Файл: Защита проекта коррекционноразвивающей программы психологопедагогическая коррекция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В данном исследовании нас интересовали только первые два параметра (тревожность и фрустрация), так как именно они сопровождают антивитальное поведение. Как видно из Приложения 2, 25% испытуемых (5 из 20 человек) обнаружили высокие показатели фрустрированности и тревожности.

Предоставим результаты диагностики по методике «Шкала депрессии» А. Бека по первичным результатам предоставленными в Приложении 2.
Как видно по Рисунку 5 и Приложению 2, 25% испытуемых (5 человек) имеют выраженное или тяжелое депрессивное состояние (2 - выраженное депрессивное состояние, 3 - тяжелое депрессивное состояние). Все прочие испытуемые имеют либо нормальное состояние (50%), либо состояние легкой депрессии (25%).

Д
ля более легкого восприятия информации мы свели все результаты наших исследований в одну диаграмму, на которой видны все подростки с ярко выраженными антивитальными настроениями.

Р
исунок 6 - Обобщенные результаты психодиагностических исследований
антивитального поведения подростков, %

Для простоты восприятия мы также переинтерпретировали модифицированный тест «Витальность» Г.В. Резапкиной, обозначив в итоговом варианте лишь последний показатель, так как он является совокупностью жизненного тонуса, целеустремленности, независимости и стрессоустойчивости.

Таким образом, из диаграмм следует, что общие показатели группы 2м1 по методикам «Витальность», «Самооценка психических состояний» и «Шкала депрессии» находятся в нормативных пределах.

Анализируя данные по группе, можно выделить обучающихся, имеющих низкие показатели по какому-либо фактору (табл. 2.1).

Данная таблица показывает, что четверть всех обучающихся группы имеет тенденцию к антивитальному поведению. «Г руппа риска» - 5 человек. Целесообразность и необходимость проведения психолого­педагогической коррекции в группе 2м1 обусловлена особенностями внутренних психических процессов обучающихся, происходящих в духовном мире подростков, в их сознании, мироощущении, а также помощи обучающимся в овладении ситуациями, протекающими в их жизни, и предотвращения перетекания антивитального поведения в суицидальное.

Выводы по Главе II:

Для данного исследования были использованы следующие методы:

  1. Теоретические методы: аналитико-синтетический, метод моделирования, целеполагание.

  2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование. Психодиагностические методики: модифицированный тест «Витальность» Г. В. Резапкиной, «Шкала депрессии» А. Бека, «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка.

  3. Методы математико-статистического анализа: методы описательной статистики, Т-критерий Уилкоксона.


Общие показатели группы 2м1 по методикам «Витальность», «Самооценка психических состояний» и «Шкала депрессии» находятся в нормативных пределах.

В результате тестирования по методикам «Витальность», «Самооценка психических состояний» и «Шкала депрессии» 5 человек состоит в «группе риска». Наблюдается необходимость в разработке программы психолого-педагогической коррекции антивитального поведения подростков и определении ее эффективности в ходе формирующего эксперимента.


ГЛАВА III. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ АНТИВИТАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ С


ПОДРОСТКАМИ

    1. Программа психолого-педагогической коррекции антивитального поведения подростков

Актуальность: В современной образовательной организации формирование у обучающихся витальности является актуальной задачей. Решение данной проблематики возможно лишь только в комбинированном взаимодействии педагогического состава, детей и родителей. Витальность в данном контексте необходимо понимать как систематически важное психологическое свойство индивида, которое возникает у человека в следствии его определенных навыков и установок личности, которые позволяют превращать проблемные ситуации в возможности. Формирование витальности опирается на базовое понятие о ценностях: ценностях человеческих жизней и смысла каждой такой жизни. В календарном плане школы не было и не стояло занятий по «Формированию витальности и профилактике антивитального поведения», однако, в связи с недавними психологическими исследованиями, было принято решение о введении в тематический план таких занятий.

Цель: психологическая коррекция уровня витальности и профилактика антивитального поведения в среде подростков.

Задачи:

  1. Оказание психолого-педагогической коррекции антивитального поведения.

  2. Формирование навыков самопомощи при проявлении факторов антивитального поведения.

  3. Формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности.

Принципы:

  1. Единство коррекции и развития - решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого­педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

  2. Единство возрастного и индивидуального в развитии - индивидуальный подход к подростку в контексте его возрастного развития.

  3. Единство диагностики и коррекции - задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития.

  4. Деятельностный принцип - принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.

  5. Подход к коррекционной работе к каждому подростку как к одаренному - подростки, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как люди «второго» сорта.


Контингент участников: обучающиеся в возрасте от 15 до 17 лет

Методы: вопросы и ответы, фронтальный вопрос, диалог, игры, задания и упражнения [46, 51].

Структура:

В структуру программы психолого-педагогической коррекции антивитального поведения подростков входят: вводная, основная и заключительная части.

Вводную часть составляет одно занятие и его цель - установление психологического контакта и сплочение группы на предстоящую работу, а также введение базового понятия «тревожность» и как с ним справляться.

В основную часть программы входит шесть занятий, направленных на укрепление, либо повышение наиболее распространенных факторов присущих витальному поведению (жизнеустойчивость, стрессоустойчивость, целеустремленность, независимость и т.д.); а также на снижение, либо преодоление факторов свойственных антивитальному поведению (фрустрация, депрессия, тревожность и т.д.)

В заключительную часть психолого-педагогической коррекционной программы антивитального поведения подростков входит одно занятие, целью которого является установление обратной связи, анализированние информации, формирование понятия о витальности и подведение итогов.

Продолжительность: 8 занятий, проводимых 2 раза в неделю от 1,5 до 2 часов (16 часов) в течение одного месяца.

Планируемые результаты: повышение уровня витальности, которая включает в себя: жизненный тонус - развитие активной жизненной позиции, интереса к людям, событиям и делам, которые окружают подростков; целеустремленность - повышение уровня инициативности и ответственности, уверенности в своих собственных силах, а также упорства в достижении своих целей; стрессоустойчивость - понижение уровня чувствительности к стрессовым ситуациям; независимость - развитие самодостаточности подростков, повышение уровня самооценки личности; понижение уровня тревожных, фрустрационных и депрессионных состояний у подростков.

Занятие №1 «Тревожность»

Ритуал приветствия «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»

Время: 5-10 минут

Цель: установление психологического контакта, сплочение группы и повышение самооценки у обучающихся

Описание: Каждый поочередно говорит две фразы «Меня зовут.» и «Я люблю себя за то, что.»

Упражнение №1 «Я испытываю тревогу, когда.»

Время: 15-20 минут

Цель: выяснение ситуаций и ощущений подростков во время наступления тревожного состояния

Описание: Каждый из подростков, по очереди, должен закончить предложение «Я испытываю тревогу, когда...»


Обсуждение: Что вы чувствуете в тот момент, когда вам тревожно? Нужно ли избавляться от тревожного состояния?

Упражнение №2 «Мои достоинства и недостатки»

Время: 30 минут

Цель: принятие своих недостатков такими, какими они есть, дать обучающимся возможность продемонстрировать свои сильные стороны

Описание: Каждому участнику выдается лист бумаги и ручка. Есть необходимость разделить лист на две колонки: «Мои достоинства» и «Мои недостатки». В колонку «Мои недостатки» записать все недостатки, что вы считаете в себе в данный момент, а затем напротив каждого недостатка напишите свое достоинство.

Обсуждение: Круговое обсуждние Упражнение №3 «Мусорное ведро»

Время: 20-30 минут

Цель: преодоление своих тревожных состояний

Описание: В данном упражнении необходимо нарисовать, что или кто тревожит вас на данный момент времени (человек, ситуация). Если есть на то необходимость, то можно нарисовать его корявым, скрюченным. После этого необходимо смять и разорвать лист на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро

Обсуждение: Каковы ощущения каждого из вас после выполненного упражнения? (Круговое обсуждение)

Ритуал прощания Время: 10-15 минут

Цель: расслабление и получение обратной связи Описание: Встаньте прямо, руки поднимите вверх. Вытянитесь и напрягитесь, чтобы почувствовать это всем телом. В таком состоянии задержитесь на несколько минут, чтобы привыкнуть к напряжению и даже

устать от него. Представьте, что вы заморожены. Теперь вообразите, что над вами появилось солнце, а его лучи начали вас греть. Начните медленно «таять» под невидимыми лучами. Сначала расслабьте кисти, потом предплечья, затем плечи, потом шею, затем тело, а потом и ноги. Расслабьтесь полностью.

Обсуждение: Что понравилось на занятии? Что получилось/не получилось? Какое упражнение показалось сложным?

Занятие №2 «Фрустрация»

Ритуал приветствия «Клубок»

Время: 5-10 минут

Цель: установление психологического контакта, сплочение группы, развитие памяти и снятие напряженности

Описание: Участникам группы предлагается по очереди назвать свое имя и добавить к нему какое-либо прилагательное, которое будет начинаться на первую букву имени обучающегося. Следующий в очереди участник занятия должен назвать предыдущих участников, каждого со своим прилагательным, а затем и себя.

Упражнение №1 «Беседа»

Время: 15-20 минут

Цель: выяснение ситуаций и ощущений подростков во время наступления состояния фрустрации