмотров: 766
Скачиваний: 2
6
под
руководством
Т
.
Г
.
Киселевой
и
Ю
.
Д
.
Красильникова
,
занимаются
разра
-
боткой
методологических
,
теоретических
и
методических
основ
социально
–
культурной
деятельности
.
Ю
.
Д
.
Красильников
после
многолетних
научных
по
-
исков
уточнил
определение
социокультурной
деятельности
,
сведя
его
к
фор
-
муле
: «
Социально
–
культурная
деятельность
–
это
воспитательная
деятель
-
ность
,
ориентированная
на
человека
,
на
исчерпывающее
скрытие
в
нем
духов
-
ного
потенциала
».
Несколько
иное
понимание
социокультурной
деятельности
у
В
.
В
.
Туева
,
который
определяет
ее
как
«
управляемый
обществом
и
его
социальными
ин
-
ститутами
процесс
приобщения
человека
к
культуре
».
Вступая
в
полемику
с
В
.
В
.
Туевым
,
Н
.
Н
.
Ярошенко
находит
подобное
определение
социально
-
культурной
деятельности
«
безмерным
и
предельно
широким
,
а
следовательно
,
лишенным
специфики
».
Такую
мысль
Н
.
Н
.
Ярошенко
аргументирует
следую
-
щим
образом
: «
Социально
–
культурная
деятельность
имеет
своей
целью
не
только
приобщение
человека
к
культуре
,
но
и
создание
условий
для
того
,
чтобы
культура
становилась
основой
для
социального
взаимодействия
».
Рассматривая
социально
-
культурную
деятельность
как
особый
вид
педа
-
гогической
деятельности
,
в
процессе
которой
ценности
культуры
обуславлива
-
ют
формирование
качественно
новых
общественных
отношений
,
Н
.
Н
.
Яро
-
шенко
предлагает
следующее
определение
: «
Социально
–
культурная
деятель
-
ность
должна
пониматься
как
совокупность
педагогических
технологий
,
кото
-
рые
обеспечивают
превращение
культурных
ценностей
в
регулятив
социально
-
го
воздействия
,
а
также
технологично
определяют
социализирующие
воспита
-
тельные
процессы
».
Таким
образом
,
следует
,
что
социально
–
культурная
деятельность
как
процесс
,
выражая
суть
и
логику
педагогического
воздействия
,
выступает
как
связь
объекта
и
субъекта
.
Следовательно
,
система
управления
этой
деятельно
-
стью
,
ничем
не
отличается
от
управления
деятельностью
какой
-
либо
другой
сферы
.
Исходя
из
положения
М
.
М
.
Бахтина
: «
Всякое
творчество
определяется
своим
предметом
и
структурой
и
поэтому
не
допускает
и
,
в
сущности
,
ничего
не
выдумывает
,
а
лишь
раскрывает
то
,
что
дано
в
самом
предмете
»,
следует
,
что
наиболее
актуальной
теоретической
проблемой
является
исследование
сис
-
темы
управления
,
определение
его
границ
с
учетом
того
,
что
социально
–
культурная
деятельность
как
объект
,
представляется
сложным
,
противоречи
-
вым
конгломератом
мировоззренческих
,
психологических
,
нравственных
,
куль
-
турных
и
эстетических
качеств
.
7
Сущность
и
содержание
менеджмента
Прежде
,
чем
говорить
об
особенностях
менеджмента
в
социально
-
культурной
сфере
,
необходимо
в
формате
тезисов
уточнить
сущность
и
содер
-
жание
классического
менеджмента
.
Сущность
менеджмента
Менеджмент
–
это
«
наука
и
искусство
точно
знать
,
что
предстоит
сде
-
лать
и
как
это
сделать
самым
лучшим
и
дешевым
способом
» (
Ф
.
У
.
Тейлор
).
Менеджмент
–
это
«
самостоятельный
вид
профессионально
осуществ
-
ляемой
хозяйственной
деятельности
,
направленной
на
достижение
в
рыночных
условиях
,
намеченных
целей
путем
рационального
использования
материаль
-
ных
и
трудовых
ресурсов
с
применением
принципов
,
функций
и
методов
эко
-
номического
механизма
» (
Ф
.
Котлер
).
Данное
определение
следует
разобрать
с
целью
понимания
сущности
со
-
держания
данной
области
научного
знания
.
1.
Менеджмент
функционирует
в
«
в
рыночных
условиях
»
по
следующим
основаниям
:
•
ориентация
на
спрос
и
потребности
рынка
;
•
повышение
эффективности
операций
(min
издержки
+ max
прибыль
);
•
хозяйственная
самостоятельность
ответственных
за
конечный
результат
;
•
выявление
результатов
деятельности
на
рынке
в
процессе
обмена
;
•
корректировка
целей
и
программ
;
•
использование
современной
информационной
базы
и
компьютерного
обеспечения
для
многовариантных
расчетов
.
2.
Менеджмент
-
«
самостоятельный
вид
профессиональной
деятельно
-
сти
»
так
как
:
•
менеджер
не
зависит
от
собственности
на
капитал
;
•
производительный
труд
в
условиях
высокотехнологичного
производства
с
высоким
уровнем
специализации
работников
;
•
профессиональная
деятельность
в
качестве
управляющего
независимо
от
уровня
(
субъект
+
объект
);
•
наблюдение
и
контроль
за
выполнением
решений
.
3.
Менеджмент
–
профессионально
осуществляемая
«
хозяйственная
дея
-
тельность
»
:
•
деятельность
фирмы
в
отрасли
экономики
(
производство
,
продукт
/
то
-
вар
/
услуга
);
•
сфера
деятельности
фирмы
(
территориальная
принадлежность
);
•
обеспечение
ресурсами
и
технологиями
;
8
•
поиск
новых
и
совершенствование
имеющихся
механизмов
функциони
-
рования
.
4.
Менеджмент
направлен
на
достижение
«
намеченных
целей
»,
так
как
:
•
управление
путем
постановки
целей
с
учетом
оценки
потенциаль
-
ных
возможностей
фирмы
и
ее
ресурсов
;
•
выбор
цели
согласно
классификации
;
•
постановка
и
достижение
общих
и
специфических
целей
компании
.
5.
Менеджмент
осуществляется
«
путем
рационального
использования
ре
-
сурсов
»
:
минимальные
затраты
;
максимальная
эффективность
;
общие
усилия
направлены
на
достижение
стратегической
цели
компании
;
обоснованная
моти
-
вация
трудовой
деятельности
.
6.
Менеджмент
применяет
функции
и
методы
«
экономического
механиз
-
ма
»
:
•
решение
задач
взаимодействия
в
процессе
хозяйственной
деятельности
•
обусловлен
спецификой
хозяйственной
деятельности
•
включает
три
блока
:
внутрифирменное
управление
,
управление
произ
-
водством
и
управление
персоналом
.
Цели
и
задачи
менеджмента
Цель
–
обеспечить
успешное
функционирование
компании
путем
рацио
-
нальной
организации
производственного
процесса
(
создать
условия
,
гарантии
,
ограничить
риски
и
т
.
д
.).
Задачи
:
информатизация
,
высокая
квалификация
,
обоснованная
мотива
-
ция
,
поиск
новых
рынков
,
постановка
целей
,
поиск
ресурсов
и
источников
их
увеличения
,
контроль
за
выполнением
задач
и
т
.
д
.
Особенности
менеджмента
в
социально
-
культурной
сфере
.
Сфера
культуры
как
сфера
услуг
Обычно
специфику
менеджмента
в
сфере
культуры
связывают
с
осо
-
бенностями
«
духовного
производства
». «
Продукты
»
такой
деятельности
но
-
сят
не
столько
вещественный
характер
,
сколько
связаны
с
феноменами
со
-
знания
(
восприятия
,
понимания
,
мышления
,
переживания
и
т
.
д
.),
не
под
-
даются
непосредственному
прямому
счету
,
складированию
.
Их
производст
-
во
зачастую
совпадает
с
их
потреблением
(
просмотр
спектакля
,
кинофильма
,
прослушивание
концерта
,
чтение
книги
и
т
.
д
.
Книга
,
которую
не
читают
,
картина
,
которую
не
смотрят
и
т
.
п
.,
не
являются
художественными
ценно
-
стями
).
Более
того
,
в
отличие
от
продуктов
материального
производства
,
уничтожаемых
в
процессе
потребления
(
сапоги
снашиваются
,
яблоки
съе
-
даются
),
культурные
ценности
в
процессе
потребления
наращивают
свою
9
ценность
(
чем
больше
народу
прочитало
книгу
,
видело
картину
,
слышало
концерт
и
т
.
п
., —
тем
выше
их
социальная
значимость
).
Однако
под
услугами
в
сфере
культуры
теперь
уже
можно
и
нужно
по
-
нимать
не
только
услуги
непосредственно
посетителям
,
но
и
донорам
,
гото
-
вым
выделять
средства
и
поддерживать
эту
деятельность
.
Сфера
культуры
—
сфера
преимущественно
некоммерческой
деятельности
.
Главная
особенность
менеджмента
в
сфере
культуры
заключается
в
том
,
что
деньги
в
этой
сфере
появляются
преимущественно
не
на
основе
коммерции
,
а
на
основе
привле
-
чения
средств
,
вовлечения
интересов
самых
различных
сил
и
инстанций
:
ор
-
ганов
власти
,
ведающих
бюджетными
средствами
,
спонсоров
,
благотворитель
-
ных
организаций
и
прочих
доноров
.
Сегодня
некоммерческая
деятельность
не
выступает
«
неприв
-
лекательной
»
для
бизнеса
.
Во
всем
мире
некоммерческий
(
нонпрофитный
)
сектор
—
один
из
наиболее
интенсивно
развивающихся
секторов
экономики
.
Некоммерческая
сфера
обладает
рядом
законодательно
закрепленных
льгот
и
гарантий
,
привлекающих
туда
капитал
.
В
силу
своей
публичности
,
социаль
-
ной
значимости
она
обладает
явно
выраженным
рекламным
потенциалом
,
возможностями
формирования
и
продвижения
привлекательного
имиджа
,
репутации
,
социального
статуса
и
т
.
д
.
Более
того
,
некоммерческая
деятель
-
ность
имеет
более
общий
характер
,
она
может
включать
в
себя
коммерческую
как
свою
часть
.
Например
,
музей
может
заниматься
предпринимательской
деятельностью
,
открывать
производство
сувениров
,
типографию
,
ремонтные
мастерские
и
т
.
п
.
Эти
обстоятельства
накладывают
свои
особенности
на
менеджмент
не
-
коммерческой
деятельности
:
он
оказывается
многомерным
,
в
отличие
от
тра
-
диционного
менеджмента
в
коммерческих
сферах
.
Например
,
в
некоммерче
-
ской
сфере
довольно
часто
субъект
платежеспособного
спроса
(
тот
,
кто
пла
-
тит
деньги
)
не
совпадает
с
непосредственным
потребителем
(
клиентом
).
Так
,
типичные
потребители
услуг
в
сфере
культуры
—
это
дети
,
подростки
,
вете
-
раны
.
Работа
с
ними
,
с
очевидностью
,
необходима
,
но
кто
должен
оплачи
-
вать
оказываемые
им
услуги
?
Зачастую
—
не
они
сами
.
Что
-
то
оплачивают
родители
,
что
-
то
поддерживается
бюджетными
средствами
,
что
-
то
—
заин
-
тересованными
в
такой
деятельности
донорами
,
что
-
то
—
благотворитель
-
ными
фондами
и
т
.
д
.
Фактически
в
сфере
культуры
действуют
,
как
минимум
,
два
рынка
:
рынок
потребителей
и
рынок
доноров
.
И
не
всегда
можно
сказать
,
какой
из
этих
рынков
первичен
:
то
ли
сначала
определяются
виды
работ
с
потребите
-
10
лями
и
затем
ищутся
доноры
на
их
поддержку
,
то
ли
потребители
подбира
-
ются
для
обеспечения
интересов
доноров
,
готовых
платить
деньги
за
опреде
-
ленные
виды
работ
с
этими
группами
.
Эти
особенности
определяют
качество
технологии
менеджмента
в
со
-
циокультурной
сфере
.
Однако
при
всей
их
важности
они
не
отличают
ме
-
неджмент
в
сфере
культуры
от
любого
менеджмента
услуг
.
Практически
все
указанные
особенности
суть
особенности
услуг
.
Поэтому
,
с
технологической
точки
зрения
,
не
меньший
интерес
представляют
особенности
реализации
ме
-
ханизмов
менеджмента
,
специфичные
для
сферы
профессиональной
дея
-
тельности
.
Главная
проблема
развития
менеджмента
в
сфере
культуры
за
-
ключается
в
обеспечении
единства
его
механизмов
:
чтобы
что
планирова
-
лось
,
то
и
учитывалось
,
контролировалось
,
и
достойно
оплачивалось
.
Подоб
-
ное
единство
в
России
наметилось
только
в
последние
годы
,
когда
сфера
куль
-
туры
с
1989
г
.
стала
втягиваться
в
нормальные
рыночные
отношения
и
соот
-
ветствующие
управленческие
процедуры
и
механизмы
.
Особенностями
менеджмента
в
социально
культурно
сфере
являются
:
1.
Цели
.
Если
в
коммерческом
менеджменте
основная
цель
прибыль
,
то
в
некоммерческой
деятельности
это
реализация
социальной
идеи
(
программы
),
что
требует
повышенного
качества
услуг
,
убежденности
потребителей
,
спонсо
-
ров
,
доноров
в
необходимости
услуг
некоммерческой
организации
.
2.
Товары
.
Обычно
это
услуги
,
идеи
и
программы
,
имеющие
социальное
(
и
лишь
косвенно
-
экономическое
)
значение
.
Продукт
социально
-
культурной
дея
-
тельности
–
социальная
услуга
–
обычно
связан
с
очень
узким
потребительским
сегментом
,
деятельностью
,
не
приносящей
прибыль
,
а
значит
–
которой
не
за
-
нимаются
коммерческие
фирмы
.
Поэтому
некоммерческие
организации
нуж
-
даются
в
льготах
,
дотациях
,
спонсировании
.
Товар
социально
-
культурной
дея
-
тельности
–
узкий
ассортимент
социальных
услуг
,
причем
быстро
обновляемых
и
,
что
немаловажно
,
тесно
связанных
с
мотивациями
(
убеждениями
,
интереса
-
ми
и
т
.
п
.)
персонала
некоммерческих
организаций
.
3.
Цены
.
Социальные
услуги
некоммерческих
организаций
обычно
предоставляются
или
полностью
бесплатно
,
или
ниже
рыночной
стоимости
,
или
даже
ниже
себестоимости
.
Основу
цены
образуют
издержки
на
оказание
услуги
,
покрываемые
или
за
счет
дотаций
(
бюджетных
,
спонсорских
,
до
-
норских
)
или
(
возможно
,
частично
)
от
собственной
коммерческой
деятельно
-
сти
.