ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2021
Просмотров: 557
Скачиваний: 1
нием
Народного
артиста
РФ
В
.
Назарова
.
Если
в
первом
коллективе
ведущими
музыкальными
инструментами
стали
жалейки
,
брелки
,
свирели
,
на
которых
играют
все
участники
оркестра
,
то
в
состав
второго
наряду
с
жа
-
лейками
были
включены
также
владимирские
рожки
.
За
прошедшие
годы
в
оркестре
"
Русские
узоры
"
было
создано
целое
семейство
жалеек
,
брелок
,
свирелей
,
имеющих
различный
строй
.
В
результате
стало
возможным
использование
этих
инструментов
почти
во
всех
тональностях
и
в
широком
диапазоне
.
На
Московской
экспе
-
риментальной
фабрике
музыкальных
инструментов
налажен
их
выпуск
.
В
настоящее
время
духовые
инструменты
нашли
широкое
применение
в
разнообразных
ансамблевых
формах
исполнительства
.
Многие
профессиональные
и
любительские
коллективы
с
успехом
используют
раз
-
личные
духовые
народные
инструменты
,
оживляя
тем
самым
тембральную
палитру
звучания
,
что
позволяет
в
значительной
степени
расширить
репертуарные
возможности
и
приобрести
неповторимое
самобытное
творче
-
ское
лицо
.
Среди
многочисленных
профессиональных
исполнителей
следует
отметить
М
.
Вахутинского
–
виртуоза
,
композитора
,
прекрасного
аранжировщика
и
педагога
.
Его
многогранная
исполнительская
,
просветительская
и
педагогическая
деятельность
,
большое
количество
музыкального
репертуара
в
огромной
мере
способствовали
расширению
современного
бытования
духовых
народных
инструментов
.
К
инструментам
струнной
(
щипковой
)
группы
,
дошедших
до
наших
времен
и
получивших
широкое
рас
-
пространение
и
популярность
,
относится
балалайка
.
Первые
образцы
народной
(
не
модернизированной
)
бала
-
лайки
конца
Х
I
Х
–
начала
XX
столетий
представляют
собой
трехструнный
щипковый
инструмент
,
преимуще
-
ственно
с
треугольным
,
усеченным
внизу
корпусом
и
сравнительно
недлинной
шейкой
,
заканчивающейся
го
-
ловкой
в
виде
прямоугольника
или
завитка
.
Клавишно
-
духовые
язычковые
инструменты
(
гармоники
)
в
середине
Х
I
Х
в
.
во
многих
странах
,
прежде
всего
в
европейских
,
получили
большое
распространение
.
Эти
инструменты
в
различных
регионах
развивались
с
учетом
национальной
музыкальной
специфики
.
В
Англии
этот
инструмент
называли
концертино
,
в
Австралии
–
аккордеон
,
в
Германии
–
банданеон
,
в
России
–
баян
.
Все
разновидности
отличаются
друг
от
друга
формой
,
размерами
,
клавиатурой
,
диапазоном
,
конструкцией
,
но
,
тем
не
менее
,
их
объединяет
общий
родовой
признак
:
они
относятся
к
так
называемым
клавишно
-
духовым
язычковым
инструментам
,
все
они
–
гармоники
.
Первые
образцы
ручных
и
губных
гармоник
в
России
появились
в
30–40-
е
гг
.
Х
I
Х
столетия
и
буквально
в
течение
нескольких
лет
проникли
почти
во
все
уголки
страны
.
Инструмент
пришелся
по
вкусу
широким
массам
благодаря
небольшим
размерам
,
сильному
звуку
,
относительной
легкости
овладения
.
Главным
преимуществом
перед
другими
народными
инструментами
была
возможность
одновременного
исполнения
,
мелодии
и
акком
-
панемента
.
К
концу
Х
I
Х
в
.
начинает
преобладать
так
называемая
"
городская
песня
".
Простота
строения
напева
,
четкая
ритмика
принципиально
отличали
этот
вид
песни
от
старинных
образцов
:
в
его
основе
был
гомофонно
-
гармонический
склад
.
И
такой
портативный
и
недорогой
инструмент
,
как
гармоник
,
пригодный
для
аккордово
-
го
сопровождения
,
пришелся
по
вкусу
.
Этим
,
в
частности
,
объясняется
популярность
гармоники
и
ее
быстрое
распространение
особенно
среди
населения
городских
окраин
России
.
На
рубеже
Х
I
Х
–XX
вв
.
в
России
появляются
многочисленные
разновидности
гармоники
.
Их
устройство
отражало
специфику
инструментально
-
песенной
культуры
конкретного
региона
.
В
частности
,
особенностями
устройства
и
тембра
обладают
"
азиатские
", "
бологоевские
" "
елецкие
рояльные
", "
кабардинские
", "
касимов
-
ские
", "
ливенские
", "
московские
рояльные
", "
невские
", "
татарские
", "
тульские
", "
черепашки
"
и
др
.
Первые
образцы
русских
гармоник
отличались
оригинальностью
и
хорошим
качеством
,
внешне
они
были
привлекательны
,
но
имели
существенный
изъян
–
в
них
отсутствовал
хроматический
строй
,
и
это
,
естественно
,
ограничивало
их
музыкально
-
художественные
возможности
.
Создание
гармоник
с
хроматическим
строем
яви
-
лось
первым
и
важным
шагом
на
пути
совершенствования
инструмента
.
Русский
город
Тула
–
родина
хроматической
гармоники
–
был
одним
из
промышленных
центров
страны
,
который
являлся
основным
поставщиком
гармоник
.
Их
производство
было
сконцентрировано
в
Чулковской
слободе
.
Создателем
первой
в
России
хроматической
гармоники
принято
считать
Н
.
Белобородова
,
который
в
1875
г
.
организовал
первый
в
России
"
Оркестр
гармонистов
".
Оркестровый
ряд
гармоник
выглядел
следующим
образом
: "
прима
", "
секунда
", "
флейта
-
пикколо
", "
альт
", "
виолончель
", "
бас
", "
контрабас
".
Впоследствии
оркест
-
ры
гармоник
получили
широкое
распространение
во
многих
регионах
России
.
В
начале
ХХ
столетия
(1907
г
.)
петербургский
гармонист
,
мастер
П
.
Стерлигов
в
содружестве
с
известным
гармонистом
Я
.
Орландским
-
Титаренко
сконструировали
хроматическую
гармонику
,
которая
была
названа
именем
древнерусского
поэта
-
певца
Баяна
.
Вскоре
баяны
начали
изготавливать
гармонные
мастера
из
других
городов
России
.
Действуя
совместно
с
исполнителями
,
они
вносили
дальнейшие
улучшения
,
создав
,
в
конце
концов
,
хотя
и
сложный
,
но
вполне
совершенный
инструмент
.
Гармоника
в
сфере
совершенствования
своей
конструкции
по
многим
параметрам
обогнала
своих
сородичей
по
народно
-
инструмен
-
тальному
цеху
.
И
дейст
-
вительно
,
современный
баян
представляет
собой
и
"
хор
",
и
"
оркестр
",
заключает
в
себе
широкий
спектр
много
-
гранной
тембральной
палитры
,
которой
подвластны
различные
стили
и
жанры
классической
,
народной
и
со
-
временной
музыки
.
Определенным
итогом
в
совершенствовании
конструкции
инструмента
явилось
появление
многотембрового
готово
-
выборного
баяна
,
который
в
значительной
степени
повлиял
на
расширение
репертуар
-
ного
диапазона
всего
народно
инструментального
искусства
.
Впервые
в
России
в
Московском
государственном
университете
культуры
и
искусств
в
1997
г
.
был
открыт
класс
гармоники
,
первым
выпускником
которого
стал
лауреат
всероссийских
и
международных
конкурсов
,
ны
-
не
заслуженный
артист
РФ
Г
.
Калмыков
.
Современными
,
известными
во
всем
мире
исполнителями
на
гармониках
являются
лауреат
всероссийских
и
международных
конкурсов
,
заслуженный
деятель
искусств
РФ
педагог
,
член
Союза
композиторов
РФ
Е
.
Дербенко
,
лауреаты
всероссийских
конкурсов
С
.
Сметанин
и
С
.
Привалов
.
Выдающимися
баянистами
также
являются
народный
артист
СССР
Ю
.
Казаков
,
народный
артист
СССР
,
профессор
А
.
Полетаев
,
лауреат
всерос
-
сийских
и
международных
конкурсов
,
Народный
артист
РФ
,
профессор
Ф
.
Липс
,
лауреат
всероссийских
и
меж
-
дународных
конкурсов
,
заслуженный
артист
РФ
Ю
.
Вострелов
и
др
.
Самыми
древними
этническими
инструментами
являются
ударные
.
По
принципу
звукообразования
они
подразделяются
на
две
группы
–
мембранные
(
х
–
бубны
,
барабаны
и
другие
)
и
самозвучащие
–
било
,
ложки
,
рубель
,
колокола
и
др
.
Еще
одной
структурой
,
возможной
для
классификации
ударных
инструментов
,
являются
три
группы
:
1.
Инструменты
,
созданные
как
сигнальные
,
но
затем
используемые
в
ратном
деле
,
на
охоте
,
в
пастуше
-
стве
,
в
быту
в
качестве
шумового
орудия
или
сигнального
приспособления
.
2.
Собственно
музыкальные
ритмизирующие
сопровождения
пения
или
танца
.
3.
Предметы
быта
,
используемые
в
качестве
музыкальных
ударных
инструментов
.
Остановимся
на
характеристике
этих
инструментов
.
Одним
из
древнейших
является
самозвучащий
инст
-
румент
под
названием
било
.
Первые
сведения
о
нем
относятся
к
Х
I
в
.
Било
использовалось
в
качестве
сигналь
-
ного
инструмента
.
В
этой
функции
оно
просуществовало
,
например
,
в
раскольничьих
скитах
вплоть
до
нашего
столетия
.
Бытовало
две
разновидности
–
великое
било
и
малое
било
.
Великое
било
представляло
собой
толстую
доску
длиною
до
8
м
,
подвешенную
на
двух
цепях
.
По
ней
бьют
равномерно
специальной
колотушкой
.
Малое
било
(
клепало
) –
это
двухметровая
доска
шириной
10
см
.
Оно
имеет
форму
двухлопастного
пропеллера
с
выем
-
кой
посередине
для
держания
инструмента
.
Ударяют
в
малое
било
также
деревянной
колотушкой
.
Исследова
-
тель
С
.
В
.
Смоленский
утверждал
,
что
клепание
в
било
–
это
"
первичная
форма
колокольного
звона
".
Колокол
–
родственник
древнерусского
била
.
Первое
упоминание
о
нем
относится
к
Х
I
в
.
В
Х
V
в
.
западно
-
европейские
путешественники
пишут
о
русских
звонах
как
о
характерном
национальном
явлении
.
Кроме
цер
-
ковно
-
ритуальной
,
колокола
выполняли
политическую
,
гражданскую
,
военную
функции
.
Об
этом
говорят
на
-
звания
колоколов
: "
осадный
", "
всполошный
", "
вечевой
".
Колокола
различаются
по
весу
–
малые
зазвонные
(4–
80
кг
)
и
большие
зазвонные
(130–400
кг
).
Большие
колокола
:
повседневный
(1600–8000
кг
),
полиелейный
(8–11
т
),
воскресный
(
до
16
т
),
праздничный
(16
т
и
более
).
Льют
колокола
из
специальной
колокольной
бронзы
.
В
русском
колоколе
,
в
отличие
от
западноевропей
-
ского
,
подвижной
частью
является
язык
,
а
не
сам
корпус
.
От
языка
колокола
идут
веревки
,
как
в
руки
звонарю
(
от
малых
колоколов
),
так
и
к
перекладинам
колокольни
(
от
средних
)
и
к
ножным
педалям
.
Стоя
на
одной
ноге
,
опытный
звонарь
попеременно
нажимал
другой
ногой
педали
,
а
локтями
и
запястьем
приводил
в
движение
языки
больших
и
малых
зазвонных
колоколов
.
Бубен
ратный
–
металлический
котел
с
натянутой
кожаной
мембраной
.
Удар
по
мембране
производился
с
помощью
вощяги
-
колотушки
в
виде
кнута
с
плетеным
шаром
на
конце
.
Использовались
разновидности
ратных
бубнов
–
тулумпас
и
набат
,
перевозили
их
на
лошадях
.
Применялись
бубны
для
звуковой
связи
и
подачи
ко
-
манд
в
древнем
русском
войске
для
устрашения
врага
.
Пастуший
барабан
–
цельная
деревянная
доска
со
слегка
скошенными
или
закругленными
верхними
уг
-
лами
.
Материалом
для
изготовления
служит
ель
,
сосна
.
Размеры
инструмента
достаточно
свободны
:
длина
–
50–100
см
,
ширина
– 25–40
см
,
толщина
– 1,5–6
см
.
Инструмент
подвешен
на
шее
при
помощи
ремешка
или
веревки
и
располагается
горизонтально
на
уровне
пояса
.
Играют
на
барабане
двумя
деревянными
колотушками
длиной
20–35
см
.
Звуками
барабана
пастух
извещал
людей
о
том
или
ином
моменте
процесса
пастьбы
стада
.
Нередко
инструмент
сопровождал
пляску
и
пение
.
Широкое
распространение
он
получил
у
пастухов
в
средней
полосе
России
.
Трещотка
–
ударный
инструмент
,
имитирующий
хлопки
в
ладоши
.
Вероятно
,
был
создан
специально
как
музыкальный
инструмент
.
Первое
упоминание
о
трещотке
в
письменных
источниках
встречается
в
Х
VIII
в
.
Районы
бытования
инструмента
–
преимущественно
южные
области
России
.
Существует
предположение
,
что
на
Руси
она
использовалась
как
шумовое
приспособление
;
представляет
собой
набор
деревянных
пластин
в
количестве
от
14
до
22
штук
,
нанизанных
на
две
веревки
.
Пластины
изготавливаются
из
твердых
древесных
пород
:
дуба
,
клена
,
ореха
.
Длина
пластины
– 14–17
см
,
ширина
– 5–9
см
,
толщина
– 0,5–0,6
см
.
Приемы
игры
на
ней
весьма
разнообразны
.
Существует
круговая
трещотка
(
Raganella
),
широко
используемая
в
симфонической
музыке
.
Эпизодиче
-
ски
применяют
её
и
в
народных
оркестрах
,
и
ансамблях
.
Бубен
скомороший
–
возник
в
среде
бродячих
музыкантов
.
Он
представляет
собой
неширокую
деревянную
обечайку
круглой
формы
с
натянутой
на
одной
стороне
кожаной
мембраной
и
подвешенными
с
внутренней
стороны
колокольчиками
.
Скоморохи
и
медвежьи
поводыри
при
игре
на
бубне
применяли
различные
приемы
и
фокусы
:
подбрасывая
и
схватывая
его
на
лету
,
били
бубном
то
по
своим
коленкам
,
то
по
голове
,
ударяли
по
мембране
либо
обечайке
кистью
руки
,
локтем
,
пальцами
,
делали
тремоло
и
"
вой
",
проводя
по
мембране
боль
-
шим
пальцем
правой
руки
.
Часто
вместо
бубна
в
руках
скомороха
оказывался
двусторонний
барабан
,
что
нашло
отражение
в
миниа
-
тюре
Х
VI
в
. "
Игрище
славян
вятичей
" (
Радзивиловская
летопись
).
К
третьей
группе
инструментов
следует
отнести
предметы
домашнего
обихода
,
при
определенных
услови
-
ях
становящиеся
ударными
музыкальными
инструментами
.
К
ним
относятся
ложки
,
тазы
,
сковороды
,
рубель
,
ухваты
,
коса
и
др
.
Практически
любой
предмет
домашней
утвари
на
праздничном
гулянии
мог
стать
музыкаль
-
ным
инструментом
,
однако
только
некоторые
из
них
получили
своё
второе
рождение
и
стали
изготавливаться
в
чисто
музыкальных
целях
.
Ложки
–
для
музыкальных
целей
их
изготавливают
из
твердых
пород
дерева
(
дуб
,
ясень
,
клен
,
бук
).
Му
-
зыкальные
ложки
имеют
удлиненные
рукоятки
,
иногда
вдоль
рукоятки
привешивают
бубенцы
.
Игровой
ком
-
плект
состоит
из
двух
–
четырех
ложек
.
Приемы
игры
достаточно
разнообразны
.
В
русских
печатных
изданиях
Х
VIII
в
.
появляются
первые
сведения
о
них
.
Рубель
–
изогнутая
доска
длиной
около
полуметра
с
ручкой
.
На
выпуклой
стороне
нарезано
множество
по
-
перечных
ребринок
.
В
быту
рубель
использовали
для
разглаживания
белья
.
Одной
рукой
держат
инструмент
за
ручку
,
другой
рукой
–
ложку
либо
деревянную
полочку
,
которой
быстро
проводят
по
ребристой
стороне
.
Воз
-
можны
отдельные
удары
по
различным
местам
инструмента
.
Этот
музыкальный
инструмент
в
настоящее
время
несколько
отошел
от
своего
прообраза
–
он
не
имеет
изгиба
,
для
улучшения
акустических
характеристик
в
од
-
ном
из
торцов
по
длине
вырезается
резонаторная
щель
.
Ухват
–
приспособление
,
при
помощи
которого
ставили
и
вытаскивали
из
русской
печи
чугуны
и
горшки
.
Торцами
ухватов
отбивали
об
пол
плясовые
ритмы
.
На
верхнем
конце
каждого
древка
приспосабливают
по
две
тарелочки
от
бубна
.
Сочетание
глухих
ударов
об
пол
с
позвякиванием
напоминают
танец
в
сапогах
со
шпора
-
ми
.
Отсюда
–
второе
название
этого
инструмента
–
шпоры
.
Рогач
–
приспособление
для
сушки
кухонной
посуды
,
применяется
в
деревнях
Орловщины
в
качестве
ударного
инструмента
.
Коса
–
на
ней
играют
,
предварительно
сняв
с
древка
.
Одной
рукой
держат
косу
за
основание
острием
вниз
,
другой
рукой
–
большой
гвоздь
и
выбивают
о
косу
различные
ритмы
.
Инструмент
бытовал
в
селах
Воронеж
-
ской
,
Курской
и
Белгородской
областей
.
Возросший
интерес
к
песенному
и
инструментальному
фольклору
вызвал
к
жизни
многочисленные
иссле
-
дования
,
связанные
с
собиранием
песенного
фольклора
,
инструментальных
наигрышей
и
инструментария
.
Ак
-
кумуляция
этих
данных
позволит
более
активно
вести
работу
по
возрождению
народных
музыкальных
тради
-
ций
и
их
дальнейшему
развитию
.
Литература
1.
Аникин
,
В
.
П
.
Русская
народная
сказка
/
В
.
П
.
Аникин
. –
М
., 1977.
2.
Аникин
,
В
.
П
.
Русские
народные
пословицы
,
поговорки
и
детский
фольклор
/
В
.
П
.
Аникин
. –
М
.,
1957.
3.
Аничкин
,
В
.
П
.
Русский
богатырский
эпос
/
В
.
П
.
Аничкин
. –
М
., 1964.
4.
Былины
. –
М
., 1969.
5.
Голубиная
книга
.
Русские
народные
духовные
стихи
. –
М
., 1991.
6.
Жанровая
специфика
фольклора
. –
М
., 1984.
7.
Исенко
,
С
.
П
.
Русский
народный
костюм
и
его
сценическое
воплощение
/
С
.
П
.
Исенко
. –
М
., 1999.
8.
Климов
,
А
.
Основы
русского
народного
танца
/
А
.
Климов
. –
М
., 1994.
9.
Кравцов
,
К
.
Н
.
Русское
устное
народное
творчество
/
К
.
Н
.
Кравцов
,
С
.
Г
.
Лазутин
. –
М
., 1983.
10.
Мельников
,
М
.
Н
.
Детский
музыкальный
фольклор
/
М
.
Н
.
Мельников
. –
М
., 1987.
11.
Науменко
,
Г
.
Русское
народное
музыкальное
творчество
/
Г
.
Науменко
. –
М
., 1988.
12.
Попова
,
Т
.
Основы
русской
народной
музыки
/
Т
.
Попова
. –
М
., 1977.
13.
Попова
,
Т
.
Русское
народное
музыкальное
творчество
/
Т
.
Попова
. –
М
., 1968. –
Вып
. 1, 2.
14.
Руднева
,
А
.
В
.
Русское
народное
музыкальное
творчество
/
А
.
В
.
Руднева
. –
М
., 1994.
15.
Савушкина
,
Н
.
И
.
Русский
народный
театр
/
Н
.
И
.
Савушкина
. –
М
., 1976.
16.
Смирнов
,
И
.
В
.
Искусство
балетмейстера
/
И
.
В
.
Смирнов
. –
М
., 1986.
17.
Терещенко
,
А
.
Быт
русского
народа
/
А
.
Терещенко
. –
М
., 2000.
18.
Уткин
,
П
.
И
.
Народные
художественные
промыслы
/
П
.
И
.
Уткин
,
Н
.
С
.
Королева
. –
М
., 1992.
19.
Фольклорный
театр
. –
М
., 1988,
20.
Христиансен
,
Л
.
Уральские
песни
/
Л
.
Христиансен
. –
М
., 1981.
21.
Шпикалова
,
Т
.
Я
.
Народное
искусство
на
уроках
декоративного
рисования
/
Т
.
Я
.
Шпикалова
. –
М
.,
1979.
22.
Щуров
,
В
.
М
.
Стилевые
основы
русской
народной
музыки
/
В
.
М
.
Щуров
. –
М
., 1998.
Вопросы
для
самоконтроля
1.
Назовите
основные
этапы
становления
и
развития
фольклора
.
2.
Охарактеризуйте
основные
жанры
фольклора
.
3.
Выделите
особенности
региональной
песенной
традиции
.
4.
Дайте
характеристику
типов
и
видов
русских
народных
музыкальных
инструментов
.
Г л а в а
5
МЕТОДОЛОГИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБРАЗЦОВ
НАРОДНОГО
ТВОР
-
ЧЕСТВА
§ 1.
РАЗВИТИЕ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ
ФОЛЬКЛОРИСТИКИ
Методологические
особенности
изучения
фольклорных
произведений
нашли
отражение
в
предмете
и
тех
-
нологиях
особого
научного
направления
–
фольклористики
.
Данная
наука
занимается
сбором
,
систематизацией
и
изучением
фольклора
.
Благодаря
фольклористам
были
спасены
от
забвения
тысячи
памятников
народной
ху
-
дожественной
культуры
,
подлинных
шедевров
народного
искусства
,
сохранены
имена
самобытных
народных
мастеров
.
Большую
роль
в
этом
сыграли
фольклорные
экспедиции
,
традиции
фиксации
и
издания
собранных
в
них
материалов
.
Постоянно
собирают
,
систематизируют
и
изучают
фольклорные
произведения
кафедры
народного
хора
в
вузах
культуры
,
дома
народного
творчества
во
главе
с
Государственным
российским
домом
народного
творче
-
ства
,
Государственном
центром
русского
фольклора
и
др
.
Фольклористика
постоянно
пополняет
"
банк
данных
"
теории
народной
художественной
культуры
о
кон
-
кретных
видах
и
жанрах
народного
художественного
творчества
,
позволяя
на
этой
основе
выявлять
его
сущно
-
стные
черты
и
общие
закономерности
.
Уже
в
первой
половине
Х
VIII
в
.
положительные
оценки
народному
творчеству
были
даны
первыми
рус
-
скими
историками
и
этнографами
.
Основатель
русской
исторической
науки
,
сподвижник
Петра
I
В
.
Н
.
Татищев
при
создании
"
Истории
российской
с
самых
древнейших
времен
"
пользовался
не
только
географическими
и
этнографическими
материалами
,
но
и
фольклорными
произведениями
.
В
тщательно
составленной
им
програм
-
ме
по
собиранию
исторических
и
географических
сведений
(1737
г
.)
В
.
М
.
Татищев
советовал
записывать
на
-
родные
обычаи
,
обряды
и
поэтические
произведения
,
спрашивать
у
населения
, "
нет
ли
песен
таких
или
сказок
,
в
которых
старинные
действа
вспоминаются
".
Историк
Г
.
Ф
.
Миллер
также
был
автором
обширной
программы
по
собиранию
фольклора
и
самых
различных
сведений
о
народном
быте
.
Один
из
первых
русских
этнографов
С
.
П
.
Крашенинников
,
известный
исследователь
Камчатки
,
работая
в
экспедиции
по
изучению
Сибири
,
обратил
внимание
на
быт
и
поэзию
ее
народностей
.
В
своем
основном
труде
"
Описание
земли
Камчатки
" (1756
г
.)
он
охарактеризовал
сибирские
народные
обычаи
и
фольклор
русского
и
нерусского
населения
.
Наибольшее
внимание
в
Х
VIII
в
.
народному
творчеству
было
уделено
писателями
и
учеными
филологами
.
Одни
из
писателей
обращались
к
народному
поэтическому
творчеству
как
к
художественному
источнику
,
дру
-
гие
высказывали
те
или
иные
мысли
о
его
значении
для
народной
жизни
.
Просветительские
взгляды
и
демократичность
мировоззрения
М
.
В
.
Ломоносова
ярко
проявились
в
его
су
-
ждениях
о
значительности
роли
народа
в
истории
и
в
создании
национальной
культуры
.
Открывая
широкий
доступ
в
язык
литературы
живой
народной
речи
,
В
.
М
.
Ломоносов
основательно
раздвинул
рамки
литературно
-
го
языка
и
обогатил
его
стилистическую
систему
.
В
своих
научных
работах
он
нередко
обращался
к
народным
поверьям
,
обрядам
,
преданьям
и
обычаям
,
широко
использовал
пословицы
и
поговорки
,
которые
особенно
це
-
нил
как
важный
материал
для
изучения
русского
языка
.
Им
были
собраны
"
лучшие
российские
пословицы
".
Борясь
за
создание
русской
национальной
культуры
,
В
.
М
.
Ломоносов
стремился
использовать
все
духов
-
ные
богатства
народа
и
его
исторические
достижения
.
Значение
народного
поэтического
творчества
для
развития
русской
поэзии
признавалось
,
хотя
и
не
всегда
последовательно
,
А
.
Л
.
Сумароковым
.
Как
теоретик
классицизма
,
пропагандируя
различные
жанры
лирики
,
он
выдвигал
требования
простоты
и
естественности
,
которые
находил
в
народных
песнях
,
в
книжную
лирику
ввел
жанр
"
песня
".
В
его
стихотворениях
нельзя
не
заметить
попытки
приблизиться
к
тематике
,
поэтическому
языку
и
образности
народной
лирики
,
однако
эти
попытки
зачастую
были
малоудачными
.
Тем
не
менее
,
уже
само
обращение
к
фольклору
имело
большое
принципиальное
значение
для
последующих
поколений
русских
по
-
этов
.
Об
усилении
литературно
-
фольклорных
связей
во
второй
половине
Х
VI
в
.
свидетельствуют
многочислен
-
ные
записи
и
публикации
народных
песен
,
сказок
,
пословиц
,
осуществляемые
,
как
правило
,
поэтами
и
писате
-
лями
или
любителями
словесности
.
С
ростом
демократических
тенденций
в
общественной
жизни
России
Х
I
Х
в
.
вопрос
о
национальных
осно
-
вах
культуры
становится
одним
из
актуальных
.
В
литературных
кругах
активно
обсуждается
проблема
народ
-
ности
.
Собирание
и
изучение
фольклорных
произведений
постепенно
приобретает
углубленный
характер
,
пре
-
вращаясь
из
ряда
разрозненных
начинаний
и
опытов
в
подлинную
науку
.
Отечественная
фольклористика
Х
I
Х
в
.
развивается
под
влиянием
идей
русского
освободительного
движе
-
ния
при
деятельном
участии
в
ее
формировании
писателей
и
критиков
,
в
борьбе
с
реакционными
обществен
-
ными
течениями
отстаивающих
подлинное
значение
фольклора
для
русской
национальной
культуры
.
Историческими
событиями
,
положившими
свою
печать
на
всю
жизнь
страны
в
первой
половине
Х
I
Х
в
.,
были
Отечественная
война
1812
г
.
и
Восстание
декабристов
1825
г
.
Очень
высоко
декабристы
ценили
фольклорные
произведения
,
отражавшие
"
непреклонный
дух
"
народа
, –
"
разбойничьи
"
песни
и
исторические
песни
о
крестьянских
восстаниях
под
руководством
Степана
Разина
и
Емельяна
Пугачева
.
В
декабристском
научно
-
литературном
журнале
"
Соревнователь
просвещения
и
благотво
-
рения
"
одно
из
центральных
мест
занимали
статьи
по
фольклору
.
Журнал
знакомил
читателей
с
лучшими
про
-
изведениями
народного
творчества
.
Усилия
декабристов
способствовали
развитию
литературно
-
фольклорных
связей
.
Однако
фольклоризм
дворянских
революционеров
в
силу
исторических
причин
не
лишен
недостатков
.
Интересуясь
преимущественно
"
вольностью
"
в
народной
поэзии
,
они
относились
к
ней
избирательно
и
недо
-
оценивали
некоторые
ее
жанры
(
сказки
,
бытовые
песни
).
В
связи
со
спорами
о
народности
в
русской
критике
20-
х
гг
.
Х
I
Х
в
.
А
.
С
.
Пушкин
написал
статью
"
О
народности
в
литературе
".
В
ней
он
остроумно
заметил
,
что
на
-
родность
заключается
в
"
выборе
предметов
из
Отечественной
истории
"
или
в
употреблении
русских
выражений
.
В
его
понимании
народность
есть
образ
мыслей
и
чувствований
,
есть
тьма
обычаев
,
поверий
и
привычек
,
принад
-
лежащих
исключительно
какому
-
нибудь
народу
.
Под
воздействием
А
.
С
.
Пушкина
воплощение
народного
"
образа
мыслей
и
чувствований
",
использование
народного
поэтического
языка
в
произведениях
писателей
становится
в
последующее
время
лучшей
традицией
литературы
Х
IX
в
.
Особую
страницу
в
истории
русской
фольклористики
занимает
собирательная
работа
А
.
С
.
Пушкина
.
Таким
образом
,
отношение
А
.
С
.
Пушкина
к
народному
творчеству
развивалось
по
пути
дальнейшего
рас
-
ширения
и
укрепления
литературно
-
фольклорных
связей
.
В
30–40-
е
гг
.
Х
I
Х
в
.
собирание
и
изучение
фольклора
представляет
собой
многообразный
процесс
,
в
кото
-
ром
участвуют
представители
различных
общественных
течений
.
Если
в
первые
десятилетия
Х
I
Х
в
.
собирание
фольклорных
произведений
носило
индивидуальный
характер
,
то
в
30-
е
гг
.
собирательное
дело
впервые
стано
-
вится
коллективным
.
Собирание
и
публикация
фольклорных
произведений
как
задача
большой
национальной
важности
в
это
время
объединяет
лиц
,
принадлежащих
к
различным
общественным
течениям
.
С
30-
х
гг
.
началась
собирательская
работа
В
.
И
.
Даля
,
составителя
знаменитого
"
Толкового
словаря
живого
великорусского
языка
"
и
капитального
сборника
пословиц
,
являющегося
также
автором
произведений
из
на
-
родной
жизни
.
В
30-
е
гг
.
В
.
Г
.
Белинский
утверждал
,
что
русская
культура
и
литература
должны
быть
народны
,
так
как
подлинно
национальными
могут
быть
только
такие
произведения
,
создатели
которых
типически
выражают
"
дух
того
народа
,
среди
которого
они
рождены
и
воспитаны
,
его
внутреннюю
жизнь
до
сокровеннейших
глу
-
бин
".
Рассматривая
устное
народное
творчество
как
большую
национальную
ценность
,
В
.
Г
.
Белинский
,
в
отли
-
чие
от
литературных
западников
,
утверждал
,
что
идеи
прогресса
России
должны
находиться
в
тесной
связи
с
народной
поэтической
культурой
и
с
самим
народом
–
социальной
силой
истории
.
Фольклор
,
как
он
справедли
-
во
отметил
,
не
архаическая
давность
,
а
живой
фактор
современного
развития
русской
культуры
.
Поэтому
во
многих
статьях
и
рецензиях
критик
неоднократно
подчеркивал
всю
важность
собирательской
работы
.
Так
,
от
-
мечая
в
одной
из
рецензий
,
что
, "
в
народной
речи
есть
своя
свежесть
,
энергия
,
живописность
,
а
в
народных
песнях
и
даже
сказках
–
своя
жизнь
и
поэзия
",
он
указывал
,
что
"
должно
их
собирать
как
живые
факты
истории
языка
,
характера
народа
".
Особенно
ценил
В
.
Г
.
Белинский
подлинность
текстов
народных
произведений
.
Он
постоянно
боролся
с
небрежным
и
невежественным
отношением
к
фольклорным
произведениям
,
иногда
доходившим
у
различных
издателей
до
прямого
фальсификаторства
.
Он
с
возмущением
указывал
на
подобные
песенники
и
сборники
как
на
печатную
"
макулатуру
",
противопоставляя
им
точную
запись
собирателей
прямо
из
народных
уст
.
Сравни
-
вая
поэзию
русского
народа
с
мировым
фольклором
,
В
.
Г
.
Белинский
отводил
ей
одно
из
первых
мест
: "
Наша
народная
поэзия
, –
писал
он
, –
не
уступит
в
богатстве
ни
одному
народу
в
мире
и
только
ждет
трудолюбивых
деятелей
,
которые
собрали
бы
ее
сокровища
,
таящиеся
в
памяти
народа
".
В
спорах
о
народности
литературы
,
которые
ожесточенно
велись
в
40-
е
гг
.
Х
I
Х
в
.,
решающее
слово
при
-
надлежит
В
.
Г
.
Белинскому
.
Ценность
народного
поэтического
искусства
как
духовного
богатства
народа
,
хранимого
на
протяжении
веков
,
отмечал
и
Н
.
Г
.
Чернышевский
.
Чернышевскому
Н
.
Г
.
и
Добролюбову
Н
.
А
.
неоднократно
приходилось
бороться
с
реакционными
мнения
-
ми
и
теориями
в
отношении
народного
поэтического
творчества
.
Новые
пути
были
проложены
ими
в
области
собирания
народного
поэтического
творчества
.
Целиком
под
-
держивая
требование
Белинского
о
необходимости
точности
и
подлинности
записи
произведений
непосредст
-
венно
"
из
народных
уст
",
они
высказали
много
важных
мыслей
относительно
практики
собирания
,
указав
,
что
и
как
нужно
искать
и
записывать
в
народе
.
Чернышевский
Н
.
Г
.,
приветствуя
дело
издания
сборников
народной
песни
,
выступил
,
однако
,
с
резкой
критикой
установки
Берга
исключительно
на
песенную
старину
,
на
все
то
архаически
древнее
,
что
отделяло
этот
сборник
от
современности
.
Добролюбов
Н
.
А
.
советовал
собирателям
фольклора
составлять
сборники
так
,
чтобы
перед
читателем
мог
-
ла
возникнуть
"
живая
физиономия
народа
,
сохранившая
эти
предания
".
Для
этого
нужно
записывать
народные
произведения
с
полным
сохранением
обстановки
,
в
которой
они
живут
.
Новые
принципы
собирания
и
исследования
народного
поэтического
творчества
,
выдвинутые
и
обосно
-
ванные
Н
.
Г
.
Чернышевским
и
Н
.
А
.
Добролюбовым
,
оказали
большое
влияние
на
развитие
русской
фольклори
-
стики
второй
половины
Х
I
Х
в
.
В
60-
е
гг
.
в
условиях
развития
революционного
движения
и
активизации
общест
-
венной
мысли
появляется
целая
плеяда
молодых
собирателей
.
Глубокий
интерес
к
народному
творчеству
прояв
-
ляют
многие
русские
писатели
демократического
направления
:
Н
.
А
.
Некрасов
,
М
.
Е
.
Салтыков
-
Щедрин
,
А
.
Н
.
Ост
-
ровский
и
др
.
При
изучении
литературно
-
фольклорных
связей
нетрудно
заметить
своеобразие
фольклоризма
каждого
из
этих
писателей
.