Файл: нар твор пособик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2021

Просмотров: 533

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

нием

 

Народного

 

артиста

 

РФ

 

В

Назарова

Если

 

в

 

первом

 

коллективе

 

ведущими

 

музыкальными

 

инструментами

 

стали

 

жалейки

брелки

свирели

на

 

которых

 

играют

 

все

 

участники

 

оркестра

то

 

в

 

состав

 

второго

 

наряду

 

с

 

жа

-

лейками

 

были

 

включены

 

также

 

владимирские

 

рожки

За

 

прошедшие

 

годы

 

в

 

оркестре

  "

Русские

 

узоры

было

 

создано

 

целое

 

семейство

 

жалеек

брелок

свирелей

имеющих

 

различный

 

строй

В

 

результате

 

стало

 

возможным

 

использование

 

этих

 

инструментов

 

почти

 

во

 

всех

 

тональностях

 

и

 

в

 

широком

 

диапазоне

На

 

Московской

 

экспе

-

риментальной

 

фабрике

 

музыкальных

 

инструментов

 

налажен

 

их

 

выпуск

В

 

настоящее

 

время

 

духовые

 

инструменты

 

нашли

 

широкое

 

применение

 

в

 

разнообразных

 

ансамблевых

 

формах

 

исполнительства

Многие

 

профессиональные

 

и

 

любительские

 

коллективы

 

с

 

успехом

 

используют

 

раз

-

личные

 

духовые

 

народные

 

инструменты

оживляя

 

тем

 

самым

 

тембральную

 

палитру

 

звучания

что

 

позволяет

 

в

 

значительной

 

степени

 

расширить

 

репертуарные

 

возможности

 

и

 

приобрести

 

неповторимое

 

самобытное

 

творче

-

ское

 

лицо

Среди

 

многочисленных

 

профессиональных

 

исполнителей

 

следует

 

отметить

 

М

Вахутинского

 – 

виртуоза

композитора

прекрасного

 

аранжировщика

 

и

 

педагога

Его

 

многогранная

 

исполнительская

просветительская

 

и

 

педагогическая

 

деятельность

большое

 

количество

 

музыкального

 

репертуара

 

в

 

огромной

 

мере

 

способствовали

 

расширению

 

современного

 

бытования

 

духовых

 

народных

 

инструментов

К

 

инструментам

 

струнной

 (

щипковой

группы

дошедших

 

до

 

наших

 

времен

 

и

 

получивших

 

широкое

 

рас

-

пространение

 

и

 

популярность

относится

 

балалайка

Первые

 

образцы

 

народной

 (

не

 

модернизированной

бала

-

лайки

 

конца

 

Х

I

Х

 – 

начала

 XX 

столетий

 

представляют

 

собой

 

трехструнный

 

щипковый

 

инструмент

преимуще

-

ственно

 

с

 

треугольным

усеченным

 

внизу

 

корпусом

 

и

 

сравнительно

 

недлинной

 

шейкой

заканчивающейся

 

го

-

ловкой

 

в

 

виде

 

прямоугольника

 

или

 

завитка

Клавишно

-

духовые

 

язычковые

 

инструменты

  (

гармоники

в

 

середине

 

Х

I

Х

 

в

во

 

многих

 

странах

прежде

 

всего

 

в

 

европейских

получили

 

большое

 

распространение

Эти

 

инструменты

 

в

 

различных

 

регионах

 

развивались

 

с

 

учетом

 

национальной

 

музыкальной

 

специфики

В

 

Англии

 

этот

 

инструмент

 

называли

 

концертино

в

 

Австралии

 

– 

аккордеон

в

 

Германии

 – 

банданеон

в

 

России

 – 

баян

Все

 

разновидности

 

отличаются

 

друг

 

от

 

друга

 

формой

размерами

клавиатурой

диапазоном

конструкцией

но

тем

 

не

 

менее

их

 

объединяет

 

общий

 

родовой

 

признак

они

 

относятся

 

к

 

так

 

называемым

 

клавишно

-

духовым

 

язычковым

 

инструментам

все

 

они

 – 

гармоники

Первые

 

образцы

 

ручных

 

и

 

губных

 

гармоник

 

в

 

России

 

появились

 

в

 30–40-

е

 

гг

Х

I

Х

 

столетия

 

и

 

буквально

 

в

 

течение

 

нескольких

 

лет

 

проникли

 

почти

 

во

 

все

 

уголки

 

страны

Инструмент

 

пришелся

 

по

 

вкусу

 

широким

 

массам

 

благодаря

 

небольшим

 

размерам

сильному

 

звуку

относительной

 

легкости

 

овладения

Главным

 

преимуществом

 

перед

 

другими

 

народными

 

инструментами

 

была

 

возможность

 

одновременного

 

исполнения

мелодии

 

и

 

акком

-

панемента

К

 

концу

 

Х

I

Х

 

в

начинает

 

преобладать

 

так

 

называемая

 "

городская

 

песня

". 

Простота

 

строения

 

напева

четкая

 

ритмика

 

принципиально

 

отличали

 

этот

 

вид

 

песни

 

от

 

старинных

 

образцов

в

 

его

 

основе

 

был

 

гомофонно

-

гармонический

 

склад

И

 

такой

 

портативный

 

и

 

недорогой

 

инструмент

как

 

гармоник

пригодный

 

для

 

аккордово

-

го

 

сопровождения

пришелся

 

по

 

вкусу

Этим

в

 

частности

объясняется

 

популярность

 

гармоники

 

и

 

ее

 

быстрое

 

распространение

 

особенно

 

среди

 

населения

 

городских

 

окраин

 

России

На

 

рубеже

 

Х

I

Х

–XX 

вв

в

 

России

 

появляются

 

многочисленные

 

разновидности

 

гармоники

Их

 

устройство

 

отражало

 

специфику

 

инструментально

-

песенной

 

культуры

 

конкретного

 

региона

В

 

частности

особенностями

 

устройства

 

и

 

тембра

 

обладают

  "

азиатские

", "

бологоевские

" "

елецкие

 

рояльные

", "

кабардинские

", "

касимов

-

ские

", "

ливенские

", "

московские

 

рояльные

", "

невские

", "

татарские

", "

тульские

", "

черепашки

и

 

др

Первые

 

образцы

 

русских

 

гармоник

 

отличались

 

оригинальностью

 

и

 

хорошим

 

качеством

внешне

 

они

 

были

 

привлекательны

но

 

имели

 

существенный

 

изъян

 – 

в

 

них

 

отсутствовал

 

хроматический

 

строй

и

 

это

естественно

ограничивало

 

их

 

музыкально

-

художественные

 

возможности

Создание

 

гармоник

 

с

 

хроматическим

 

строем

 

яви

-

лось

 

первым

 

и

 

важным

 

шагом

 

на

 

пути

 

совершенствования

 

инструмента

Русский

 

город

 

Тула

 – 

родина

 

хроматической

 

гармоники

 – 

был

 

одним

 

из

 

промышленных

 

центров

 

страны

который

 

являлся

 

основным

 

поставщиком

 

гармоник

Их

 

производство

 

было

 

сконцентрировано

 

в

 

Чулковской

 

слободе

Создателем

 

первой

 

в

 

России

 

хроматической

 

гармоники

 

принято

 

считать

 

Н

Белобородова

который

 

в

 

1875 

г

организовал

 

первый

 

в

 

России

 "

Оркестр

 

гармонистов

". 

Оркестровый

 

ряд

 

гармоник

 

выглядел

 

следующим

 

образом

: "

прима

", "

секунда

", "

флейта

-

пикколо

", "

альт

", "

виолончель

", "

бас

", "

контрабас

". 

Впоследствии

 

оркест

-

ры

 

гармоник

 

получили

 

широкое

 

распространение

 

во

 

многих

 

регионах

 

России

В

 

начале

 

ХХ

 

столетия

 (1907 

г

.) 

петербургский

 

гармонист

мастер

 

П

Стерлигов

 

в

 

содружестве

 

с

 

известным

 

гармонистом

 

Я

Орландским

-

Титаренко

 

сконструировали

 

хроматическую

 

гармонику

которая

 

была

 

названа

 

именем

 

древнерусского

 

поэта

-

певца

 

Баяна

Вскоре

 

баяны

 

начали

 

изготавливать

 

гармонные

 

мастера

 

из

 

других

 

городов

 

России

Действуя

 

совместно

 

с

 

исполнителями

они

 

вносили

 

дальнейшие

 

улучшения

создав

в

 

конце

 

концов

хотя

 

и

 

сложный

но

 

вполне

 

совершенный

 

инструмент

Гармоника

 

в

 

сфере

 

совершенствования

 

своей

 

конструкции

 

по

 

многим

 

параметрам

 

обогнала

 

своих

 

сородичей

 

по

 

народно

-

инструмен

-

тальному

 

цеху

И

 

дейст

-

вительно

современный

 

баян

 

представляет

 

собой

 

и

 "

хор

", 

и

 "

оркестр

", 

заключает

 

в

 

себе

 

широкий

 

спектр

 

много

-

гранной

 

тембральной

 

палитры

которой

 

подвластны

 

различные

 

стили

 

и

 

жанры

 

классической

народной

 

и

 

со

-

временной

 

музыки

Определенным

 

итогом

 

в

 

совершенствовании

 

конструкции

 

инструмента

 

явилось

 

появление

 

многотембрового

 

готово

-

выборного

 

баяна

который

 

в

 

значительной

 

степени

 

повлиял

 

на

 

расширение

 

репертуар

-

ного

 

диапазона

 

всего

 

народно

 

инструментального

 

искусства

Впервые

 

в

 

России

 

в

 

Московском

 

государственном

 

университете

 

культуры

 

и

 

искусств

 

в

 1997 

г

был

 

открыт

 

класс

 

гармоники

первым

 

выпускником

 

которого

 

стал

 

лауреат

 

всероссийских

 

и

 

международных

 

конкурсов

ны

-

не

 

заслуженный

 

артист

 

РФ

 

Г

Калмыков


background image

Современными

известными

 

во

 

всем

 

мире

 

исполнителями

 

на

 

гармониках

 

являются

 

лауреат

 

всероссийских

 

и

 

международных

 

конкурсов

заслуженный

 

деятель

 

искусств

 

РФ

 

педагог

член

 

Союза

 

композиторов

 

РФ

 

Е

Дербенко

лауреаты

 

всероссийских

 

конкурсов

 

С

Сметанин

 

и

 

С

Привалов

Выдающимися

 

баянистами

 

также

 

являются

 

народный

 

артист

 

СССР

 

Ю

Казаков

народный

 

артист

 

СССР

профессор

 

А

Полетаев

лауреат

 

всерос

-

сийских

 

и

 

международных

 

конкурсов

Народный

 

артист

 

РФ

профессор

 

Ф

Липс

лауреат

 

всероссийских

 

и

 

меж

-

дународных

 

конкурсов

заслуженный

 

артист

 

РФ

 

Ю

Вострелов

 

и

 

др

Самыми

 

древними

 

этническими

 

инструментами

 

являются

 

ударные

По

 

принципу

 

звукообразования

 

они

 

подразделяются

 

на

 

две

 

группы

 – 

мембранные

 (

х

 – 

бубны

барабаны

 

и

 

другие

и

 

самозвучащие

 – 

било

ложки

рубель

колокола

 

и

 

др

Еще

 

одной

 

структурой

возможной

 

для

 

классификации

 

ударных

 

инструментов

являются

 

три

 

группы

1.

 

Инструменты

созданные

 

как

 

сигнальные

но

 

затем

 

используемые

 

в

 

ратном

 

деле

на

 

охоте

в

 

пастуше

-

стве

в

 

быту

 

в

 

качестве

 

шумового

 

орудия

 

или

 

сигнального

 

приспособления

2.

 

Собственно

 

музыкальные

 

ритмизирующие

 

сопровождения

 

пения

 

или

 

танца

3.

 

Предметы

 

быта

используемые

 

в

 

качестве

 

музыкальных

 

ударных

 

инструментов

Остановимся

 

на

 

характеристике

 

этих

 

инструментов

Одним

 

из

 

древнейших

 

является

 

самозвучащий

 

инст

-

румент

 

под

 

названием

 

било

Первые

 

сведения

 

о

 

нем

 

относятся

 

к

 

Х

в

Било

 

использовалось

 

в

 

качестве

 

сигналь

-

ного

 

инструмента

В

 

этой

 

функции

 

оно

 

просуществовало

например

в

 

раскольничьих

 

скитах

 

вплоть

 

до

 

нашего

 

столетия

Бытовало

 

две

 

разновидности

 – 

великое

 

било

 

и

 

малое

 

било

Великое

 

било

 

представляло

 

собой

 

толстую

 

доску

 

длиною

 

до

 8 

м

подвешенную

 

на

 

двух

 

цепях

По

 

ней

 

бьют

 

равномерно

 

специальной

 

колотушкой

Малое

 

било

 (

клепало

) – 

это

 

двухметровая

 

доска

 

шириной

 10 

см

Оно

 

имеет

 

форму

 

двухлопастного

 

пропеллера

 

с

 

выем

-

кой

 

посередине

 

для

 

держания

 

инструмента

Ударяют

 

в

 

малое

 

било

 

также

 

деревянной

 

колотушкой

Исследова

-

тель

 

С

.

В

Смоленский

 

утверждал

что

 

клепание

 

в

 

било

 – 

это

 "

первичная

 

форма

 

колокольного

 

звона

". 

Колокол

 – 

родственник

 

древнерусского

 

била

Первое

 

упоминание

 

о

 

нем

 

относится

 

к

 

Х

в

В

 

Х

в

западно

-

европейские

 

путешественники

 

пишут

 

о

 

русских

 

звонах

 

как

 

о

 

характерном

 

национальном

 

явлении

Кроме

 

цер

-

ковно

-

ритуальной

колокола

 

выполняли

 

политическую

гражданскую

военную

 

функции

Об

 

этом

 

говорят

 

на

-

звания

 

колоколов

: "

осадный

", "

всполошный

", "

вечевой

". 

Колокола

 

различаются

 

по

 

весу

 – 

малые

 

зазвонные

 (4–

80 

кг

и

 

большие

 

зазвонные

 (130–400 

кг

). 

Большие

 

колокола

повседневный

 (1600–8000 

кг

), 

полиелейный

 (8–11 

т

), 

воскресный

 (

до

 16 

т

), 

праздничный

 (16 

т

 

и

 

более

). 

Льют

 

колокола

 

из

 

специальной

 

колокольной

 

бронзы

В

 

русском

 

колоколе

в

 

отличие

 

от

 

западноевропей

-

ского

подвижной

 

частью

 

является

 

язык

а

 

не

 

сам

 

корпус

От

 

языка

 

колокола

 

идут

 

веревки

как

 

в

 

руки

 

звонарю

 

(

от

 

малых

 

колоколов

), 

так

 

и

 

к

 

перекладинам

 

колокольни

 (

от

 

средних

и

 

к

 

ножным

 

педалям

Стоя

 

на

 

одной

 

ноге

опытный

 

звонарь

 

попеременно

 

нажимал

 

другой

 

ногой

 

педали

а

 

локтями

 

и

 

запястьем

 

приводил

 

в

 

движение

 

языки

 

больших

 

и

 

малых

 

зазвонных

 

колоколов

Бубен

 

ратный

 – 

металлический

 

котел

 

с

 

натянутой

 

кожаной

 

мембраной

Удар

 

по

 

мембране

 

производился

 

с

 

помощью

 

вощяги

-

колотушки

 

в

 

виде

 

кнута

 

с

 

плетеным

 

шаром

 

на

 

конце

Использовались

 

разновидности

 

ратных

 

бубнов

 – 

тулумпас

 

и

 

набат

перевозили

 

их

 

на

 

лошадях

Применялись

 

бубны

 

для

 

звуковой

 

связи

 

и

 

подачи

 

ко

-

манд

 

в

 

древнем

 

русском

 

войске

 

для

 

устрашения

 

врага

Пастуший

 

барабан

 – 

цельная

 

деревянная

 

доска

 

со

 

слегка

 

скошенными

 

или

 

закругленными

 

верхними

 

уг

-

лами

Материалом

 

для

 

изготовления

 

служит

 

ель

сосна

Размеры

 

инструмента

 

достаточно

 

свободны

длина

 – 

50–100 

см

ширина

 – 25–40 

см

толщина

 – 1,5–6 

см

Инструмент

 

подвешен

 

на

 

шее

 

при

 

помощи

 

ремешка

 

или

 

веревки

 

и

 

располагается

 

горизонтально

 

на

 

уровне

 

пояса

Играют

 

на

 

барабане

 

двумя

 

деревянными

 

колотушками

 

длиной

 20–35 

см

Звуками

 

барабана

 

пастух

 

извещал

 

людей

 

о

 

том

 

или

 

ином

 

моменте

 

процесса

 

пастьбы

 

стада

Нередко

 

инструмент

 

сопровождал

 

пляску

 

и

 

пение

Широкое

 

распространение

 

он

 

получил

 

у

 

пастухов

 

в

 

средней

 

полосе

 

России

Трещотка

 – 

ударный

 

инструмент

имитирующий

 

хлопки

 

в

 

ладоши

Вероятно

был

 

создан

 

специально

 

как

 

музыкальный

 

инструмент

Первое

 

упоминание

 

о

 

трещотке

 

в

 

письменных

 

источниках

 

встречается

 

в

 

Х

VIII 

в

Районы

 

бытования

 

инструмента

 – 

преимущественно

 

южные

 

области

 

России

Существует

 

предположение

что

 

на

 

Руси

 

она

 

использовалась

 

как

 

шумовое

 

приспособление

представляет

 

собой

 

набор

 

деревянных

 

пластин

 

в

 

количестве

 

от

 14 

до

 22 

штук

нанизанных

 

на

 

две

 

веревки

Пластины

 

изготавливаются

 

из

 

твердых

 

древесных

 

пород

дуба

клена

ореха

Длина

 

пластины

 – 14–17 

см

ширина

 – 5–9 

см

толщина

 – 0,5–0,6 

см

Приемы

 

игры

 

на

 

ней

 

весьма

 

разнообразны

Существует

 

круговая

 

трещотка

 (

Raganella

), 

широко

 

используемая

 

в

 

симфонической

 

музыке

Эпизодиче

-

ски

 

применяют

 

её

 

и

 

в

 

народных

 

оркестрах

и

 

ансамблях

Бубен

 

скомороший

 – 

возник

 

в

 

среде

 

бродячих

 

музыкантов

Он

 

представляет

 

собой

 

неширокую

 

деревянную

 

обечайку

 

круглой

 

формы

 

с

 

натянутой

 

на

 

одной

 

стороне

 

кожаной

 

мембраной

 

и

 

подвешенными

 

с

 

внутренней

 

стороны

 

колокольчиками

Скоморохи

 

и

 

медвежьи

 

поводыри

 

при

 

игре

 

на

 

бубне

 

применяли

 

различные

 

приемы

 

и

 

фокусы

подбрасывая

 

и

 

схватывая

 

его

 

на

 

лету

били

 

бубном

 

то

 

по

 

своим

 

коленкам

то

 

по

 

голове

ударяли

 

по

 

мембране

 

либо

 

обечайке

 

кистью

 

руки

локтем

пальцами

делали

 

тремоло

 

и

 "

вой

", 

проводя

 

по

 

мембране

 

боль

-

шим

 

пальцем

 

правой

 

руки

Часто

 

вместо

 

бубна

 

в

 

руках

 

скомороха

 

оказывался

 

двусторонний

 

барабан

что

 

нашло

 

отражение

 

в

 

миниа

-

тюре

 

Х

VI 

в

. "

Игрище

 

славян

 

вятичей

" (

Радзивиловская

 

летопись

). 

К

 

третьей

 

группе

 

инструментов

 

следует

 

отнести

 

предметы

 

домашнего

 

обихода

при

 

определенных

 

услови

-

ях

 

становящиеся

 

ударными

 

музыкальными

 

инструментами

К

 

ним

 

относятся

 

ложки

тазы

сковороды

рубель

ухваты

коса

 

и

 

др

Практически

 

любой

 

предмет

 

домашней

 

утвари

 

на

 

праздничном

 

гулянии

 

мог

 

стать

 

музыкаль

-


background image

ным

 

инструментом

однако

 

только

 

некоторые

 

из

 

них

 

получили

 

своё

 

второе

 

рождение

 

и

 

стали

 

изготавливаться

 

в

 

чисто

 

музыкальных

 

целях

Ложки

 – 

для

 

музыкальных

 

целей

 

их

 

изготавливают

 

из

 

твердых

 

пород

 

дерева

 (

дуб

ясень

клен

бук

). 

Му

-

зыкальные

 

ложки

 

имеют

 

удлиненные

 

рукоятки

иногда

 

вдоль

 

рукоятки

 

привешивают

 

бубенцы

Игровой

 

ком

-

плект

 

состоит

 

из

 

двух

 – 

четырех

 

ложек

Приемы

 

игры

 

достаточно

 

разнообразны

В

 

русских

 

печатных

 

изданиях

 

Х

VIII 

в

появляются

 

первые

 

сведения

 

о

 

них

Рубель

 – 

изогнутая

 

доска

 

длиной

 

около

 

полуметра

 

с

 

ручкой

На

 

выпуклой

 

стороне

 

нарезано

 

множество

 

по

-

перечных

 

ребринок

В

 

быту

 

рубель

 

использовали

 

для

 

разглаживания

 

белья

Одной

 

рукой

 

держат

 

инструмент

 

за

 

ручку

другой

 

рукой

 – 

ложку

 

либо

 

деревянную

 

полочку

которой

 

быстро

 

проводят

 

по

 

ребристой

 

стороне

Воз

-

можны

 

отдельные

 

удары

 

по

 

различным

 

местам

 

инструмента

Этот

 

музыкальный

 

инструмент

 

в

 

настоящее

 

время

 

несколько

 

отошел

 

от

 

своего

 

прообраза

 – 

он

 

не

 

имеет

 

изгиба

для

 

улучшения

 

акустических

 

характеристик

 

в

 

од

-

ном

 

из

 

торцов

 

по

 

длине

 

вырезается

 

резонаторная

 

щель

Ухват

 – 

приспособление

при

 

помощи

 

которого

 

ставили

 

и

 

вытаскивали

 

из

 

русской

 

печи

 

чугуны

 

и

 

горшки

Торцами

 

ухватов

 

отбивали

 

об

 

пол

 

плясовые

 

ритмы

На

 

верхнем

 

конце

 

каждого

 

древка

 

приспосабливают

 

по

 

две

 

тарелочки

 

от

 

бубна

Сочетание

 

глухих

 

ударов

 

об

 

пол

 

с

 

позвякиванием

 

напоминают

 

танец

 

в

 

сапогах

 

со

 

шпора

-

ми

Отсюда

 – 

второе

 

название

 

этого

 

инструмента

 – 

шпоры

Рогач

 – 

приспособление

 

для

 

сушки

 

кухонной

 

посуды

применяется

 

в

 

деревнях

 

Орловщины

 

в

 

качестве

 

ударного

 

инструмента

Коса

 – 

на

 

ней

 

играют

предварительно

 

сняв

 

с

 

древка

Одной

 

рукой

 

держат

 

косу

 

за

 

основание

 

острием

 

вниз

другой

 

рукой

 – 

большой

 

гвоздь

 

и

 

выбивают

 

о

 

косу

 

различные

 

ритмы

Инструмент

 

бытовал

 

в

 

селах

 

Воронеж

-

ской

Курской

 

и

 

Белгородской

 

областей

Возросший

 

интерес

 

к

 

песенному

 

и

 

инструментальному

 

фольклору

 

вызвал

 

к

 

жизни

 

многочисленные

 

иссле

-

дования

связанные

 

с

 

собиранием

 

песенного

 

фольклора

инструментальных

 

наигрышей

 

и

 

инструментария

Ак

-

кумуляция

 

этих

 

данных

 

позволит

 

более

 

активно

 

вести

 

работу

 

по

 

возрождению

 

народных

 

музыкальных

 

тради

-

ций

 

и

 

их

 

дальнейшему

 

развитию

 

Литература

 

 

1.

 

Аникин

В

.

П

Русская

 

народная

 

сказка

 / 

В

.

П

Аникин

. – 

М

., 1977. 

2.

 

Аникин

В

.

П

Русские

 

народные

 

пословицы

поговорки

 

и

 

детский

 

фольклор

 / 

В

.

П

Аникин

. – 

М

., 

1957. 

3.

 

Аничкин

В

.

П

Русский

 

богатырский

 

эпос

 / 

В

.

П

Аничкин

. – 

М

., 1964. 

4.

 

Былины

. – 

М

., 1969. 

5.

 

Голубиная

 

книга

Русские

 

народные

 

духовные

 

стихи

. – 

М

., 1991. 

6.

 

Жанровая

 

специфика

 

фольклора

. – 

М

., 1984. 

7.

 

Исенко

С

.

П

Русский

 

народный

 

костюм

 

и

 

его

 

сценическое

 

воплощение

 / 

С

.

П

Исенко

. – 

М

., 1999. 

8.

 

Климов

А

Основы

 

русского

 

народного

 

танца

 / 

А

Климов

. – 

М

., 1994. 

9.

 

Кравцов

К

.

Н

Русское

 

устное

 

народное

 

творчество

 / 

К

.

Н

Кравцов

С

.

Г

Лазутин

. – 

М

., 1983. 

10.

 

Мельников

М

.

Н

Детский

 

музыкальный

 

фольклор

 / 

М

.

Н

Мельников

. – 

М

., 1987. 

11.

 

Науменко

Г

Русское

 

народное

 

музыкальное

 

творчество

 / 

Г

Науменко

. – 

М

., 1988. 

12.

 

Попова

Т

Основы

 

русской

 

народной

 

музыки

 / 

Т

Попова

. – 

М

., 1977. 

13.

 

Попова

Т

Русское

 

народное

 

музыкальное

 

творчество

 / 

Т

Попова

. – 

М

., 1968. – 

Вып

. 1, 2. 

14.

 

Руднева

А

.

В

Русское

 

народное

 

музыкальное

 

творчество

 / 

А

.

В

Руднева

. – 

М

., 1994. 

15.

 

Савушкина

Н

.

И

Русский

 

народный

 

театр

 / 

Н

.

И

Савушкина

. – 

М

., 1976. 

16.

 

Смирнов

И

.

В

Искусство

 

балетмейстера

 / 

И

.

В

Смирнов

. – 

М

., 1986. 

17.

 

Терещенко

А

Быт

 

русского

 

народа

 / 

А

Терещенко

. – 

М

., 2000. 

18.

 

Уткин

П

.

И

Народные

 

художественные

 

промыслы

 / 

П

.

И

Уткин

Н

.

С

Королева

. – 

М

., 1992. 

19.

 

Фольклорный

 

театр

. – 

М

., 1988, 

20.

 

Христиансен

Л

Уральские

 

песни

 / 

Л

Христиансен

. – 

М

., 1981. 

21.

 

Шпикалова

Т

.

Я

Народное

 

искусство

 

на

 

уроках

 

декоративного

 

рисования

 / 

Т

.

Я

Шпикалова

. – 

М

., 

1979. 

22.

 

Щуров

В

.

М

Стилевые

 

основы

 

русской

 

народной

 

музыки

 / 

В

.

М

Щуров

. – 

М

., 1998. 

 

Вопросы

 

для

 

самоконтроля

 

 

1.

 

Назовите

 

основные

 

этапы

 

становления

 

и

 

развития

 

фольклора

2.

 

Охарактеризуйте

 

основные

 

жанры

 

фольклора

3.

 

Выделите

 

особенности

 

региональной

 

песенной

 

традиции

4.

 

Дайте

 

характеристику

 

типов

 

и

 

видов

 

русских

 

народных

 

музыкальных

 

инструментов

 
 

Г л а в а

  5  

 


background image

МЕТОДОЛОГИЯ

 

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ОБРАЗЦОВ

 

НАРОДНОГО

 

ТВОР

-

ЧЕСТВА

 

 

 

 

§ 1.  

РАЗВИТИЕ

 

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

 

МУЗЫКАЛЬНОЙ

 

ФОЛЬКЛОРИСТИКИ

 

 

Методологические

 

особенности

 

изучения

 

фольклорных

 

произведений

 

нашли

 

отражение

 

в

 

предмете

 

и

 

тех

-

нологиях

 

особого

 

научного

 

направления

 – 

фольклористики

Данная

 

наука

 

занимается

 

сбором

систематизацией

 

и

 

изучением

 

фольклора

Благодаря

 

фольклористам

 

были

 

спасены

 

от

 

забвения

 

тысячи

 

памятников

 

народной

 

ху

-

дожественной

 

культуры

подлинных

 

шедевров

 

народного

 

искусства

сохранены

 

имена

 

самобытных

 

народных

 

мастеров

Большую

 

роль

 

в

 

этом

 

сыграли

 

фольклорные

 

экспедиции

традиции

 

фиксации

 

и

 

издания

 

собранных

 

в

 

них

 

материалов

Постоянно

 

собирают

систематизируют

 

и

 

изучают

 

фольклорные

 

произведения

 

кафедры

 

народного

 

хора

 

в

 

вузах

 

культуры

дома

 

народного

 

творчества

 

во

 

главе

 

с

 

Государственным

 

российским

 

домом

 

народного

 

творче

-

ства

Государственном

 

центром

 

русского

 

фольклора

 

и

 

др

Фольклористика

 

постоянно

 

пополняет

 "

банк

 

данных

теории

 

народной

 

художественной

 

культуры

 

о

 

кон

-

кретных

 

видах

 

и

 

жанрах

 

народного

 

художественного

 

творчества

позволяя

 

на

 

этой

 

основе

 

выявлять

 

его

 

сущно

-

стные

 

черты

 

и

 

общие

 

закономерности

Уже

 

в

 

первой

 

половине

 

Х

VIII 

в

положительные

 

оценки

 

народному

 

творчеству

 

были

 

даны

 

первыми

 

рус

-

скими

 

историками

 

и

 

этнографами

Основатель

 

русской

 

исторической

 

науки

сподвижник

 

Петра

 I 

В

.

Н

Татищев

 

при

 

создании

  "

Истории

 

российской

 

с

 

самых

 

древнейших

 

времен

пользовался

 

не

 

только

 

географическими

 

и

 

этнографическими

 

материалами

но

 

и

 

фольклорными

 

произведениями

В

 

тщательно

 

составленной

 

им

 

програм

-

ме

 

по

 

собиранию

 

исторических

 

и

 

географических

 

сведений

 (1737 

г

.) 

В

.

М

Татищев

 

советовал

 

записывать

 

на

-

родные

 

обычаи

обряды

 

и

 

поэтические

 

произведения

спрашивать

 

у

 

населения

, "

нет

 

ли

 

песен

 

таких

 

или

 

сказок

в

 

которых

 

старинные

 

действа

 

вспоминаются

". 

Историк

 

Г

.

Ф

Миллер

 

также

 

был

 

автором

 

обширной

 

программы

 

по

 

собиранию

 

фольклора

 

и

 

самых

 

различных

 

сведений

 

о

 

народном

 

быте

Один

 

из

 

первых

 

русских

 

этнографов

 

С

.

П

Крашенинников

известный

 

исследователь

 

Камчатки

работая

 

в

 

экспедиции

 

по

 

изучению

 

Сибири

обратил

 

внимание

 

на

 

быт

 

и

 

поэзию

 

ее

 

народностей

В

 

своем

 

основном

 

труде

 

"

Описание

 

земли

 

Камчатки

" (1756 

г

.) 

он

 

охарактеризовал

 

сибирские

 

народные

 

обычаи

 

и

 

фольклор

 

русского

 

и

 

нерусского

 

населения

Наибольшее

 

внимание

 

в

 

Х

VIII 

в

народному

 

творчеству

 

было

 

уделено

 

писателями

 

и

 

учеными

 

филологами

Одни

 

из

 

писателей

 

обращались

 

к

 

народному

 

поэтическому

 

творчеству

 

как

 

к

 

художественному

 

источнику

дру

-

гие

 

высказывали

 

те

 

или

 

иные

 

мысли

 

о

 

его

 

значении

 

для

 

народной

 

жизни

Просветительские

 

взгляды

 

и

 

демократичность

 

мировоззрения

 

М

.

В

Ломоносова

 

ярко

 

проявились

 

в

 

его

 

су

-

ждениях

 

о

 

значительности

 

роли

 

народа

 

в

 

истории

 

и

 

в

 

создании

 

национальной

 

культуры

Открывая

 

широкий

 

доступ

 

в

 

язык

 

литературы

 

живой

 

народной

 

речи

В

.

М

Ломоносов

 

основательно

 

раздвинул

 

рамки

 

литературно

-

го

 

языка

 

и

 

обогатил

 

его

 

стилистическую

 

систему

В

 

своих

 

научных

 

работах

 

он

 

нередко

 

обращался

 

к

 

народным

 

поверьям

обрядам

преданьям

 

и

 

обычаям

широко

 

использовал

 

пословицы

 

и

 

поговорки

которые

 

особенно

 

це

-

нил

 

как

 

важный

 

материал

 

для

 

изучения

 

русского

 

языка

Им

 

были

 

собраны

 "

лучшие

 

российские

 

пословицы

". 

Борясь

 

за

 

создание

 

русской

 

национальной

 

культуры

В

.

М

Ломоносов

 

стремился

 

использовать

 

все

 

духов

-

ные

 

богатства

 

народа

 

и

 

его

 

исторические

 

достижения

Значение

 

народного

 

поэтического

 

творчества

 

для

 

развития

 

русской

 

поэзии

 

признавалось

хотя

 

и

 

не

 

всегда

 

последовательно

А

.

Л

Сумароковым

Как

 

теоретик

 

классицизма

пропагандируя

 

различные

 

жанры

 

лирики

он

 

выдвигал

 

требования

 

простоты

 

и

 

естественности

которые

 

находил

 

в

 

народных

 

песнях

в

 

книжную

 

лирику

 

ввел

 

жанр

 "

песня

". 

В

 

его

 

стихотворениях

 

нельзя

 

не

 

заметить

 

попытки

 

приблизиться

 

к

 

тематике

поэтическому

 

языку

 

и

 

образности

 

народной

 

лирики

однако

 

эти

 

попытки

 

зачастую

 

были

 

малоудачными

Тем

 

не

 

менее

уже

 

само

 

обращение

 

к

 

фольклору

 

имело

 

большое

 

принципиальное

 

значение

 

для

 

последующих

 

поколений

 

русских

 

по

-

этов

Об

 

усилении

 

литературно

-

фольклорных

 

связей

 

во

 

второй

 

половине

 

Х

VI 

в

свидетельствуют

 

многочислен

-

ные

 

записи

 

и

 

публикации

 

народных

 

песен

сказок

пословиц

осуществляемые

как

 

правило

поэтами

 

и

 

писате

-

лями

 

или

 

любителями

 

словесности

С

 

ростом

 

демократических

 

тенденций

 

в

 

общественной

 

жизни

 

России

 

Х

I

Х

 

в

вопрос

 

о

 

национальных

 

осно

-

вах

 

культуры

 

становится

 

одним

 

из

 

актуальных

В

 

литературных

 

кругах

 

активно

 

обсуждается

 

проблема

 

народ

-

ности

Собирание

 

и

 

изучение

 

фольклорных

 

произведений

 

постепенно

 

приобретает

 

углубленный

 

характер

пре

-

вращаясь

 

из

 

ряда

 

разрозненных

 

начинаний

 

и

 

опытов

 

в

 

подлинную

 

науку

Отечественная

 

фольклористика

 

Х

I

Х

 

в

развивается

 

под

 

влиянием

 

идей

 

русского

 

освободительного

 

движе

-

ния

 

при

 

деятельном

 

участии

 

в

 

ее

 

формировании

 

писателей

 

и

 

критиков

в

 

борьбе

 

с

 

реакционными

 

обществен

-

ными

 

течениями

 

отстаивающих

 

подлинное

 

значение

 

фольклора

 

для

 

русской

 

национальной

 

культуры

Историческими

 

событиями

положившими

 

свою

 

печать

 

на

 

всю

 

жизнь

 

страны

 

в

 

первой

 

половине

 

Х

I

Х

 

в

., 

были

 

Отечественная

 

война

 1812 

г

и

 

Восстание

 

декабристов

 1825 

г

Очень

 

высоко

 

декабристы

 

ценили

 

фольклорные

 

произведения

отражавшие

 "

непреклонный

 

дух

народа

, – 

"

разбойничьи

песни

 

и

 

исторические

 

песни

 

о

 

крестьянских

 

восстаниях

 

под

 

руководством

 

Степана

 

Разина

 

и

 

Емельяна

 

Пугачева

В

 

декабристском

 

научно

-

литературном

 

журнале

 "

Соревнователь

 

просвещения

 

и

 

благотво

-


background image

рения

одно

 

из

 

центральных

 

мест

 

занимали

 

статьи

 

по

 

фольклору

Журнал

 

знакомил

 

читателей

 

с

 

лучшими

 

про

-

изведениями

 

народного

 

творчества

Усилия

 

декабристов

 

способствовали

 

развитию

 

литературно

-

фольклорных

 

связей

Однако

 

фольклоризм

 

дворянских

 

революционеров

 

в

 

силу

 

исторических

 

причин

 

не

 

лишен

 

недостатков

Интересуясь

 

преимущественно

  "

вольностью

в

 

народной

 

поэзии

они

 

относились

 

к

 

ней

 

избирательно

 

и

 

недо

-

оценивали

 

некоторые

 

ее

 

жанры

 (

сказки

бытовые

 

песни

). 

В

 

связи

 

со

 

спорами

 

о

 

народности

 

в

 

русской

 

критике

 

20-

х

 

гг

Х

I

Х

 

в

А

.

С

Пушкин

 

написал

 

статью

 "

О

 

народности

 

в

 

литературе

". 

В

 

ней

 

он

 

остроумно

 

заметил

что

 

на

-

родность

 

заключается

 

в

 "

выборе

 

предметов

 

из

 

Отечественной

 

истории

или

 

в

 

употреблении

 

русских

 

выражений

В

 

его

 

понимании

 

народность

 

есть

 

образ

 

мыслей

 

и

 

чувствований

есть

 

тьма

 

обычаев

поверий

 

и

 

привычек

принад

-

лежащих

 

исключительно

 

какому

-

нибудь

 

народу

Под

 

воздействием

 

А

.

С

Пушкина

 

воплощение

 

народного

 "

образа

 

мыслей

 

и

 

чувствований

", 

использование

 

народного

 

поэтического

 

языка

 

в

 

произведениях

 

писателей

 

становится

 

в

 

последующее

 

время

 

лучшей

 

традицией

 

литературы

 

Х

IX 

в

Особую

 

страницу

 

в

 

истории

 

русской

 

фольклористики

 

занимает

 

собирательная

 

работа

 

А

.

С

Пушкина

Таким

 

образом

отношение

 

А

.

С

Пушкина

 

к

 

народному

 

творчеству

 

развивалось

 

по

 

пути

 

дальнейшего

 

рас

-

ширения

 

и

 

укрепления

 

литературно

-

фольклорных

 

связей

В

 30–40-

е

 

гг

Х

I

Х

 

в

собирание

 

и

 

изучение

 

фольклора

 

представляет

 

собой

 

многообразный

 

процесс

в

 

кото

-

ром

 

участвуют

 

представители

 

различных

 

общественных

 

течений

Если

 

в

 

первые

 

десятилетия

 

Х

I

Х

 

в

собирание

 

фольклорных

 

произведений

 

носило

 

индивидуальный

 

характер

то

 

в

 30-

е

 

гг

собирательное

 

дело

 

впервые

 

стано

-

вится

 

коллективным

Собирание

 

и

 

публикация

 

фольклорных

 

произведений

 

как

 

задача

 

большой

 

национальной

 

важности

 

в

 

это

 

время

 

объединяет

 

лиц

принадлежащих

 

к

 

различным

 

общественным

 

течениям

С

 30-

х

 

гг

началась

 

собирательская

 

работа

 

В

.

И

Даля

составителя

 

знаменитого

 "

Толкового

 

словаря

 

живого

 

великорусского

 

языка

и

 

капитального

 

сборника

 

пословиц

являющегося

 

также

 

автором

 

произведений

 

из

 

на

-

родной

 

жизни

В

 30-

е

 

гг

В

.

Г

Белинский

 

утверждал

что

 

русская

 

культура

 

и

 

литература

 

должны

 

быть

 

народны

так

 

как

 

подлинно

 

национальными

 

могут

 

быть

 

только

 

такие

 

произведения

создатели

 

которых

 

типически

 

выражают

 

"

дух

 

того

 

народа

среди

 

которого

 

они

 

рождены

 

и

 

воспитаны

его

 

внутреннюю

 

жизнь

 

до

 

сокровеннейших

 

глу

-

бин

". 

Рассматривая

 

устное

 

народное

 

творчество

 

как

 

большую

 

национальную

 

ценность

В

.

Г

Белинский

в

 

отли

-

чие

 

от

 

литературных

 

западников

утверждал

что

 

идеи

 

прогресса

 

России

 

должны

 

находиться

 

в

 

тесной

 

связи

 

с

 

народной

 

поэтической

 

культурой

 

и

 

с

 

самим

 

народом

 – 

социальной

 

силой

 

истории

Фольклор

как

 

он

 

справедли

-

во

 

отметил

не

 

архаическая

 

давность

а

 

живой

 

фактор

 

современного

 

развития

 

русской

 

культуры

Поэтому

 

во

 

многих

 

статьях

 

и

 

рецензиях

 

критик

 

неоднократно

 

подчеркивал

 

всю

 

важность

 

собирательской

 

работы

Так

от

-

мечая

 

в

 

одной

 

из

 

рецензий

что

, "

в

 

народной

 

речи

 

есть

 

своя

 

свежесть

энергия

живописность

а

 

в

 

народных

 

песнях

 

и

 

даже

 

сказках

 – 

своя

 

жизнь

 

и

 

поэзия

", 

он

 

указывал

что

 "

должно

 

их

 

собирать

 

как

 

живые

 

факты

 

истории

 

языка

характера

 

народа

". 

Особенно

 

ценил

 

В

.

Г

Белинский

 

подлинность

 

текстов

 

народных

 

произведений

Он

 

постоянно

 

боролся

 

с

 

небрежным

 

и

 

невежественным

 

отношением

 

к

 

фольклорным

 

произведениям

иногда

 

доходившим

 

у

 

различных

 

издателей

 

до

 

прямого

 

фальсификаторства

Он

 

с

 

возмущением

 

указывал

 

на

 

подобные

 

песенники

 

и

 

сборники

 

как

 

на

 

печатную

 "

макулатуру

", 

противопоставляя

 

им

 

точную

 

запись

 

собирателей

 

прямо

 

из

 

народных

 

уст

Сравни

-

вая

 

поэзию

 

русского

 

народа

 

с

 

мировым

 

фольклором

В

.

Г

Белинский

 

отводил

 

ей

 

одно

 

из

 

первых

 

мест

: "

Наша

 

народная

 

поэзия

, – 

писал

 

он

, – 

не

 

уступит

 

в

 

богатстве

 

ни

 

одному

 

народу

 

в

 

мире

 

и

 

только

 

ждет

 

трудолюбивых

 

деятелей

которые

 

собрали

 

бы

 

ее

 

сокровища

таящиеся

 

в

 

памяти

 

народа

". 

В

 

спорах

 

о

 

народности

 

литературы

которые

 

ожесточенно

 

велись

 

в

 40-

е

 

гг

Х

I

Х

 

в

., 

решающее

 

слово

 

при

-

надлежит

 

В

.

Г

Белинскому

Ценность

 

народного

 

поэтического

 

искусства

 

как

 

духовного

 

богатства

 

народа

хранимого

 

на

 

протяжении

 

веков

отмечал

 

и

 

Н

.

Г

Чернышевский

Чернышевскому

 

Н

.

Г

и

 

Добролюбову

 

Н

.

А

неоднократно

 

приходилось

 

бороться

 

с

 

реакционными

 

мнения

-

ми

 

и

 

теориями

 

в

 

отношении

 

народного

 

поэтического

 

творчества

Новые

 

пути

 

были

 

проложены

 

ими

 

в

 

области

 

собирания

 

народного

 

поэтического

 

творчества

Целиком

 

под

-

держивая

 

требование

 

Белинского

 

о

 

необходимости

 

точности

 

и

 

подлинности

 

записи

 

произведений

 

непосредст

-

венно

 "

из

 

народных

 

уст

", 

они

 

высказали

 

много

 

важных

 

мыслей

 

относительно

 

практики

 

собирания

указав

что

 

и

 

как

 

нужно

 

искать

 

и

 

записывать

 

в

 

народе

Чернышевский

 

Н

.

Г

., 

приветствуя

 

дело

 

издания

 

сборников

 

народной

 

песни

выступил

однако

с

 

резкой

 

критикой

 

установки

 

Берга

 

исключительно

 

на

 

песенную

 

старину

на

 

все

 

то

 

архаически

 

древнее

что

 

отделяло

 

этот

 

сборник

 

от

 

современности

Добролюбов

 

Н

.

А

советовал

 

собирателям

 

фольклора

 

составлять

 

сборники

 

так

чтобы

 

перед

 

читателем

 

мог

-

ла

 

возникнуть

 "

живая

 

физиономия

 

народа

сохранившая

 

эти

 

предания

". 

Для

 

этого

 

нужно

 

записывать

 

народные

 

произведения

 

с

 

полным

 

сохранением

 

обстановки

в

 

которой

 

они

 

живут

Новые

 

принципы

 

собирания

 

и

 

исследования

 

народного

 

поэтического

 

творчества

выдвинутые

 

и

 

обосно

-

ванные

 

Н

.

Г

Чернышевским

 

и

 

Н

.

А

Добролюбовым

оказали

 

большое

 

влияние

 

на

 

развитие

 

русской

 

фольклори

-

стики

 

второй

 

половины

 

Х

I

Х

 

в

В

 60-

е

 

гг

в

 

условиях

 

развития

 

революционного

 

движения

 

и

 

активизации

 

общест

-

венной

 

мысли

 

появляется

 

целая

 

плеяда

 

молодых

 

собирателей

Глубокий

 

интерес

 

к

 

народному

 

творчеству

 

прояв

-

ляют

 

многие

 

русские

 

писатели

 

демократического

 

направления

Н

.

А

Некрасов

М

.

Е

Салтыков

-

Щедрин

А

.

Н

Ост

-

ровский

 

и

 

др

При

 

изучении

 

литературно

-

фольклорных

 

связей

 

нетрудно

 

заметить

 

своеобразие

 

фольклоризма

 

каждого

 

из

 

этих

 

писателей