Файл: Защита проекта коррекционноразвивающей программы психологопедагогическая коррекция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В данном исследовании нас интересовали только первые два параметра (тревожность и фрустрация), так как именно они сопровождают антивитальное поведение. Как видно из Приложения 2, 25% испытуемых (5 из 20 человек) обнаружили высокие показатели фрустрированности и тревожности.
Предоставим результаты диагностики по методике «Шкала депрессии» А. Бека по первичным результатам предоставленными в Приложении 2.
Как видно по Рисунку 5 и Приложению 2, 25% испытуемых (5 человек) имеют выраженное или тяжелое депрессивное состояние (2 - выраженное депрессивное состояние, 3 - тяжелое депрессивное состояние). Все прочие испытуемые имеют либо нормальное состояние (50%), либо состояние легкой депрессии (25%).
Д
ля более легкого восприятия информации мы свели все результаты наших исследований в одну диаграмму, на которой видны все подростки с ярко выраженными антивитальными настроениями.
Р
исунок 6 - Обобщенные результаты психодиагностических исследований
антивитального поведения подростков, %
Для простоты восприятия мы также переинтерпретировали модифицированный тест «Витальность» Г.В. Резапкиной, обозначив в итоговом варианте лишь последний показатель, так как он является совокупностью жизненного тонуса, целеустремленности, независимости и стрессоустойчивости.
Таким образом, из диаграмм следует, что общие показатели группы 2м1 по методикам «Витальность», «Самооценка психических состояний» и «Шкала депрессии» находятся в нормативных пределах.
Анализируя данные по группе, можно выделить обучающихся, имеющих низкие показатели по какому-либо фактору (табл. 2.1).
Данная таблица показывает, что четверть всех обучающихся группы имеет тенденцию к антивитальному поведению. «Г руппа риска» - 5 человек. Целесообразность и необходимость проведения психологопедагогической коррекции в группе 2м1 обусловлена особенностями внутренних психических процессов обучающихся, происходящих в духовном мире подростков, в их сознании, мироощущении, а также помощи обучающимся в овладении ситуациями, протекающими в их жизни, и предотвращения перетекания антивитального поведения в суицидальное.
Выводы по Главе II:
Для данного исследования были использованы следующие методы:
-
Теоретические методы: аналитико-синтетический, метод моделирования, целеполагание. -
Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование. Психодиагностические методики: модифицированный тест «Витальность» Г. В. Резапкиной, «Шкала депрессии» А. Бека, «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка. -
Методы математико-статистического анализа: методы описательной статистики, Т-критерий Уилкоксона.
Общие показатели группы 2м1 по методикам «Витальность», «Самооценка психических состояний» и «Шкала депрессии» находятся в нормативных пределах.
В результате тестирования по методикам «Витальность», «Самооценка психических состояний» и «Шкала депрессии» 5 человек состоит в «группе риска». Наблюдается необходимость в разработке программы психолого-педагогической коррекции антивитального поведения подростков и определении ее эффективности в ходе формирующего эксперимента.
ГЛАВА III. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ АНТИВИТАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ С
ПОДРОСТКАМИ
-
Программа психолого-педагогической коррекции антивитального поведения подростков
Актуальность: В современной образовательной организации формирование у обучающихся витальности является актуальной задачей. Решение данной проблематики возможно лишь только в комбинированном взаимодействии педагогического состава, детей и родителей. Витальность в данном контексте необходимо понимать как систематически важное психологическое свойство индивида, которое возникает у человека в следствии его определенных навыков и установок личности, которые позволяют превращать проблемные ситуации в возможности. Формирование витальности опирается на базовое понятие о ценностях: ценностях человеческих жизней и смысла каждой такой жизни. В календарном плане школы не было и не стояло занятий по «Формированию витальности и профилактике антивитального поведения», однако, в связи с недавними психологическими исследованиями, было принято решение о введении в тематический план таких занятий.
Цель: психологическая коррекция уровня витальности и профилактика антивитального поведения в среде подростков.
Задачи:
-
Оказание психолого-педагогической коррекции антивитального поведения. -
Формирование навыков самопомощи при проявлении факторов антивитального поведения. -
Формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности.
Принципы:
-
Единство коррекции и развития - решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психологопедагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка. -
Единство возрастного и индивидуального в развитии - индивидуальный подход к подростку в контексте его возрастного развития. -
Единство диагностики и коррекции - задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития. -
Деятельностный принцип - принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. -
Подход к коррекционной работе к каждому подростку как к одаренному - подростки, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как люди «второго» сорта.
Контингент участников: обучающиеся в возрасте от 15 до 17 лет
Методы: вопросы и ответы, фронтальный вопрос, диалог, игры, задания и упражнения [46, 51].
Структура:
В структуру программы психолого-педагогической коррекции антивитального поведения подростков входят: вводная, основная и заключительная части.
Вводную часть составляет одно занятие и его цель - установление психологического контакта и сплочение группы на предстоящую работу, а также введение базового понятия «тревожность» и как с ним справляться.
В основную часть программы входит шесть занятий, направленных на укрепление, либо повышение наиболее распространенных факторов присущих витальному поведению (жизнеустойчивость, стрессоустойчивость, целеустремленность, независимость и т.д.); а также на снижение, либо преодоление факторов свойственных антивитальному поведению (фрустрация, депрессия, тревожность и т.д.)
В заключительную часть психолого-педагогической коррекционной программы антивитального поведения подростков входит одно занятие, целью которого является установление обратной связи, анализированние информации, формирование понятия о витальности и подведение итогов.
Продолжительность: 8 занятий, проводимых 2 раза в неделю от 1,5 до 2 часов (16 часов) в течение одного месяца.
Планируемые результаты: повышение уровня витальности, которая включает в себя: жизненный тонус - развитие активной жизненной позиции, интереса к людям, событиям и делам, которые окружают подростков; целеустремленность - повышение уровня инициативности и ответственности, уверенности в своих собственных силах, а также упорства в достижении своих целей; стрессоустойчивость - понижение уровня чувствительности к стрессовым ситуациям; независимость - развитие самодостаточности подростков, повышение уровня самооценки личности; понижение уровня тревожных, фрустрационных и депрессионных состояний у подростков.
Занятие №1 «Тревожность»
Ритуал приветствия «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Время: 5-10 минут
Цель: установление психологического контакта, сплочение группы и повышение самооценки у обучающихся
Описание: Каждый поочередно говорит две фразы «Меня зовут.» и «Я люблю себя за то, что.»
Упражнение №1 «Я испытываю тревогу, когда.»
Время: 15-20 минут
Цель: выяснение ситуаций и ощущений подростков во время наступления тревожного состояния
Описание: Каждый из подростков, по очереди, должен закончить предложение «Я испытываю тревогу, когда...»
Обсуждение: Что вы чувствуете в тот момент, когда вам тревожно? Нужно ли избавляться от тревожного состояния?
Упражнение №2 «Мои достоинства и недостатки»
Время: 30 минут
Цель: принятие своих недостатков такими, какими они есть, дать обучающимся возможность продемонстрировать свои сильные стороны
Описание: Каждому участнику выдается лист бумаги и ручка. Есть необходимость разделить лист на две колонки: «Мои достоинства» и «Мои недостатки». В колонку «Мои недостатки» записать все недостатки, что вы считаете в себе в данный момент, а затем напротив каждого недостатка напишите свое достоинство.
Обсуждение: Круговое обсуждние Упражнение №3 «Мусорное ведро»
Время: 20-30 минут
Цель: преодоление своих тревожных состояний
Описание: В данном упражнении необходимо нарисовать, что или кто тревожит вас на данный момент времени (человек, ситуация). Если есть на то необходимость, то можно нарисовать его корявым, скрюченным. После этого необходимо смять и разорвать лист на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро
Обсуждение: Каковы ощущения каждого из вас после выполненного упражнения? (Круговое обсуждение)
Ритуал прощания Время: 10-15 минут
Цель: расслабление и получение обратной связи Описание: Встаньте прямо, руки поднимите вверх. Вытянитесь и напрягитесь, чтобы почувствовать это всем телом. В таком состоянии задержитесь на несколько минут, чтобы привыкнуть к напряжению и даже
устать от него. Представьте, что вы заморожены. Теперь вообразите, что над вами появилось солнце, а его лучи начали вас греть. Начните медленно «таять» под невидимыми лучами. Сначала расслабьте кисти, потом предплечья, затем плечи, потом шею, затем тело, а потом и ноги. Расслабьтесь полностью.
Обсуждение: Что понравилось на занятии? Что получилось/не получилось? Какое упражнение показалось сложным?
Занятие №2 «Фрустрация»
Ритуал приветствия «Клубок»
Время: 5-10 минут
Цель: установление психологического контакта, сплочение группы, развитие памяти и снятие напряженности
Описание: Участникам группы предлагается по очереди назвать свое имя и добавить к нему какое-либо прилагательное, которое будет начинаться на первую букву имени обучающегося. Следующий в очереди участник занятия должен назвать предыдущих участников, каждого со своим прилагательным, а затем и себя.
Упражнение №1 «Беседа»
Время: 15-20 минут
Цель: выяснение ситуаций и ощущений подростков во время наступления состояния фрустрации